УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 1 КЛАССЕ «АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ»
Губайдуллина Ильсеяр Борисовна
учитель высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ №5 с УИОПг.Бугульма
УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 1 КЛАССЕ
АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ
ОВОЩИ И ФРУКТЫ-ВИТАМИННЫЕ ПРОДУКТЫ
Цели:1. Систематизировать и расширять знания об овощах и фруктах.
Познакомить с витаминами, раскрыть их значение для человека
- Развивать речь, логическое мышление, умение анализировать, делать выводы.
- Воспитывать интерес к познанию своего организма, умение сохранять своё здоровье
Тип урока: решение частичных задач (ОНЗ)
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: научатся различать овощи и фрукты, группировать их; выполнять правила гигиены при употреблении овощей и фруктов; получат возможность научиться находить в учебнике информацию о витаминах в соответствии с заданием; определять роль витаминовА, В, С в жизнедеятельности организма; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.
Метапредметные: использовать различные способы поиска сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; определять общую цель и пути ее достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Личностные: формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, уважительного отношения к иному мнению; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться):
Познавательные:общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о разнообразии и значении овощей и фруктов в питании человека; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, собственного жизненного опыта, рассказов, сказок).
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.
Регулятивные:ориентируются в учебнике и рабочей тетради, принимают и сохраняют учебную задачу, прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Коммуникативные:умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя.
Методы и формы обучения: частично — поисковый; фронтальная, индивидуальная работа, парная и групповая работа
Образовательные ресурсы: интерактивная доска, презентация, корзинки с фруктами и овощами, мультфильм, карточки с заданиями.
Ход урока
1.Организационный момент. (1-2 мин)
Вот и прозвенел звонок,
Начинается урок.
Очень тихо вы садитесь
И работать не ленитесь.
Мотивация к учебной деятельности.
Мы — умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Во 1 классе учимся!
Всё у нас получится!
2.Актуализация знаний Дидактическая игра «Правила поведения» (4-5 мин)
а) Ребята, на предыдущих уроках мы с вами выясняли: «Почему в лесу нужно соблюдать тишину, и не нужно рвать цветы и ловить бабочек на лугу» Сейчас мы поиграем и проверим ваши знания.
— У каждого из вас на парте лежит карточка №1, на котором нарисовано 6 кружков. Найдите первый кружок.
Сейчас я буду читать правила поведения в лесу, которые мы изучили.
Вы внимательно его слушаете, если этого делать нельзя, кружок раскрашиваете в красный цвет.
Если вы согласны с этим утверждением, то кружок раскрашиваете зелёным цветом.
- Ветки не ломайте, деревья не качайте, ни травинку, ни лист не рвите.
- В лесу можно листьями бросаться, венки из цветов плести, букеты нарвать. Подумаешь, много зелени – ещё вырастет.
3.Наконец – то в лесу можно пошуметь, покричать, главное, никому не помешаешь! Ведь людей нет.
- Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.
- Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы совсем их не было.
- Звери всякие нужны – звери всякие важны. Каждый из них в природе делает своё дело. Не пугайте животных!
Проверка: Эталон проверки
А сейчас проверим.
-У кого кружки закрашены именно так, как на слайде, в лист самооценки поставьте +, если есть ошибки, поставьте —
Молодцы! Вы настоящие друзья природы.
— Можно ли разбить эти кружки на пары?
— Давайте и мы с вами поработаем в парах Правила работы в парах вы знаете.
Возьмите карточки №2 .
б) Парная работа.
Карточки 2
А1. Какие животные живут на лугу?
□ 1) бабочки□ 2) волки □ 3) белки □ 4) дятлы
А2. Какую пользу цветам приносят бабочки?
□ 1) опыляют цветы □ 2) пьют нектар □ 3) собирают мёд □ 4) откладывают яйца на цветах
В1. Какой цветок не встретишь на лугу?
□ 1) клевер□ 3)розу
□ 2) ромашку□ 4) колокольчик
Какая пара готова ответить?
(Спросить несколько пар) Затем проверка по эталону.
Ребята, как вы думаете, куда мы попали?
+ Мы попали на луг
2.Релаксация под музыку. А теперь закройте глаза. Представьте себя на лугу. Вы идёте по лугу, смотрите по сторонам, можно попрыгать, побегать, полежать на травке. Найти в траве ручей и поиграть с ним, при желании — умыться, искупаться, поплескаться…
А сейчас возвратимся в класс.
Откройте глаза. Мы долго гуляли на лугу и проголодались.
Подкрепимся? (Да)
- Постановка учебной задачи. ( 4-5 мин)
-Наши постоянные спутники урока Муравьишка и Мудрая Черепаха приготовили вам вкусные загадки. Отгадав эти загадки, мы узнаем тему сегодняшнего урока.
Само с кулачок, Красный, жёлтый бочок. Тронешь пальцем – гладко, А откусишь – сладко. (Яблоко)
Летом — в огороде, Свежие, зелёные. А зимою – в бочке, Крепкие солёные.(Огурцы)
Словно лампочки на ветках,
В ряд на дереве висят,
Жёлтым, красным своим светом,
Наш притягивают взгляд! (Груша)
Круглый бок, желтый бок,
Сидит в грядке колобок.
Врос в землю крепко.
Что же это? (Репка)
На какие группы можно разделить эти предметы? (ФРУКТЫ И ОВОЩИ)
Сформулируйте тему урока. + (варианты «Фрукты и овощи», « Почему нужно есть много фруктов и овощей» для чего нужны фрукты и овощи, зачем вообще нужно есть фрукты и овощи «Овощи и фрукты — витаминные продукты» )
Все верно. Посмотрите на слайд. Прочитайте тему урока
Сформулируйте учебную задачу.
Задача
— научиться различать овощи и фрукты, узнать, где их выращивают, почему нужно много есть фруктов и овощей;
— узнать, что такое витамины и для чего они нужны.
Разобраться в этом нам помогут Муравьишка и Мудрая Черепаха.
- Открытие нового знания.
( построение проекта выхода из затруднения). (7-8 мин)
Как вы думаете, чем отличаются овощи от фруктов?
+(овощи выращивают в огороде,
фрукты в саду;
по вкусу овощи несладкие,
фрукты сладкие).
Молодцы, вы хорошо знаете отличия. А сейчас поиграем. Посмотрите на слайд. Я показываю на предмет. Если это овощ, поднимите карточку с буквой О, если фрукт карточку с буквой Ф (обратная связь)
5.(7)Включение нового знания в систему знаний и повторение (7-8 мин)
Возьмите карточку 3
-Овощи и фрукты, которые выращивают в нашей местности, отметьте зеленым карандашом, а то, что привозят из жарких стран, — красным карандашом. Обменяйтесь карточками, проверьте работу соседа по правому плечу. Если надо, исправьте. Передайте карточку обратно. А сейчас, проверим все вместе. (эталон)
Поставьте + если все верно
Молодцы, все справились. Давайте отдохнем.
ФИЗМИНУТКА
– А кто из вас любит есть овощи и фрукты? Поднимите руки. Я не сомневалась, что вы все поднимете руку. Какую учебную задачу мы пока не решили? Вспомните тему урока. (Почему нужно есть фрукты и овощи?)
-Давайте решим кроссворд и попробуем ответить на этот вопрос:
1. Ягода известная Прозрачная, полезная Этой ягоде я рад, Это вкусный… (Виноград) 2. Под шершавой кожурой, Сочный плод хранится мой, Он зеленый и зернистый, Нежный, сладкий и мясистый. Как же называюсь я, Мякоть вкусная моя — Кладезь витаминов ценных, Для здоровья драгоценных. (Киви) 3. Маленькая печка с красными угольками (Гранат) 4. Все о ней боксеры знают С ней удар свой развивают.Хоть она и неуклюжа,Но на фрукт-то как похожа … (Груша) Учитель: Какое ключевое слово получилось ? (Витамины). Кто догадался, чего много во фруктах и овощах? (Витаминов) |
Так почему же нужно есть овощи и фрукты? Сделайте вывод. +Вывод: Овощи и фрукты полезные, в них много витаминов.
— Как вы думаете, что такое витамины?
Давайте послушаем Алину и Эвелину…
Они сходили в библиотеку и нашли ИНТЕРЕСНУЮ ИНФОРМАЦИЮ.
Сообщение ребенка (Алина )
+Витамины – это вещества, которые содержатся в овощах и фруктах. Они полезны для организма человека, необходимы для поддержания жизни.
Сообщение ребенка (Эвелина)
Слово вита – означает жизнь. Недостаток в пище витаминов – это губительно для нашего организма, потому что он только ещё растёт и развивается. Для этого нужно постоянно принимать в пищу овощи и фрукты. А также они могут вылечить нас от разных болезней. Для нормальной жизни человека нужно около 20 витаминов.
Сообщения детей
–Ребята, Давайте познакомимся с братьями – витаминами! (выходят по одному)
С учебника и дополнительная информация (Полина)
Я витамин А. Если вы хотите хорошо расти, хорошо видеть и иметь крепкие зубы, вам нужен я! Вы можете найти меня в капусте, в моркови, в помидорах.
А я витамин В. Если вы хотите быть сильными, иметь хороший аппетит и не хотите огорчаться по пустякам, вам нужен я. Вы можете найти меня в яблоках, в редиске, в свёкле.
А я витамин С. Если вы хотите реже простужаться, быть бодрыми, быстрее выздоравливать при болезни, вам нужен я. А меня вы можете найти в лимоне, в луке, в апельсинах.
- Первичное закрепление (4-5 мин )
Спасибо, ребята, за подробную информацию о витаминах.
А сейчас поработаем в группах. Проверим, что вы запомнили о витаминах. Ваша задача распределить овощи и фрукты содержащие витамин А- 1 и 4 группа, содержащие витамин В -2 и 5 группа, содержащие витамин С – 3и 6 группа. Участники под №1 — откройте конверты с заданием, возьмите задание передайте участникам под №2
Участники под №2 прочитайте задание для всей группы
Участники под №3 – возьмите наклейки и наклейте их на лист с заданием
Участники под №4 — подготовьтесь рассказать по плану
1и 4 группа
Ребята, помогите нам!
Найдите среди овощей и фруктов, те в которых содержится витамин А.
Наклейте их на лист с заданием. Подготовьтесь рассказать по плану.
План
-Какие овощи и фрукты положили в корзину?
-Какой витамин содержится в них?
— Чем полезны эти витамины?
2 и 5 группа
Ребята, помогите нам!
Найдите среди овощей и фруктов, те в которых содержится витамин В.
Наклейте их на лист с заданием. Подготовьтесь рассказать по плану.
План
—Какие овощи и фрукты положили в корзину?
-Какой витамин содержится в них?
— Чем полезны эти витамины?
3 и 6 группа
Ребята, помогите нам!
Найдите среди овощей и фруктов, те в которых содержится витамин С.
Наклейте их на лист с заданием. Подготовьтесь рассказать по плану.
План
—Какие овощи и фрукты положили в корзину?
-Какой витамин содержится в них?
— Чем полезны эти витамины?
Работа в группах.
(предметные картинки фруктов и овощей)(выбор продуктов)
1и 4 группа- витамин А(дети выбирают : капусту, морковь, помидоры)
2и 5 группа- витамин В– свекла, яблоки, редис.
3 и 6группа- витамин С–лимон, лук, апельсины Проверка работы.
Молодцы, вы хорошо справились с заданием. Вы знаете изученные витамины.
— Какой вывод можно сделать?
+Вывод: нужно знать, в каких, овощах и фруктах находятся те или иные витамины,
Надо больше есть фруктов и овощей
Без витаминов мы можем заболеть
— Ребята, а что ещё можем сделать для того, чтобы не заболеть? ( закаляться, правильно питаться, заниматься спортом, делать зарядку).Давайте, мы с вами тоже сделаем зарядку.
Физминутка
А сейчас посмотрите фрагмент одного интересного мультфильма
Какой вывод сделаете?
Вывод :Овощи и фрукты перед едой нужно обязательно мыть, чтобы не заболеть.
Перед вами лежит тестовая работа, проверьте свои знания, выполните самостоятельно.
- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль. ( 4-5 мин)
Тесты распечатанные на листочках + поставить
Все ли правильно сделали. Молодцы.
Вот какие полезные овощи и фрукты! Про них даже двустишия придумали! (Слайды)
Дети читают.
- Если будешь есть морковку, будешь бегать стометровку. (Диана)
- Если съешь ты огурец, будешь просто молодец. ( Настя)
- Положи лимончик в чай — выпей витаминный рай! (Родион М)
- Овощи и фрукты — самые витаминные продукты! (Эллина)
Учитель.
Кушайте, ребята огурцы и дыни —
В овощах и фруктах много витаминов.
И растите сильными,
Умными, весёлыми.
Ешьте витамины —
Будете здоровыми!
- Рефлексия ( 2-3 мин)
Ребята, давайте подведём итог.
Закончите предложение:
Я не знал … — теперь я знаю…
Примерные ответы :
(-Я не знал, что в овощах и фруктах есть витамины – теперь я знаю. (Ксюша)
-Я не знал, что в капусте, в моркови, в помидорах есть витамин А – теперь я знаю. (Даша П.)
-Я не знал, что в яблоках, в редиске, в свёкле есть витамин В – теперь я знаю. (Никита)
-Я не знал, в каких овощах и фруктах есть витамины С – теперь я знаю, что они есть в лимоне, в луке и апельсинах. ( Дима)
— Я не знал, для чего нужно есть овощи и фрукты – теперь я знаю.(Родион Ш)
— Я не знал, что без витаминов можно заболеть – теперь я знаю. (Эмиль)
-Витамины повышают наше настроение и укрепляют здоровье, а это главное. Ешьте больше овощей и фруктов и будете здоровы!
А теперь оцените свою работу на уроке. Посчитайте +
Молодцы! Вы справились с задачей урока.
Для чего нам нужен материал, изученный сегодня?
Д.з Чтобы закрепить наши знания предлагаю дома выполнить мини-проект на тему «Овощи и фрукты –витаминные продукты».
Урок окончен. Спасибо за урок!
Приложение 1
Лист самооценки
Ф. И. ____________________________________
Моя успешность на уроке
Вид работы | справился + не справился — |
1.Карточка №1 Игра «Правила поведения» | |
2. Карточка №2 Парная работа | |
3.Карточка №3 Овощи и фрукты нашей местности и жарких стран | |
4.Работа в группе | |
5.Самостоятельная работа. Тест. | |
6. Итоговый самооценка |
Приложение 2
Работа в группах
Ребята, помогите нам!
Найдите среди овощей и фруктов, те в которых содержится витамин А.
Наклейте их на лист с заданием. Подготовьтесь рассказать по плану.
План
—Какие овощи и фрукты положили в корзину?
-Какой витамин содержится в них?
— Чем полезны эти витамины?
__________________________________________________________
Ребята, помогите нам!
Найдите среди овощей и фруктов, те в которых содержится витамин В.
Наклейте их на лист с заданием. Подготовьтесь рассказать по плану.
План
—Какие овощи и фрукты положили в корзину?
-Какой витамин содержится в них?
— Чем полезны эти витамины?
_______________________________________________________
Ребята, помогите нам!
Найдите среди овощей и фруктов, те в которых содержится витамин С.
Наклейте их на лист с заданием. Подготовьтесь рассказать по плану.
План
—Какие овощи и фрукты положили в корзину?
-Какой витамин содержится в них?
— Чем полезны эти витамины?
_____________________________________________________
Ребята, помогите нам!
Найдите среди овощей и фруктов, те в которых содержится витамин А.
Наклейте их на лист с заданием. Подготовьтесь рассказать по плану.
План
—Какие овощи и фрукты положили в корзину?
-Какой витамин содержится в них?
— Чем полезны эти витамины?
________________________________________________________
Ребята, помогите нам!
Найдите среди овощей и фруктов, те в которых содержится витамин В.
Наклейте их на лист с заданием. Подготовьтесь рассказать по плану.
План
—Какие овощи и фрукты положили в корзину?
-Какой витамин содержится в них?
— Чем полезны эти витамины?
__________________________________________________________
Ребята, помогите нам!
Найдите среди овощей и фруктов, те в которых содержится витамин С.
Наклейте их на лист с заданием. Подготовьтесь рассказать по плану.
План
—Какие овощи и фрукты положили в корзину?
-Какой витамин содержится в них?
— Чем полезны эти витамины?
________________________________________________________