«Развитие современного образования»
Билалова Алсу Рустамовна
учитель
МБОУ «Русско-татарская средняя
общеобразовательная школа № 129»
Приволжского района г.Казани
«Развитие современного образования»
Образование – то, что остается после того, когда забывается все, чему учили.
А. Эйнштейн
Человек, на протяжении всей своей жизни, чему-то учиться – выражать свои эмоции, желания, ходить, говорить, читать, писать, решать проблемы и т.д., получает образование сначала дошкольное, потом школьное, высшее, профессиональное, дополнительное. В широком смысле слова, образование — процесс или продукт формирования ума, характера и физических способностей личности.
Школа призвана решать три вопроса: как учить, кого учить и чему? Казалось бы ответ прост, что нужно учить детей. Но сами дети уже совсем не те, что были хотя бы 10 лет назад.
Так же, в настоящее время школы, профессиональный статус педагога, методы и функции образования, и усложняются под воздействием происходящих в обществе изменений. Прежде всего, новые условия, связанные с изменениями в образовании и в школе выдвигают новые требования, и ключевые компетенции педагогов и учащихся формулируются, как ответ на эти требования.
В современном мире интегрируется все : наука, культура, экономика, концепции и подходы. А современный человек находится в контексте всеобщей интеграции. В связи м с этим, человеку необходимо развиваться, адаптироваться к современным изменениям и быть готовым к самореализации. Сразу вспоминается мысль Чарльза Дарвина: «Выживает не самый сильный, и не самый умный, а тот, кто лучше всех откликнется на изменения»
Таким образом, развитие «многомерного человека» необходимо и возможно в информационном обществе, где производятся и потребляются знания, интеллект, что приводит к увеличению доли умственного труда, от человека потребуется способность к творчеству, возрастет спрос на знания.
Появился термин «сетевой ученик» – это некая связь ребёнка и смартфона. Для учащихся смартфон – внешнее устройство является его неотъемлемой частью. Это хорошо и плохо. Но при помощи современных технологий можно направить работать на развитие обучающегося . Никто не станет отрицать внутренних психологических изменений современных учеников. Специалисты отмечают: клиповое мышление, фрагментарное запоминание, широкая возможность в выборе приоритетов, многогранность проявления и осмысления своего Я. Во всём море открывшейся информации, средств, форм и методов овладения ею, задача учителя: научить жить в современном цифровом мире.
Так как информационное общество предъявляет более высокие требования ко всей системе образования, включая все ее этапы, то в условиях современного образования необходимо обеспечение перехода к фундаментальному образованию – базе, которая впоследствии позволит варьировать виды деятельности, менять профессии, повышать квалификацию в зависимости от интересов личности. Кроме того, просто необходимо формирование электронной грамотности личности, освоения компьютерных технологий.
В условиях современного образования наиболее актуальным становится деятельностный характер и является залогом повышения эффективности образования. При этом личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной. Актуален переход на личностно-ориентированную и компетентностную модели. Реализация личностно-ориентированной модели в нашей школе имеет положительные, довольно высокие результаты. Ведь творческий, постоянно самосовершенствующийся учитель без труда проводит дифференциацию содержания учебных заданий (по объему; по уровню творчества; по уровню трудности;) с учетом возрастных особенностей и склонностей учащихся, применяет различные технологии для активизации учебной деятельности (интерактивные задания, электронная доска и т.д.), здоровье сберегающие технологии в процессе обучения. Кроме того, успешно реализуется исследовательская и проектная деятельность по всем учебным дисциплинам. Я думаю, это и есть организационная форма реализации компетентностной модели образования, что облегчает и помогает современному учителю.
В современном мире есть несколько форм обучения. Подвергается реконструкции сама классно-урочная форма обучения со своими главными атрибутами: организованное обучающее пространство (школа, деление по возрастам, уроки, личность учителя). Приобретают популярность две другие формы обучения, связанные с использованием интернета и его возможностями. Онлайн образование, для которого расширяется пространство и нет такой жёсткой привязки к классной комнате: ученик и учитель могут находиться где угодно и общаться не только аудио, но и визуально с использованием презентаций, записей на экране, видеороликов. Третий вид обучения – оффлайн, для которого не определены ни пространство, ни время. Ученик сам выбирает когда и где ему изучать материал. Выход на оффлайн уровень предусматривает высокую мотивацию к учёбе, владение универсальными учебными навыками первого и второго порядка. Это уровень личной траектории обучения.
Качество образования выражает целостную характеристику функционального единства и его существенных свойств. Внутреннюю основу качества образования составляют степень удовлетворения потребностей и ожиданий (запросов) государства, родителей и детей; уровень достижения образованием поставленных целей; соответствие его определенным нормам. Семья (являясь социальным институтом государства) и само государство заинтересованно в высоком качестве образования. Чтобы удовлетворить это необходимо сформировать такие базовые качества, как самореализация, способность решать проблемы, адаптивность, социализация, гражданственность, толерантность, диалог культур и духовность. Формируя базовые качества, тем самым развиваем необходимые компетенции ведущих идей образования (субъектность, диалогичность, личностное знание) и метапредметных компетенций (компетенции в решении проблем, когнитивность , коммуникативность, аксиологичность, гражданская позиция, культуроведение), которыми должен научиться владеть учащийся для достижения высоких личностных, метапредметных и предметных результатов.
Быстрое развитие информационного общества, переход к фундаментальному образованию, развитие «многомерного человека» находятся, все-таки, в противоречии с действительностью, задача формирования всестороннеразвитой личности, потребность в которой испытывает информационное общество, полностью не реализована , лишь некоторый процент учащихся проявляют способность к самоконтролю, коррекции, планированию, самооценке. У некоторых учащихся действия носят не активный, не сознательный характер, даже в некоторых случаях наблюдается недоразвитие способности к саморазвитию, самореализации, а часть учащихся и вовсе пассивны, проявляют способности репродуктивного характера.
Многообразие различной информации, требует постоянного развития информационных технологий и применения компьютеров. Не составляет исключения и учебный процесс в образовательных учреждениях. Новые технологии обладают широким спектром возможностей, которые позволяют сделать учебный процесс более интересным, совершенным и вывести его на качественно новый уровень.
Таким образом, самосовершенствование – есть путь к достижению поставленной перед обществом и личностью целью. На сегодняшний день очень много «ложится» на плечи педагога. Но, как утверждает народная мудрость, без труда ничего не дается…