Вы здесь: Главная > Без рубрики > Познавательно-исследовательский проект «ЧУДЕСА, ФОКУСЫ, ЭКСПЕРИМЕНТЫ»

Познавательно-исследовательский проект «ЧУДЕСА, ФОКУСЫ, ЭКСПЕРИМЕНТЫ»

Фатыхова Венера Васильевна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №92 «Ладушки» НМР РТ, г. Нижнекамск

 

«ЧУДЕСА, ФОКУСЫ, ЭКСПЕРИМЕНТЫ»

Что я слышу – забываю.

Что я вижу – я помню.

Что я делаю – я понимаю.

Конфуций.

Вид проекта: познавательно — исследовательский

Сроки реализации проекта: краткосрочный, 2 недели

Участники проекта: педагоги, дети второй младшей группы, родители.

Актуальность темы: дети очень любят экспериментировать. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования представляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Опыты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Цель проекта:  формировать экологическую культуру и развивать познавательный интерес детей, посредством экспериментальной и исследовательской  деятельности

Задачи проекта:

— создание условий для формирования у детей познавательного интереса;

— активизировать у детей любознательность в процессе наблюдений и к практическому экспериментированию с объектами;

— совершенствовать  навыки мыслительных действий, анализа, синтеза, классификации и т. д., в процессе познания природной картины мира, способствующих развитию речи;

— развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности

Этапы реализации проекта:

1 этап — Подготовительный этап

2 этап — Основной этап

3 этап —  Заключительный  этап

 

Подготовительный этап проекта (1-я неделя):

  1. Создание экспериментальной лаборатории в группе.
  2. Обогащение уголка экспериментирования необходимыми материалами, приборами.
  3. Изготовление схем, моделей, которые отображают основные свойства веществ.
  4. Подбор подвижных и речевых игр, стихов и загадок о живой и неживой природе.
  5. Составление конспектов тематических занятий по разным разделам программы.
  6. Составление и создание картотек опытов, экспериментов с разными объектами неживой природы.

 

Основной этап проекта — исследовательский (2-я неделя)

1-й день «Чудеса в природе – солнышко»

  1. Чтение художественной литературы

Стихотворение Г. Бойко «Солнышко» (ознакомить с новым стихотворением, помочь в понимании содержания).

  1. Пальчиковая игра «Солнышко, солнышко» (способствовать развитию моторики рук).
  2. Продуктивная деятельность: рисование «Светит солнышко в окошко» (обучать рисованию предметов круглой формы, закрашиванию по контуру).
  3. Беседа и обсуждение «Учимся радоваться солнышку и природе» (развивать интерес и эмоциональную отзывчивость на явления неживой природы).
  4. Игра-ситуация «Солнечные зайчики» (способствовать развитию воображения, побуждать к двигательной активности).
  5. Тематическая прогулка

«У солнышка в гостях» (развивать навыки наблюдательности).

2-й день «Воздушные чудеса»

1.Беседа «О свойствах воздуха» (знакомить детей с воздухом).

  1. Опыт «Игры с соломинкой» (знакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, помочь обнаружить воздух).
  2. Исследование «Как мы сможем сделать из мыла воздушную пену» (подвести к выводу о том, что мыло пенится).
  3. Экспериментирование «Игры с воздушным шариком», «Что в пакете?» (помочь сделать фокус – обнаружить воздух в окружающем пространстве).
  4. Игра «Пускание мыльных пузырей» (стимулировать двигательную активность).
  5. Наблюдение и беседа «Почему летит мыльный пузырь?» (стимулировать познавательную и речевую активность).

3-й день «Фокусы с песком»

  1. Беседа «О свойствах мокрого и сухого песка» (развивать познавательную и речевую деятельность детей, умение анализировать и сравнивать).
  2. Рисование на мокром песке «Чудесное превращение круга и квадрата» (закреплять знание о геометрических фигурах, развивать воображение детей).
  3. Проблемная ситуация, игра «Юные кладоискатели» (развивать наблюдательность, изучение свойств песка, учить находить игрушку в песке).
  4. Игра-эксперимент с мокрым и сухим песком «Пирожки для мишки» (развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, делать выводы).
  5. Игра с песком «Постройка зоопарка» (помочь в изучении свойств сырого песка, в совершенствовании конструктивных умений).

4-й день «Вода – чудо природы»

  1. Беседа «Свойства воды» (формировать знания о разных свойствах воды: льется, летят брызги и т. д.)
  2. Игры-опыты «Прятки с водой» (дать представление о свойствах воды, о том, что вода может изменять цвет).
  3. Эксперимент «Переливание воды» (формировать знания о том, что вода льется из разных сосудов по-разному).
  4. Продуктивная деятельность: аппликация «Красивые чашки для волшебницы-воды» (учить наклеивать готовые формы в определенной последовательности).
  5. Чтение художественной литературы Рассказ «Как Костя не умывался» (познакомить с рассказом, помочь в понимании содержания).
  6. Эксперимент «Мыло-фокусник» (познакомить со свойствами и назначением мыла, закреплять знание правил безопасности при работе с мылом).

5-й день «Ветер, ветер, ветерок…»

  1. Подвижные игры «С султанчиками и вертушками» (формирование самостоятельной двигательной активности).
  2. Наблюдение «Наблюдение за ветром» (развивать внимательность, наблюдательность и смекалку).
  3. Эксперимент «Послушный ветерок» (развивать умение правильно дышать ознакомить с таким свойством воздуха: воздушный поток имеет различную силу).
  4. Подвижная игра «Листья и ветер».
  5. Дидактическая речевая игра «Каким может быть ветер?», «Что может ветер?» (определить положительные и отрицательные свойства ветра (по иллюстрациям).
  6. Дыхательное упражнение «Легкий ветерок» (учить остужать еду, слегка подув на нее).

Заключительный этап проекта

Подведение итогов проектной деятельности.

  1. Создание фотоколлажа «Мы – юные фокусники и экспериментаторы».
  2. Разработка картотеки опытов и экспериментов.
  3. Развлечение «Карлсон и друзья»

Результаты проекта:

— расширились знания и представления детей об окружающем мире;

— у детей развились любознательность в процессе наблюдений и интерес к практическому экспериментированию с объектами;

— появилась самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности;

— расширился словарный запас

— родители воспитанников проявили интерес к домашнему экспериментированию и формированию у детей познавательного интереса в домашних условиях.

Приложение 1

Эксперименты, исследования и опыты

  1. «Опыты воздушным шариком». Воспитатель с детьми рассматривают 2 воздушных шарика(один сильно надут – упругий, другой слабо – мягкий). Дети выясняют, с каким шариком лучше играть. Обсуждают причину различия. Взрослый предлагает подумать, что нужно делать со вторым шариком, чтобы с ним тоже было хорошо играть (сильно надуть); что находится внутри шарика (воздух); откуда воздух берется (его выдыхают). Взрослый организует игру со вторым шариком: надувает его так, чтобы он стал упругим, опускает шарик с отверстием в воду, чтобы дети наблюдали, как сдувается шарик и выходит через пузырьки воздух. В конце игры взрослый предлагает повторить опыт самим.
  2. «Опыт с соломинкой». Воспитатель показывает, как человек вдыхает и выдыхает воздух, подставив руку под струю воздуха. Выясняет, откуда берется воздух. Затем с помощью соломинки и воды в стакане показывает, как появляется воздух при выдыхании (Появляются пузырьки на поверхности воды). В конце эксперимента, предлагается детям повторить опыт самим.
  3. «Что в пакете?». Дети рассматривают пустой полиэтиленовый пакет. Взрослый спрашивает, что находится в пакете. Отвернувшись от детей, он набирает в пакет воздух и закручивает открытый конец так, чтобы пакет стал упругим. Затем снова показывает пакет и спрашивает, чем наполнен пакет (воздухом). Открывает пакет и показывает, что в нем ничего нет. Взрослый обращает внимание, что, когда открыли пакет, тот перестал быть упругим. Спрашивает, почему кажется, что пакет пустой (воздух прозрачный, невидимый, легкий).
  4. «Послушный ветерок». Воспитатель читает: «Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч, ты волнуешь сине море, всюду воешь на просторе.» Дети дуют на кораблик тихонько. Что происходит? (Кораблик плывет медленно.) Дуют на кораблик с силой. (Кораблик плывет быстрее и может даже перевернуться.) Дети подводят итоги (при слабом ветре кораблик движется медленно, при сильном потоке воздуха увеличивает скорость).
  5. «Мыло-фокусник». Дети трогают и нюхают сухое мыло. (Оно гладкое, душистое.)Обследуют воду. (Теплая, прозрачная.) Делают быстрые движения руками в воде. Что происходит? (В воде появляются пузырьки воздуха.) Дети погружают мыло в воду, потом берут его в руки. Каким оно стало? (Скользким.) Натирают губку мылом, погружают в воду, отжимают. Что происходит? (Вода изменяет цвет, в ней появляется пена.) Играют с пеной: делают ладони трубочкой, набирают мыльной воды, дуют. (Появляются большие пузыри.)Опускают в мыльную воду конец трубочки, вынимают, медленно дуют. (Появляется мыльный пузырь, переливается на свету.) погружают конец трубочки в воду и дуют в нее. Что появляется на поверхности воды? (Много мыльных пузырей.)

Дети подводят итоги: сухое мыло гладкое; влажное мыло гладкое и скользкое; при намыливании губки появляется пена; при попадании воздуха в мыльную воду появляются мыльные пузыри, они легкие и могут летать; мыльная пена жжет глаза.

  1. «Переливание воды». Воспитатель показывает, как переливать воду из разных сосудов по-разному. Из широкого сосуда – большим потоком, из узкого – тоненькой струйкой. Объясняет, что от воды летят брызги. Затем предлагает детям самостоятельно переливать воду из сосуда в сосуд. Воспитатель объясняет, что вода принимает форму того сосуда, в который налита. Если воду лишь перелить из одного сосуда в другой, ее останется столько же; воды станет меньше, если ее отлить.
  2. «Пирожки для мишки». Эксперимент с мокрым и сухим песком. Воспитатель предлагает детям слепить пирожки из мокрого песка, а затем из сухого песка. Дети делают выводы: мокрый песок лепится, держит форму, а сухой – рассыпается.
  3. Игра-опыт «Прятки с водой». Воспитатель показывает детям прозрачный сосуд с водой и спрашивает, какого цвета вода. (Прозрачная, бесцветная.) Затем опускает в воду камушек. Что наблюдаем? Виден ли камушек? (Видно.) Затем воспитатель добавляет в воду краску и спрашивает, какая стала вода. (Цветная.) Опускает камушек в воду. Что наблюдаем?(Камень не виден.) Вывод: вода может изменять цвет.

Игры

  1. Пальчиковая гимнастика «Солнышко, солнышко»

Солнышко, солнышко Золотое донышко, Гори, гори ясно, Чтобы не погасло. Побежал в саду ручей, Прилетели сто грачей, (Хлопают ладонями Сгибают и разгибают ладони Показывают волну. Машут руками)

А сугробы тают, тают, А цветочки подрастают. Опускают руки вниз. Поднимают руки вверх.

  1. Игра-ситуация «Солнечные зайчики». Воспитатель берет зеркало и показывает солнечного зайчика. Объясняет, что солнце отражается от зеркала. Затем воспитатель начинает водить зеркалом в разны направлениях. Дети бегают за солнечным зайчиком, пытаясь его достать. Затем предлагается водить кому-нибудь из детей.
  2. Пускание мыльных пузырей. Воспитатель пускает мыльные пузыри и объясняет, что внутри пузыря находится воздух. Затем кто-нибудь из детей начинает пускать мыльные пузыри, а остальные дети ловят их.
  3. «Юные кладоискатели». Воспитатель и дети рассматривают песок, изучают его свойства(сухой, сыплется, на солнце нагревается). Затем воспитатель прячет в песок пластмассовые игрушки. А дети должны найти игрушки, копая совочком и не рассыпая песок.
  4. «Строительство зоопарка». На прогулке воспитатель предлагает рассмотреть песок, изучить его свойства (сырой, лепится, плотный). Затем предлагает построить зоопарк из песка и строительных деталей. Воспитатель предлагает использовать в строительстве формочку, закопанную в песок вровень с землей и наполненную водой. Предлагает подумать, что получилось (пруд для водоплавающих птиц или бассейн для белого медведя и бегемотиков).
  5. Подвижная игра «С султанчиками и вертушками». На прогулке воспитатель показывает как можно играть с вертушкой и султанчиками. Если есть ветер, то султанчики шевелятся и вертушка вертится. Если нет ветра на улице, то можно пробежаться. Что наблюдаем? При беге вертушка тоже вертится, и шевелятся султанчики. Раздаются всем султанчики и вертушки. По сигналу «Ветер» все бегут, по сигналу «ветра нет» все стоят.
  6. Рисование на мокром песке «Чудесное превращение круга и квадрата» На прогулке воспитатель рисует на мокром песке круги и квадраты. Предлагает детям рассмотреть их, выделить их свойства. Затем предлагает превратить круг в солнышко, в часы, яблоко, мяч, колесо, лицо и т. д. А квадрат предлагается превратить в дом, сумку, телевизор, часы и т. д. Дети рисуют на песке.

 

 

 

 

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить отзыв