«НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО»
Бабакаева Вероника Владимировна
Учитель истории и обществознания
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Камскополянская средняя общеобразовательная школа
№ 2 с углубленным изучением отдельных предметов» НМР РТ
пгт Камские Поляны
«НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО»
Историческое значение каждого человека измеряется
его заслугами Родине, а человеческое достоинство
— силою его патриотизма.
Н.Г. Чернышевский
Актуальность проекта
«…даже само слово «патриотизм» подчас используется в ироническом или даже ругательном смысле. Однако для большинства россиян оно сохранило своё первоначальное значение. Это чувство гордости перед своим Отечеством, его историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче. Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения».
В.В. Путин.
Гражданско-патриотическое воспитание учащихся необходимо для знакомства с историей нашего государства, героическим прошлым советского народа в годы Великой Отечественной войны, о поступках, совершенных в мирное время. Военно-патриотическое воспитание является значимым компонентом системы образования в школе и, как целенаправленный педагогический процесс, должен быть успешным и результативным. Участие в школьных объединениях развивает ответственность, инициативу в наших детях, содействует воспитанию общественной активности, выявляет лидерские качества личности и их коммуникативные способности.
В «Камскополянской средней школе №2 с углубленным изучением отдельных предметов», на базе школьного музея, функционирует объединение «Родимая сторонка», участниками которой являются учащиеся с 1 по 11 класса. На занятиях и экскурсиях в музее, во время встречи с интересными людьми, классных часах, раскрывается множество тем о воспитании достойного гражданина своей страны.
Ежегодно, участниками объединения проводится большая работа по развитию чувства патриотизма и гражданственности, по воспитанию у учащихся уважения к Вооруженным силам, совершенствования знаний, умений и навыков по Основам Военной Службы и физической подготовке, пропаганды здорового образа жизни.
С целью воспитания гражданственности и патриотизма, формирования у учащихся чувства безграничной любви к Родине, чувства долга и готовности к ее защите, воспитание уважительного отношения к ратным подвигам защитников Отечества, воспитания коллективизма и общей ответственности за судьбу Родины, выстраивалась система работы объединения «Родимая сторонка», администрации школы и педагогического коллектива. Планирование, реализация программы объединения, социального проекта и анализ проделанной работы осуществлялся в тесном сотрудничестве с директором, заместителями директора, школой дополнительного образования, классными руководителями. План был составлен с учетом интересов и возрастных особенностей учащихся, в него вошли различные формы организации деятельности, в том числе и ставшие традиционными.
Реализация социального проекта объединения «Родимая сторонка»
«Человек и общество»:
1.Экскурсии в школьном музее патриотической тематики, отражают материалы о земляках, проходивших воинскую службу в годы Великой отечественной войны, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане, участвовавшие в боевых действиях в Чечне, СВО.
2.Гражданско-патриотическая акция «Мы граждане»
- Музейные уроки для учащихся 5-8-х классов подготовила руководитель объединения «Родимая сторонка», в рамках акции «Я нужен Родине»
- Торжественные линейки «Во Славу Отечества»
- Конкурс стенных газет «Города Герои Великой Отечественной войны»
- Пост №1 у обелиска павшим героям, в т.ч. участники объединения «Родимая сторонка».
7.Участие участников объединения «Родимая сторонка» в праздновании дня Победы 9 мая, возложение венков к обелиску.
- Внеклассные мероприятия по изучению символики своей страны, своего края по параллелям 6-9 классов.
- Пропаганда гражданско-патриотической мысли — распространение информационных листовок «Герои земляки», «Мы граждане России».
- Преемственность с ДОУ – экскурсии для дошкольников в школьном музее
Совместная работа
1.классные часы с приглашением ветеранов, участников, инвалидов ВОВ, вдов ветеранов.
2.экскурсия членов отряда по профилактике правонарушений в ОВД пгт Камские Поляны, посещение «Уголка памяти», профориентационная беседа о службе в органах внутренних дел.
Работа по популяризации символики РФ и РТ
1.Осень, весна 2023-2024 учебного года.- проведение «Парламентского часа» для учащихся 7-11х кл., показ видеофильма.
2.оформление уголка нормативно-правовых документов РФ и РТ.
- конкурс буклетов «Города Татарстана»
Информационно-наглядная деятельность.
1.конкурс рисунков на тему: «Мой дедушка – герой» среди 1-4 классов.
2.конкурс патриотического плаката среди 5-8 классов.
3.выставки книг и картин военной тематики.
4.музейные уроки под общим названием «Память. Она вокруг нас»
Сотрудники музея (экскурсоводы, руководитель музея) издают ежемесячную школьную газету «Родимая сторонка» (где публикуются отрывки, очерки по разным темам, в т.ч. фото и очерки на патриотические темы, значимые военные даты и т.д., также работаем с информационными листами для школьников и населения Камских Полян).
Информирование через школьный инстаграмм и сайт музея, и вкладка на сайте школы. Также есть несколько публикаций в местную газету «Посинформ»
Для плодотворной работы педагогического коллектива с учащимися по гражданско-патриотическому воспитанию разработаны следующие направления:
- Экскурсионно-туристическое
Цель: воспитание потребности в изучении истории родного края, села, района, области, изучение шедевров народной мировой культуры в общении со сверстниками других городов, регионов.
- Трудовое
Цель: Привитие трудовых навыков каждому учащемуся, воспитание потребности заботиться о чистоте, уюте, порядке в классе, в школе. Создавать красоту вокруг школы своими руками.
- Семейное
Цель: Утверждение традиционных нравственных ценностей в сознании детей через духовное возрождение семьи, изучение и овладение опытом предыдущих поколений, соединение воспитательного потенциала семьи и классного руководителя, изучение родословной, истории семьи
- Предметное
Цель: Воспитание патриотических чувств через изучаемые предметы (на уроке и во внеурочных мероприятиях. Основные задачи военно-патриотического воспитания — способствовать пониманию школьниками истинных духовных ценностей Отечества; формировать гражданскую позицию учащихся; воспитывать способность противостоять идеологическому воздействию СМИ.
- Краеведческое и поисковое
Цель: — освоение детьми и подростками традиционной культуры своего народа, развитие творческой деятельности по ее возрождению, сохранению и развитию через изучение народных обычаев, традиций, ремесел, истории родного края.
В школе работает историко-краеведческий музей «Родимая сторонка», в котором хранятся экспонаты, отражающие историю поселка, традиции и культуру народов, проживающих в республике. Особое место занимает экспозиция, посвященная Великой отечественной войне.
Одним из таких примеров деятельности по патриотическому воспитанию, является работа участников объединения по созданию «Книги памяти».
Проект «Книга Памяти»
Полем вдоль берега крутого,
Мимо хат.
В серой шинели рядового
Шел солдат.
Шел солдат, тревог не зная.
Шел солдат, и друзей теряя.
Часто бывало — шел без привала,
Шел вперед солдат.
Да, шел вперед, шел к Победе солдат
и в 1945 году дошел до Берлина.
В 2025 году наша страна будет праздновать 80-летие Победы в Великой Отечественной войне. За всю историю наш народ подвергся немалым испытаниям. Но Великая Отечественная война по своим масштабам, разрушениям и человеческим жертвам не имела себе равных за всю историю нашего государства. Тем значимее наша Победа!
Великая Отечественная война 1941-1945 г. длилась 1418 дней и ночей. Эта трагедия прошла через каждую семью и сердце каждого гражданина СССР. За годы Великой Отечественной войны погибло более 27 миллионов человек. Эта трагедия коснулась абсолютно каждого в нашей стране. В эти тяжёлые годы солдаты и обычные жители совершали героические поступки, спасая чужие жизни и приближая Великую Победу.
Все население России и бывшие постсоветские государства вот уже на протяжении 79 лет вспоминают те страшные события. 79 лет со дня Великой Победы мы вспоминаем с глубоким уважением и почтением своих предков воевавших за нашу Родину против фашисткой Германии!
Слово война — очень страшное слово. Война — это взрывы снарядов, бомб. Это плач детей, седина матерей. Война — это смерть многих тысяч людей.
Война — это еще и Память. Вечная и верная память.
Память о тех, кто сражался на фронтах второй мировой войны; кто вернулся домой и кто не вернулся. Военные пути наших земляков- ветеранов пропахли порохом, овеяны ветрами и грозами. Наши земляки — солдаты. Они освобождали нашу Родину, освобождали и другие страны.
Объект: Участники Великой Отечественной войны 1941-1945 годов
Предмет: история жизни жителей Камских Полян – участников Великой Отечественной войны 1941-1945 годов
Гипотеза: Мы предполагаем, что написанная нами «КНИГА ПАМЯТИ» проекта «Никто не забыт, ничто не забыто» — как символ мужества и героизма воинов, символ памяти, способствуют объединению людей разных поколений, символ вечного долга сегодняшнего поколения перед подвигами прадедов играет огромную роль в истории поселка Камские Поляны.
Цель и задачи работы
Цель: Создать «Книгу памяти» — «Никто не забыт, ничто не забыто!»
Задачи:
- Изучить литературу по данной теме.
- Организовать сбор материала о родственниках, участниках ВОВ у учащихся школы.
- Обработать полученную информацию и разместить на страницах книги.
- Выпустить несколько экземпляров «книги памяти» и познакомить жителей поселка и учащихся с ней.
Память о героях жива. О подвигах наших прадедов мы узнаем из рассказов родителей, бабушек и дедушек, из книг, из фильмов. Особенно сильные впечатления остаются после общения с близко знавшими героев людьми, после соприкосновения с личными вещами героев. В нашем школьном музее «Родимая сторонка» мы продолжаем работу по дополнению экспозиции «Никто не забыт, ничто не забыто». В которой представлены различные экспонаты-предметы с фронта, военные билеты участников Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и другие экспонаты. Ведется работа по составлению памятного альбома «КНИГИ ПАМЯТИ» об участниках ВОВ – наших земляков, жителей поселка Камские Поляны.
Если долго не забывают войну, появляется много ненависти. А если войну забывают, начинается новая. Так говорили древние.
В ходе работы мы провели анкетирование среди учащихся школы с целью подтверждения актуальной значимости нашей работы.
Социологический опрос показал, что
— в семьях знают о родственниках, участниках Великой Отечественной войны — 65 %
— не знают – 18%
— хранят семейные реликвии военных лет – 21%
— уверены в необходимости поселковых «КНИГ ПАМЯТИ» – 100%
По результатам опроса были сделаны следующие выводы:
— большинство опрошенных знают, что их родственники воевали в годы Великой Отечественной войны
— небольшое количество семей хранит реликвии военной поры (фото, награды и др.)
— все респонденты уверены в необходимости создания поселковых Книг Памяти, т.е. хотели бы сохранить память о родственниках и земляках на долгие годы.
Всех участников опроса мы просили назвать ФИО родственника-участника ВОВ и предоставить для нас имеющуюся у них информацию, фото, копию документа.
II Этапы реализации проекта
Подготовительный (октябрь 2023 –ноябрь 2024гг.)
1.Создание творческой группы по разработке социального проекта (участники объединения «Родимая сторонка»)
2.Осознание актуальности проблемы.
3.Определение целей и задач работы.
4.Составление плана работы.
5.Формирование системы взаимодействия и координации действий участников объединения «Родимая сторонка».
Первый этап: практический (декабрь 2023 – май 2024 г.)
1.Проведение анкетирования и социологического опроса среди обучающихся школы.
2.Обработка собранных данных анкет.
- Анализ полученных данных.
4.Работа творческой группы по поиску и сбору информации, организация исследовательской деятельности учащихся.
- Анализ имеющихся материалов.
5Создание альбома и презентации для ее представления.
Второй этап: итогово – аналитический (сентябрь 2023 – март 2024 г.)
1.Рефлексия.
2.Обобщение работы по реализации проекта.
3.Презентация пробной версии «КНИГИ ПАМЯТИ»
4.Анализ деятельности всех участников объединения.
- Познакомить учащихся школы с результатами нашей деятельности.
III Планируемый результат:
1.Повышение интереса обучающихся к истории и традициям своего поселка.
2.Изготовление обучающимися проектных продуктов (мультимедийных презентаций, буклетов, статей и т.д)
3.Размещение материалов об участниках ВОВ в экспозиции музея школы с дальнейшим использованием их в воспитательном процессе школы.
- Позитивная тенденция к увеличению количества учащихся, включенных в реализацию данного проекта.
IV Практическое применение проекта:
Выпустили «КНИГУ ПАМЯТИ» с фотографиями и краткими сведениями об участниках ВОВ, чьи потомки учатся в нашей школе. Оформили ко Дню Победы выставку фотопортретов фронтовиков. Разместили собранную информацию на сайте музея «Родимая сторонка». Использовали собранный материал на уроках истории и классных часах.
Заключение по созданию «Книги Памяти»
Наша работа по созданию «КНИГИ ПАМЯТИ» проекта «Никто не забыт, ничто не забыто» представляет уникальный информационный ресурс: имеются сведения о жизни, подвигах и наградах воинов Великой Отечественной, прадедов наших учащихся школы, жителей Камских Полян. Это возможность для каждого жителя поселка узнать историю отцов, дедов, родных и знакомых, увидеть копию исторических документов и оценить патриотизм юного поколения и их причастность к «КНИГЕ ПАМЯТИ».
«История не знает более масштабного, ожесточенного, разрушительного и кровопролитного противоборства, чем борьба нашего народа с фашистскими агрессорами. В войне 1941-1945 гг. решалась судьба не только нашего Отечества, но и многих других народов и стран — по существу всего человечества. Поэтому вечен и свят подвиг наших соотечественников, одолевших фашизм и одержавших Великую Победу»- отметил президент.
В рамках нашей работы мы изучили судьбы героев – жителей Камских Полян, и не только. Эти маленькие истории со слов детей рассказываются о истории жизни, конкретных подвигах своих прадедов на фронтах Великой Отечественной войны. Таким образом, создавая новую страницу своей книги памяти мы словно пишем страницы огромной книги, в которой история нашего поселка Камские Поляны приплетается с историей России.
Вслушайтесь в шорох этих страниц! КНИГА ПАМЯТИ — самая великая книга, а имена людей — это имена героев. Долг живых- не забывать о той страшной войне, о тех, кто спас Родину от фашистского рабства.
Так мы пришли к выводу, что гипотеза, которая выдвигалась в начале работы, что написанная нами КНИГА ПАМЯТИ, как символы мужества и героизма воинов, символ памяти, способствуют объединению людей разных поколений, символ вечного долга сегодняшнего поколения перед подвигами прадедов играет огромную роль в истории поселка Камские Поляны, подтвердилась и, следовательно, цель, поставленная в работе достигнута, задачи выполнены.
Заключение
Проект «Никто не забыт, ничто не забыто». Результатом данного социального проекта должно стать повышение уровня развития школьника, его учебной мотивации и активной жизненной позиции, эффективности воспитания у обучающихся познавательного интереса к родному краю, к своей стране, чувства патриотизма и гордости за Родину, обеспечения условий для самовыражения и развития творческого потенциала каждого ученика, повышения его общественного и личного статуса.
В ходе реализации проекта предполагается достижение следующих результатов:
— организация совместной деятельности учащихся, преподавателей, жителей района по реализации основных мероприятий проекта;
— углубление и расширение деятельности по формированию у подрастающего поколения таких понятий, как верность Родине, служение Отечеству, народу;
— привлечение молодежи к участию в подготовке и проведении мероприятий по увековечиванию памяти защитников Отечества;
— повышение интеллектуального уровня обучающихся, заинтересованности в исследовательской деятельности.
Теоретическая значимость социального проекта.
Теоретическая значимость результатов проекта заключается в том, что обоснованные в нем основные тенденции развития патриотического воспитания учащихся во внеурочной деятельности могут стать важным ориентиром для создания проектов другими ОУ в данной сфере;
-разработанная и апробированная на практике модель патриотического воспитания учащихся расширяет теоретические представления о возможностях сетевых образовательных и воспитательных учреждений, подходах к подготовке подбору кадров для них;
-сформулированные в проекте основные принципы отбора содержания, форм и методов военно-патриотической работы, научная характеристика условий эффективной реализации данного направления воспитания могут выполнять функцию необходимого теоретического основания для прикладных и методических разработок;
-нормативно-правовая база, разработанная в процессе формирования системы патриотического воспитания – может быть использована при разработке подобных моделей в других образовательных учреждениях.
Риски и ограничения реализации проекта
Есть риск в том, что, если проводить работу формально, ученики воспримут этот проект как обычный ряд мероприятий, и это работа не затронет их ум и сердце. Чтобы этого не произошло, нужно приложить все усилия, опыт и знания, внедрить новые разнообразные и эффективные технологии для правильного и полного осуществления настоящего проекта по патриотическому воспитанию.
Приложение 1.
«Книга памяти» участников Великой Отечественной Войны
(некоторые из них)
пгт Камские Поляны
Давыдов С.А. 1922-2012 гг.
Чернов Ф.И. 1902-1988 гг.
Шарафеев Г.Ф. 1925 – 2008 гг.
Суханов Ф.В. 1925 г.
Кобяков Д.П. 1924 г.-2020 г.
Давыдов Сергей Александрович
Родился в селе Беляхча в 1922 г, Шереметьевского района ТАСС. Похоронен в Камских Полянах, 2012 г. Родился в многодетной семье. После окончания 7 классов учился в ФЗО г. Чистополе. В 1938 г. получил специальность механика. В 1939 г. стал заниматься в аэроклубе в г. Ульяновске. Стал летчиком. Всего Давыдов С.А. совершил 27 боевых вылетов. Получил награды: Орден Красной Звезды, польский орден, Серебряный крест. Из всех наград сам ценил медаль «За взятие Берлина» и польский орден. В составе 1 Белорусского фронта С.А. Давыдов в апреле- мае находился в нескольких километрах от Берлина, где и встретил известие о падении Берлина. Польская армия была переведена в г. Лодзь. Давыдов стал лейтенантом. В 38 лет С.А. Давыдов уволился в запас. Выйдя в отставку, всегда работал в Камских Полянах гидрологом. 2 мая 1945 г. совершил последний боевой вылет.
Чернов Федор Иванович 1902-1988 гг.
В 1941 г. ушел на войну и был санитаром. Вывозил с поля боя раненых солдат в госпиталь на телеге. В плен попал в 1942 г. Из концентрационного лагеря бежал с другом. Друга убили, а прапрадедушку подумали, что он мертв и оставили его. Он оказался живой. В Белоруссии его спрятала женщина и вылечила его. И он опять ушел воевать. Снова попал в плен. Его там пытали и издевались: выводили в мороз на улицу и обливали холодной водой…Кто остался в живых, их освободили американцы.
Шарафеев Габдулхак Фархатович
Родился 11 февраля 1925 г. родом он из Татарстана, Балтасинский район, дер. Шуда, до войны он жил там. В 1943 г ( в 18 лет) пошел на войну. Служил связистом при артиллерии. Есть награды. Он учавствовал во взятии следующих городов: Варшава, Кенинсберг, Пелау, Берлин. На войне ему отрезало руку.
У него была жена, 6 детей (2 умерли). В 1994 г. приехал в Камские Поляны к сыну Фариту.
Суханов Федор Васильевич
Федор Васильевич родился 19 марта 1925 г. Его призвали на военную службу в январе 1943 г. в возрасте 17 лет, и служил он 2,5 года. Сначала его отправили в Свердловск, затем в Кировскую область, где ему присвоили звание младшего сержанта. Потом из г. Слободской Федора Васильевича отправили в Челябинскую область с заданием обучать призывников, и вскоре первых учеников он отправил на фронт. Вскоре вместе с ними уехал на фронт. Из младшего сержанта его повысили в сержантское звание. Были подготовлены документы на дальнейшее повышение, но из-за ранения он попал в больницу и документы были утеряны.
Потом был отправлен в Восточную Пруссию, затем переведен в Кенинсберг, их направили в Польшу. Спать практически не приходилось, бойцов посылали к противнику в тыл. Было очень тяжело, солдаты были слабые от недосыпа.
29 января 1945 г. Федора Васильевича ранило в голову на границей с Германией. Ему сделали несколько операций, но пулю так и не извлекли. Все эти годы так и живет, с пулей в голове.
Федор Васильевич получил медали «За Отвагу», «Орден Отечественной Войны 1 степени» и другие награды.
Кобяков Демьян Павлович
Демьян Павлович родился 14 ноября 1924 г на хуторе Слободка Татьянинского с/совета. Призван Ишимбайским РВК. Ефрейтор, огнемётчик. 21й отдельный огнеметный батальон. 1й Украинский фронт. Первый бой принял под Прохоровкой на Курской дуге. В 1944 году после военного задания был награжден «Орденом Славы 3 степени». Его отец был участником Первой Мировой Войны.
В этом году Демьян Павлович отпраздновал 95-летие! Проживает он в Камских Полянах.
Приложение 2
Анкета для заполнения личной истории участника Великой Отечественной войны
Фамилия, имя, отчество | |
Фото | |
Дата Рождения | |
Род Войск | |
Звание | |
Награды | |
Сражения | |
Дополнительный материал (факты, воспоминания) |
Приложение 3
Уважаемые родители!
Прошу вас предоставить информацию о родственниках, участвующих в Великой Отечественной войне (в школе будет оформлена «Стена памяти» ко Дню Победы)
ФИО_________________________________________________________________________
В каком районе призывался, год призыва_________________________________________
Род войск, звание______________________________________________________________
В каких сражениях и операциях принимал участие_________________________________
А так же любую имеющуюся информацию и фотографию.
Приложение 4.