Вы здесь: Главная > Без рубрики > Использование приемов мнемотехники при обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста

Использование приемов мнемотехники при обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста

Черепанова Елена Валентиновна

Воспитатель высшей квалификационной категории

МАДОУ «Детский сад общеобразовательного

 вида с приоритетным осуществлением

деятельности по речевому развитию

 детей  № 88 «Лесовичок»

 

Использование приемов мнемотехники при обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста

Дошкольное учреждение — это первое звено в общей системе образования. Одним из важнейших приобретений ребёнка является овладение родным языком. В дошкольном образовании процесс речевого развития рассматривается как общая основа воспитания и обучения детей. Многие специалисты и методисты отмечают, что ребёнок лучше усваивает речь, подражая разговорной речи окружающих.

На протяжении своей педагогической деятельности меня интересует вопрос: как сделать занятие по обучению грамоте с детьми интересным, обучать — играя. За годы работы в ДОУ, я постаралась построить свою систему работы с дошкольниками, изучая их индивидуальные особенности. Размышляя над вопросом о повышении уровня речевого развития детей, я пришла к выводу, что помочь может использование приемов мнемотехники.

Именно мнемотехника является наиболее эффективным способом воздействия на детей, в котором ярко и полно проявляется принцип

обучения, учить играя. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. Мнемотехника является важным условием полноценного речевого и общего психологического развития, так как язык и речь выполняют психологическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка.

Мнемотехника — это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Использование мнемотаблиц заметно облегчает детям овладение связной речью, кроме того наличие зрительного плана — схемы делает рассказы четкими, связными последовательными.

Мнемотехника позволяет расширять объем памяти, формируя дополнительные ассоциации; ребенок учится свободно выражать свои мысли, мнение; дети расширяют свой кругозор. Так же данный метод развивает воображение и фантазию детей.

Новизна данного педагогического опыта заключается в том, что подготовка к обучению грамоте детей проводится с использованием игровых методик как активных форм работы по развитию фонематических процессов, навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Использование мнемотаблиц очень увлекает детей. Они быстро запоминают слова своих персонажей, часто импровизируют и используют новые слова, пословицы, поговорки в своей речи. Так же в старшем дошкольном возрасте дети при помощи мнемотаблиц лучше запоминают звуки.

Основа мнемотехники заключается в том, что весь текст представляется в последовательных картинках. На основе визуальных символов дети запоминают информацию в необходимой последовательности и в результате могут ее повторить, опираясь на картинки, которые включают в себя предметы, свойства, явления и т.д. Данный метод с успехом применяю для развития речи у детей. Так же его использую для запоминания и заучивания пословиц, поговорок, стихов, загадок, последовательности одевания и мытья рук и т.д. Он показывает высокие результаты среди детей при воспроизведении информации. Мнемотехнику я применяю, начиная с простых словосочетаний, потешек, поговорок, которые включаются в мнемоквадраты. В дальнейшем усложняю постепенно задачу, выстраивая мнемодорожки и мнемотаблицы.

Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трёх этапов:

Этап 1. Рассматривание таблицы и разбор того, то на ней изображено.

Этап 2. Перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.

Этап 3. После перекодировки осуществляется пересказ текста с опорой на символы (образы).

В подготовительной к школе группе применяем мнемотаблицы для подготовки к обучению грамоте.

Для того, чтобы ребёнок научился писать и читать требуется хорошо развитое зрительное восприятие, внимание, память, пространственная ориентировка. Если эти функции у ребёнка, сформированы недостаточно — это затрудняет запоминание образа букв, ведет к их забыванию.

Используя в своей работе мнемотаблицами, я обратила внимание на то, что они помогают значительно сократить период обучения. В результате этого было принято решение использовать мнемотаблицы при обучении детей грамоте. Обратившись к опыту коллег, мной используются таблицы, которые позволяют:

  • Знакомить детей с образом буквы (из каких элементов она состоит, количество этих элементов, пространственное расположение этих элементов)
  • Формировать знания об акустических признаках звуков (гласный-согласный, звонкий- глухой, мягкий-твёрдый)
  • Сравнивать звуки.

  • Знакомить детей с образом буквы (из каких элементов она состоит, количество этих элементов, пространственное расположение этих элементов)
  • Формировать знания об акустических признаках звуков (гласный-согласный, звонкий- глухой, мягкий — твёрдый)
  • Сравнивать звуки.

Более сложные таблицы использую для согласных звуков.

Предлагаю вашему вниманию мнемотаблицу на  звук и букву «П».

1 вариант:  «Запомни и заполни»

 Правила работы с таблицей: Ребёнку предлагается рассмотреть таблицу и постараться её запомнить.

В центральном квадрате находится буква «П». Она состоит из 3 -х палочек: 2 -х длинных и одной короткой. Поэтому слева от буквы написана цифра 3, а справа нарисованы три палочки. В левом нижнем углу и в правом нижнем углу нарисованы круги — синий и зелёный, которые показывают, что знакомые уже детям звуки [п] и [пь] обозначаются буквой П. В левом верхнем углу (над синим кругом) нарисована палатка, т.к. это слово начинается со звука [п]. В правом верхнем углу (над зелёным кругом) нарисована пила, т.к. это слово начинается со звука [пь]. Под буквой П нарисован зачёркнутый колокольчик, который обозначает, что звук [п] глухой ( голосок не звенит). Над буквой «П» нарисован прямоугольник, т.к. она похожа на данную геометрическую фигуру.

II вариант «Заполни сам»

После того, как дети познакомились с 1 вариантом работы по таблицам, им предлагается самим попробовать заполнить таблицу.

III вариант «Найди ошибку»

Детям предлагается рассмотреть заполненную таблицу и найти в ней ошибку.

Например: дети объясняют, что нарисован колокольчик, который не зачёркнут – это не верно, т.к. звук [к] глухой .

IV вариант «Подбери букву»

       
       
 

Детям предлагается заполненная таблица, только без буквы в центре. Необходимо  подумать, догадаться и объяснить, какая это буква может быть.

В дальнейшей работе применяю мнемобаблицы к словам.

Пример текста: гриб растет в лесу, в траве, грибы можно собирать в корзинку, их собирает белочка, слово гриб начинается со звука г, заканчивается звуком б, в слове гриб один слог.

       
   
     
 

Для составления предложений применяются мнемодорожки:

Я убедилась, что такая система работы дает положительные результаты — мнемотехника положительно влияет на развитие речевых навыков и творческих способностей дошкольников.

Данный опыт может быть применен педагогами дошкольных учреждений, использующими приемы мнемотехники в работе с детьми. Представленный инновационный материал будет полезен также и родителям.

Использование мнемотехники открывает для педагогов огромные возможности для творчества  в образовательной деятельности и в совместной деятельности взрослого и ребёнка. Даёт возможность детям усваивать материал легко и быстро.

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить отзыв