Вы здесь: Главная > Без рубрики > Консультация для педагогов на тему: «Педагог – наставник».

Консультация для педагогов на тему: «Педагог – наставник».

Мингазова Динара Ирековна

Амосова Татьяна Николаевна

воспитатели

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №18 «Солнышко»

                                                                                      Кто на себя глядит — свой видит лик,
                                                                                       Кто видит лик свой — цену себе знает,
                                                                                      Кто знает цену — строг к себе бывает,
                                                                                     Кто строг к себе — тот истинно велик!
                                                                                                                                            Пьер Гренгор

 

            Нет профессии более ответственной и более интересной, чем профессия учителя. Работа учителя – это вечный поиск ответов на вопросы, вечное совершенствование самого себя… Работа, связанная с преподаванием, всегда считалась одним из наиболее сложных и в то же время почетных занятий. Каждый знает имена выдающихся педагогов и просветителей. Учитель — не просто профессия, это миссия. Поэтому и спрос с преподавателей особый. Более того, очень много людей — прославленных мыслителей, писателей, философов, музыкантов — имели то или иное отношение к учительскому делу. Они организовывали свои школы, а их ученики и последователи развивали и дополняли идеи своих наставников. В наше время учителям особенно трудно. Меняются времена, но не меняется  педагогическое кредо: учитель лишь тогда сможет научить чему-то детей и молодых учителей, когда он любит их и свой предмет. Меняются не только программы обучения, то есть содержательное наполнение предмета, но и сам стиль, способ преподавания. Постоянно появляются новые методики, и за всем этим надо уследить, во всем разобраться. Не все преподаватели любят посещать курсы повышения квалификации, семинары и тому подобное, хотя такое обучение очень многое им дает, ведь речь идет не только о получении информации, но и об обмене опытом между коллегами. Такие встречи и непосредственное общение необходимы, чтобы специалисты не «застаивались», не привыкали пользоваться приемами лишь своего педагогического коллектива, искали новые пути и решения педагогических задач.
 Однако, как показывает анализ школьной действительности и социально-педагогических исследований, даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация молодого учителя может протекать длительно и сложно. Для молодого специалиста вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов. Решить эту стратегическую задачу поможет создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого учителя, сформировать у него мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации.
 В этой системе отражена жизненная необходимость молодого специалиста получить поддержку опытного педагога-наставника, который готов оказать ему практическую и теоретическую помощь на рабочем месте и повысить его профессиональную компетентность.
 Возврат к наставничеству в современном образовательном процессе как форме работы с молодыми педагогами указывает на недостаточность других используемых управленческих и образовательных технологий подготовки специалистов и возможность применить этот тип отношений как резерв успешного управления профессиональным становлением личности.
 Наставничество — одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров. Задача наставника — помочь молодому учителю реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения.
 Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого учителя носит поэтапный характер и включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных компонентов деятельности начинающего педагога (проектировочного, организационного, конструктивного, аналитического) и соответствующих им профессионально важных качеств.

По сравнению с традиционными формами работы (беседами, консультациями, посещением и обсуждением уроков) молодым учителям интересны новые, нетрадиционные или модернизированные: психологические тренинги, творческие лаборатории, психолого-педагогические деловые игры, диспуты, конкурсы, «круглые столы» совместно с родителями и учениками, мозговые штурмы, разработка и презентация моделей уроков, презентация себя как учителя, классного руководителя, защита творческих работ, передача педагогического опыта от поколения к поколению учителями-мастерами, аукцион педагогических идей. Работа наставника направлена в первую очередь на развитие и саморазвитие индивидуальной творческой деятельности учителя, на социальную защиту педагогов через оказание систематической адресной помощи с учетом их потребностей и индивидуальных качеств.
Для поддержки молодых педагогов, проводятся мастер-классы, семинары, конкурсы и смотры педагогических достижений, обучающие семинары и целевые консультации. Положительно себя зарекомендовала такая нетрадиционная форма работы наставника, как участие в форуме молодых учителей в своеобразном форуме педагогических идей. В процессе такого общения учителя отмечают для себя все интересное, что они хотели бы применить в своей работе, но у них возникают вопросы, на которые пока нет ответа. Вот тут и возможно объединение опытных наставников и молодых педагогов, которые помогут друг другу. В рамках форума молодых учителей наставники проводят практические занятия по проблемам, представляющим интерес и требующим своевременного решения:

— «Современный урок: проектирование и анализ современного урока»;
—  «Новые формы аттестации педагогических работников».

Молодые учителя получают конкретные материалы по самоанализу урока: обоснование структуры урока и расхода времени на различные этапы, обоснование постановки задач урока, оптимальность содержания урока, выбор методов, форм и средств обучения в соответствии с задачами урока, оптимизация условий проведения урока, оптимальность объема и сложность домашних заданий, осуществление поставленных задач и выводы для проведения дальнейших уроков. В творческих группах молодой учитель изучает  передовой педагогический опыт, участвует в профессиональных дискуссиях, аргументированно отстаивает свою точку зрения, обсуждает  свои профессиональные проблемы, неудачи и успехи и получает реальную помощь от коллег.

Цель наставничества:

  1. обмен практическим опытом,
  2. оказание помощи педагогам-новичкам в их профессиональном становлении,
  3. создание качественной методической базы: подготовка статей в Сборник, съемка видеоуроков и другие.

Задачи наставничества:

  1. создать условия для совершенствования педагогами своих знаний и умений;
  2. повысить мотивацию (интерес) педагога-новичка к получению новых знаний и дальнейшему изучению технологии ;
  3. оказать помощь педагогам в освоении концепции и технологии .

ПЕДАГОГ-НАСТАВНИК – это педагог, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, практическими знаниями и опытом ;

ПЕДАГОГ — НОВИЧОК – это педагог, обучающийся  первый год и осуществляющий свою педагогическую деятельность, в том числе с помощью наставника.

Формы взаимодействия педагога-наставника с педагогами-новичками:

  1. круглые столы,
  2. мозговые штурмы,
  3. творческие совещания,
  4. посещение уроков,
  5. мастер-классы,
  6. индивидуальные консультации и другие.

Педагог-новичок выполняет следующие задачи:

          повышает свою квалификацию (посещает обучающие семинары, мастер-классы, конференции);

  1. получает консультативную и методическую помощь от наставника по практическому применению полученных знаний;
  2. проводит уроки ;
  3. обменивается с педагогом-наставником опытом применения полученных знаний в практической деятельности;
  4. анализирует свою педагогическую с целью дальнейшего ее совершенствования;

Важное условие совершенствования педагогического мастерства — постоянный самоанализ учителем своих педагогических действий. Научить начинающего педагога этому – ещё одна из задач наставника. Анализ урока требует специальных знаний, умений, особого отношения к этому процессу. Совместно с учителем-наставником формулируются критерии качества и эффективности труда молодого специалиста, определяются показатели, по которым следует анализировать и оценивать свой труд. Самоанализ урока дает учителю возможность критически отнестись к своей деятельности, закрепить успешные приемы и методы, устранить недостатки в своей работе.

Необходимы своевременные советы и консультации наставника: структура и типы уроков,  как правильно начать урок, рационально распределить время между его этапами, какие  средства обучения будут эффективны на данном занятии и т.д.

Особую роль в становлении специалиста играет его участие в методических мероприятиях школы. Открытые уроки учителей-стажистов – кладезь педагогического мастерства.

Приятно стажеру и наставнику, когда в ходе анализа урока коллеги отметили в деятельности молодого специалиста крупицы нового, интересного, полезного.

Доброжелательность, корректность, тактичность учителя-наставника способствуют созданию психологически комфортных условий для становления молодого специалиста.

Список литературы:

Онушкин В.Г., Кулюткин Ю.Н., Вершловский С.Г. Профессия – учитель: Беседы с молодыми учителями.- М.: «Педагогика», 1987.

Вершловский С.Г. Учитель-методист – наставник стажера: Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1988.

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить отзыв