Деятельность учителя – путь к личности ребенка
Исмагилова Гульнара Ришатовна
Бабанкеева Анна Николаевна
Учителя русского языка и литературы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №36» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
Методы и приемы гуманной педагогики в образовательном пространстве на уроках русского языка и литературы.
Как говорил В.А. Сухомлинский, «школа должна любить ребёнка, тогда он полюбит школу». Если использовать в учебной и воспитательной работе принципы гуманно-личностной педагогики, то ребенок будет ходить в школу с большим удовольствием. Страх, что его накажут или отругают, исчезнет.
Почувствовав необходимость изменений, мы обратились к приемам гуманно – личностной направленности в образовательном процессе.
Изучив труды Шалвы Александровича Амонашвили, в своей работе стали применять методы и приемы гуманной педагогики.
Идеи гуманной педагогики помогают по-новому взглянуть на ребенка, на взаимоотношения взрослых и детей, открывают истинные причины проблем, существующих в семье и школе, нацеливают учителя на самообразование и самосовершенствование. Цель такого обучения – создание условий для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся, учёта и развития индивидуальных особенностей школьников. Все приемы и методы гуманной педагогики можно систематизировать в зависимости от этапа урока.
Каким бы ученик нам не казался, каким бы он в действительности не был, нам нужно верить, что в нем заключен великий и прекрасный образ Творца. Поэтому мы должны видеть ученика не таким, какой он есть сейчас, а таким, каким он может стать.
Если он хороший, то он должен стать лучше. Если он почувствует, что уже шагнул в свое будущее, ему захочется остаться там. И чем чаще мы будем творить вокруг него такую действительность, он предпримет усилия, чтобы возвыситься до нашего воображения.
Начало урока – это приветствие. Добрая улыбка учителя и смех детей иногда может стать настроем на урок.
Метод нашептывания на ухо исполняется следующим образом: учитель ставит вопрос перед учениками, просит подумать и свой ответ шепунть ему на ухо. Этот процесс придает роскошь общению: ученик оказывается в близких взаимоотношениях с учителем, у них своя тайна. Ученик в этом случае не боится ошибиться и стать насмешкой среди одноклассников.
Суть метода соавторства в том, чтобы сделать учеников соавторами своих учебников.
Лэпбук составляется по прочитанному произведению, по глубоко-нравственной цитате, обыгрывается по выдуманной истории. Затем составляется книжка, которая может быть собрана в проекте, когда определяется, что будет написано, что зарисовано, какой будет сделан вывод.
В конце урока подводится итог. Урок – это прожитое время, как его прожили обязательно надо обсудить. Форма итога урока может быть разнообразной: в конце урока дети говорят, что обсуждали, чему научились, что понравилось на уроке; ученики дают свою оценку уроку и своему участию на нем.
Все компоненты урока объединяются общением. Общение – это сердце урока. Мы сторонники дружеского общения, стремимся сделать так, чтобы ученики захотели поделиться с нами своими мыслями и переживаниями, чувствовали себя свободно и спокойно. Также на уроках мы используем актерскую игру. Задавая вопрос и принимая серьезный, озабоченный вид, умышленно запутываем детей, доказывая противоположное. В такие минуты приятно наблюдать, как глаза детей горят, в них и удивление, и радость, и нетерпение.
Также используется прием, “русский язык в темноте”, когда дети зажмуривают глаза, опускают головы на парту, слушают задание и пальчиками показывают ответ. Нужно обязательно подойти к каждому, пожать вытянутые пальчики — крепко (“ Молодец!”) или мягко (“подумай-ка еще”). Такие приемы обеспечивают, с одной стороны, психологический комфорт учеников, с другой же, способствуют решению задач, стоящих перед учителем. Они сохраняют в учениках их естественную страсть к развитию, взрослению, свободе, их стремление к познанию и потому ведут их к цели с желанием, минуя принуждение.
Но какие бы ни были методы, они всего лишь инструменты, и только искусный и устремлённый учитель сможет с их помощью сотворить живую действительность, которая подарит ученикам особую радостную образовательную жизнь. Творцом образовательной жизни является учитель.
Учитель учит других до тех пор, пока учится сам! Благодарим за внимание!