Вы здесь: Главная > Без рубрики > Игровые методики на уроках сольфеджио

Игровые методики на уроках сольфеджио

Замалова Рамиля Рифатовна Преподаватель

МБУДО «ДМШ №22» Приволсжкого района г. Казани

Предмет сольфеджио играет огромную роль в становлении юного музыканта, является практической дисциплиной и способствует развитию музыкальных способностей детей. Он вырабатывает у учащихся определенную систему знаний и навыков, необходимых для их последующей музыкальной деятельности. Обучение на современном уровне предусматривает работу над развитием всех составляющих музыкальности: музыкального слуха (мелодического, гармонического, полифонического), чувства ритма, музыкальной памяти, воображения, эмоциональной восприимчивости, эстетического вкуса.

Сольфеджио объединяет различные виды музыкальной деятельности, активизирует развитие музыкального слуха, памяти, мышления. В последние годы на уроках сольфеджио наряду с традиционными разделами учебной работы (развитие вокально-интонационных навыков, воспитание чувства метроритма, музыкальный диктант, воспитание слухового восприятия) все активнее используются новые методы в организации урока. Это позволяет одну самых из трудных музыкальных дисциплин в ДМШ и ДШИ сделать интересной, доступной и понятной.

В процессе обучения на уроках сольфеджио особое значение имеет начальный период. Здесь закладываются основные навыки и очень важно увлечь, и заинтересовать ученика. Главное отличие современных методов обучения от традиционных – создание игровых ситуаций на уроке как естественной формы существования ребёнка. Детей привлекает игровая форма подачи материала, возможность включения в знакомую и любимую сферу деятельности. Игровые методики на уроках сольфеджио позволяют сделать увлекательным и интересным не только сам процесс обучения, но и формы контроля получаемых учащимися теоретических знаний.

«ОТГАДАЙ ЗАГАДКУ», «УГАДАЙ ПЕСЕНКУ» в первой отгадываются сыгранные ступени, а вторая аналогична устному диктанту на известные мелодии.

«С ФОРТЕПИАНО Я ДРУЖУ»

С первых уроков важно общение учеников с фортепиано.

Задание: Изучение и исполнение за фортепиано звуков различных октав и регистров.

Дети становятся большим кругом за фортепиано, чтобы каждый ученик видел клавиатуру. Учащийся за фортепиано — «учитель», остальные – «ученики», называющие ноты в разных октавах. У «Учителя» в разных октавах и регистрах звучат звуки, а «ученики» по очереди определяют их. Каждый из учеников может быть и учеником, и учителем. Затем ученики и учителя меняются ролями.

«РИТМИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА»

Ученики разучивают несколько песенок. Преподаватель прохлопывает ритм одной из них.

Задание: определить по ритму песенку. Затем ее можно подобрать за фортепиано, солируя или исполняя песенку с другими учениками.

«ПОВТОРИ»

Упражнения помогают развивать ладовое чувство, ощущение устойчивости и неустойчивости.

Задание: спеть в определенной тональности с названием звуков ступени в разбивку, а затем небольшие музыкальные фразы.

Педагог настраивает учеников в тональности. Играет ступени в разбивку. Дети слушают и пропевают их с названием звуков. Один из вариантов задания – не интонировать, а выкладывать карточками звучащие ступени. Выигрывает тот, кто правильно соберет последовательность ступеней.

«ХИТРЫЕ ВОПРОСЫ»

Эту игру можно использовать с первых уроков сольфеджио и в первом классе, и в других классах. Игра активизирует память, способствует ее развитию, выстраивает логические цепочки и ассоциации.

Так, в 1 классе могут быть вопросы:

· Какая нота ниже «соль», «ми», «ля», выше «ля», «си», «ре» и т. д.

· Сколько четвертей в половинной, целой ноте? Сколько восьмых в четвертной, половинной целой ноте?

· Определите мажорную тональность, если III ступень «си»,V ступень «соль» и т. д.

· Называется первый тетрахорд гаммы. Нужно определить тональность и назвать второй тетрахорд и ключевые знаки гаммы.

· Назовите аккорды, которые можно построить на I II III IV V VI VII ступенях мажора и гармонического минора?

· Назовите аккорды, которые разрешаются в тоническое трезвучие, тонический секстаккорд, тонический квартсекстаккорд?

· Назовите аккорд, состоящий из малой терции, большой секунды, большой терции?

· Назовите буквенными обозначениями тональности с 3, 4, 5 диезами и бемолями?

«КТО ВПЕРЕД?»

Игра для развития навыков построения интервалов и аккордов.

Задание: построить интервальную цепочку от данного звука.

Группа делится на 2 команды. Каждый участник команды записывает на доске свой интервал. Команда, которая первая справляется с заданием, выигрывает. Командную игру можно использовать также в построении аккордовых последовательностей в тональности.

«ПЕСЕНКА О СТУПЕНЯХ».

Задание: Интонационная работа в тональности. Ощущение устойчивости и неустойчивости в ладу.

Поем тоническое трезвучие До мажора и с аккомпанементом педагога звучит «Песенка о ступенях»: I-VII VII-I, I-VII VII-I, II-I II-I, IV-III-II-I, IV-III-

II-I. Затем эту песенку поем с названием звуков в разных тональностях — До мажоре, Ре мажоре, Ми мажоре и т. д. Подсознательно, исполняя эту мелодию во всех тональностях, даже в тех, которые не входят в программу 1 класса, дети запоминают природу внутриладовых тяготений неустойчивых ступеней в устойчивые.

На уроках сольфеджио дети любят работать с карточками. В таких темах как «Ритм и метр», «Интервалы», «Характерные интервалы», «Трезвучия с обращениями», «Д7 с обращениями», «Латинское обозначение тональностей, «Квинтовый круг тональностей» карточки используются для тренинговых форм работы».

«СЛУШАЯ — СЛЫШУ»

Задание: определить на слух, звучащие интервалы, аккорды.

Работа с карточками интервалов и аккордов развивает гармонический слух учащихся, активизирует внимание на точный и правильный ответ.

После прослушивания интервала или аккорда, дети поднимают нужную карточку. Возможно соревнование среди учащихся. Кто первый определяет правильный интервал или аккорд получает балл. Побеждает тот, кто набрал большее количество баллов.

В зависимости от уровня подготовки, возраста детей, их психологического восприятия, данные формы работы можно комбинировать, варьировать и находить новые интересные задания.

Практика показывает, что игровые методы работы на уроках сольфеджио способствуют активному усвоению предметного материала, развитию воображения и фантазии учащегося, творческому вхождению в музыкальное пространство, воспитанию открытой и свободной личности, способной к познанию, переживанию, активному действию.

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить отзыв