Вы здесь: Главная > Без рубрики > Педагогические условия развития эстетической культуры обучающихся средствами национального искусства

Педагогические условия развития эстетической культуры обучающихся средствами национального искусства

Поселягина Лариса Вячеславовна

Культуру определяют как духовное, проявляющееся во всех продуктах деятельности человека, форма организации духовного. Искусство (музыка, живопись, театр, кино, фотография, дизайн) является составной частью культуры. Предпосылкой деятельности в любой сфере с позиций гармонии, простоты и красоты будет являться эстетическое отношение к миру. С помощью искусства ученики эстетически познают окружающий мир, используют ресурсы творческого воображения. Воспроизводят мир в образно-символической форме. «Через эстетическое воздействие и наслаждение, получаемое человеком в процессе художественного творчества и восприятия искусства, осуществляется и его воспитательное влияние, и информирование, и познание, и передача опыта, и анализ состояния мира, предвосхищение и внушающее воздействие» [1, с.106].

Искусство существует в конкретных видах, но до сих пор остается спорным вопрос классификации искусств. По мнению американского теоретика Т.Монро, видами искусства являются не только литература, скульптура, архитектура, театр, музыка, хореография, но и городское планирование, животноводство, пластическая хирургия, косметика, парфюмерия, кулинария, изготовление вин, гастрономия, умение одеваться, делать прическу, татуировка, устройство карнавалов, праздников и т.д. Практическая деятельность предполагает не только утилитарный, но и эстетический результат [4].

Рассмотрим, место, которое занимает искусство в учебно-воспитательной работе школы. 1) Искусство применяется в процессе преподавания каждой учебной дисциплины с целью познавательного, эмоционального и эмоционально-поэтического воздействия. 2) Учебные планы включают специальные и факультативные курсы, посвященные изучению различных видов искусства, а также методическим вопросам эстетического воспитания и самовоспитания личности. 3) Воспитательная, досуговая, научно-исследовательская деятельности охватывают искусство. 4) Информация по искусству, методике его изучения заключается в планах курсов повышения квалификации преподавателей [2].

У каждого вида искусства есть свои выразительные средства. Цвет, сочетание цветов в картине (колорит), свет, объем, пространство, характер линий, рисунок, композиция, сюжет, ритм являются выразительными средствами живописи.

Живопись определяют как изображение на плоскости картин реального мира, преобразованных творческим воображением художника. Живопись, графика (станковая живопись, миниатюра, рисунок, гравюра): масло, акварель, гуашь, пастель, карандаш, рисунок пером, гравюра на металле, на дереве и т.д. (баталистика, пейзаж, портрет, историческая картина, карикатура).

Живопись является важной частью изобразительного искусства, обладает прекрасными возможностями для эстетического воспитания человека. Живопись позволяет видеть яркие зрительные образы, вводит в поражающий мир красок. Также живопись — это одна из форм познания действительности [3].

С помощью живописи развиваются эстетические чувства обучающихся, эстетическое восприятие, вкус. Систематическое восприятие произведений живописи способствует также воспитанию любви к природе, способствует более глубокому ее пониманию, развивает «чувство цвета». Воспитанники знакомятся с произведениями лучших мастеров русской и

зарубежной живописи. Они учатся «читать» картины: разбираться в их содержании, в художественных средствах, отличать высокохудожественные произведения.

Обращается внимание на подготовку преподавателей к эстетическому воспитанию молодежи средствами живописи. Организуются семинары по эстетическому воспитанию. На семинаре заслушиваются доклады хорошо подготовленных в художественном отношении других преподавателей, сотрудников музея, художников, искусствоведов. Значимыми являются лекции обзорного характера, такие, как «Казанская школа живописи», «Советское искусство Татарии», «Женщины-художницы», «Художники Татарстана», «Роль изобразительного искусства в развитии традиций Республики Татарстан» и т.д. Особое внимание уделяется теме «Как смотреть картину». Здесь следует подробнее рассмотреть то, как анализировать ее с обучающимися.

Список литературы

1. Борев Ю.Б. Эстетика. – 4-е изд., доп. – М.: Политиздат, 1988. – 496с.

2. Мухаметзянова Ф.Г., Поселягина Л.В., Кудаков О.Р. Как подготовить проектную работу: Пакет материалов учебно-методического комплекса дисциплин (УМКД) по специальности 050706 «Педагогика и психология» / Под ред. Ф.Г. Мухаметзяновой. – Казань: АСО (КСЮИ), 2008. – 44с.

3. Петрова Г.А. Воспитание эстетической культуры будущих педагогов в условиях университетского образования: учеб.-метод. пособие / Г.А.Петрова. – Казань: Центр инновационных технологий, 2009. – 152с.

4. Электронный ресурс: http// www. krugosvet. ru/ enc/ kultura _i_obrazovanie/ izobraxitelnoe_iskusstvo

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить отзыв