Вы здесь: Главная > Без рубрики > Сказочный мир Габдуллы Тукая в творчестве татарских композиторов

Сказочный мир Габдуллы Тукая в творчестве татарских композиторов

Мухамедова Анна Валерьевна

музыкальный руководитель

МБДОУ № 31 «Жемчужинка»

г.Елабуга, Республика Татарстан,

Щербакова Эльвина Раимовна

воспитатель по обучению родного языка

вышей квалификационной категории

МБДОУ № 31 «Жемчужинка»

г.Елабуга, Республика Татарстан,

Богданова Анна Васильевна

воспитатель МБДОУ № 31 «Жемчужинка»

г.Елабуга, Республика Татарстан

Задачи

Образовательные: Расширять знания об искусстве Татарстана. Знакомить детей с творчеством Г.Тукая. Знакомить детей с музыкой татарских композиторов Ф.Яруллиным, Э.Бакировым, а также современным композитором Э.Низамовым.

Развивающие: Развивать образное восприятие музыки, умение высказываться о её характере, об её особенностях. Развивать музыкальную память.

Воспитательные: Воспитывать интерес к татарской музыке и литературе. Развивать патриотические чувства детей. Обогащать музыкальными впечатлениями.

Оборудование и материалы

Технические средства: мультимедиа, ноутбук.

Демонстрационный материал: слайды портретов композиторов, фото со спектаклей, балета, картинки сказочных персонажей, звуковые файлы пьес, книга сказок.

Предварительная работа:

чтение сказок «Шурале», «Су анасы» Г. Тукая

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая у меня большая книга сказок. Хотите, побывать в сказке? (Ответ детей).

Музыкальный руководитель: Сегодня мы с вами послушаем сказочную музыку. Композиторы часто для детей пишут музыку к сказкам. И когда вы смотрите мультфильмы или сказки по телевизору, то тоже звучит музыка, когда появляется какой-то персонаж.

Воспитатель: Сначала мы с вами вспомним одну татарскую сказку:

Нос изогнут наподобие рыболовного крючка,

Руки, ноги – словно сучья устрашают смельчака…

Он похож на человека, очень тонкий и босой,

Узкий лоб украшен рогом в палец величиной… (Г. Тукай)

Что же это за лесное чудовище? (Ответы детей). Верно, это Шурале – Леший.

Это герой сказки татарского писателя Габдуллы Тукая.

Г.Тукай

Дети, где живет Шурале? (Ответы детей) Это добрый или злой герой сказки? (Ответы детей).

Музыкальный руководитель: Давайте послушаем музыку, которую написал татарский композитор Фарид Яруллин.

Дети слушают музыку (Выход и вариации Шурале)

Ф.Яруллин

Музыкальный руководитель: Вам понравилась музыка? Какая она по настроению? (Ответы детей) Правильно, музыка таинственная, резвая, прыгающая, пугающая. Как вы думаете, что Шурале делает под эту музыку? (Ответы детей) Да, может быть Шурале бегает по лесу, может быть лазит по деревьям. Всегда характер музыки был одинаковый или менялся? Как звучала музыка в начале? А как в конце? (Ответы детей) Правильно, вначале музыка была громче, звучала в высоком регистре, а потом музыка становится тише и звучала в низком регистре. Вот мы и определили, что в этой пьесе было две части. Теперь послушайте музыку из этой же сказки, только здесь будут присутствовать другие персонажи – Огненная ведьма и Шайтан.

Дети слушают музыку (Танец Огненной ведьмы и Шайтана)

Сцена из балета «Шурале»

Воспитатель: Ребята, а кто такие Огненная ведьма и Шайтан? (Ответы детей) Да, правильно, это все лесные чудища – друзья Шурале. И вместе они пляшут свой танец.

Музыкальный руководитель: Музыка была спокойная или резкая? Страшная или красивая? (Ответы детей) Да. Композиторы пишут музыку такую, чтобы отразить характер героя. В нашем случае – страшные и дикие существа.

Воспитатель: А вот другая сказка.

Водяная

Ребята, кто это? (Ответы детей) Правильно, это Водяная, героиня сказки уже знакомого вам Габдуллы Тукая. А где она живет? (Ответы детей)

А теперь послушайте отрывок из сказки под музыку татарского композитора Энвера Бакирова:

Дети слушают Адажио Водяной из балета «Су анасы»

«Я домой уже собрался, оглянулся на мостки:

Глядь! — там ведьма водяная ноги свесила с доски!

Золотым блестящим гребнем над зеркальною водой

Космы ведьма продирает, прядью тешится седой.

За деревьями густыми, что росли на берегу,

Я укрылся, зубы стиснул: и вздохнуть-то не могу.

Причесалось чудо-юдо и в мгновение одно

В озеро — бултых! — нырнуло и ушло к себе на дно.

Тут уж я собрался с духом, вышел из листвы густой.

На мостках забытый ведьмой блещет гребень золотой!»

Музыкальный руководитель: Дети, вы представили себе Водяную под эту музыку? Она была спокойная или быстрая? (Ответы детей) Правильно, музыка была спокойная. Мы можем представить себе озеро, красивую природу и Водяную, сидящую на берегу, которая расчесывает волосы золотым гребнем. Знаете, этой сказкой заинтересовался один современный татарский композитор. Его зовут Эльмир Низамов. Давайте послушаем как он изобразил Водяную в своей музыке.

Дети слушают Сказочные картины – Татарская сказка «Алтын тарак» Э.Низамова (фрагмент)

Э.Низамов

картинка Водяной

Музыкальный руководитель: Вам понравилась музыка? Вы представили себе таинственную водяную? (Ответы детей) Музыка была спокойная или быстрая? (Ответы детей) Правильно, сначала она была спокойная. Можно было даже услышать (или представить себе) как расходятся круги на воде – спокойная, загадочная, сказочная музыка. Потом музыка стала ускоряться и стала страшная. Возможно в это время мальчик украл у Водяной ее гребень и побежал прочь.

Воспитатель: Что ж, ребята, наше занятие заканчивается. Сегодня мы беседовали о татарских сказках, каких? Кто их написал? (Ответы детей)

Музыкальный руководитель: А каких композиторов вы запомнили? (Ответы детей) Молодцы, ребята! Вы узнали много нового! Всем спасибо. До новых встреч!

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить отзыв