Вы здесь: Главная > Без рубрики > Использование информационно-компьютерных технологий на уроках математики в коррекционных классах.

Использование информационно-компьютерных технологий на уроках математики в коррекционных классах.

Шангараева Лейсан Ильдаровна

Учитель математики первой квалификационной категории

ГБОУ « Альметьевская школа- интернат для детей

С ограниченными возможностями здоровья»

Учитель способен добиться идеальной дисциплины на уроке, но если нет интереса у учеников к предмету, нет внутренней мотивации — освоения знаний не произойдет. Как же вызвать у детей желание учиться? Над этим вопросом задумываются многие педагоги, в том числе, работающие с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

Перспективным направлением развития коррекционного образования является использование возможностей информационных технологий, которые должны помочь педагогам сделать знакомую работу привлекательной для учащихся, наполнить ее новым содержанием, сделать процесс обучения более эффективным . Компьютер уже давно и прочно вошел в нашу жизнь. Быстрое развитие компьютерных технологий и мультимедийных средств заставляет учителей, использовать все это многообразие на уроках. Информационные технологии открывают доступ к различным источникам информации, дают большие возможности для творчества педагога, позволяют реализовывать новые формы и методы обучения. Действительность современной жизни такова: везде и повсюду нас окружают компьютеры и другие средства массовой информации. Компьютер – это инструмент, с помощью которого обучение может стать более интересным, быстрым, простым, а полученные знания более глубокими и обобщенными. Конечно же, новые технологии не способны избавить

больного ребенка от его недостатка и снять все возникающие в связи с этим проблемы, но осознание школьником того, что ему становятся доступны неведомые раньше знания, умения, формы общения дает ему уверенность и веру в свои силы

Компьютерные технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому с помощью компьютера. Использование икт на уроках математики экономит время, повышает мотивацию учащихся и эффективность учебно-познавательного процесса.

Я работаю с категорией детей, имеющих нарушение интеллекта и

на своих уроках часто использую компьютерные технологии .

Так в коррекционных классах, факультатив по математике я провожу в компьютерном классе. Где мы закрепляем пройденный на уроке материал. Обучающиеся с большим интересом работают в программе Эксел. Научились создавать документ , записывать примеры , вычитать и складывать, трехзначные и четырехзначные числа. С учениками с наименьшими нарушениями познавательной деятельности , выполняем более объемные и более сложные задания. Использование икт даёт возможность широко использовать дифференцированные индивидуальные задания, поэтому работа в компьютерном классе дает возможность провести работу по коррекции индивидуальных трудностей в учебной деятельности у детей с более выраженными нарушениями интеллекта и плохо развитой моторикой рук . Этим ученикам трудно дается правильная запись примеров в тетради, а в документе Ексел, таких трудностей не возникает. Работа в компьютерном классе дает возможность им почувствовать свои способности, а это очень важно для учеников, нуждающихся в поддержке и помощи со стороны учителя. Иногда в компьютерном классе провожу уроки с выходом во всемирную сеть Интернет , где просматриваем презентации по той теме , которую проходим в данный момент. Провожу такой урок в тех случаях, когда необходимый материал невозможно скачать

В нашей школе есть разные классы. Есть классы где учатся дети с дцп, но при этом интеллект у них сохранился и они обучаются по программе общеобразовательных школ. А есть коррекционные классы, где обучаются дети с нарушениями интеллекта и вот в одном из коррекционных классов обучающиеся испытывают трудности при выполнении письменных заданий , поэтому начиная с 5 класса обычные тетради им заменили ноутбуки. На уроках математики их деятельность характеризуется зависимостью от педагога, медленным темпом выполнения работы, неустойчивостью внимания, повышенной утомляемостью. Некоторые не могут решать задачи, много печатать (быстро устают), но хорошо отвечают на теоретические вопросы, многие темы приходится адаптировать к особенностям здоровья и возможностям обучающихся. У некоторых плохое зрение , что еще больше осложняет освоение учебной программы и возможность работать самостоятельно. Планирование работы у таких учащихся осуществляю по индивидуальной программе, им необходимо предоставлять дополнительное время для выполнения заданий.

В целях экономии времени на уроке задания я даю в виде шаблонов, где часть письменной работы выполнена, например, напечатано условие, начало решения, которое следует закончить. В этом году мы начали использовать специальную клавиатуру для слабовидящих детей, обучающиеся стали чувствовать себя более комфортно на уроке, темп работы у них ускорился. Клавиатура для слабовидящих детей помогла их самоутверждению, также клавиатура способствует развитию общей и мелкой моторики.

Использование мультимедийных средств в данном классе способствовало повышению уровня понимания задания.

В своей статье также хочу немного рассказать о своей работе с обучающимися детьми с нарушениями интеллекта , которые находятся на надомном обучении. Дети находящиеся на надомном обучении даже среди детей с ограниченными возможностями здоровья –особая группа, к которым надо найти не только индивидуальный подход, но и сделать урок максимально полезным.

Для этих детей характерно наличие патологических черт в эмоциональной сфере: повышенной возбудимости или, наоборот, инертности; трудностей формирования интересов и социальной мотивации деятельности. Внимание у них плохо фиксируется, легко рассеивается. Все новое усваивают очень медленно и только после многократного повторения, больше всего страдает смысловая память, но хорошо развита механическая память. И тут большую помощь мне оказывают информационные компьютерные технологии. Звук, движение, цвет на экране – это те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка с сильными нарушениями интеллекта, делают процесс обучения более осознанным. С учениками коррекционного класса надомного обучения мы изучаем начальные элементы компьютерной грамоты, просматриваем мультимедийные презентации геометрических фигур, цифр, повторяем счет и вместе пытаемся выполнить вычитание или сложение. Считается что дети, выполняя простейшие движения мышкой развивают сенсорную память, запоминают гораздо быстрее очертания цифр, чем если бы они выполняли те же самые движения ручкой на листе бумаги. Детям нравится, когда в конце урока, как поощрение за хорошую работу, им разрешается посмотреть какой-либо видеоклип или ролик, снятый по сюжетам детских песен или мультфильмов (Интернет позволяет без труда находить такой материал).

И подводя итог своей статьи хочу сказать, что я использую информационные — компьютерные технологии как средство для создания учебных тренажеров, текстовых заданий и средство для изготовления раздаточного материала..

Имея в арсенале работы учебные тренажеры по математике (позаимствованные у коллег-педагогов в Интернет-сообществе), я могу подготовить урок, коррекционное занятие, учитывая индивидуальные особенности процесса усвоения материала каждым учащимся. А они у наших детей действительно разные. Ребенку дается возможность работать в

приемлемом для него темпе, но при этом чувствовать себя таким же успешным, как и остальные сверстники. Поскольку для специальных школ практически нет печатного дидактического материала, приходится самим изготавливать различный раздаточный материал . Персональный компьютер в руках учителя, в дополнении со сканером и принтером – это минитипография педагога. Имея опыт использования возможностей компьютерных технологий на уроках, могу сказать, что это не просто новое веяние времени, а реальная необходимость. Труд, затраченный на управление познавательной деятельностью учащихся с помощью информационных технологий, оправдывает себя во всех отношениях. Все это в конечном итоге является частицей вклада в проблему адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в современном мире, наполненном информацией и новыми технологиями.

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить отзыв