Вы здесь: Главная > Без рубрики > Использование ИКТ в образовательном процессе в ДОУ

Использование ИКТ в образовательном процессе в ДОУ

XXI век знаменит тем, что мы живем в веке нескончаемого потока информации. Современные информационные технологии все больше и больше внедряются в нашу жизнь. Насущной потребностью в работе современного образования стало применение технических средств обучения (ТСО).

Информационно-компьютерные технологии становятся неотъемлемой частью жизни в обществе, они облегчают деятельность людей и способствуют своевременной обработке, передаче, хранению и подачи информации пользователю. Данные технологии внедряются в различные сферы деятельности человека и очень широко используются в современной сфере Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался во время образовательной деятельности.

Помочь педагогу в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий.

Под информационно-коммуникационными технологиями в дошкольном образовании мы рассматриваем комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формы и методы их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждения (администрации, воспитателей, логопедов и других специалистов), а также для образования, развития, диагностики и коррекции детей.

Повышение качества образования через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий в соответствии с ФГОС ДОУ является главной целью ИКТ в ДО.

Используя приемы ИКТ в доу, мы обеспечиваем качество воспитательно-образовательного процесса, а так же добиваемся обеспечения открытости работы дошкольного образовательного учреждения для родителей на основе сайта детского сада и облегчаем реализацию образовательной деятельности за счёт интернет-ресурсов, медиатеки, радио и телевидения, аудиосистем. В этом и заключаются задачи использования ИКТ в ДО. Что же включает в себя информационно-коммуникационные технологии? В первую очередь, ИКТ включает в себя компьютер и интернет, а так же телевизор, видеокамеру и фотоаппарат, DVD и CD- диски, магнитофоны, мультимедиа-маетриалы и интерактивную доску.

Области применения ИКТ педагогами в ДОУ помогают формировать информационную культуру у детей, так как несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, так как образовательная деятельность становися более наглядной и интенсивной. Необходимо подчеркнуть, что движение, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребёнка и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Наблюдается, что именно примение ИКТ позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни или сложно показать на занятии, например, полёт ракеты, половодье, круговорот воды в природе и т.п. Испльзование ИКТ создает дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности, соблюдая обязательные направления коррекционные работы в сфере развития жизненной компетенции для всех категорий детей с ОВЗ (например, что необходимо учесть, что дети с ОВЗ имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их развитие, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала и т. д). Нужно

подчеркнуть, что с помощью ИКТ создаются условия для профессионального саморазвития педагога.

На базе детского сада возможно, нужно и целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности, так как ООД в детском саду имеют свою специфичность проведения занятия, каждое занятие должно быть эмоциональным, запоминающимся, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых видеозаписей. Всегго этого можно добиться при помощи компьютерной техники с её мультимедийными возможностями. Но компьютер не должен совсем заменить речь воспитателя, а должен только дополнять его. Компьютер несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста, ведь одновременно используется графическая, текстовая, аудиовизуальная информация. Наглядный материал, используемый в презентациях, слайд-шоу, дает возможность воспитателю выстроить объяснение на занятиях логично, научно ведь при этом включаются все виды памяти детей (зрительная, слуховая, моторная). Соглашаясь с тем, что компьютер – новое мощное средство для интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в учебно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной организации как самого ООД, так и всего режима, учитывая возраст ребенка. Для поддержания устойчивого уровня работоспособности и сохранения здоровья детей большое значение имеют условия проведения занятий. С целью уменьшения зрительного напряжения нужно добиваться того, чтобы изображение на экране компьютера было четким и контрастным, не имело бликов и отражений рядом стоящих предметов. Необходимо подчеркнуть, не стоит увлекаться использованием мультимедийных технологий на каждом ООД, так как при подготовке и организации такого ООД от педагога, а также от детей, требуется больше интеллектуальных и эмоциональных усилий, чем при обычной подготовке. Кроме того, при частом использовании ИКТ у

детей теряется особый интерес к таким занятиям, ведт частота использования ТСО влияет еще и на эффективность процесса обучения. Если ТСО используется очень редко, то каждое его применение превращается в чрезвычайное событие и у ребенка создается возбужденный эмоциональный фон, а это в свою очередь мешает восприятию и усвоению учебного материала. Оптимальная частота применения ТСО в учебном процессе зависит от возраста детей, от рода деятельности и необходимости их использования. Эффективность применения ТСО зависит также от этапа занятия. Использование ТСО не должно длиться на занятии подряд более 5 минут: дети устают, перестают понимать, не воспринимают осмысленно новую информацию. Использование ТСО в начале занятия сокращает подготовительный период с трех до 0,5 минуты, а усталость и потеря внимания наступает на 5-10 минут позже обычного. Использование ТСО в интервалах между 15-й и 20-й минутами позволяет поддерживать устойчивое внимание детей практически в течение всего занятия.

В заключение хочется отметить, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности, так как использование информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога. Стоит учитывать такой момент, что внедрение ИКТ в образовательный процесс не даёт полноценного общения с другими людьми, значительно уменьшает чувственное развитие, могут возникнуть трудности прои моделировании своёго видения мира, поэтому, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не должны.

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить отзыв