Вы здесь: Главная > Без рубрики > Дидактические игры и упражнения при взаимодействии учителя-логопеда и воспитателя по обучению татарскому, русскому языкам детей с ОВЗ посредством ИКТ

Дидактические игры и упражнения при взаимодействии учителя-логопеда и воспитателя по обучению татарскому, русскому языкам детей с ОВЗ посредством ИКТ

Зайнуллина Зульфия Наисовна,

учитель-логопед высшей квалификационной категории,

Колчина Гульнара Равилевна,

учитель-логопед высшей квалификационной категории,

Хайруллина Эльвира Дульфатовна,

учитель-логопед первой квалификационной категории,

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №73 »

г.Нижнекамск

На современном этапе развития специальной педагогики к числу эффективных средств обучения, все чаще отдают предпочтение информационным компьютерным технологиям. Каждая новая задача развивающего обучения модифицируется в проблемы метода, создание обходных путей обучения, которые позволяли бы достичь максимально эффективных результатов в развитии ребенка с особыми возможностями здоровья.

Компьютерные средства представляют для специалиста не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции речевого развития ребенка.

Основными ценностями использования ИКТ при взаимодействии учителя-логопеда со всеми участниками педагогического процесса являются:

— создание мотивации и психологического комфорта;

— предоставление воспитаннику свободы выбора форм и средств деятельности;

— развитие психологической базы речи: восприятия, внимания и мышления за счет повышения уровня наглядности;

— совершенствование навыков пространственной ориентировки, развитие точности движений руки;

— развитие речи;

— совершенствование познавательной деятельности;

— повышение качества обучения и работоспособности детей.

Цель: Создание интерактивных дидактических игр, используемых при взаимодействии учителя-логопеда с педагогами в процессе обучения детей с ОВЗ (ТНР).

Задачи:

— активизация и систематизация полученных знаний;

— развитие фонематического слуха;

— формирование умения отвечать на вопросы;

— пополнение запаса слов;

— закрепление навыка согласования существительного с числительным;

— автоматизация поставленных звуков в словах, словосочетаниях и предложениях.

Программное обеспечение: EasiTeach Next Generation

ИГРОТЕКА (Уенханә) Слайд навигации Игры на выбор. При нажатии на название игры, перемещаетесь на соответствующую страницу. Возврат на первую страницу (содержание) осуществляется при нажатии на бабочку.

Игра «Дерево слов» (Татар сүзлере агачы)

1 вариант. Каждый ребенок называет по одному слову на

русском (татарском) языке и выкладывает по листу на дерево.

По мере заполняемости дерева определяется уровень

словарного запаса детей. Автоматизация звуков в словах.

2 вариант. Подбор слов на определенный звук.(Например:

зеленые листья – слова на звук [Ш], красные на – [Р], желтые – на [С]).

Игра «Какого цвета?» (Нинди төс?)

Вариант игры для мальчиков. При окрашивании машины,

нужно правильно назвать цвет. При неправильном ответе

заново перекрашивается. Речевой образец: «Зеленая (яшел)

машина»

Автоматизация звука [Ш].

Игра «Какого цвета?» (Нинди төс?)

Вариант игры для девочек. При окрашивании платья куклы,

нужно правильно назвать цвет. При неправильном ответе

заново перекрашивается. Речевой образец: «Зеленое (яшел)

күлмәк».

Автоматизация звуков [Ш].

Игра «Это что?» (Нәрсә бу?)

Ребенок развернув картинку, отвечает на вопрос полным

предложением. Образец ответа: «Это маленькая машина. Это

медведь. Это большая машина. (Бу кечкенә машина, бу аю, бу

курчак, бу туп, бу зур машина)»

Автоматизация звуков [Ш], [Р] ,[Ч].

Игра «Найди пару» (Парны тап) вариант 1

Ребенок подбирает пару к большой машине маленькую по

цвету. При этом проговаривает: «Большая зеленая машина.

Маленькая зеленая машина» (Зур яшел машина. Кечкенә яшел

машина). «Большая синяя машина. Маленькая синяя машина»

(Зур зәңгәр машина. Кечкенә зәңгәр машина). «Большая

красная машина. Маленькая красная машина» (Зур кызыл

машина. Кечкенә кызыл машина). «Большая желтая машина.

Маленькая желтая машина» (Зур сары машина. Кечкенә сары

машина). Автоматизация звуков [Ш], [Р] ,[З].

Игра «Что делает?» (Нишли?) Нажимая на картинку, раскрывается изображение. Ребенок полным предложением описывает действие. Например: «Заяц прыгает» (Куян сикерә).

Игра «Найди пару» (Парны тап) вариант 2

Ребенок подбирает пару по цвету. «Зеленый мяч кукле в

зеленом платье» (Яшел туп, яшел күлмәкле күрчакка). «Желтый

мяч кукле в желтом платье» (Сары туп, сары күлмәкле

күрчакка). «Синий мяч кукле в синем платье» (Зәңгәр туп,

зәңгәр күлмәкле күрчакка). «Красный мяч кукле в красном

платье» (Кызыл туп, кызыл күлмәкле күрчакка).

Автоматизация звуков [Р] , [Ч] , [Л] ,[З].

Игра «Дом» (Өй)

Дети перечисляют, что есть у дома и внутри дома. «У дома

есть: крыша, стена, окно, дверь». (Өйнең бар:түбә, дивар,

тәрәзә, ишек) «В доме есть: кровать, шкаф, стул, стол ». (Өйдә

бар карават, шкаф, урындык, өстәл)

Автоматизация звука [Р].

Игра «Семья» (Гаилә)

Открывая пазл, ребенок называет члена семьи. «Это бабушка.

Это дедушка. Это мама. Это папа. Это мальчик. Это девочка».

(Бу эби. Бу бабай. Бу эти. Бу эни. Бу малай. Бу кыз).

Игра «Кто быстрее?» (Кем тизрәк?)

Трое детей нажимая на свою стопку картинок, должны

правильно произнести изображенные предметы, выделяя

автоматизируемый звук. В конце звучат фанфары, оповещая о

прохождении задания.

Автоматизация звуков [Ш], [Р] ,[З].

Игра «Подбери половинку» (Яртысын тап) вариант 1 Закрепляются знания фруктов, размер, вкуса и цвета. Соединяем части в целое. Например: «Это большое, сладкой, красное яблоко» Бу зур, баллы, кызыл алма)

Игра «Подбери половинку» ( Яртысын тап) вариант 2

Закрепляется знание овощей, размера, вкуса и цвета. Соединяем

части в целое. Например: «Бу кәбәстә яшел, кечкенә»

Игра «Счет» (Саннар)

Ребенок выкладывает определенное количество предметов в

первой карточке и для сравнения в другой. Колличество

предметов определяет педагог.

Ребенок считает предметы с выделением автоматизируемого

звука.

Игра «Квартет»

Собираются картинки и описывается полученное изображение.

«Заяц катается на санках» (Куян чанада шуа). «Лиса танцует»

(Төлке бии).

Используемые иллюстрации:

«Говорим по-татарски»: рабочая тетрадь для детей – Казань: Татар. кн. изд-во, 2021.

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить отзыв