ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПЛОЩАДКА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
Гайнуллина Дания Шавкатовна
кандидат технических наук
предаватель I квалификационной категории
ГАПОУ «Лаишевский технико-экономический техникум»
Основная идея проекта: создание площадки формирования актуальных технологических, предпринимательских, личностных компетенций каждого обучающегося, ориентированной на поиск, развитие и представление талантов молодежи в сфере науки, техники и технологий.
Необходимость обеспечения подготовки специалистов в соответствии с общими компетенциями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования, эффективным использованием образовательного потенциала техникума в целях развития творческого потенциала и инновационных идей обучающихся.
Развитие нашего общества в значительной степени зависит от инициативы, энергии, знаний, способностей, творчества каждого человека. Стержнем трудовой активности выступает умение каждого специалиста технически грамотно мыслить, рационально и эффективно работать. В связи с этим большое значение имеет формирование производственника такого типа, основу действий которого составляли бы высокое профессиональное мастерство, целеустремленность, инициатива и творчество. А значит, требуется перестройка, как системы ценностных ориентаций, так и практических мер в подготовке, обучении и воспитании обучающихся и одна из важных задач здесь – сформировать у человека тягу к изобретательской и рационализаторской, исследовательской деятельности, к техническому творчеству. В свою очередь, научно-техническое творчество и изобретательская и рационализаторская деятельность – это и школа формирования высоких нравственных качеств человека. Это приобщение молодежи к управлению делами производства, и прежде всего к ускорению научно-технического прогресса.
Острота и актуальность проблем, решаемых студенчеством, неоспорима. Участие в борьбе за ускорение темпов научно-технического прогресса, научную организацию труда, внедрение передового опыта — важнейшее дело студенчества.
Творчество не зря считается одним из важнейших видов человеческой деятельности. Без него было б абсолютно невозможным развитие человеческого общества, а значит, и его существование. Хороший учитель творчества должен быть одновременно и творцом, и организатором творчества, и ценителем его результатов.
В современных условиях научно-техническое творчество — это основа инновационной деятельности.
Творчество – это специфичная для человека деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и уникальностью. Поэтому процесс развития научно-технического творчества является важнейшей составляющей современной системы образования. Усвоение основ научно-технического творчества, творческого труда поможет будущим специалистам повысить профессиональную и социальную активность, что, в свою очередь, приведет к повышению профессиональных навыков, качества труда, ускорению развития научно – технической сферы производства.
Научно-техническое творчество, кружки, конкурсы, выставки инженерной направленности, олимпиады профессионального мастерства позволяют осуществлять выявление и поддержку талантливой молодежи, а также создает условия для раскрытия творческих способностей студентов, повышение результативности участия молодежи в научной деятельности и научно-техническом творчестве.
Основной целью развития научно-технического творчества студентов ГАПОУ «Лаишевский технико-экономический техникум» является выявление и поддержка одаренных обучающихся, развитие их интеллектуальных, творческих способностей, поддержка научно-исследовательских интересов.
Главное направление – это выдвижение и реализация в научных исследованиях творческих идей и создание научных работ и проектов. Научно-
техническое творчество — это основа инновационной деятельности. Поэтому научно-техническое творчество является важнейшей составляющей образования. Обучение творческому труду – это воспитание нового отношения к профессии, способность пробудить интерес, а затем создать и закрепить творческое отношение к профессиональной деятельности, выражающееся, в конце концов, в активной исследовательской, рационализаторской, а затем и изобретательской деятельности
В настоящее время активно растет международное некоммерческое движение WorldSkills Россия, целью которого является повышение престижа рабочих профессий. Его внедрение в систему среднего профессионального образования, по словам президента Российской Федерации, является приоритетным, должно носить последовательный и систематичный характер.
Важным мотивом разработки проекта явилось присоединение ГАПОУ «Лаишевский технико-экономический техникум» к международному движению WorldSkills.
Ежегодно наш техникум принимает активное участие в сетевом и региональном чемпионате «Молодые профессионалы» WorldSkills.
Образовательная площадка научно-технического творчества направлена на развитие компетенции «Промышленный дизайн» по различным востребованным направлениям искусства: академический рисунок, витраж, батик, декупаж, декоративная живопись, креативная графика, 3d моделирование (программы Autodesk Fusion 360⁰, 3d max, SolidWorks, Компас); графические редакторы (Coreldraw, Adobe Photoshop).
Активное взаимодействие техникума с общеобразовательными школами Лаишевского района позволяет выявить новые перспективные возможности сотрудничества в интересах школьников.
Кружковая работа в формате проекта со школьниками подразумевает развитие творческой личности, навыков работы в графическом и трехмерном редакторе, анализ экономической эффективности создаваемых изделий и проектов.
Школьник, получая основное или среднее общее образование, параллельно посещает кружок в техникуме. В 2018-2019 учебном году эксперты конкурса профессионального мастерства WorldSkills Junoir по достоинству оценили мастерство участников конкурса, так обучающаяся МБОУ «Гимназия №1 г. Лаишево» Ермолаева Арина по компетенции «Промышленный дизайн» заняла 2 место.
Небольшая наполняемость групп способствует реализации индивидуального подхода к обучающимся.
Обучающиеся принимают активное участие в мероприятиях творческой, воспитательной и социально значимой направленности, в том числе конкурсах профессионального мастерства, квестах, мастер-классах.
Производственная среда ГАПОУ «Лаишевский технико-экономический техникум» дает каждому школьнику возможность приобрести практические умения и навыки, используя современное оборудование.
В ходе обучения совершенствуются информационные основы, и приобретается персональный опыт, необходимый для определения обучающимся направлений своего дальнейшего образования, сферы и содержания будущей профессиональной деятельности, развивается представление о социальных и этических аспектах научно-технического творчества.
Преимуществом данного проекта является возможность углубленной профессиональной ориентации обучающихся общеобразовательных школ Лаишевского района.
Проект основан на создании свободной образовательной площадки состоящей из различных востребованных направлений научно-технического творчества: 3d моделирование (программы Autodesk Fusion 360⁰, 3d max, SolidWorks, Компас); промышленный дизайн (художественно-техническое творчество), академический рисунок, витраж, батик, декупаж, декоративная живопись, креативная графика
Целевая аудитория проекта:
1. Студенты: группа обучающихся специальностей:
25.02.01 Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей – 1-4 курсы;
25.02.06 Производство и обслуживание авиационной техники – 1-4 курсы.
25.02.08 Эксплуатация беспилотных авиационных система
Всего 220 обучающихся
2. Школьники:
Обучающиеся 8-9 классов МБОУ «Гимназия №1 г. Лаишево», МБОУ «Сокуровская СОШ им. Г.Р. Державина»
Реализация проекта обеспечит:
1. Повышение интереса и усиление мотивации обучения;
2. Создание положительного эмоционального настроя и ситуации успеха на занятии;
3. Развитие творческих качеств личности и успешную социализацию обучающихся;
4. Дифференцированный и индивидуальный подход в работе с обучающимися;
5. Оптимальное использование временных ресурсов, снижение нагрузки обучающихся;
6. Получение базовых знаний в пределах основной образовательной программы в соответствии с ФГОС;
7. Получение дополнительных общих и профессиональных знаний;
8. Формирование умений и компетенций в области проектирования, моделирования, исследования;
9. Развитие системы профориентационной работы
Целенаправленная работа по реализации проекта будет способствовать:
1. Росту количества обучающихся, занятых внеурочной деятельностью.
2. Росту количества участников, победителей и призеров научно-практических конференций, конкурсов профессионального мастерства, олимпиад научно-технической направленности.
3. Проявлению интереса обучающихся к своей будущей специальности.
4. Развитию материально-технической базы образовательной организации.
5. Выявлению, развитию и поддержке талантливых обучающихся.
6. Стремлению преподавателей к интеллектуальному самосовершенствованию, самообразованию и саморазвитию.
Критерии показателей результативности и эффективности проекта
Количественные критерии:
— Модернизация материально-технической базы для реализации программ краткосрочного обучения
— Разработка и внедрение образовательных программ краткосрочного обучения и повышения квалификации
— число обучающихся, включенные в образовательные и профориентационные программы и проекты площадки: количество проведенных семинаров, мастер-классов, конференций и др.;
— число выполненных работ на оборудовании площадки;
— число разработанных студенческих проектов;
Качественные критерии:
— образовательные – рост компетентности, устойчивой внутренней познавательной мотивации и интеллектуальной инициативности обучающихся, их достижения;
— развитие у обучающихся способности организовывать свою собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качеств;
— развитие информационных, исследований, проектных умений обучающихся;
— освоение преподавателями образовательных технологий;
— профориентационные – количество школьников, поступивших на обучение в техникум;
— экономические – экономический эффект (внебюджетный доход) работы площадки.
Описание основных мероприятий:
1 этап: Диагностический
Постановка проблемы и обоснование ее актуальности
Определение участников проекта — преподавателей, обучающихся техникума и школ Лаишевского района
Выявление способностей обучающихся
Сбор и систематизация полученных результатов
2 этап: подготовительный
Подготовка документации, материально-технической базы
— создание нормативно-правовой основы, адекватной целям проекта;
— разработка и оформление дополнительных программ с учетом 1 этапа проекта и материально-технических возможностей;
— совершенствование и модернизация структуры научно-методического обеспечения образовательного процесса;
— формирование учебно-методической базы, структуризация направлений и сфер деятельности, управления и контроля, укрепление.
3 этап основной
Основной этап включает:
— кружки технического творчества для обучающихся техникума;
— кружки технического творчества для обучающихся школ Лаишевского района;
— курсы дополнительного профессионального образования;
— участие в конкурсной деятельности, в том числе участие региональном чемпионате «Молодые профессионалы» WorldSkills Russia, WorldSkills Junior по компетенции «Промышленный дизайн»;
— экскурсии (посещение естественнонаучных и технических музеев и выставок, интерактивных площадок, лабораторий; знакомство с производственными мастерскими на предприятиях Лаишевского района);
— участие в семинарах, вебинарах, конференциях;
— участие в производственной деятельности.
4 этап заключительный
Отчет о ходе реализации проекта
Оценка результативности и эффективности реализации проекта по заявленным критериям и показателя.
1. Развитие системы научно-технического творчества обучающихся ГАПОУ «Лаишевский технико-экономический техникум» с учетом всех возможностей (ресурсов) современного оборудования.
2. Создание условий для творческой деятельности обучающихся, позволяющих эффективно и на современном уровне реализовать идеи на практике.
3. Выявление, развитие и реализация творческого потенциала обучающихся в зависимости от их индивидуальных способностей и потребностей
Социальное партнерство ГАПОУ «Лаишевский технико-экономический техникум» и общеобразовательных школ Лаишевского района.
На первом этапе «Диагностический» для выявления способностей среди обучающихся ГАПОУ «Лаишевский технико-экономический техникум» и МБОУ «Гимназия №1 г. Лаишево» было проведено анкетирование. Результаты анкетирования показали.
На первый вопрос: Укажите, какими видами деятельности вы занимаетесь во внеучебное время?
8-9 классы 1-2 курс 3-4 курс
Рис. 1. Диаграммы ответов на 1 вопрос
Второй вопрос:
Укажите, какими видами деятельности вы хотели бы заниматься в следующем учебном году во внеучебное время?
8-9 классы 1-2 курс 3-4 курс
Определена команда проекта
№ п/п ФИО Выполняемые в проекте работы
Преподаватели
1 Гайнуллина Дания Шавкатовна Направления – 3d моделирование, графические редакторы
2 Закирова Резеда Салаватовна Направление изобразительного искусства
3 Аникин Владислав Студент 4 курса, работа со школьниками, подготовка к соревнованиям JuniorSkills МБОУ «Гимназия №1 г. Лаишево»
4 Савельева Марина Валентиновна Психологическая помощь
На втором этапе разработаны дополнительные программы по направлениям «Академический рисунок», «Декупаж», «Промышленный дизайн», «3d моделирование», «Графический редактор Adobe Photoshop»; программы кружков
для школьников «Рисунок. Живопись. Композиция», «3d моделирование (Компас)».
Подготовлена материально-техническая база.
Перспективными целями проекта являются:
— Развитие системы научно-технического творчества обучающихся ГАПОУ «Лаишевский технико-экономический техникум» с учетом всех возможностей (ресурсов) современного оборудования.
— Создание условий для творческой деятельности обучающихся, позволяющих эффективно и на современном уровне реализовать идеи на практике.
— Выявление, развитие и реализация творческого потенциала обучающихся в зависимости от их индивидуальных способностей и потребностей.
Проект «Образовательная площадка научно-технического творчества» носит социальный характер.
Планируется использование материально-технической базы в программах дополнительного профессионального образования ресурсного центра ГАПОУ «Лаишевский технико-экономический техникум» для жителей и гостей г. Лаишево и района
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 25.02.01 Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 апреля 2014 г. № 389