Вы здесь: Главная > Без рубрики > ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПЛОЩАДКА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПЛОЩАДКА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

Гайнуллина Дания Шавкатовна

кандидат технических наук

предаватель I квалификационной категории

ГАПОУ «Лаишевский технико-экономический техникум»

Основная идея проекта: создание площадки формирования актуальных технологических, предпринимательских, личностных компетенций каждого обучающегося, ориентированной на поиск, развитие и представление талантов молодежи в сфере науки, техники и технологий.

Необходимость обеспечения подготовки специалистов в соответствии с общими компетенциями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования, эффективным использованием образовательного потенциала техникума в целях развития творческого потенциала и инновационных идей обучающихся.

Развитие нашего общества в значительной степени зависит от инициативы, энергии, знаний, способностей, творчества каждого человека. Стержнем трудовой активности выступает умение каждого специалиста технически грамотно мыслить, рационально и эффективно работать. В связи с этим большое значение имеет формирование производственника такого типа, основу действий которого составляли бы высокое профессиональное мастерство, целеустремленность, инициатива и творчество. А значит, требуется перестройка, как системы ценностных ориентаций, так и практических мер в подготовке, обучении и воспитании обучающихся и одна из важных задач здесь – сформировать у человека тягу к изобретательской и рационализаторской, исследовательской деятельности, к техническому творчеству. В свою очередь, научно-техническое творчество и изобретательская и рационализаторская деятельность – это и школа формирования высоких нравственных качеств человека. Это приобщение молодежи к управлению делами производства, и прежде всего к ускорению научно-технического прогресса.

Острота и актуальность проблем, решаемых студенчеством, неоспорима. Участие в борьбе за ускорение темпов научно-технического прогресса, научную организацию труда, внедрение передового опыта — важнейшее дело студенчества.

Творчество не зря считается одним из важнейших видов человеческой деятельности. Без него было б абсолютно невозможным развитие человеческого общества, а значит, и его существование. Хороший учитель творчества должен быть одновременно и творцом, и организатором творчества, и ценителем его результатов.

В современных условиях научно-техническое творчество — это основа инновационной деятельности.

Творчество – это специфичная для человека деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и уникальностью. Поэтому процесс развития научно-технического творчества является важнейшей составляющей современной системы образования. Усвоение основ научно-технического творчества, творческого труда поможет будущим специалистам повысить профессиональную и социальную активность, что, в свою очередь, приведет к повышению профессиональных навыков, качества труда, ускорению развития научно – технической сферы производства.

Научно-техническое творчество, кружки, конкурсы, выставки инженерной направленности, олимпиады профессионального мастерства позволяют осуществлять выявление и поддержку талантливой молодежи, а также создает условия для раскрытия творческих способностей студентов, повышение результативности участия молодежи в научной деятельности и научно-техническом творчестве.

Основной целью развития научно-технического творчества студентов ГАПОУ «Лаишевский технико-экономический техникум» является выявление и поддержка одаренных обучающихся, развитие их интеллектуальных, творческих способностей, поддержка научно-исследовательских интересов.

Главное направление – это выдвижение и реализация в научных исследованиях творческих идей и создание научных работ и проектов. Научно-

техническое творчество — это основа инновационной деятельности. Поэтому научно-техническое творчество является важнейшей составляющей образования. Обучение творческому труду – это воспитание нового отношения к профессии, способность пробудить интерес, а затем создать и закрепить творческое отношение к профессиональной деятельности, выражающееся, в конце концов, в активной исследовательской, рационализаторской, а затем и изобретательской деятельности

В настоящее время активно растет международное некоммерческое движение WorldSkills Россия, целью которого является повышение престижа рабочих профессий. Его внедрение в систему среднего профессионального образования, по словам президента Российской Федерации, является приоритетным, должно носить последовательный и систематичный характер.

Важным мотивом разработки проекта явилось присоединение ГАПОУ «Лаишевский технико-экономический техникум» к международному движению WorldSkills.

Ежегодно наш техникум принимает активное участие в сетевом и региональном чемпионате «Молодые профессионалы» WorldSkills.

Образовательная площадка научно-технического творчества направлена на развитие компетенции «Промышленный дизайн» по различным востребованным направлениям искусства: академический рисунок, витраж, батик, декупаж, декоративная живопись, креативная графика, 3d моделирование (программы Autodesk Fusion 360⁰, 3d max, SolidWorks, Компас); графические редакторы (Coreldraw, Adobe Photoshop).

Активное взаимодействие техникума с общеобразовательными школами Лаишевского района позволяет выявить новые перспективные возможности сотрудничества в интересах школьников.

Кружковая работа в формате проекта со школьниками подразумевает развитие творческой личности, навыков работы в графическом и трехмерном редакторе, анализ экономической эффективности создаваемых изделий и проектов.

Школьник, получая основное или среднее общее образование, параллельно посещает кружок в техникуме. В 2018-2019 учебном году эксперты конкурса профессионального мастерства WorldSkills Junoir по достоинству оценили мастерство участников конкурса, так обучающаяся МБОУ «Гимназия №1 г. Лаишево» Ермолаева Арина по компетенции «Промышленный дизайн» заняла 2 место.

Небольшая наполняемость групп способствует реализации индивидуального подхода к обучающимся.

Обучающиеся принимают активное участие в мероприятиях творческой, воспитательной и социально значимой направленности, в том числе конкурсах профессионального мастерства, квестах, мастер-классах.

Производственная среда ГАПОУ «Лаишевский технико-экономический техникум» дает каждому школьнику возможность приобрести практические умения и навыки, используя современное оборудование.

В ходе обучения совершенствуются информационные основы, и приобретается персональный опыт, необходимый для определения обучающимся направлений своего дальнейшего образования, сферы и содержания будущей профессиональной деятельности, развивается представление о социальных и этических аспектах научно-технического творчества.

Преимуществом данного проекта является возможность углубленной профессиональной ориентации обучающихся общеобразовательных школ Лаишевского района.

Проект основан на создании свободной образовательной площадки состоящей из различных востребованных направлений научно-технического творчества: 3d моделирование (программы Autodesk Fusion 360⁰, 3d max, SolidWorks, Компас); промышленный дизайн (художественно-техническое творчество), академический рисунок, витраж, батик, декупаж, декоративная живопись, креативная графика

Целевая аудитория проекта:

1. Студенты: группа обучающихся специальностей:

25.02.01 Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей – 1-4 курсы;

25.02.06 Производство и обслуживание авиационной техники – 1-4 курсы.

25.02.08 Эксплуатация беспилотных авиационных система

Всего 220 обучающихся

2. Школьники:

Обучающиеся 8-9 классов МБОУ «Гимназия №1 г. Лаишево», МБОУ «Сокуровская СОШ им. Г.Р. Державина»

Реализация проекта обеспечит:

1. Повышение интереса и усиление мотивации обучения;

2. Создание положительного эмоционального настроя и ситуации успеха на занятии;

3. Развитие творческих качеств личности и успешную социализацию обучающихся;

4. Дифференцированный и индивидуальный подход в работе с обучающимися;

5. Оптимальное использование временных ресурсов, снижение нагрузки обучающихся;

6. Получение базовых знаний в пределах основной образовательной программы в соответствии с ФГОС;

7. Получение дополнительных общих и профессиональных знаний;

8. Формирование умений и компетенций в области проектирования, моделирования, исследования;

9. Развитие системы профориентационной работы

Целенаправленная работа по реализации проекта будет способствовать:

1. Росту количества обучающихся, занятых внеурочной деятельностью.

2. Росту количества участников, победителей и призеров научно-практических конференций, конкурсов профессионального мастерства, олимпиад научно-технической направленности.

3. Проявлению интереса обучающихся к своей будущей специальности.

4. Развитию материально-технической базы образовательной организации.

5. Выявлению, развитию и поддержке талантливых обучающихся.

6. Стремлению преподавателей к интеллектуальному самосовершенствованию, самообразованию и саморазвитию.

Критерии показателей результативности и эффективности проекта

Количественные критерии:

— Модернизация материально-технической базы для реализации программ краткосрочного обучения

— Разработка и внедрение образовательных программ краткосрочного обучения и повышения квалификации

— число обучающихся, включенные в образовательные и профориентационные программы и проекты площадки: количество проведенных семинаров, мастер-классов, конференций и др.;

— число выполненных работ на оборудовании площадки;

— число разработанных студенческих проектов;

Качественные критерии:

— образовательные – рост компетентности, устойчивой внутренней познавательной мотивации и интеллектуальной инициативности обучающихся, их достижения;

— развитие у обучающихся способности организовывать свою собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качеств;

— развитие информационных, исследований, проектных умений обучающихся;

— освоение преподавателями образовательных технологий;

— профориентационные – количество школьников, поступивших на обучение в техникум;

— экономические – экономический эффект (внебюджетный доход) работы площадки.

Описание основных мероприятий:

1 этап: Диагностический

Постановка проблемы и обоснование ее актуальности

Определение участников проекта — преподавателей, обучающихся техникума и школ Лаишевского района

Выявление способностей обучающихся

Сбор и систематизация полученных результатов

2 этап: подготовительный

Подготовка документации, материально-технической базы

— создание нормативно-правовой основы, адекватной целям проекта;

— разработка и оформление дополнительных программ с учетом 1 этапа проекта и материально-технических возможностей;

— совершенствование и модернизация структуры научно-методического обеспечения образовательного процесса;

— формирование учебно-методической базы, структуризация направлений и сфер деятельности, управления и контроля, укрепление.

3 этап основной

Основной этап включает:

— кружки технического творчества для обучающихся техникума;

— кружки технического творчества для обучающихся школ Лаишевского района;

— курсы дополнительного профессионального образования;

— участие в конкурсной деятельности, в том числе участие региональном чемпионате «Молодые профессионалы» WorldSkills Russia, WorldSkills Junior по компетенции «Промышленный дизайн»;

— экскурсии (посещение естественнонаучных и технических музеев и выставок, интерактивных площадок, лабораторий; знакомство с производственными мастерскими на предприятиях Лаишевского района);

— участие в семинарах, вебинарах, конференциях;

— участие в производственной деятельности.

4 этап заключительный

Отчет о ходе реализации проекта

Оценка результативности и эффективности реализации проекта по заявленным критериям и показателя.

1. Развитие системы научно-технического творчества обучающихся ГАПОУ «Лаишевский технико-экономический техникум» с учетом всех возможностей (ресурсов) современного оборудования.

2. Создание условий для творческой деятельности обучающихся, позволяющих эффективно и на современном уровне реализовать идеи на практике.

3. Выявление, развитие и реализация творческого потенциала обучающихся в зависимости от их индивидуальных способностей и потребностей

Социальное партнерство ГАПОУ «Лаишевский технико-экономический техникум» и общеобразовательных школ Лаишевского района.

На первом этапе «Диагностический» для выявления способностей среди обучающихся ГАПОУ «Лаишевский технико-экономический техникум» и МБОУ «Гимназия №1 г. Лаишево» было проведено анкетирование. Результаты анкетирования показали.

На первый вопрос: Укажите, какими видами деятельности вы занимаетесь во внеучебное время?

8-9 классы 1-2 курс 3-4 курс

Рис. 1. Диаграммы ответов на 1 вопрос

Второй вопрос:

Укажите, какими видами деятельности вы хотели бы заниматься в следующем учебном году во внеучебное время?

8-9 классы 1-2 курс 3-4 курс

Определена команда проекта

№ п/п ФИО Выполняемые в проекте работы

Преподаватели

1 Гайнуллина Дания Шавкатовна Направления – 3d моделирование, графические редакторы

2 Закирова Резеда Салаватовна Направление изобразительного искусства

3 Аникин Владислав Студент 4 курса, работа со школьниками, подготовка к соревнованиям JuniorSkills МБОУ «Гимназия №1 г. Лаишево»

4 Савельева Марина Валентиновна Психологическая помощь

На втором этапе разработаны дополнительные программы по направлениям «Академический рисунок», «Декупаж», «Промышленный дизайн», «3d моделирование», «Графический редактор Adobe Photoshop»; программы кружков

для школьников «Рисунок. Живопись. Композиция», «3d моделирование (Компас)».

Подготовлена материально-техническая база.

Перспективными целями проекта являются:

— Развитие системы научно-технического творчества обучающихся ГАПОУ «Лаишевский технико-экономический техникум» с учетом всех возможностей (ресурсов) современного оборудования.

— Создание условий для творческой деятельности обучающихся, позволяющих эффективно и на современном уровне реализовать идеи на практике.

— Выявление, развитие и реализация творческого потенциала обучающихся в зависимости от их индивидуальных способностей и потребностей.

Проект «Образовательная площадка научно-технического творчества» носит социальный характер.

Планируется использование материально-технической базы в программах дополнительного профессионального образования ресурсного центра ГАПОУ «Лаишевский технико-экономический техникум» для жителей и гостей г. Лаишево и района

Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 25.02.01 Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 апреля 2014 г. № 389

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить отзыв