Вы здесь: Главная > Без рубрики > Много профессий хороших и важных

Много профессий хороших и важных

Каюмова Олеся Аверкьевна

воспитатель

Пищулина Лидия Николаевна

воспитатель высшей квалификационной категории

Старкова Людмила Минигалиевна

воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №18»

г. Набережные Челны

Трудовое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач нашего общества. Задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества у детей дошкольного возраста отражены в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) в области «Социально-коммуникативное развитие». ФГОС ДО ставит такую задачу: «формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества».

В п.3.1 ФГОС ДО определены требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Для успешного решения задач, предусмотренных программой по формированию у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества, первостепенное значение имеет создание необходимых условий. Только при качественной организации ребенок испытывает радость от труда. Согласно ФГОС дошкольного образования содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» по организации трудовой деятельности должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей.

В период дошкольного детства дети проявляют большой интерес к профессиям взрослых: возникает желание подражать старшим, дети чувствуют радость и удовлетворение от трудовых усилий, осознают пользу своих действий, проявляют бережное отношение к труду взрослых. Все это дает возможность выбрать ребенку свой путь в будущем. Ведь ребенок, который пришел сегодня в детский сад, — это будущий труженик, активный участник грандиозных свершений, что происходят в нашей стране. Изучением вопроса воспитательного значения труда в дошкольном учебном заведении занимались педагоги А.Н. Белоус, В.И. Глотова, Т.В. Ендовицкая, В.И. Логинова, М.А. Машовец, Я.З.. Проблема ознакомления дошкольников с трудом взрослых достаточно полно представлена в трудах Ю.К. Бабанского, О.С. Богдановой, А.Я. Журкиной, И.И. Зарецкой, Т.Н. Мальковской, И.С. Марьенко, Т.И. Шамовой, И.Ф.Свадковского и др. Так же известны труды отечественных и российских психологов Неверович, Т.И. Пониманская, О.И. Соловьева, В. А. Фролова, Д Б. Эльконин и др.

В дошкольном возрасте складываются благоприятные условия для формирования у ребенка необходимых для включения в труд взрослых качеств, для выработки первоначальных трудовых умений и навыков. Для ознакомления детей с профессиями взрослых используются самые разнообразные методы, а именно: наблюдение за трудом взрослых, экскурсии (они могут быть самые разнообразные), беседы, чтение

художественных произведений, рассматривание картин, ответы воспитателя, демонстрация диафильмов, дидактические наблюдение, сюжетно-ролевые игры и конечно участие детей в труде взрослых.

В работах А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой, М.В. Крулехт и др. образовательная ситуация рассматривается как форма совместной деятельности педагога и детей, планируемая и целенаправленно организуемая педагогом с целью решения задач развития, воспитания и обучения в различных видах детской деятельности.

1 Постановка проблемы

Представления о профессиях своих родителей у детей дошкольного возраста очень ограничены. Даже об очень знакомых профессиях дети знают мало и достаточно поверхностно. Столкнувшись с этой проблемой, мы решили разработать проект о профориентации, направленный на ознакомление детей с профессиями родителей.

2 Цель:

Ввести ребёнка в мир профессий родителей и формирование интереса к познанию мира труда через организацию разнообразной исследовательской, трудовой и досуговой деятельности; расширение первоначальных представлений у дошкольников о роли труда в жизни людей, его результатах, предоставление возможности детям «примерить на себя различные профессии» в игровой ситуации;

3 Задачи:

— Расширять и обобщать представление детей о профессиях родителей, орудиях труда, трудовых действиях;

— Подобрать формы и методы работы по профориентации.

— Развивать мотивацию к труду через систему активных методов познавательной и профориентационной игры;

— Развивать творческие способности детей в процессе знакомства с профессиями.

— Развивать связную речь, мелкую моторику рук, кругозор, образное и пространственное мышление, внимание, наблюдательность;

— Способствовать сплочению детского сада и семьи.

— Помочь детям понять важность, необходимость каждой профессии;

4 Методы и формы работы:

Беседы, ситуативные разговоры, диалоги, игровая обучающая ситуация, ООД, экскурсии, сюжетно-ролевые, дидактические, имитационные игры, познавательное чтение и обсуждение произведений о профессиях для детей, просмотр мультфильмов о профессиях, отгадывание загадок,

разучивание пальчиковых гимнастик, стихов, физкультминуток, презентации, выставки.

5 Ожидаемые результаты:

Дети: участвуя в проекте, каждый ребёнок ощутит себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Сформировано ценностное отношение к познанию окружающего мира через развитие интереса к профессиям; осознают общественную значимость различных профессий, их важность и необходимость; дети мотивированы на самостоятельное проф.исследование. Умеют самостоятельно организовывать сюжетно ролевые игры на основе имеющихся знаний о профессиях.

Родители: активные участники образовательной деятельности; помощники в профориетационном воспитании детей; общие интересы детского сада и семьи в совместной творческой деятельности.

Воспитатель: рост профессионализма воспитателей в вопросах трудового воспитания дошкольников; уровень квалификации воспитателя; реализация индивидуальных творческих возможностей педагога, помощь родителям – правильная организация совместного семейного досуга

Основная часть

месяц Работа с детьми Работа с родителями Совершенствование предметно-развивающей среды

Предварительный этап

08

Мониторинг состояния проблемы на начальном этапе. Рассматривание картинок и фотографий о труде. Беседа «История профессий» Д/игра «Найди ошибку», «Знаю все профессии» Рассматривание энциклопедий. Консультация «Профориентация детей в дошкольном возрасте» Беседа о необходимости участия в проекте, о серьёзном отношении к воспитательно- образовательному процессу в ДОУ. Сбор Подбор диагностического материала. Подбор и изучение методической литературы. Подборка видеоматериалов и аудиоматериалов по ознакомлению дошкольников с профессиями. Разработка методических рекомендаций по ознакомлению

фотографий по своим профессиям. дошкольников с профессиями родителей. Разработка перспективного плана по проекту. Приобретение и изготовление настольно – печатных и дидактических игр. Картотека картинок и фотографий по профессиям.

Основной этап

09 Д/игра «Кто что делает» Беседа «Нужная профессия – повар!» Знакомство с поварами. Беседа: «Осторожно, электроприборы», «Как обращаться с ножом». Мастер-класс «Вкусное печение» Экскурсия на кухню детского сада С/ролевая игра «Кафе» Дид.игры : «Сварим борщ и компот», «Угадай на вкус», «Принадлежности повара» Чтение художественной литературы: О.Емельянова «Повар», С.Беляева «Спасибо поварам», В. Мирясова «Стихотворение про повара», Лика Разумова «Повар». Настольно – печатная игра «Кем быть?» Лепка «Угощение для куклы», Рассказ повара о своей профессии. Рассматривание посуды на кухне. Рассматривание предметов – помощников: мясорубка, дуршлаг, половник. Проведение мастер-класса «Вкусное печение» — папа повар. Чаепитие с приготовленным печеньем. Создание картотеки рецептов для с/ролевой игры «Кафе» Пополнение с/р игры «Кафе» атрибутами, изготовленными (связанными) руками родителей.

«Фрукты и овощи для повара», «Чашка с блюдцем» Аппликация «Консервируем овощи». Рисование «Овощи и фрукты».

10 Д/игра «Угадай профессию» Беседа «Знакомство с профессией помощник воспитателя» Наблюдение за трудом помощника воспитателя Беседа «Чем занимается помощник воспитателя?» Рассматривание посуды. Рисование «Украсим чайную чашку и тарелку» Сюжетно-ролевая игра «Детский сад» Лепка «Посуда» Мастер –класс «Красиво сервируем стол к завтраку, обеду» Изготовление альбома «Профессии родителей» Сбор фотографий родителей с детьми «Сервируем стол к обеду» Альбом «Профессии родителей» Выставка фотографий «Я готов к обеду»

Д/и: «Что нужно для работы помощника воспитателя?», «Кому что нужно для работы?», «Оденем куклу на прогулку». Рассматривание иллюстраций о труде помощника воспитателя. Экскурсия по группам детского сада, знакомство с помощниками воспитателей. Беседа «Предметы – помощники». Чтение и пересказ рассказа Н. Калининой «Помощники», И.Деемьянов «Я теперь большая», А.Кузнецова «Кто умеет», Е.Груданов «Наша нянечка».

11 П/игра «Угадай профессию по жестам» Рассматривание иллюстраций о труде медицинской сестры Экскурсия в медицинский кабинет. Беседа: «Если ты заболел» Дидактические игры: «Что нужно для работы медсестры», «Можно и нельзя», «Что должно быть в аптечке». Сюжетно-ролевая игра «Больница», «Кукольный доктор». Познавательное развитие (ФЭМП): Счет медицинских инструментов. Счет витаминок. Беседа: «Опасные лекарства», Рассказ медсестры о своей профессии, ее важности и необходимости в детском саду. Показ «предметов – помощников». Мастер-класс «Оказываем первую помощь при переломе» Изготовление альбома: Стихи о профессиях»

«Будь осторожен на прогулке» Чтение художественной литературы: А.Барто «Мы с Тамарой», «Очки», О.Емельянова «Врач», «Тигр», Лика Разумова «Доктор», И.Токманова «Мне грустно, я сижу больной». Аппликация «Витаминки для Иринки». Конструирование «Кроватка для больной куклы».

12 Д/игра «Выбери нужные орудия труда» Беседа: «Тренер поможет!» Беседа: «Как сохранить здоровье» Рассматривание альбома «Виды спорта», «Спортивное оборудование» Игры – соревнования П/игры Д/игра «Кого не стало?», «Что изменилось?» Словестная игра «Угадай, к представителю какой профессии относятся эти атрибуты?» Разгадывание загадок на спортивную тематику. Консультация «Пусть малыш растёт здоровым!» Мастер-класс «Ритмическая сказка «Волк и семеро козлят» Мастер-класс «Ритмическая разминка для здоровья» Спортивная олимпиада «Папа, мама, я – спортивная семья!» Собрать сборник музыкальных разминок.

01 Д/игра «Кому что нужно для работы» Знакомство с профессией фармацевт, аптекарь. Аппликация «Блистеры с таблетками» С/ролевая игра «Аптека» Экскурсия в аптеку. Мастер – класс «Изготовление из цветной бумаги, пластилина, бросового материала, солёного теста: Пополнение атрибутами С/ролевой игры «Аптека» Изготовление карточек для составления рассказов по профессиям.

Отгадывание загадок. Чтение Чуковского «Доктор Айболит» С. Михалков «А что у вас?» Посещение медпункта детского сада. Составление рассказов по картинкам (мнемотехника) Д/игра «Собери картинку» лекарственные травы, листья, ягоды, таблетки, витамины». Изготовление этикеток для лекарств, бланков для рецептов, чеков, бланков накладных на товар, денежных знаков, пакетиков для лекарств.

02 Беседа: Чья профессия нужней, интересней и важней. Полицейский». Конкурс рисунков «Профессия моего папы» Беседа «К кому можно обратиться, если ты потерялся на улице» Ситуативный разговор «Безопасное поведение дома» Д/игра «Кто больше расскажет о профессии?», «Что делают этим предметом?» Игровое упражнение «Кто, что делает?», «Кто, где работает?» Чтение С. Михалкова «Дядя Стёпа» Чтение Маяковский «Кем быть?» Мастер — класс «Папа может всё!» Консультация «Как научить ребёнка правильному поведению при экстренных ситуациях» Оформление папки-передвижки по теме проекта.

3 Беседа «Мамы разные нужны, мамы всякие важны» Беседа «История профессии – учитель» Конкурс рисунков «Профессия Мастер – класс «Проведение урока по информатики на детских Подбор иллюстраций о школе, школьных принадлежностях. Оформить книжку-малышку «Стихи о

моей мамы» Игровое упражнение «Закончи упражнение» (врач лечит…, повар варит… ит.д.) Рассматривание иллюстраций о школьной жизни. Д/игра «Какие предметы помощники в учёбе?» Чтение Д.Родари «Чем пахнут ремёсла?» Просмотр презентации «Все профессии нужны, все профессии важны» Просмотр мультфильма «Вовка в тридевятом царстве» Словарные игры «Скажи правильно», Один, много», «Позови ласково» Разучивание песни «Чему учат в школе» Аппликация «Открытка для учителя» компьютерах» Подобрать стихи о школе. Предложить родителям показать школы нашего города. школе»

4 Выставка рисунков о труде родителей. Д/игра «Назови профессии» Беседа «Что можно купить в магазине?», Правила поведения в общественных местах», «Какие бывают магазины» Рассматривание иллюстраций «В магазине» Лото «Магазин», «Разложи продукты по разделам», «Оформи витрину». Чтение Ч. Янчарский «В магазине игрушек» Мошковская «Весёлый магазин» Рисование «Шоколадные конфеты очень любят наши дети» Лепка «Овощи для магазина», «Хлеб, батон и баранки» Аппликация «Вывеска для магазина» Пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды с базара пришла», «На базар ходили мы».

Заключительный этап

05 Конкурс стихов о профессиях. Беседа «Что было бы, если бы…» Д/игра «Что напутал художник?» Д/игра «Кем хочешь быть?» Рассматривание репродукции картин известных художников: И. Левитан «Золотая осень», «Март», И.И. Шишкин «Перед гразой», И.Е. Репин «Автопортрет», Серов «Девочка с персиками» Чтение Б. Заходер «Все работы хороши» Чтение Н.Носова «Как Незнайка был художником». Экскурсия в картинную галерею в детском саду. Знакомство с профессиями искусства: живописцы, скульпторы, архитекторы, графики. Гимнастика для глаз «Художник» Мастер – класс «Волшебные краски», «Украсим рамочку для фотографий» Помощь в оформлении альбома «Репродукции картин известных художников». Книга – самоделка с детскими рассказами «Кем я стану, когда вырасту» Альбом «Репродукции картин известных художников.

06 Мониторинг состояния проблемы на конечном этапе. Анализ данных и графическое отображение результатов. Рисование «Кем я буду» Записать и оформить рассказ ребёнка «Кем я стану, когда вырасту» Показ презентации. Подведение итога. Презентация «Все работы хороши, выбирай на вкус» Выставка рисунков «Кем я буду»

Заключение

Тест на выявление знаний по профориентации «Знаешь ли ты профессии»

1. Как называется профессия, представитель которой выписывает лекарства и лечит детей?

А) педиатр (1 балл)

Б) медсестра

В) массажист

2. Чем занимается повар?

А) кипятит бельё

Б) варит обед (1 балл)

В) моет посуду

3. Представитель какой профессии лечит животных?

А) врач

Б) животновод

В) ветеринар (1 балл)

4. Какой инструмент использует полицейский в своей работе?

А) указка Б) жезл (1 балл) В) скалка

5. Назови профессии, которые ты знаешь. Чем занимаются люди представители этих профессий? Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. (14 картинок)

Высокий уровень – 15 и более баллов

Средний уровень – 10 – 14 баллов

Низкий уровень – 9 и менее баллов.

Цель проекта достигнута, у детей вырос интерес к труду взрослых, имеются знания и представления о различных профессиях. Ребята узнали, что любой труд приносит огромную пользу обществу. Дети гордятся своими родителями! Ведь, все профессии нужны, все профессии важны!

Список использованной литературы

1. Т.А. Шорыгина «Беседы о профессиях. Какие они?» 2007 г.

2. Программа «От рождения до школы», под редакцией Н.Е. Вераксы

3. Н.З. Жаренкова, О.В. Муртазина «Знакомство с профессиями»

4. Энциклопедия «Я познаю мир»

5. Н.В. Краснощёкова «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста»

6. Н.А. Виноградова, Н.В. Позднякова «Сюжетно-ролевые игры»

7. Т.В. Потапова «Беседы с дошкольниками о профессиях» 2005 г.

8. Л.М. Матвеичева «Игры, праздники, развивающие занятия в д/с»,2009г.

9. Интернет источники

1. http://минобрнауки.рф

2. http://www.teoriya.ru

3. http://images.yandex.r

4. http:/pohemu4ka.ru/

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить отзыв