Вы здесь: Главная > Без рубрики > «Любовь в романе “Отцы и дети”

«Любовь в романе “Отцы и дети”

Петрунникова Екатерина Геннадьевна

учитель высшей квалификационной категории

МБОУ «Школа № 49» г. Казань

Добрый день, ребята! Наша работа будет проходить в группах. И давайте вспомним основные правила взаимодействия в небольшом коллективе. (Памятка о групповой работе)

1. Внимательно слушать задания. Быть сосредоточенными.

2. Обмениваться с товарищем своими соображениями о порядке выполнения заданий.

3. Чётко и ясно высказывайте свою мысль.

4. Обосновывать свою точку зрения.

5. Придерживайтесь требований к речи и культуре общения.

6. Работа проходит динамично, в том темпе, который по силам учащимся.

— Особенности работы в группах также состоят в том, что у каждого участника свой номер, он представлен на табличке. Распределение в группы у нас состоялось по жребию перед началом урока.

— Сегодня на уроке мы продолжаем изучение и анализ романа И.С. Тургенева “Отцы и дети”

Актуализация знаний:

Но прежде давайте проверим, насколько внимательные вы читатели.

Участники номер 1 возьмите, пожалуйста, со стола белые вертикальные листы и маркер. Каждому из вас будут предложены два вопроса, после ответа на которые вы передаете карту следующему участнику. Если утверждение верное, вы ставите цифру “1”, если нет – “0”. Будьте внимательны! (На доску крепятся Да/Нет)

Графический диктант

1. Действие романа начинается в 1859 году. 1

2. Николай Петрович Кирсанов занимался в своём поместье преобразованиями. 0

3. Евгений Васильевич Базаров с первого взгляда не понравился дяде Аркадия Кирсанова. 1

4. Поводом к началу схватки между Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым послужила неодобрительная реплика Базарова об одном из соседних помещиков. 0

5. Евдоксия Кукшина и её взгляды на жизнь были интересны Евгению Базарову, т.к. в ней он видел единомышленницу. 0

6. Знакомство Евгения Базарова с Анной Сергеевной Одинцовой произошло на балу у губернатора. 1

7. Чувства Евгения Базарова, напор его страсти испугали Одинцову. 1

8. В эпилоге романа Анна Сергеевна вышла замуж по любви за одного из будущих русских деятелей. 0

9. Имение Анны Одинцовой называлось Никольское? 1

10. Николай Петрович Кирсанов любит стихи Лермонтова? 0

(Эталон креплю на доску. В итоге: 1010011010)

— Ребята, проверьте себя сами. Если ваш ответ правильный, прикрепите звездочку желтого цвета, если нет – звездочку зеленого цвета. Крепим на доску подводим небольшие итоги по количеству желтых звездочек)

— Разве мы властны влюбляться или не влюбляться? И разве, влюбившись, мы властны поступать так, словно бы этого не случилось?

Тему нашего урока определят слова самого автора романа. Послушайте, пожалуйста, и догадайтесь, что Тургенев имел ввиду:

“Это сильнее смерти и страха смерти. Только этим держится и движется жизнь” (И.С. Тургенев).

Правильно, друзья, это – любовь. Тема нашего сегодняшнего урока — «Любовь в романе “Отцы и дети”. А эпиграфом к уроку станут слова самого Ивана Сергеевича Тургенева:

“Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только любовью держится и движется жизнь” (И.С. Тургенев)

— Целью нашей является раскрытие сути любовных отношений героев.

Введение проблемной ситуации:

— Возьмите, пожалуйста, на столах чистые белые листы и маркер. А какие у вас возникают ассоциации к слову «ЛЮБОВЬ»? Запишите свой ответ (таблица)

— Я представляю вам свою ассоциативную цепочку к понятию «любовь». Дополните эту таблицу своими вариантами, если их нет на доске. (Выходят те ученики, у которых понятия не повторяются ни с доской ни друг с другом) — Отлично!

(В таблице даны ответы: взаимосвязь, счастье, дружба, трагедия, мечта, примирение, духовность, страсть, доброта, мучение, безумие, белиберда, семья, страдания)

— Способность глубоко любить И.С.Тургенев считал одним из важнейших качеств человека. Почти все тургеневские герои проходят «испытание любовью». А как вы понимаете смысл этого выражения?

— Что значит испытание? (Проверка)

-Что же проверяется в человеке любовью, какие качества? (Дух, сила воли, жизнеспособность, характер…)

— Словом, любовью в человеке проверяется сам человек!

— Сегодня мы поговорим о том, как любовь воздействует на человека. Нам предстоит раскрыть отношения героев друг к другу, понять причину перемен, происходящих в их душах, проследить, как герои проходят это испытание.

В романе “Отцы и дети” четыре любовных сюжета, 4 взгляда на эту проблему. Назовите, пожалуйста, эти любовные линии: (на стол ставлю таблички по ответам)

1. Базаров и Одинцова.

2. Павел Петрович и княгиня Р.

3. Аркадий и Катя.

4. Николай Петрович и Фенечка

— Друзья, выполняя задания на занятие, каждая группа получит готовый продукт: это будет ассоциативный пазл вашей пары.

Введение к началу работы:

— Из тех понятий, которые представлены на доске и послужили ассоциациями к слову любовь, выберите три, которые будут характеризовать отношения вашей пары. (Подсказка: по цветовому признаку на доске нужные понятия для каждой пары)

1 Группа Базаров и Одинцова 2 Группа Павел Петрович и княгиня Р*** 3 Группа Аркадий и Катя 4 Группа Николай Петрович и Фенечка

Белиберда Мучение Дружба Примирение

Испытание Страсть Духовность Семья

Безумие Трагедия Взаимосвязь Служение

(Верные понятия ученики могут на доске двигать сами, если доска не функционирует, то сама выбираю то, что они говорят)

— Объясните, почему именно эти понятия они выбрали. (Дают небольшую характеристику, направлено на проверку знания текста)

— Эти понятия мы заложили как некую основу для создания нашего пазла. Приступим!

Задание 1

— Возьмите, пожалуйста, на столах конверт синего цвета под № 1. Выберите из предложенных характеристик ту, которая соответствует вашему мужскому образу.

Характеристика мужского образа.

Базаров Евгений:

· Учится на доктора.

· Нигилист, бунтарь,циник.

· Обладает острым умом и простотой.

· Не верит в любовь и брак.

Павел Петрович:

· Служил в гвардейском полку.

· Светский лев Петербурга.

· Мизантроп, либерал,вспыльчивый.

· Оставил карьеру ради любви к женщине.

Николай Петрович:

· Дворянин и помещик.

· Щедрый, добрый, мягкий, скромный человек.

· Вдовец, был счастлив в браке.

· Любит своего сына.

Аркадий:

· Имеет либеральные взгляды.

· Не находит себе особых занятий или целей в жизни.

· Великодушный, справедливый, робкий, не циничный, миролюбивый.

(Обосновывают свой выбор. Опора знаний на текст произведения)

Вопросы:

Базаров Евгений:

— Каковы были отношения Базарова к женщинам? (Ответ: Базаров, никогда не любивший, презирающий женщин, не верящий в любовь, был прекрасным знатоком женщин. Они привлекали его чисто физиологически, своей красотой)

— Что происходит с Базаровым, когда он влюбляется в Одинцову? (Ответ: Но, влюбившись в Одинцову, он меняется. Он робеет, смущается, сам себя не понимает (бабы испугался! Какой я смирненький стал!). Для него человек становится загадкой, иначе он смотрит и на природу. Он становится сам романтиком. Пришла любовь, и сама жизнь заставляет его признать силу и действенность любви. Столь циничный и равнодушный ко всему человек, отрицающий всё и вся, прошёл через горнило любви. Он полюбил)

Павел Петрович:

— Какой была жизнь Павла Петровича до встречи с княгиней Р*** (Ответ: воспитывался в пажеском корпусе. Став офицером, пользовался большим успехом в свете. Был самоуверен, насмешлив, желчен. Нравился женщинам, легко заводил романы, вызывая зависть у мужчин. В 27 лет уже был капитаном, его ждала блестящая карьера)

— Чем княгиня Р*** поразила Павла Петровича? (Ответ: странностью, неуравновешенностью, чем то заветным и недоступным в её душе, куда он никак не мог проникнуть)

Николай Петрович:

— Как в жизни Николая Петровича вошла Фенечка? (Ответ: Они познакомились, когда ей минул 17 год. Позже лечил её и влюбился в доброту её сердца. После смерти её матери Н.П. забрал Фенечку к себе)

Аркадий:

— На кого из героев похож Аркадий? (Ответ: Аркадий Кирсанов похож на своего отца: добрый, романтичный, восторженный, чувствующий красоту природы, ценящий искусство)

— Для чего Тургенев показывает влюбленность Аркадия в Анну Одинцову? (Ответ: что его увлечения нигилизмом и Одинцовой также оказались ошибочными. Ему потребовалось время, чтобы в Кате разглядеть родственную душу)

— Возьмите, пожалуйста, оценочные листы и оцените свою работу на данном этапе. Если справились, ставим цифру 1, если нет 0.

Задание 2

— Возьмите, пожалуйста, на столах конверт розового цвета под № 2. Выберите из предложенных характеристик ту, которая соответствует вашему женскому образу.

Хараткеристика женского образа.

Одинцова:

· Красивая женщина.

· Независимая женщина, умная, спокойная, холодная, гордая.

· Больше всего ценит спокойствие.

· Равнодушна ко всему, кроме комфорта.

· Никогда никого не любила.

Княгиня Р***

· Странная и эксцентричная особа.

· Плачет и страдает от душевных мук.

· Не отличается большим умом.

· Любовь не приносит ей радости.

Фенечка:

· Крестьянка по происхождению.

· Стыдливая девушка.

· Тихая, скромная, вежливая.

Катя:

· Милая, умная, спокойная девушка.

· Боится своей старшей сестры.

· Много размышляет.

· Самостоятельная, скрытная, не кокетка.

(Обосновывают свой выбор. Опора знаний на текст произведения)

Вопросы:

Одинцова:

— Расскажите Об Анне Одинцовой и её прошлом? (Ответ: мать Анны Сергеевны умерла рано. Отец её – Сергей Николаевич Локтев – проигрался и вынужден был поселиться в деревне. Через некоторое время скончался и он, оставив своим дочерям крошечное наследство. Анна Сергеевна , чтобы суметь прожить в деревне, выписала себе тетушку. Однажды Анну увидел богатый 46-летний человек – Одинцов. Он предложил ей свою руку, она согласилась А через 6 лет муж скончался, сделав жену богатой наследницей

— Как объяснить поведение Одинцовой, которая сама подтолкнула Базарова к признанию и отказала ему? (Ответ: ей было любопытно, она хотела его испытать и изведать. Но основа её жизни – спокойствие)

Княгиня Р***:

— Как сложились любовные отношения между книгиней и Павлов Кирсановым? (Ответ: она быстро к нему охладела. А он стал влачиться за ней повсюду и очень мучительно переживал эту ситуацию. Эта любовь его иссушала. Поставил на карту всю свою карьеру. Узнав о смерти княгини, приехал к брату в деревню)

Фенечка:

— Что Фенечка ценит в жизни? (Ответ: семья и доброта. Любовь для неё – это служение своему «благодетелю»)

Катя:

— В чем отличие Кати от Анна? (Ответ: Катя более чувственная, добрая, мягкая. Она готова чем-то жертвовать ради любви. И хочет построить своё тихое семейное счастье)

— Что главное делает Катя для Аркадия? (Ответ: Аркадий меняется, “возвращается” к себе истинному под влиянием Кати. Нигилизм для него – наносное. Он любит музыку, природу, романтик в душе. Все лучшие стороны его раскрывают отношения с Катей)

— Возьмите, пожалуйста, оценочные листы и оцените свою работу на данном этапе. Если справились, ставим цифру 1, если нет 0.

Задание 3

— Возьмите, пожалуйста, на столах конверт № 3. Выберите из предложенных цитат ту, которая, на ваш взгляд, отражает взаимоотношения вашей пары. (Объясняют, почему выбрали именно это высказывание)

1. Базаров и Одинцова. «Любовь не знает середины: она или губит, или спасает» (В.Гюго)

2. Павел Петрович и княгиня Р. «Любовь – это нож, которым я копаюсь в себе» (Франц Кафка)

3. Аркадий и Катя. «Не красота вызывает любовь, а любовь заставляет нас видеть красоту» (Л.Н.Толстой)

4. Николай Петрович и Фенечка. «Несмотря на все различия, у них было то, что объединяло их обоих – они были без ума друг от друга» (Николас Спаркс)

— Возьмите, пожалуйста, оценочные листы и оцените свою работу на данном этапе. Если справились, ставим цифру 1, если нет 0.

Задание 4

— А сейчас я предлагаю Вам обратиться к видеофрагментам фильма 2008 года режиссера Авдотьи Смирновой. Фрагменты помогут нам проанализировать поведение героев.

1.Базаров и Одинцова. ( — Почему Одинцова приехала, чтобы попрощаться с Базаровым?)

2.Павел Петрович и княгиня Р. ( — Почему Аркадий говорит, что дядя «вряд ли жив»?)

3.Аркадий и Катя. ( — Почему Катя именно так охарактеризовала Базарова и себя с Аркадием – хищный и ручные?)

4.Николай Петрович и Фенечка. ( — Почему Аркадий принял отношения отца и Фенечки?)

— Возьмите, пожалуйста, оценочные листы и оцените свою работу на данном этапе. Если справились, ставим цифру 1, если нет 0.

Задание 5

— Возьмите, пожалуйста, на столах конверт № 4. Выберите из предложенных ассоциативных зарисовок (картинок) ту, которая, на ваш взгляд, отражает итог взаимоотношений вашей пары.

(Вывешиваем на доску пазлы. Подводят итоги. Рассуждают, почему выбрали именно эту картинку, как итог отношений своей пары)

— Возьмите, пожалуйста, оценочные листы и оцените свою работу на данном этапе. Если справились, ставим цифру 1, если нет 0.

— На протяжении всех этапов вы себя оценивали, сосчитайте, пожалуйста, в оценочном листе количество единиц. (Подводим итоги, считаем за графический диктант и за работу по заданиям)

— А домашнее задание поможет вам подкрепить знания тех ценностей человека, которые Тургенев считал главными: любовь, взаимопонимание и согласие.

1.Написать прощальное письмо от имени Павла Петровича Кирсанова княгине Р***

2.Отношения Базарова с родителями (мини-рассуждение)

3.Для чего Тургенев ввел 28 главу, как эпилог, а не закончил роман смертью героя?

— Задание дается на выбор

Рефлексия:

— Главная особенность Ивана Сергеевича Тургенева – умение создавать произведения, живущие вне времени, способные пережить века, но донести до читателя главное: в чем же счастье? (В любви)

— А у меня сложился свой ассоциативный пазл по 4 любовным линиям. Это образ горящей свечи. (На слайде) Почему, как вы думаете?

Вывод: Тургенев показывает нам, что две любовные пары не выдержали испытания любовью, а две смогли пройти этот путь. Пламя свечи двух пар потухло, а две пары смогли это пламя разжечь. Тургенев сохранил некий баланс и гармонию.

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить отзыв