Использование биоэнергопластики в работе с детьми с нарушением речи
Федорова Ирина Юрьевна
учитель-логопед первой квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 54 «Искорка»
г. Набережные Челны
Одна из важнейших задач развития детей – развитие речи: её звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя. Уровень детской речи находится в прямой зависимости от степени форсированности тонких движений рук. Поэтому помимо нарушения звукопроизношения, у детей наблюдается:
- Слабость мимических мышц.
- Напряженность мышц шеи и плеч.
- Несовершенство работы понятийного и двигательного центров речи.
- Торможение речедвигательных функций в коре головного мозга.
- Слабое развитие кистей рук.
- Несовершенство чувства ритма и координации движений рук и слова.
- Низкий уровень координации общей моторики.
Многие авторы отмечают взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, поэтому при наличии речевого дефекта у детей особое внимание необходимо обратить на стимулирующую роль тренировки тонких движений пальцев.
Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти рук. Движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме.
Изучив материал, я стала применять его со своими детьми. Так решились многие задачи:
- Появился больший интерес к артикуляционной гимнастике.
- Оптимизировалась психологическая база речи детей.
- По всем параметрам улучшились моторные возможности ребенка.
- Развивается артикуляционный аппарат.
- Стимулируется интеллектуальная деятельность.
- Увеличивается результативность занятий.
- Позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям.
- Способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов.
Применение биоэнергопластики происходит в три этапа:
- Диагностика (сбор анамнеза, обследование общей, мелкой и артикуляционной моторики).
- Подготовительный (изучение движений и проведение артикуляционной гимнастики без движения рук)
- Основной (отработка артикуляционных упражнений с последующим подключением ведущей руки. Постепенно подключается вторая рука).
Сначала, с детьми идет знакомство с артикуляционным упражнением по стандартной методике. Отработка его перед зеркалом. Рука в упражнение не вовлекается. Логопед, который демонстрирует упражнение, сопровождает его показом одной руки.
Далее, к артикуляционному упражнению присоединяется ведущая рука. Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребёнок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу с одновременными движениями обеих рук, которые имитируют движения артикуляционного аппарата.
Я использую биоэнергопластику в артикуляционных сказках.
«Жил-был Язычок в своем домике. (широко открываем и закрываем рот; одновременно движения руками: из положения сжатых кулачков, резкое разжимание и растопыривание пальцев).
Каждое утро он выглядывал из своего домика и смотрел по сторонам. (движения языком: вправо-влево; движения руками: пальцы вместе, кисти согнуты вперед, движения вправо-влево).пальцы вместе, кисти рук движутся вверх-вниз).
Смотрел на небо — светит ли солнышко, смотрел на травку – нет ли луж. ( движения языком: вверх – вниз, движения руками: пальцы вместе, кисти рук движутся вверх-вниз).
Потом Язычок шел завтракать. Он очень любил лепешки. Замесил тесто. (покусывание мягкого, широкого языка зубами, самомассаж; сжатие и разжатие пальцев рук).
Слепил лепешку и похлопал его. (похлопывание губами широкий, мягкий язык «пя-пя-пя»; похлопывание ладонью одной руки другой, смена рук).
Положил лепешку на сковородку и стал жарить. (рот приоткрыт, широкий язык положить на нижнюю губу и не двигать языком; растопырить пальцы кистей рук и не двигать под счет до 10).
Съели лепешку, стали пить чай из чашки. (рот открыт, загнуть края широкого языка вверх в виде чашечки; пальцы вместе, согнуть в виде чашечки).
Попил, поел Язычок и пошел гулять. Покатался на лошадке. (цоканье языком; пальцы сомкнуты, одна ладонь сжата в кулак, попеременно в такт языку разжимать и сжимать кисти рук).
Приехал в лес и увидел дятла. (кончиком языка ударять о альвеолы с произношением «д-д-д»; пальцы сомкнуты, одна кисть выпрямлена и стоит ребром к ребенку, у другой кисти пальцы сомкнуты и вытянуты вперед, кончик большого пальца соединен с подушечками остальных пальцев руки, попеременные удары сомкнутыми пальцами о раскрытую ладонь, как дятел стучит об дерево клювом)
Увидел Язычок грибочки и стал собирать. (присосать язык к нёбу; сомкнуты пальцы обеих кистей рук, пальцы одной кисти руки упираются попеременно о ладонь другой кисти руки изображая шляпку и ножку гриба).
Собрал Язычок грибочки и поехал обратно. На площадке с ребятами покатался на карусели. (круговые движения кончиком языка между губами и зубами в одну сторону и в другую; пальцы сомкнуты, круговые движения кистей рук в одну сторону и в другую).
Тут на площадку пришел индюк и как заругается «бл-бл-бл». (поднять широкий язык к верхней губе и двигать языком взад-вперед со звуком; встряхивание кистей рук вверх-вниз).
Испугался Язычок и убежал домой.»
Вариантов для движений биоэнергопластики множество. Можно придумывать свои движения сопровождая их стихами и артикуляционной гимнастикой.
Источники:
https://logoped-online.by/bioenergoplastika/
https://www.liveinternet.ru/users/5019376/post441190369/
https://urok.1sept.ru/статьи/620220/
http://chgard20.tgl.net.ru/images/konsultatsiyi/logoped/bioenergoplastika_2.pdf