Вы здесь: Главная > Без рубрики > Использование биоэнергопластики в работе с детьми с нарушением речи

Использование биоэнергопластики в работе с детьми с нарушением речи

Федорова Ирина Юрьевна

учитель-логопед первой квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 54 «Искорка»

г. Набережные Челны

Одна из важнейших задач развития детей – развитие речи: её звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя. Уровень детской речи находится в прямой зависимости от степени форсированности тонких движений рук. Поэтому помимо нарушения звукопроизношения, у детей наблюдается:

  • Слабость мимических мышц.
  • Напряженность мышц шеи и плеч.
  • Несовершенство работы понятийного и двигательного центров речи.
  • Торможение речедвигательных функций в коре головного мозга.
  • Слабое развитие кистей рук.
  • Несовершенство чувства ритма и координации движений рук и слова.
  • Низкий уровень координации общей моторики.

Многие авторы отмечают взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, поэтому при наличии речевого дефекта у детей особое внимание необходимо обратить на стимулирующую роль тренировки тонких движений пальцев.

Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти рук. Движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме.

  Изучив материал, я стала применять его со своими детьми. Так решились многие задачи:

  • Появился больший интерес к артикуляционной гимнастике.
  • Оптимизировалась психологическая база речи детей.
  • По всем параметрам улучшились моторные возможности ребенка.
  • Развивается артикуляционный аппарат.
  • Стимулируется интеллектуальная деятельность.
  • Увеличивается результативность занятий.
  • Позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям.
  • Способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов.

Применение биоэнергопластики происходит в три этапа:

  1. Диагностика (сбор анамнеза, обследование общей, мелкой и артикуляционной моторики).
  2. Подготовительный (изучение движений и проведение артикуляционной гимнастики без движения рук)
  3. Основной (отработка артикуляционных упражнений с последующим подключением ведущей руки. Постепенно подключается вторая рука).

Сначала, с детьми идет знакомство с артикуляционным упражнением по стандартной методике. Отработка его перед зеркалом. Рука в упражнение не вовлекается. Логопед, который демонстрирует упражнение, сопровождает его показом одной руки.

Далее, к артикуляционному упражнению присоединяется ведущая рука.  Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребёнок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу с одновременными движениями обеих рук, которые имитируют движения артикуляционного аппарата.

Я использую биоэнергопластику в артикуляционных сказках.

«Жил-был Язычок в своем домике. (широко открываем и закрываем рот; одновременно движения руками: из положения сжатых кулачков, резкое разжимание и растопыривание пальцев).

 Каждое утро он выглядывал из своего домика и смотрел по сторонам. (движения языком: вправо-влево; движения руками: пальцы вместе, кисти согнуты вперед, движения вправо-влево).пальцы вместе, кисти рук движутся вверх-вниз).

Смотрел на небо — светит ли солнышко, смотрел на травку – нет ли луж. ( движения языком: вверх – вниз, движения руками: пальцы вместе, кисти рук движутся вверх-вниз).

Потом Язычок шел завтракать. Он очень любил лепешки. Замесил тесто. (покусывание мягкого, широкого языка зубами, самомассаж; сжатие и разжатие пальцев рук).

Слепил лепешку и похлопал его. (похлопывание губами широкий, мягкий язык «пя-пя-пя»; похлопывание ладонью одной руки другой, смена рук).

Положил лепешку на сковородку и стал жарить. (рот приоткрыт, широкий язык положить на нижнюю губу и не двигать языком; растопырить пальцы кистей рук и не двигать под счет до 10).

Съели лепешку, стали пить чай из чашки. (рот открыт, загнуть края широкого языка вверх в виде чашечки; пальцы вместе, согнуть в виде чашечки).

 Попил, поел Язычок и пошел гулять. Покатался на лошадке. (цоканье языком; пальцы сомкнуты, одна ладонь сжата в кулак, попеременно в такт языку разжимать и сжимать кисти рук).

Приехал в лес и увидел дятла. (кончиком языка ударять о альвеолы с произношением «д-д-д»; пальцы сомкнуты, одна кисть выпрямлена и стоит ребром к ребенку, у другой кисти пальцы сомкнуты и вытянуты вперед, кончик большого пальца соединен с подушечками остальных пальцев руки, попеременные удары сомкнутыми пальцами о раскрытую ладонь, как дятел стучит об дерево клювом)

Увидел Язычок грибочки и стал собирать. (присосать язык к нёбу; сомкнуты пальцы обеих кистей рук, пальцы одной кисти руки упираются попеременно о ладонь другой кисти руки изображая шляпку и ножку гриба).

Собрал Язычок грибочки и поехал обратно. На площадке с ребятами покатался на карусели. (круговые движения кончиком языка между губами и зубами в одну сторону и в другую; пальцы сомкнуты, круговые движения кистей рук в одну сторону и в другую).

Тут на площадку пришел индюк и как заругается «бл-бл-бл». (поднять широкий язык к верхней губе и двигать языком взад-вперед со звуком; встряхивание кистей рук вверх-вниз).

Испугался Язычок и убежал домой.»

 Вариантов для движений биоэнергопластики   множество. Можно придумывать свои движения  сопровождая их стихами и артикуляционной гимнастикой.

 

 

Источники:

 

https://logoped-online.by/bioenergoplastika/

 

https://www.liveinternet.ru/users/5019376/post441190369/

https://urok.1sept.ru/статьи/620220/

http://chgard20.tgl.net.ru/images/konsultatsiyi/logoped/bioenergoplastika_2.pdf

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить отзыв