Конспект ООД в старшей группе по развитию речи «Осень» с использованием кейс-технологий
Филиппова Наиля Рафиковна
Воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №68» г. Нижнекамск
Возраст детей : 5-6 лет, старшая группа.
Основная образовательная область: речевое развитие.
Интеграция с другими образовательными областями: социально-коммуникативное, познавательное , художественно-эстетическое .
Форма проведения: совместная деятельность детей и взрослых
Цель: обобщить знания детей по теме: “Осень”. Закрепить названия овощей и фруктов на татарском языке.
Задачи:
образовательные:
уточнить и расширить знания детей об осенней поре года;
активизировать словарь детей по теме занятия;
совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;
сформировать у детей обобщенное представление о лесе, деревьях в осенний период.
развивающие:
развивать познавательный интерес детей, их внимание и память;
развивать интерес к выполнению заданий.
воспитательные:
воспитывать у детей бережное отношение к природе;
развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.
Здоровьесберегаюшие: 1.
создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.
Ожидаемый результат:
— Закрепление знаний и представлений детей об осени, её признаках и дарах;
— Расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики;
— Применение сформированных навыков связной речи в различных ситуациях общения.
Оборудование : сюжетные картины об осени, «мешочек с осенней погодой», мяч, муляжи овощей и фруктов, атрибуты к с/р игре « Овощной магазин».
Словарная работа : осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, месяцы, листопад, дожди, тучи, лужи, ветер, сырость, урожай, увядание, ранняя, золотая, багряная, поздняя, перелетные, увядают, желтеют, падают, сохнут, шуршат, улетают, убирают, срывают, выкапывают и др. Сближение педагогов и детей, создание атмосферы общности интересов и партнерских отношений. УМК счет до 10.
Предварительная работа воспитателя: изучение литературы , написание конспекта, подготовка демонстрационного материала.
Предварительная работа воспитателя с детьми: С Динарой и Дианой выучить стихотворение « Осень» И. Белаусовой.
Структура ООД (25 минут.)
1.Рассматривание поделок из природного материала на выставке « Осенняя фантазия»
- Знакомство детей с ситуацией ( Рассказ воспитателя. Фиксация их внимания. Создание положительного отношение к ситуации. Выделение детьми проблемы , определение целевой установки .
- Работа с кейс-иллюстрациями.
4.Проговаривание чистоговорок со звуком «л».
- Игра с мячом « Приметы осени».
- Дидактическая игра «Мешочек с погодой».
- Составление рассказа по стихотворению. 2.
- Хороводная игра на татарском языке « Безнен бакча».
9.С/р игра на татарском языке « Овощной магазин».
- Оценочно-рефлексивный этап. Просмотр видеоролика « Мы и осень»
Ход ООД.
Дети рассматривают экспонаты выставки «Осенняя фантазия»
Воспитатель. Дети, посмотрите какая яркая с солнечная выставка. Из чего сделаны экспонаты ?
Дети: из осенних листьев, овощей и фруктов.
Воспитатель: Какие яркие осенние краски мы видим в этих работах!
Ребята! Хочу рассказать вам одну историю. Однажды мальчики Миша и Костя готовились к осеннему утреннику и читали стихи про осень. «Осенью скучно» – сказал Костя. Стали мальчики спорить, кто из них прав. Миша утверждает, что осень очень красивая пора и так весело шуршать разноцветными листочками. А Костя говорит, что не зря в стихах осень-это « унылая и скучная пора». Спорили-спорили, что даже поссорились. Так и не поняли, кто из них прав. Может быть, вы разберетесь в этой истории?
Поможем мальчикам решить их спор? Предлагаю вспомнить все что мы знаем об осени
( Рассматривание иллюстраций)
-С чего начинается осень в природе . Какая главная примета осени?
Дети: Листопад
— Какой первый звук вы слышите в слове « листопад»
Дети: звук «л»
Воспитатель: Давайте вспомним чистоговорку со звуком «л»
Ло-ло-ло-капли бьют в стекло
Лы-лы-лы-мы бодры и веселы
Лум-лум-лум-слушаем дождя мы шум. 3.
— Найдите изображение ранней осени.
-Назовите приметы ранней осени.
-Дети: люди убирают урожай, солнце греет мало, трава не яркая . Она пожухла,вянет.
-Летают ли бабочки и пчелки?
Дети: Нет,этих насекомых уже не видно.
Почему произошли все эти изменения в природе?
Дети : Солнышко стало светить не так ярко и жарко,как летом.Стало прохладнее.Природа начинает готовится к зиме.
-В народе говорят: «Мигнула липа желтым листом-осень позвала» А хорошо или плохо ,что пришла осень?
Каждый ребенок строит предложение, начиная со слов «Хорошо,что осень пришла, она…»,или «Плохо,потому что осенью…»
Игра «Мешочек с погодой»
дети по одному достают картинку из мешочка и говорит, какая погода изображена.
идет дождь — дождливая.
дует ветер — ветреная
Холодно — холодная
Пасмурно — пасмурная
Сыро — сырая
Хмуро — хмурая
Ясно – ясная
-Потом листья стали разноцветными. а погода холодной, птицы готовятся улетать в тёплые края. Как называется эта пора осени?(дети отвечают)Как называется второй осенний месяц? Найдите картинку с изображением золотой осени . Как вы догадались ,что это золотая осень? Назовите приметы золотой осени.
Воспитатель: 4.
Мяч осенний и волшебный,
Будет в руки к вам скакать
И вопросы задавать.
-Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос.
Листья осенью (что делают?) — Листья осенью желтеют, опадают и т.д.
Дождь осенью — Дождь осенью моросит, идет и т.д.
Урожай осенью — Урожай осенью убирают.
Птицы осенью — Птицы осенью улетают.
Деревья осенью — Деревья осенью роняют листья.
Звери осенью — Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.
Осенью солнце свети (как?)…. (слабее, меньше , редко).
Осенью небо покрыто (чем?)… (серыми тучами).
Осенью часто идут… (дожди).
Осенью листья на деревьях… (желтеют, краснеют, вянут, опадают).
Осенью листья опадают, начинается…(листопад).
Осенью птицы улетают… (на юг).
Осенью в огородах и садах собирают … (урожай овощей и фруктов).
Осенью в лесу собирают …(грибы, ягоды).
Осенью люди надевают … (теплую одежду).
-Дети, найдите где изображена поздняя осень? Как вы догадались? Как называется последний осенний месяц.
-Хотите стать необыкновенными художниками, которые рисуют не красками и карандашами, а словами? Тогда приготовьтесь рисовать ,Диана прочтет стихотворение ,а вы закройте глаза и попробуйте представить, о чем она будет читать. Потом расскажите, какая картина у вас получилась. Но рассказать надо так, чтобы все смогли мысленно увидеть вашу картину.
(Рассказы детей) 5.
-Дети, одной из примет ранней осени мы назвали сбор урожая. Предлагаю вам подняться в кабинет татарского языка и вспомнить названия овощей и фруктов на татарском языке.
Игра «Огородная» на тат.языке.
-Ребята, как вы считаете, помогли мы решить проблему друзьям Мише и Косте? Что вы думаете об осени?
Осень бывает разной. Ранней осенью еще тепло , созревает урожай. В период золотой осени так приятно пошуршать листочками под ногами и собрать красивые букеты. А еще можно сделать яркие ,веселые фотографии. Когда наступает поздняя — осень можно немножко и погрустить.
А сейчас предлагаю вам посмотреть на ваши осенние фотографии.
Просмотр видеоролика