Конспект логопедического занятия в подготовительной группе. В гостях у Словознайкина.
Данилова Наталья Владимировна
Учитель-логопед первой квалификационной категории
МАДОУ «Детский сад №14 «Сказка» общеразвивающего вида»
г.Нурлат РТ
Цель:
— учить понимать и правильно употреблять термин «слово»,
— продолжать знакомить с разнообразием слов,
— учить отгадывать загадки с опорой на картинки
— развивать артикуляционную и мелкую моторику,
— развивать правильное речевое дыхание,
— развивать фонематический слух,
— обогащать пассивный словарь,
— совершенствовать грамматический строй.
Оборудование: Картинка Словознайкина, нарисованный ёжик без иголок, счетные палочки, игровой материал «Ветерок», презентация к занятию.
Ход занятия:
- Организационный момент.
Игра «Доскажи словечко». (слайды 2-17)
- Артикуляционная гимнастика со Словознайкиным – см. упражнения в презентации (слайды 18-20)
- Загадки от Словознайкина (отгадки на картине – презентации, либо на коврографе подготовленные картинки-отгадки) (слайд 21)
Мы день не спим, Мордочка усатая,
Мы ночь не спим. Шубка полосатая.
И день. И ночь Часто умывается,
Стучим, стучим. А с водой не знается.
(Часы) (Кошка)
Бьют его, а он не плачет.
Только выше, выше скачет.
(Мяч)
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
(Матрешка)
Сидит девица в темной темнице,
А коса на улице.
(Морковь)
Чёрен, а не ворон,
Рогат, а не бык.
С крыльями,
А не птица.
(Жук)
Четыре братца
Под одной крышей живут.
(Стол)
- Дыхательная гимнастика – «Ветерок» (слайд 22)
- Игра «Какие бывают слова» (слайд 23)
Спросите детей, какие предметы нарисованы? (Ракета, вагон, лимоны, книжка, конфеты.)
Обратите внимание детей на то, что названо было много слов и все они звучат по-разному.
Прочитайте детям стихотворение М.Пляцковского
«Какие бывают слова»:
Есть сладкое слово — конфета,
Есть быстрое слово — ракета,
Есть кислое слово — лимон,
Есть слово с окошком — вагон,
Есть слово колючее — ежик,
Есть слово промокшее — дождик,
Есть слово упрямое — цель,
Есть слово колючее — ель,
Есть книжное слово — страница,
Есть слово лесное — синица,
Есть слово пушистое — снег,
Есть слово веселое — смех.
Попросите детей назвать:
«Сладкие слова» (мороженное, торт, пирожное, йогурт, кон¬фета).
«Быстрые слова» (ракета, самолет, поезд).
«Колючие слова» (ежик, иголка, шило, гвоздь).
Еще раз напомните, что слов много и звучат они по-разному.
- Пальчиковая разминка – «Иголки для ежа» (слайд 24)
Загадайте детям загадку:
Сердитый недотрога Иголок очень много,
Живет в глуши лесной. А нитки ни одной.
(Ежик)
Задания детям:
* Посмотреть на рисунок и сказать, что забыл нарисовать ежикам художник? (Иголки.)
* Исправить ошибку художника. (Т.е. нарисовать палочками ежикам иголки.)
- Игра «Подскажи нужное слово» (слайд 25)
У лисы лисенок, а у волка … (волчонок).
У зайца зайчата, а у медведя… (медвежата).
У курицы цыплята, а у утки… (утята).
У коровы теленок, а у лошади… (жеребенок).
У овцы ягнята, а у козы… (козлята).
- Игра «Я и ты» — договаривание слов и заучивание стишка: (слайд 26)
Я иду и ты … (идешь).
Я пою и ты … (поёшь).
Я несу и ты … (несешь).
Я беру и ты … (берешь).
Я веду и ты … (ведешь).
Я плыву и ты … (плывешь).
Я лечу и ты… (летишь).
Я бегу и ты … (бежишь).
- Итог занятия. (слайд 27)