Вы здесь: Главная > Без рубрики > Занятие по обучению грамоте с детьми ОНР в подготовительной к школе группе «Спасем Рапунцель»

Занятие по обучению грамоте с детьми ОНР в подготовительной к школе группе «Спасем Рапунцель»

Алекбаева Альбина Фанитовна

Учитель-логопед первой квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №21 «Радость»

Г.Набережные Челны

Газиева  Айгуль Ильгизовна

Учитель-логопед первой квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №40 «Колобок»

Г.Набережные Челны

Цель: закреплять правильное произношение звука [р], [р`], дифференцировать  мягкий и твёрдый звук [р].

Задачи:

  • Автоматизировать  произношение  звука [р] в словах и предложениях.
  • Развивать  фонематический слух и восприятия.
  • Активизировать  словарный запас через подбор антонимов, через игру «Один – много».
  • Закрепить умение определять место звука  [р], [р`]  в слове и давать ему характеристику.
  • Упражнять в звуковом анализе и синтезе слов.
  • Развивать внимание и мышление детей через игру  “Четвертый лишний”.
  • Упражнять детей в дифференциации звуков [р], [р`].
  • Закрепить умения составлять предложения по картине.
  • Познакомить с буквой “Р”.
  • Развивать мелкую моторику, путём выкладывания буквы «Р» из гороха на клейкую поверхность.
  • Развивать общую моторику
  • Воспитывать у детей сотрудничество, сопереживание, взаимопомощь.

 

                                   Ход занятия:

Организационный момент:

Ребята, пожелаем всем доброго утра:  (дети стоят полукругом):

Доброе утро мне,

Доброе утро тебе,

Доброе утро Вам,

Доброе утро всем нам.

Логопед: Ребята, сегодня на электронную почту мне пришло вот такое видеописьмо, давайте послушаем (слайд №1 и аудиозапись на этом слайде).

На слайде изображение Рапунцель, звучит её голос: «Здравствуйте,  ребята, я  пропавшая принцесса, меня зовут Рапунцель., у меня волшебные волосы. Когда я была маленькой,    меня похитила злая ведьма, чтобы пользоваться волшебной силой моих волос и заперла меня в высокой башне. Сегодня мой день рождения  я случайно узнала, что мои родители – король и королева, и мне очень хочется вернуться  домой в королевство. Помогите мне,  пожалуйста, выполните  все задания,  и вы найдёте ключ – волшебное слово, которое освободит меня.

Логопед: Ребята, давайте поможем Рапунцель вернуться домой, вы готовы?

А начнём мы с  гимнастики, нам ведь придётся много думать, поэтому нужно подготовиться, выполняем кинезиологические  упражнения «Ухо – нос» с хлопком, «Ныряльщик», «Грибок» (описание упражнений в Приложении 1).

Логопед: Ребята, прослушайте стихотворение, которое написал Разбойник, живущий по соседству с Рапунцель.

На слайде  появляется изображение разбойника и звучит его голос: (слайд №2 и аудиозапись на этом слайде)

Воробушек  прискакал,                                                                                                                    Где-то “кошки” отыскал.                                                                                                             Он одну сейчас же съел,                                                                                                                     Остальные не успел.

Логопед: Ой, ребята, кажется мне,  что в этом стихотворении  допущена ошибка, а какая?  (ответы детей, если они не догадываются, логопед задаёт наводящие вопросы) Разве воробей кошек ест? Правильно, не «кошки, а крошки». А какой звук был пропущен  в слове «крошки». Правильно [р]. Вот именно с этим звуком мы сегодня знакомимся.  Пройдём за столы.

(Дети садятся за столы).

За столами даём  характеристику звуку: [Р]– согласный, звонкий, бывает твёрдый или мягкий.

Рассматриваем артикуляцию звука (перед зеркалами, слайд №3 на экране).

Логопед: Молодцы, ребята. Выходите из-за столов.

Дети выходят  к экрану (на слайде №4 изображены  картинки).

Логопед:  На картинки посмотрите,  и их дружно назовите: радуга, рыба,  роза, река. Ребята, как вы думаете, что лишнее? (Река, потому что [Р] звучит мягко, а в остальных словах твёрдо). Молодцы.

Логопед:  А теперь, разделимся на команды. Команда с синими фишками выберут картинки, в названии которых [Р] звучит твёрдо, а с зелёными – мягко. (дети делятся на 2 команды, подходят к столам, выбирают картинки и озвучивают их). Молодцы!

Логопед:  Рапунцель очень любит рисовать,  Она отправила нам свои рисунки, составим предложения по картинкам, не забывая  проговаривать звук [Р]. (На слайде  № 5 – №10 демонстрируются сюжетные картинки с именами детей, дети составляют предложения).

Логопед:  Молодцы! А теперь, давайте вспомним правило «звуки и буквы» (слайд№11).  Звук мы  произносим и слышим, а букву пишем и видим. Вот так пишется печатная буква «Р» (слайд №12), прочитаем слоги (слайд №13). Пройдите к столам, возьмите, листочки и горох и выложите на них букву «Р» (на бумаге с изображением буквы «Р» наклеен 2-х сторонний скотч, дети отклеивают верхний слой и горохом выкладывают по контуру букву «Р»). Молодцы.

Физминутка «Соседи» (по Железновой, под музыку).

Дети встают на коленки в круг и выполняют соответствующие движения (слайд №14, слова в Приложении №1).

Логопед:  Ребята, вставайте в круг, поиграем в игру  «Один – много» (с  мячом). Слова: рука, роза, рыба, ведро, баран, карандаш, комар, помидор, топор, груша, арбуз, нора, гора. Молодцы!

Логопед:   Ребята, а вы знаете, что сказочные герои тоже хотели  помочь Рапунцель, но злая мачеха, поймала их  и заточила в башню, и они рыдают (громко плачут), Мачеха плохо училась в школе и грамотно писать не умеет. Вот список тех, кто сидит в башне и ждёт нашей помощи. Если назовёте  их  правильно, они будут свободны.:Бу.атино, Ка.лсон, Чебу.ашка, К.окодил Гена, докто. Айболит, К.асная шапочка. Золотая .ыбка.(дети отвечают, акцентируя звук [р], на слайде  №15 изображена башня, при правильном ответе  , по щелчку мыши, появляется изображение сказочного героя).Молодцы!

Логопед:   Ребята, определите  место звука в слове (начало, середина, конец). На слайде  №16, №17  картинки  и схемы слов, дети произносят и определяют место звука в слове. Молодцы!

Логопед: Ребята, мачеха боится добрых людей и слов, поэтому её можно победить,  называя хорошие слова. Я буду называть плохие качества человека, а вы хорошие (игра «Подбери антонимы» с мячом):

Слова: злой, трусливый, ленивый грустный,  жадный грубый, неряшливый,  глупый. Дети называют антонимы (слайд №18).

Логопед: Молодцы! (приходит смс – сообщение). Ребята, мне на телефон пришло сообщение, сейчас я его зачитаю.

— Пройдите в спальную комнату, посмотрите налево,  подойдите к кровати,  которая посередине, загляните под неё, там увидите коробку.

Дети находят коробку, открывают её, достают оттуда буквы и инструкцию: «на обратной стороне написана цифра, сложите их по порядку, и у вас получится слово, которое освободит Рапунцель».

Дети объединяются в пары, и встают со своей буквой по порядку.

Логопед: Дети  читают слово, получается «ДРУЖБА», дети хором повторяют, Рапунцель освобождается из башни (на слайде №19 транслируется клип, где Рапунцель смеётся и  танцует).

Логопед: Молодцы, ребята, справились со всеми заданиями, и освободили пленницу (в это время  стук в дверь). А кто это стучит? (У дверей стоит красивая коробка). Ребята, это угощение от Рапунцель – конфеты, ведь у неё сегодня день рождения.

Ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие? Что вам понравилось? О каком звуке мы сегодня говорили?  Какие задания были трудными? (ответы детей).

Логопед: Молодцы, мне тоже понравилось, как вы занимались!

 

                                            Приложение № 1.

Кинезиологические упражнения

1.Грибок.

Правая рука сжата в кулак, на неё ставится распрямлённая левая ладонь. Затем положение рук меняется.

  1. Ухо-нос.

Левой рукой возьмитесь  за кончик нос,  а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно  отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

  1. Ныряльщик.

Исходное положение – стоя. Сделайте глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.

Текст пальчиковой гимнастики «Соседи».

Соседей можно потолкать, потолкать, потолкать.

Соседей можно щекотать, щекотать, щекотать.

Соседям можно пошептать, пошептать, пошептать.

Соседей можно обнимать, обнимать, обнимать.

                       Список используемой литературы.

1.Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи с 5 до 6 лет (старшая группа). – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО – «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2016

2.Нищева Н.В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования  для детей с тяжелыми нарушениями речи  (общим недоразвитием речи) с до 7 лет. Издание 3 – е, перераб. и доп. в соответствии с ФГОС ДО. – СПб: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2015

3.Ткаченко Т.А. В первый класс без дефектов речи: методическое пособие / Т.А.Ткаченко. – СПб: Детство – Пресс, 2015

 

4.Гадасина Л.Я. Звуки на все руки. Пятьдесят логопедических игр: методическое пособие для практических логопедов /Л.Я.Гадасина, О.Г. Ивановская. – СПб: Детство – Пресс, 2015

 

5.Грабенко Т.М. Корректирующие, развивающие и адаптирующие игры: игротерапия / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева. – Спб: Детство – Пресс, 2014

 

6.Интернет ресурсы:

www.logoped-sfefa.ru/2006/09/213    www.solnet.u/parents/log-57.html

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить отзыв