Интеграция вариативного модуля «Обучение детей в дошкольных образовательных организациях правилам безопасного поведения на дорогах» в образовательную область «Социально-коммуникативное развитие» Совместная образовательная деятельность с детьми средней группы «Важные правила поведения для детей»
Залётова Наталья Владимировна старший воспитатель
Алендеева Ольга Анатольевна воспитатель
Камышникова Екатерина Викторовна воспитатель
МАДОУ «Детский сад №62» Кировского района Г.Казани
Цель: систематизировать знания детей о правилах поведения в местах остановок, правилах безопасного и культурного поведения в салонах маршрутных транспортных средств, порядку движения пешеходов через дорогу.
Образовательные задачи: познакомить детей с понятием «автобус» как видом маршрутного транспортного средства; раскрыть понятия «пассажир», «водитель», «маршрутное транспортное средство».
Развивающие задачи: развивать внимание, память, умение наблюдать, ориентироваться в пространстве.
Воспитательные задачи: умение слушать, не перебивая, воспитывать желание соблюдать правила безопасного поведения на дороге.
Материально-техническое и дидактическое сопровождение: проектор с экраном, видео-презентация, пазлы, игрушки-автомобили, игра «Правила поведения в транспорте», рюкзаки с предметами, клей, салфетки, листы картона, сюжетные картинки, красные и зеленые кружочки.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, я получила письмо. Вам интересно узнать от кого оно?
Воспитатель читает письмо: «Здравствуйте, дорогие ребята. Я работаю продавцом в магазине игрушек. Нам привезли новые игрушки, и я приглашаю вас их посмотреть».
Воспитатель: как здорово ребята! Нас приглашают посмотреть новые игрушки. Хотите отправиться в магазин? А на каком транспортном средстве мы отправимся, я предлагаю вам выбрать.
Я вам предлагаю разделится на команды по два человека: мальчик с девочкой. Подойдите к столу, выберите любой конверт и соберите пазл.
(в конвертах находятся пазлы с изображением транспортных средств: автобус, легковой автомобиль, грузовой автомобиль, самокат.)
Воспитатель: ребята, на каком транспортном средстве мы можем все вместе доехать до магазина игрушек?
Дети: на автобусе
Воспитатель: как вы думаете, почему нельзя на велосипеде, легковом автомобиле, грузовом автомобиле? (Ответы детей)
Воспитатель: правильно, молодцы!
(Дети с воспитателем подходят к макету перекрестка, с установленным автоматическим светофором)
Воспитатель: ребята, мы подходим к дороге. Мы идем пешком, кем мы являемся?
Дети: пешеходами
Воспитатель: правильно, пешеход — это человек, находящийся вне транспортного средства на дороге. А вы знаете, как пешеходы должны безопасно переходить через дорогу?
Дети: по пешеходному переходу на зеленый сигнал светофора, перед переходом дороги сначала посмотреть на лево, а потом на право.
Воспитатель: молодцы, правильно! Ребята, вот мы и подошли к месту остановки автобуса. (место, обозначенное дорожным знаком «Место остановки автобуса»). Как вы думаете в месте остановки автобуса нужно соблюдать какие-нибудь правила?
Дети: когда ждешь автобус нельзя выходить на проезжую часть, разбрасывать мусор, надо быть внимательным.
Воспитатель: вот и подъехал наш автобус. Автобус – это вид маршрутного транспортного средства, двигающийся по определенному маршруту. А вы знаете почему нельзя сразу заходить в автобус, как только открылись двери?
Дети: сначала из автобуса должны выйти люди.
Воспитатель: правильно, заходим в автобус спокойно, не толкаясь, садимся.
Ребята, вы находитесь в салоне автобуса, как нас теперь называют?
Дети: пассажиры.
Воспитатель: ребята, я заметила, что вы взяли с собой рюкзаки. давайте посмотрим какие вещи в них лежат? (Дети достают из своих рюкзаков предметы: мороженое, книга, шоколадка, телефон, наушники, конфета, фрукты, семечки, сок).
Воспитатель: давайте подумаем, какими из этих предметов можно пользоваться в автобусе?
Дети: книга, шокаладка, наушники, телефон.
Воспитатель: ребята, давайте вспомним правила поведения пассажиров в салоне автобуса?
Дети: разговаривать тихим голосом, если стоишь, то обязательно держаться за поручни, уступать место пожилым людям, нельзя: кричать, бегать по автобусу, выглядывать из окна, громко слушать музыку.
Физкультминутка:
Едем мы в автомобиле
(Топающая ходьба на месте, руками изображаем руль),
Нажимаем на педаль (Выпады ногами вперед)
Газ включаем, выключаем.
Смотрим пристально мы вдаль
(Легкие наклоны вперед, руки «козырьком у лба),
Дворники счищают капли (Махи руками вправо, влево),
Вправо, влево, чистота! Волосы ерошит ветер
(Поглаживание по голове)
Я-водитель хоть куда! (Хлопки в ладоши).
Воспитатель: молодцы, ребята! Правила вы знаете. Ну вот мы и подъехали к магазину игрушек. Только из автобуса я выйду первая, потом уже вы.
(на слайде изображение магазина игрушек).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как много здесь игрушек! а вот и коробка с новыми игрушками, подойдите к полке ближе. Но чтобы коробку открыть нужно отгадать загадки:
1.Домик на колесах с нетерпеньем ждем,
Он сейчас подъедет, мы в него войдем.
Там кондуктор просит всех билеты взять,
Домик на колесах, как его назвать? (Автобус)
- По асфальту катит дом,
Пассажиры едут в нём,
А над крышею – усы,
Но они не для красы. (Троллейбус)
- Красный вагон по рельсам бежит,
Всех, кого надо он быстро домчит.
Заливистый звон его нравится детям!
Так в чем же мы с вами по городу ездим? (Трамвай)
Дети отгадывают загадки, достают из коробки игрушки и ставят на полку: автобус, трамвай, троллейбус. Делают вывод, что новые игрушки — это маршрутные транспортные средства.
Воспитатель: как вы думаете, правила поведения пассажиров нужно соблюдать только в автобусе или во всех маршрутных транспортных средствах?
Дети: во всех.
Воспитатель: ребята, посмотрите я начала делать игру по правилам поведения, игра называется «Разрешается – запрещается», и я предлагаю вам помочь мне ее закончить. Ребята, вам необходимо на левую сторону прямоугольной карточки наклеить сюжетную картинку.
Воспитатель: Молодцы, с заданием вы отлично справились! А теперь предлагаю поиграть в эту игру. Выберите себе по две карточки, рассмотрите внимательно, и если ситуация разрешается, положите на правую сторону карточки зеленый кружок, а если ситуация запрещается – красный кружок. (Играют в игру «Разрешается — запрещается»)
Воспитатель: Молодцы ребята! Вам понравилась наша поездка в магазин игрушек? Какую игру мы с вами сделали? Возьмем игру собой и будем играть в группе.