« Дорожное путешествие»
Махиянова Венера Расимовна
Воспитатель высшей квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей №11 «Йолдыз» г.Набережные Челны
Образовательная область: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», Художественно-эстетическое развитие».
Возраст: дети дошкольного возраста 6-7 лет.
Цель: обобщение и закрепление навыков безопасного поведения на дорогах.
Задачи:
Развивающая задача: способствовать развитию навыков связной речи, внимания, памяти, сообразительности; способствовать развитию социальных навыков детей: внимательно слушать взрослого и друг друга; отвечать на вопросы, учитывать мнение партнёра, а так же отстаивать своё мнение.
Воспитательная задача: воспитывать желание быть примерным пешеходом.
Образовательная задача: расширять представления детей о дорожных знаках, светоотражающих элементах и их назначении; закрепить представления детей о назначении светофора, его сигналах;
Форма работы: групповая, индивидуальная.
Методические приёмы:
— наглядные: лэпбук, демонстрация слайдов, предметов.
— словесные: объяснение, вопрос, указание, индивидуальные и хоровые ответы.
— практические: выполнение детьми практического задания.
Материалы и оборудование: столы для выполнения заданий, стулья, схемы дорожных знаков, шесть макетов телескопа, видео-письмо
Словарная работа: лэпбук, двухсигнальный светофор, трехсигнальный светофор, регулировщик, светоотражающий фликер.
Демонстрационный материал: лэпбук, презентации со слайдами; схемы дорожных знаков.
Раздаточный материал: схемы дорожных знаков
Техническое оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор.
Структура занятия:
- Вводная часть ( длительность 3-4 минуты)
Цель: знакомство с детьми, создание интереса, эмоционального настроя к занятию с прослушиванием видео-письма, обращение к индивидуальному и коллективному опыту детей, связанному со знаниями о видах светофора, дорожных знаков, правилах безопасного поведения на дороге.
- Основная часть ( длительность 25 минут)
Цель: реализация задач программного содержания.
Методические приёмы:
— наглядные: лэпбук, демонстрация слайдов, схемы дорожных знаков.
— словесные: объяснение, вопрос, индивидуальные и хоровые ответы.
— практические: выполнение детьми практического задания: собирают по схеме дорожный знак, проводят эксперимент.
- Заключительная часть (длительность 1-2 минуты)
Цель: подвести итог ООД. Сюрпризный момент (светоотражающие наклейки)
Размещение оборудования и посадка детей: сидя на стульчиках, перед интерактивной доской, перед столами с заданиями группами по 3-4 человека.
Количество детей: 10-12
Длительность образовательной деятельности: 20 минут.
Ход организованной образовательной деятельности:
Воспитатель: Исәнмесез балалар!
Дети:Исәнмесез! (Дети встают в круг)
Воспитатель: Я очень хочу с вами со всеми познакомиться, а для этого предлагаю поиграть в игру « Меня зовут…» и сказать: «- Я здесь!» Я назову своё имя и передам вам вот этот мяч. Договорились?
Дети: Да. (Дети встают в круг и проводиться игра)
Воспитатель: А сейчас, возьмемся за руки, улыбнёмся друг-другу и скажем вместе: «Мы здесь!» Вот мы с вами и познакомились, ребята.
А в гости я пришла к вам неслучайно, одна моя хорошая знакомая, просит помощи у вас и прислала мне видео-письмо. Вы бы хотели узнать от кого это видео-письмо?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда слушайте загадку:
Вот со странностями птица —
Посудите, впрямь чудна:
Днём спокойно отоспится,
Ночью — бодрствует она.
Дети: Сова
Воспитатель: Верно ребята, это Тётушка Сова. Прошу вас ребята, подойти к экрану и встать полукругом. ( А теперь всё внимание на экран! (Дети стоя прослушивают видео-письмо). (Слайд 1 — видео)
Видео: Здравствуйте ребята, как вы и догадались я Тётушка Сова. Мои друзья: Непослуха, Сима, Кейси и Яша как и вы любят гулять на улице. У них есть три помощника, которые помогают им обезопасить себя на улице. Я думаю, они и вам помогают.Но Яша любит пошалить, и не всегда соблюдает правила безопасности на дороге.Я знаю что вы, юные мои пешеходы, очень умные и внимательные и сможете помощь Яше. А в помощь, через свою помощницу Венеру Расимовну, я высылаю вам волшебную книгу. Только вот досада, в книге Кот Яша кое–что напутал и вам нужно исправить эту ошибку, чтоб научить его правилам пешехода. Заранее вам спасибо, ребята! Ваша Тётушка Сова.
Воспитатель: Ой, ребята, знаю я проказника кота Яшу. Вот он (Слайд 2). Кот Яша добрый и хороший, но иногда такой невнимательный. Поможем ему?
Дети: Да. (Дети и воспитатель садятся на стулья)
Воспитатель: Ребята, а как же сделать так, чтоб кот Яша нас увидел, и научился у нас правилам юного пешехода?
Дети: (ответы детей).
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, может и нам сегодня снять видео и отправить ему, чтоб он освоил навсегда все правила, которые должен знать пешеход. Посмотрите, вот наша видеокамера, которая будет нас снимать и мы Яше отправим видео-письмо, вот будет здорово! Вы согласны?
Дети: (Ответы детей)
Воспитатель: Хорошо, тогда я включаю кнопку записи и мы начнём знакомиться с книгой. (Воспитатель встает, подходит к фотокамере и «включает» запись).
Ребята, а вот и та волшебная книга, о которой говорила Тётушка Сова. Какая же всё-таки она необычная. Чего здесь только нет! Это книга называется Лэпбук, в которой очень много интересных вещей. Ребята, а что же это за три помощника пешехода, о которых говорила Тётушка Сова? Вы знаете?
Дети: Светофор, дорожный знак..
Воспитатель: Думаю, о третьем помощнике, мы узнаем чуть позже из этой волшебной книги. И в правду ребята, книга необычная, здесь столько кармашков!
Посмотрим первый кармашек. Здесь раскраска светофора. (Слайд 3) Ребята, посмотрите здесь изображены светофоры. Давайте объясним Яше почему их два?
Дети: (ответы детей) Двухсигнальный светофор — для пешеходов, трехсигнальный – для водителей автомобилей.
Воспитатель: Верно, а кто из вас сможет назвать цвета светофора на татарском языке.
Дети: Кызыл, сары, яшел.
Воспитатель: Верно ребята, наш первый верный друг на проезжей части – это светофор, который помогает нам соблюдать правила безопасного поведения на улице. А если светофор вдруг сломается, ребята кто нам поможет регулировать движение?
Дети: Регулировщик
Воспитатель: Верно, а как думаете, ребята, о каком втором помощнике говорила Тётушка Сова?
Дети: Дорожные знаки.
Воспитатель: Верно, ребята, расскажите коту Яше для чего нужны нам дорожные знаки?
Дети: (Ответы детей.)
Воспитатель: Да, ребята, на улице пешеходам и водителям помогают лучшие друзья – дорожные знаки. Вы знаете, что каждый знак имеет своё название. Дорожные знаки рассказывают о том, какова дорога, как надо ехать, что разрешается и что нельзя делать на дороге. Ребята, посмотрите, а в книжке тоже есть и дорожные знаки. Но по-моему, с ними что-то не так. Что же здесь случилось, ребята?
Дети: Знаки рассыпались.
Воспитатель: Верно ребята, похоже это проделки нашего кота Яши. И Тётушка Сова наверно именно об этой ошибке и говорила нам. Что же нам сделать теперь?
Дети: Нужно собрать знаки.
Воспитатель: А теперь ребята, прошу вас подойти к экрану, где есть синквейн-подсказка, по которой вы должны собрать дорожный знак.
(Дети стоят возле экрана Проводиться игра «Дорожный синквейн»).
Воспитатель: Дети, пожалуйста каждый назовите свой дорожный знак, чтоб Яша их запомнил.
Дети: ответы детей. ( Воспитатель показывает всем детям, когда ребенок рассказывает о своём знаке.)
Воспитатель: Вот мы с вами и исправили ошибку кота Яши. Надеюсь, он больше так шалить не будет.
Воспитатель: Ой, ребята здесь и диск есть. Интересно для чего он нужен?
Дети: (Ответы детей)
Воспитатель: А здесь оказывается физкультминутки для пешеходов. Предлагаю и вам отдохнуть и посмотреть на экран и выполнять за мной движения.
Физкультминутка «Дорожная» (видео Слайд 4) (Дети встают полукругом возле экрана и выполняют соответствующие движения за воспитателем)
(Дети и воспитатель садяться на стулья)
Воспитатель: Вот мы с вами и отдохнули ребята. А сейчас, предлагаю вам сесть на стулья. Ребята, а о каком третьем помощнике пешехода говорила же Тетушка Сова? Как вы думаете?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, в нашей книжке есть вот такая веселая наклейка, как вы думаете для чего она нужна?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Ребята, это светоотражающий фликер – это значки, браслеты, брелочки или липучки, которые крепяться на одежду, велосипеды или коляски. Ребята, а для чего они нужны?
Дети: Чтоб нас заметил водитель в вечернее время.
Воспитатель: Ребята, чтоб узнать а на самом ли мы деле становимся заметными благодаря светоотражающим фликерам, предлагаю провести опыт. Вам сейчас нужно разделиться на команды по цвету кружочков на одежде. И подойти к столам. (Дети подходят к столам)
Перед вами подзорные трубы, но они необычные, у них чёрное дно. Мы с вами сейчас превратимся в водителей автомобилей. А что включает водитель когда темнеет?
Дети: Фары
Воспитатель: Верно, вот нашими фарами будут фонарики, которые помогут нам разглядеть черное дно подзорных труб. (Рассматривают подзорную трубу вместе с воспитателем и выясняют где видимость лучше). Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: Что вы увидели?
Дети: дорожный знак — пешеходный переход.
Воспитатель: Ребята, они одинаковые?
Дети: Нет. (Другие ответы детей) В одной мы дорожный знак хорошо видим, а во второй плохо видно
Воспитатель: Верно ребята, во втором случае ее труднее разглядеть. А как вы думаете, почему в первой мы ее разглядели?
Дети: так как там яркий фон (другие ответы детей)
Воспитатель: Ребята, теперь что мы можем сказать после проведенного опыта?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Да, ребята, для того, чтоб водитель увидел дорожный знак с далека и даже ночью их располагают на светоотражающем фоне, значит и нас лучше видно, когда на нас есть светоотражающие фликеры! Теперь об этом и кот Яша будет знать! (Слайд 5)
Воспитатель: Мы исправили ошибку в книге, и думаю нам удалось помощь коту Яше. А как мы ему помогали, напомните мне?
Ребята, вы такие молодцы, очень много знаете и надеюсь когда я отправлю видео, Яша посмотрит наше видео и поймет свои ошибки и станет примерным пешеходом как и вы! А Тётушка Сова и я дарим вам светоотражающие наклейки на память о сегодняшней нашей встрече. До свидания, ребята!
Список литературы
- Н.Н. Авдеева О.Л. Князева Р.Б. Стеркина «Безопасность», 2019г.
- Н.В. Елжова «ПДД в детском саду», 2013г.
- Т.Ф. Саулина «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения». 2019г.