Дифференциация Ш-Ж
Гарифьянова Роза Мухтаровна
Учитель-логопед первой квалификационной категории
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №32 с углубленным изучением отдельных предметов».
г. Набережные Челны
Цель: Совершенствование навыков дифференциации Ж и Ш в устной и письменной речи.
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся группы, для которых проектируется занятие.
Регулятивные УУД:
1) умеют определять тему и цель учебной деятельности с помощью логопеда и самостоятельно;
2) умеют сопоставлять свои действия с эталоном (образцом).
Познавательные УУД:
1) отработан произносительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков ;
2) владеют звуковым анализом и синтезом;
3) умеют различать гласные и согласные; различают согласные по твердости и мягкости, звонкости глухости.
Коммуникативные УУД:
1) оформлять свои мысли в устной форме могут только по алгоритму;
2) умеют отстаивать свою точку зрения только по инициативе логопеда;
3) не всегда умеют слушать ответы других.
Личностные УУД:
1) умеют радоваться своим успехам и, реже, успехам одноклассников;
2) уважительно относятся друг к другу в процессе занятия.
Задачи
- Как планируемые результаты УУД:
Предметные УУД
— закрепить знания о звуках[Ш], [Ж], и обозначающих их буквах;
— выработать четкую дифференциацию звуков [Ш]-[Ж] с опорой на артикуляторные, зрительные и моторные ощущения;
— учить дифференцировать звуки изолированно, в слогах, словах и предложениях;
— закреплять навыки правильного написания слогов с ЖИ-ШИ, вырабатывать орфографическую зоркость;
— расширять словарь;
— совершенствовать технику чтения;
— вырабатывать прочные навыки письма в целях предупреждения дизорфографии;
— учить применять изученные орфограммы в практической деятельности;
— закреплять умение детей действовать по словесной инструкции.
Метапредметные УУД
- Познавательные УУД
— воспроизводить по памяти полученную ранее информацию;
— уметь выделять существенную информацию из источника.
- Регулятивные УУД
— определять тему и цель учебной деятельности с помощью логопеда и самостоятельно;
— корректировать свою деятельность в процессе обучения самостоятельно;
— планировать решение поставленной учебной задачи (с опорой на алгоритм);
— оценивать и корректировать деятельность.
- Коммуникативные УУД
— участвовать в диалоге, беседе;
— отвечать на вопросы логопеда;
— слушать и понимать речь других людей;
— оформлять свою мысль в устной и письменной речи;
— уметь высказывать свои предположения, аргументируя ответ;
— совместно обсуждать проблемные вопросы;
— строить монологические высказывания;
— осуществлять совместную деятельность (сотрудничать с логопедом и товарищами).
Личностные УУД
— проводить самооценку на основе успешности учебной деятельности (смыслообразование);
— формировать положительное отношение к процессу познания (самоопределение);
— применять правило делового сотрудничества (самоопределение);
- Коррекционно-развивающие
— развивать фонематический слух, фонематическое восприятие;
— совершенствовать графо-моторные навыки;
— звукобуквенный анализ и синтез;
— развивать зрительное и слуховое внимание и память, мышление;
— развивать самостоятельность, самоконтроль, способность к переключению;
— развивать способность осуществлять учебную работу в определённом темпе;
— развивать навыки пространственного ориентирования;
— совершенствовать умение направлять внимание на собственные ощущения;
— повысить уровень общего речевого развития.
- Воспитательные
— формировать положительную учебную мотивацию;
— воспитывать культуру речевого общения, желание говорить правильно, четко, красиво;
— воспитывать толерантное отношение к ответам детей;
— умение работать как самостоятельно, так и в коллективе;
— умение слушать друг друга и оказывать друг другу помощь.
Формы организации познавательной деятельности: групповое логопедическое занятие.
Тип занятия: изучение нового;
Учащихся в группе: 6 (НВОНР)
Оборудование: Карточки с заданиями, сигнальные карточки, индивидуальные зеркала, тетради, ручки, карандаши, цветные карандаши, предметные картинки, профили звуков Ш и Ж, пособие «Характеристика глухого согласного звука», пособие «Характеристика звонкого согласного звука», магнитная доска, загадки, карточки-буквы, карточки с буквами (вырезанными из бархатной бумаги и наклеенные на белую бумагу), мяч, листы бумаги, ребусы.
Ход занятия:
I.Организационный момент (1 мин).
Психотерапия.
— Встали ровно, сегодня у нас гости. Посмотрели, улыбнулись.
Начинаем (хором):
Мы спокойны всегда.
Говорим всегда красиво.
Смело и неторопливо.
Вспоминаем обязательно,
Что учили на занятиях.
— Тихо сели и продолжаем:
Руки держим на столе и друг другу не мешаем (Правильная посадка).
- II. Определение темы и цели (2 мин).
— Отгадайте загадки:
Длинноногий, длинношеий,
Длинноклювый, телом серый,
По болотам ходит-бродит
Там лягушек ищет, ловит (ЖУРАВЛЬ).
Выставляется предметная картинка.
Взлетает вверх, как легкий пар.
Зовут его воздушный … (ШАР)
Выставляется предметная картинка.
— ЖУРАВЛЬ– какой первый звук в этом слове? (Ж).
— ШАРИК – какой первый звук в этом слове? (Ш).
— Как вы думаете, какая тема нашего занятия? (Звуки Ш и Ж)
— Правильно. Сегодня мы будем учиться слушать, слышать, правильно произносить и различать звуки Ш и Ж. А также правильно обозначать их буквами на письме.
— Для чего нам нужно уметь их различать, как вы думаете? (ЧТОБЫ ПРАВИЛЬНО ИХ ПРОИЗНОСИТЬ В УСТНОЙ РЕЧИ. НЕ СМЕШИВАТЬ БУКВЫ Ш, Ж НА ПИСЬМЕ). Молодцы!
III.Дифференциация изолированных звуков Ш и Ж (6 мин).
(С опорой на произнесение звуков, на зрительное восприятие артикуляции, на кинестетические ощущения)
1.Анализ артикуляции. Характеристика звуков.
— Сравним звуки по произношению. Поставьте перед собой зеркала.
— Произнесите поочерёдно звуки Ш и Ж. Смотрим на губы, зубы и язык.
— Будьте внимательны. А теперь произнесу я, а вы посмотрите: Ш, Ж
— Одинаково ли положение губ при произнесении этих звуков? (ОДИНАКОВО).
— В каком они положении? (ГУБЫ РАЗОМКНУТЫ,ОКРУГЛЕНЫ И ВЫТЯНУТЫ ВПЕРЁД).
— А теперь, посмотрите, одинаково ли положение зубов при произнесении этих звуков? (ОДИНАКОВО).
— В каком они положении? (ЗУБЫ СБЛИЖЕНЫ, МЕЖДУ НИМИ ЩЕЛЬ).
-Рассмотрите СХЕМЫ. Выставляются профили звуков Ш и Ж.
— Одинаково ли положение кончика языка при произнесении этих звуков? (ОДИНАКОВО).
В каком он положении? (КОНЧИК ЯЗЫКАВВЕРХУ, А ЯЗЫК В ФОРМЕ ЧАШЕЧКИ).
— Как проходит воздушная струя, когда мы произносим звуки Ш и Ж? Свободно или встречает преграду? (ВОЗДУШНАЯ СТРУЯ ВСТРЕЧАЕТ ПРЕГРАДУ).
— Что образует преграду? (ЯЗЫЧОК И ЗУБЫ).
— Если у воздушной струи есть преграда, то это гласные или согласные звуки? (СОГЛАСНЫЕ).
Выставляются пособия «Характеристика глухого согласного звука», «Характеристика звонкого согласного звука».
— А сейчас, положите руку на горлышко и произнесите звук Ш, дрожит ли горлышко при произнесении звука Ш: Ш-Ш-Ш? (НЕ ДРОЖИТ).
— Что это значит? (ЧТО ГОЛОС НЕ ОБРАЗУЕТСЯ).
— А когда без голоса произносится звук, значит, звонкий он или глухой? (ГЛУХОЙ).
— А сейчас, положите руку на горлышко и произнесите звук Ж, дрожит ли горлышко при произнесении звука Ж: Ж-Ж-Ж? (ДРОЖИТ).
— Что это значит? (ЧТО ПРОИЗНОСИТСЯ С ГОЛОСОМ).
— А когда с голосом произносится звук, значит, звонкий он или глухой это звук? (ЗВОНКИЙ).
-Что ещё вы знаете про звуки Ш и Ж? Парные они или непарные? (ЭТИ ЗВУКИ ПАРНЫЕ ПО ЗВОНКОСТИ – ГЛУХОСТИ).
— Как звучат они в словах, твёрдо или мягко? (ЗВУКИ Ж И Ш ВСЕГДА ТВЕРДЫЕ).
— Что мы сейчас делали? (СРАВНИВАЛИ ЗВУКИ Ш И Ж ПО АРТИКУЛЯЦИИ И ЗВУЧАНИЮ).
— Какой делаем вывод?
— В чём сходство этих звуков? (КОГДА МЫ ПРОИЗНОСИМ ЗВУКИ Ш И Ж, ПОЛОЖЕНИЕ ГУБ, ЗУБОВ, КОНЧИКА ЯЗЫКА – ОДИНАКОВО. ОБА ЗВУКА СОГЛАСНЫЕ, ПАРНЫЕ, ВСЕГДА ТВЁРДЫЕ).
— В чём различие этих звуков? (ЗВУК Ш – ГЛУХОЙ, Ж — ЗВОНКИЙ).
2.Игра «Поймай звуки» (на слух).
— А сейчас такое задание: Я буду называть звуки, а вы, если услышите звук [Ж]- хлопните в ладошки, а если звук [Ш] – стучите кулачками. Внимание: [Ж, Ш, Ш, Ж, Ж, Ш, Ж, Ж, Ш, Ш, Ж].
— Что мы сейчас делали? (Учились различать звуки Ш-Ж). Правильно. Молодцы!
- Обозначение звуков [Ш] и[ Ж] буквами Ш-Ж. (8 мин).
1.Уточнение графического образа звуков [Ш] и[ Ж] (Называние букв). Подбор зрительного образа букв Ш и Ж.
— А теперь скажите, какой буквой обозначается звук Ш? (БУКВОЙ Ш). Выставляется карточка с изображением буквы Ш.
— На что похожа эта буква? (НА ЗАБОР, РАСЧЕСКУ, ВИЛЫ, ШПАЛЫ).
— Правильно.
Посмотри на букву Ш –
Буква очень хороша,
Потому что из неё
Можно сделать Е и Ё.
— Какой буквой обозначается звук Ж? (БУКВОЙ Ж). Выставляется карточка с изображением буквы Ж.
— На что похожа эта буква? (НА ЖУКА ИЛИ ОСЬМИНОГА, У КОТОРОГО МНОГО НОЖЕК). Правильно.
Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом точно жук
Издаёт жужжащий звук:
Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж!
2.Узнавание букв с закрытыми глазами на ощупь. Развитие графо-моторных навыков и тактильного восприятия .
Работа с карточками (буквы, вырезанные из бархатной бумаги и наклеенные на белую бумагу).
— Следующее задание: Я вам раздаю карточки. Вы должны будете прочитать их пальчиками с закрытыми глазами. И молча записать на листочке то, что прочитали.
— Положите руки на карточку. Внимательно слушайте и выполняйте команды:
— «Закройте глаза».
— «Переверните карточку».
— «Проведите пальчиками по карточке».
— «Переверните обратно карточку».
— «Откройте глаза».
— Запишите на листочке бумаги те буквы, которые вы прочитали пальчиками.
— Закончили работу, проверка. Что у вас получилось? (Ш, Ж). Молодцы!
— Что мы сейчас делали? (УЧИЛИСЬ РАЗЛИЧАТЬ БУКВЫ Ш-Ж).
3.Анализ элементов прописных букв Ш и Ж. Работа в тетради.
— Запишем эти буквы. Откройте тетради, возьмите ручки, отступите 2 строчки и запишите сегодняшнюю дату. На следующей строчке слева напишем букву Ш заглавную. Из каких элементов она состоит? (ИЗ ТРЕХ НАКЛОННЫХ ЛИНИЙ С ЗАКРУГЛЕНИЕМ СПРАВА).
— Правильно. Ниже, на следующей строчке — строчную букву ш. Положили ручки. Взяли простой карандаш. Рисуем квадратные скобки. В скобках показываем, что буква Ш обозначает звук Ш. Рисуем звук синим карандашом. Вспомните, почему синим? (ЗВУК Ш ВСЕГДА ТВЁРДЫЙ).
— Снова вяли ручки. В правой части страницы напишем букву Ж заглавную. Из каких элементов она состоит? (ПОЛУОВАЛ, СОЕДИНИТЕЛЬНЫЙ ШТРИХ, НАКЛОННАЯ ЛИНИЯ И СНОВА СОЕДИНИТЕЛЬНЫЙ ШТРИХ И СНОВА ПОЛУОВАЛ).
— Ниже, на следующей строчке пишем строчную букву ж. Квадратные скобки рисуем простым карандашом. В скобках показываем, что буква Ж обозначает звук Ж. Рисуем звук синим карандашом. Почему синим? (ЗВУК Ж ВСЕГДА ТВЁРДЫЙ). Дети записывают буквы и транскрипцию в тетрадь.
- Закрепление правила. Работа в тетради.
— Вспомните, какое правило связано с этими буквами? (ЖИ И ШИ ПИШИ С БУКВОЙ И). — Правильно. Слышится Ы, но пишем букву И, потому что есть такое правило.
— Взяли ручки, запишем это правило. Под буквой Ш пишем ШИ и рисуем вокруг облачко синим карандашом. Под буквой Ж пишем ЖИ и рисуем облачко тоже синим карандашом. (Дети пишут правило и рисуют синим карандашом облака).
— Что мы сейчас делали? (РАССМАТРИВАЛИ БУКВЫ. НАШЛИ ИХ СХОДСТВО С НЕКОТОРЫМИ ПРЕДМЕТАМИ. УЧИЛИСЬ ПРАВИЛЬНО ОБОЗНАЧАТЬ ЗВУКИ Ш-Ж БУКВАМИ. ПОВТОРИЛИ ПРАВИЛО).
— Молодцы! Закрыли тетради. Убрали на край стола.
V.Дифференциация Ш-Ж в слогах (3 мин)
А.В произношении.
1.Чтение слоговых таблиц. Работа по карточкам.
— Возьмите карточки. Задание 1. Прочитайте слоги, громко и чётко проговаривая звуки по цепочке Ж и Ш.
ЖА – ША ЖА – ШО ША – ЖО АЖА– АША ЖНА — ШНА
ЖО – ШО ЖА – ШУ ША – ЖУ ОЖО– ОШО ЖНО – ШНО
ЖУ – ШУ ЖА – ШЕ ША – ЖЕ УЖУ– УШУ ЖНУ – ШНУ
ЖЕ – ШЕ ЖА – ШИ ША – ЖИ ЭЖЕ– ЭШЕ ЖНЫ – ШНЫ
ЖИ – ШИ ЫЖИ– ЫШИ
АША — АЖА
ОША — ОЖА
УША — УЖА
ИША — ИЖА
— Что мы сейчас делали? (УЧИЛИСЬ ЧЁТКО ПРОИЗНОСИТЬ И РАЗЛИЧАТЬ ЗВУКИ Ж-Ш В СЛОГАХ).
Б. На слух.
2.Узнать звук на фоне слога (Поднять соответствующую букву Ж или Ш).
— Взяли сигнальные карточки. Прослушайте слоги и звукосочетания. Если услышите в слоге звук Ш – поднимите букву Ш. Если услышите Ж – поднимите букву Ж.
ЖУ, ШУ, ШО, ЖО, ЖЕ, ШЕ; ШТА, ШТУ, ЖДУ, ЖДЕ, ШЛО, ЖНЕ
— Что мы сейчас делали? (УЧИЛИСЬ РАЗЛИЧАТЬ ЗВУКИ Ж — Ш В СЛОГАХ). Правильно. Молодцы!
VI.Дифференциация Ш-Ж в словах (на фоне уточнения звуковой структуры слова) (13 мин).
- В каждом слове находится один из дифференцируемых звуков. (демонстрируются ребусы)
Задание 1. «Составьте слово».
— Составьте из этих букв два слова: одно из больших, а другое – из маленьких (ЖИРАФ, КОШКА).
— Откройте тетради. Запишите эти слова в тетради под буквами Ш или Ж.
— Под какой буквой напишем слово ЖИРАФ? (ПОД буквой Ж). Правильно.
— Под какой буквой напишем слово КОШКА? (ПОД буквой Ш). Правильно.
— Подчеркните орфограмму.
Задание 2.«Прочитайте слова».
— Найдите закономерность, прочитайте зашифрованные слова.
— Запишите их под буквами Ш и Ж (ФЛАЖОК, МАШИНА).
— Под какой буквой напишем слово ФЛАЖОК? (ПОД буквой Ж). Правильно.
— Под какой буквой напишем слово МАШИНА? (ПОД буквой Ш).Правильно.
— Подчеркните орфограмму.
— Скажите, чему мы сейчас учились? (РАЗЛИЧАТЬ ЗВУКИ И БУКВЫ Ш И Ж В СЛОВАХ, РАЗГАДЫВАТЬ РЕБУСЫ, ОПРЕДЕЛЯЛИ КОЛИЧЕСТВО ЗВУКОВ В СЛОВАХ И МЕСТО ЗВУКОВ Ш И Ж )
2.Дифференциация Ш-Ж в словах, отличающихся одним звуком (квазиомонимы), где с изменением звука меняется смысл слова.
Преобразование слов.
Выставляется картинка.
— Каким словом назвали этот предмет? (УШИ).
— Замените звук Ш на Ж (УЖИ). Выставляется картинка.
— УШИ – УЖИ. Похожи эти слова по звучанию? (ПОХОЖИ).
— Чем они отличаются? ( В СЛОВЕ УШИ ВТОРОЙ ЗВУК Ш, А В СЛОВЕ УЖИ ВТОРОЙ ЗВУК Ж. ОСТАЛЬНЫЕ ЗВУКИ ОДИНАКОВЫЕ).
— Правильно. Запишите в тетради эти слова, отступив 1 строчку.
— Посмотрите внимательно. Чем эти слова отличаются по написанию? ( В СЛОВЕ УШИ ВТОРАЯ БУКВА Ш, А В СЛОВЕ УЖИ ВТОРАЯ БУКВА Ж. ОСТАЛЬНЫЕ БУКВЫ ОДИНАКОВЫЕ).
— Подчеркните букву Ж – оранжевым, Ш – простым карандашом.
-А по смыслу эти слова одинаковые или разные (РАЗНЫЕ).
— Правильно.
— Что такое УШИ? (ЭТО ЧАСТЬ ТЕЛА).
— А УЖИ? (ЭТО ЗМЕИ).
— Придумайте предложение со словом УШИ (У ЖИРАФА МАЛЕНЬКИЕ УШИ).
Придумайте предложение со словом УЖИ (УЖИ ЕДЯТ ЛЯГУШЕК).
Физкультминутка. Игра «Наоборот». Развитие общей моторики.
— А сейчас поиграем. Встали и вышли из-за парт. Я вам бросаю мяч и говорю слово со звуком «Ш», а вы должны заменить звук «Ш» на звук «Ж» так, чтобы получилось новое слово, и вернуть мяч обратно. Затем наоборот, я говорю слово со звуком «Ж», а вы — с «Ш».
ШИТЬ – ЖИТЬ ЖИТЬЁ — ШИТЬЁ
ШАЛЬ – ЖАЛЬ ЖИТО — ШИТО
ШАЛИТЬ – ЖАЛИТЬ ЛЕЖА — ЛЕША
САША – САЖА МАЖУТ — МАШУТ
ШЕСТЬ — ЖЕСТЬ НАЖИВКА — НАШИВКА
КРУШИЛ — КРУЖИЛ ЖАР — ШАР
ТУШИЛ — ТУЖИЛ ЛУЖА — ЛУША
— Сели на место. Скажите, ребята, одинаковы ли эти слова по смыслу? (РАЗНЫЕ).
— Похожи эти слова по звучанию? (ПОХОЖИ).
— Чем они отличаются? (ОНИ ОТЛИЧАЮТСЯ ТОЛЬКО ОДНИМ ЗВУКОМ).
Уточнение значения слов.
— Объясните значение слов: ЖИТО, САЖА.
— ЖИТО – это зерно. Так в старину называли рожь, пшеницу, ячмень. Жито – от слова ЖИТЬ. Хлеб в то время служил мерилом жизни. Есть хлеб — и человек сыт и весел, нет хлеба и он умирает с голоду.
САЖА – это осадок дыма, копоть, нагар, налёт от неполного сгорания топлива. Это черное вещество, оседающее на внутренних частях печей, дымоходов.
— Что мы сейчас делали? (УЧИЛИСЬ РАЗЛИЧАТЬ СЛОВА, ОТЛИЧАЮЩИЕСЯ ОДНИМ ЗВУКОМ , ГДЕ С ИЗМЕНЕНИЕМ ЗВУКА МЕНЯЕТСЯ СМЫСЛ СЛОВА).
- Дифференциация Ш-Ж в словах, где в одном слове оба дифференцируемых звука .
— Послушайте загадку:
Есть корень кривой и рогатый,
Целебною силой богатый,
И может два века он ждал человека
В чащобе лесной, под кедровой сосной. Выставляется предметная картинка (ЖЕНЬШЕНЬ).
— Правильно. Это женьшень. Женьшень — очень ценная и редкая трава, корни которой используются в медицине.
Звукобуквенный анализ.
На доске – схемы слов. Задание такое: нужно подобрать к слову ЖЕНЬШЕНЬ схему, соответствующую количеству букв в слове, месту букв Ш, Ж в слове и расположить на доске под картинкой.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Ж | Ш |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Ш | Ж |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Ж | Ш |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Ш | Ж |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Ж | Ш | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Ш | Ж |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Ш | Ж |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Ж | Ш |
(В СЛОВЕ «ЖЕНЬШЕНЬ» 8 БУКВ. ПЕРВАЯ БУКВА Ж. БУКВА Ш НА ПЯТОМ МЕСТЕ).
— Правильно. Запишем это слово в тетради. Дети выполняют.
— Поставьте ударение (УДАРЕНИЕ СТАВИТСЯ НА 2-Й СЛОГ, НА БУКВУ Е — ЖЕНЬШЕ́НЬ).
— В квадратных скобках напишите транскрипцию— [ЖЫН’ШЭН’].
— Запишите количество букв, звуков, гласных, слогов (8 БУКВ, 6 ЗВУКОВ, 2 ГЛАСНЫХ, 2 СЛОГА)
— Подчеркните букву Ж – оранжевым, Ш – простым карандашом.
— Что мы сейчас делали? (УЧИЛИСЬ РАЗЛИЧАТЬ ЗВУКИ Ш-Ж В СЛОВАХ, ГДЕ В ОДНОМ СЛОВЕ ОБА ЗВУКА. СДЕЛАЛИ АНАЛИЗ СЛОВА ЖЕНЬШЕНЬ). Правильно. Молодцы!
VII. Дифференциация в предложениях (5 мин).
— Послушайте скороговорку:
На крыше у Шуры живет журавль Жура.
— Выучим эту скороговорку. Послушайте ее еще раз.
— Сейчас все вместе будем читать эту скороговорку одними губами.
— Теперь я говорю одними губами, а вы шепотом.
— А теперь я говорю шепотом, а вы вслух.
— Запишем скороговорку в тетради. Дети выполняют.
Подчеркните букву Ж – оранжевым, Ш – простым карандашом.
Проверка.
VIII. Итог занятия (2 мин).
— Чему мы сегодня учились (РАЗЛИЧАТЬ ЗВУКИ Ш И Ж И ПРАВИЛЬНО ОБОЗНАЧАТЬ ИХ БУКВАМИ НА ПИСЬМЕ)
— Чем они похожи? (КОГДА МЫ ПРОИЗНОСИМ ЗВУКИ Ш И Ж, ПОЛОЖЕНИЕ ГУБ, ЗУБОВ, КОНЧИКА ЯЗЫКА – ОДИНАКОВО. ОБА ЗВУКА СОГЛАСНЫЕ, ПАРНЫЕ, ВСЕГДА ТВЁРДЫЕ).
— Чем отличаются? (ЗВУК Ш – ГЛУХОЙ, Ж — ЗВОНКИЙ).
— Ребята, мы сегодня выполнили очень много заданий. Скажите, а вам понравилось занятие? Что понравилось больше всего? Какие задания вызвали затруднения? С каким настроением вы уходите с занятия?
(ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)