Вы здесь: Главная > Без рубрики > Дифференциация Ш-Ж

Дифференциация Ш-Ж

Гарифьянова Роза Мухтаровна

Учитель-логопед первой квалификационной категории

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №32 с углубленным изучением отдельных предметов».

 г. Набережные Челны

Цель: Совершенствование навыков дифференциации Ж и Ш в устной и письменной речи.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся группы, для которых проектируется занятие.

Регулятивные УУД:

1) умеют определять тему и цель учебной деятельности с помощью логопеда и самостоятельно;

2) умеют сопоставлять свои действия с эталоном (образцом).

Познавательные УУД:

1) отработан произносительный  и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков ;

2) владеют звуковым анализом и синтезом;

3) умеют различать гласные и согласные; различают согласные по твердости и мягкости, звонкости глухости.

Коммуникативные УУД:

1) оформлять свои мысли в устной форме могут только по алгоритму;

2) умеют отстаивать свою точку зрения только по инициативе логопеда;

3) не всегда умеют слушать ответы других.

Личностные УУД:

1) умеют радоваться своим успехам и, реже, успехам одноклассников;

 2) уважительно относятся друг к другу в процессе занятия.

Задачи

  • Как планируемые результаты УУД:

Предметные УУД

— закрепить знания о звуках[Ш], [Ж], и обозначающих их буквах;

— выработать четкую дифференциацию звуков [Ш]-[Ж] с опорой на артикуляторные, зрительные и моторные ощущения;

— учить дифференцировать звуки изолированно,  в слогах, словах и предложениях;

— закреплять навыки правильного написания слогов с ЖИ-ШИ,  вырабатывать орфографическую зоркость;

— расширять словарь;

— совершенствовать технику чтения;

— вырабатывать прочные навыки письма в целях предупреждения  дизорфографии;

— учить применять изученные орфограммы  в  практической деятельности;

— закреплять умение  детей действовать по словесной  инструкции.

Метапредметные УУД

  • Познавательные УУД

— воспроизводить по памяти полученную ранее информацию;

— уметь выделять существенную информацию из источника.

  • Регулятивные УУД

— определять тему и цель учебной деятельности с помощью логопеда и самостоятельно;

— корректировать свою деятельность в процессе обучения самостоятельно;

— планировать решение поставленной учебной задачи (с опорой на алгоритм);

— оценивать и корректировать деятельность.

  • Коммуникативные УУД

— участвовать в диалоге, беседе;

— отвечать на вопросы логопеда;

— слушать и понимать речь других людей;

— оформлять свою мысль в устной и письменной речи;

— уметь высказывать свои предположения, аргументируя ответ;

— совместно обсуждать проблемные вопросы;

— строить монологические высказывания;

— осуществлять совместную деятельность (сотрудничать с  логопедом и товарищами).

Личностные УУД

— проводить самооценку на основе успешности учебной деятельности (смыслообразование);

— формировать положительное отношение к процессу познания  (самоопределение);

— применять правило делового сотрудничества (самоопределение);

  • Коррекционно-развивающие

— развивать фонематический слух, фонематическое восприятие;

— совершенствовать графо-моторные навыки;

— звукобуквенный анализ и синтез;

— развивать зрительное и слуховое внимание и память, мышление;

— развивать самостоятельность, самоконтроль, способность к переключению;

— развивать способность осуществлять учебную работу  в определённом темпе;

— развивать навыки пространственного ориентирования;

— совершенствовать умение направлять внимание на собственные ощущения;

— повысить уровень общего речевого развития.

  • Воспитательные

— формировать положительную учебную мотивацию;

— воспитывать культуру речевого общения, желание говорить правильно, четко, красиво;

— воспитывать толерантное отношение к ответам детей;

— умение работать как самостоятельно, так и в коллективе;

— умение слушать друг друга и оказывать друг другу помощь.

Формы организации познавательной деятельности: групповое логопедическое занятие.

Тип занятия:  изучение нового;

Учащихся в группе: 6 (НВОНР) 

Оборудование: Карточки с заданиями, сигнальные карточки, индивидуальные зеркала, тетради, ручки, карандаши, цветные карандаши, предметные картинки, профили звуков Ш и Ж, пособие «Характеристика глухого согласного звука», пособие «Характеристика звонкого согласного звука», магнитная доска,  загадки, карточки-буквы, карточки с буквами (вырезанными из бархатной бумаги и наклеенные на белую бумагу), мяч, листы бумаги,  ребусы.

Ход занятия:

I.Организационный момент (1  мин).

Психотерапия.

— Встали ровно, сегодня у нас гости. Посмотрели, улыбнулись.

Начинаем (хором):

Мы спокойны всегда.

Говорим всегда красиво.

Смело и неторопливо.

Вспоминаем обязательно,

Что учили на занятиях.

— Тихо сели и продолжаем:

Руки держим на столе и друг другу не мешаем (Правильная посадка).

  1. II. Определение темы и цели (2 мин).

— Отгадайте загадки:

Длинноногий, длинношеий,

Длинноклювый, телом серый,

По болотам ходит-бродит

Там лягушек ищет, ловит (ЖУРАВЛЬ).

Выставляется предметная картинка.

Взлетает вверх, как легкий пар.

Зовут его воздушный … (ШАР)

Выставляется предметная картинка.

— ЖУРАВЛЬ– какой первый звук в этом слове? (Ж).

— ШАРИК – какой первый звук в этом слове? (Ш).

— Как вы думаете, какая тема нашего занятия? (Звуки Ш и Ж)

— Правильно. Сегодня мы будем учиться слушать, слышать, правильно произносить и различать звуки Ш и Ж. А также правильно обозначать их  буквами  на письме.

— Для чего  нам нужно уметь их различать, как вы думаете? (ЧТОБЫ ПРАВИЛЬНО ИХ ПРОИЗНОСИТЬ В УСТНОЙ РЕЧИ. НЕ СМЕШИВАТЬ  БУКВЫ Ш,  Ж  НА ПИСЬМЕ).  Молодцы!

III.Дифференциация изолированных звуков Ш и Ж (6 мин).

(С опорой на произнесение звуков, на зрительное восприятие артикуляции, на кинестетические ощущения)

1.Анализ артикуляции. Характеристика звуков.

— Сравним звуки по произношению. Поставьте перед собой зеркала.

— Произнесите поочерёдно звуки Ш и Ж. Смотрим на губы, зубы и язык.

— Будьте внимательны. А теперь произнесу я, а вы посмотрите: Ш, Ж

— Одинаково ли положение губ при произнесении этих звуков? (ОДИНАКОВО).

— В  каком они положении? (ГУБЫ РАЗОМКНУТЫ,ОКРУГЛЕНЫ И ВЫТЯНУТЫ ВПЕРЁД).

— А теперь, посмотрите, одинаково ли положение зубов при произнесении этих звуков? (ОДИНАКОВО).

— В  каком они положении? (ЗУБЫ СБЛИЖЕНЫ, МЕЖДУ НИМИ ЩЕЛЬ).

-Рассмотрите СХЕМЫ. Выставляются профили звуков Ш и Ж.

— Одинаково ли положение кончика языка при произнесении этих звуков? (ОДИНАКОВО).

В  каком он положении? (КОНЧИК ЯЗЫКАВВЕРХУ, А ЯЗЫК В ФОРМЕ ЧАШЕЧКИ).

— Как проходит воздушная струя, когда мы произносим звуки Ш и Ж? Свободно или встречает преграду? (ВОЗДУШНАЯ СТРУЯ ВСТРЕЧАЕТ ПРЕГРАДУ).

— Что образует преграду? (ЯЗЫЧОК И ЗУБЫ).

— Если у воздушной струи есть преграда,  то это гласные или согласные звуки? (СОГЛАСНЫЕ).

Выставляются пособия «Характеристика глухого согласного звука», «Характеристика звонкого согласного звука».

— А сейчас, положите руку на горлышко и произнесите звук Ш,  дрожит ли горлышко при произнесении звука Ш: Ш-Ш-Ш? (НЕ ДРОЖИТ).

— Что это значит? (ЧТО ГОЛОС НЕ ОБРАЗУЕТСЯ).

— А когда  без голоса произносится звук, значит, звонкий он или глухой? (ГЛУХОЙ).

— А сейчас, положите руку на горлышко и произнесите звук Ж,  дрожит ли горлышко при произнесении звука Ж: Ж-Ж-Ж? (ДРОЖИТ).

— Что это значит? (ЧТО ПРОИЗНОСИТСЯ С ГОЛОСОМ).

— А когда с голосом произносится  звук, значит, звонкий он или глухой это звук? (ЗВОНКИЙ).

-Что ещё вы знаете про звуки Ш и Ж? Парные они или непарные? (ЭТИ ЗВУКИ ПАРНЫЕ ПО ЗВОНКОСТИ – ГЛУХОСТИ).

— Как звучат они в словах, твёрдо или мягко? (ЗВУКИ Ж И Ш ВСЕГДА ТВЕРДЫЕ).

— Что мы сейчас делали? (СРАВНИВАЛИ ЗВУКИ Ш И Ж ПО АРТИКУЛЯЦИИ И ЗВУЧАНИЮ).

— Какой делаем вывод?

— В чём  сходство этих звуков?  (КОГДА МЫ ПРОИЗНОСИМ ЗВУКИ Ш И Ж,  ПОЛОЖЕНИЕ ГУБ, ЗУБОВ, КОНЧИКА ЯЗЫКА – ОДИНАКОВО.  ОБА ЗВУКА СОГЛАСНЫЕ, ПАРНЫЕ, ВСЕГДА ТВЁРДЫЕ).

— В  чём различие этих звуков? (ЗВУК Ш – ГЛУХОЙ,  Ж —  ЗВОНКИЙ).

2.Игра  «Поймай звуки» (на слух).

— А сейчас такое задание: Я буду называть звуки, а вы, если  услышите звук [Ж]- хлопните в ладошки, а если звук  [Ш]  – стучите кулачками. Внимание: [Ж, Ш, Ш, Ж, Ж, Ш, Ж, Ж, Ш, Ш, Ж].

— Что мы сейчас делали? (Учились различать звуки Ш-Ж). Правильно.  Молодцы!

  1. Обозначение звуков [Ш] и[ Ж] буквами Ш-Ж. (8 мин).

1.Уточнение графического образа звуков [Ш] и[ Ж]   (Называние букв). Подбор зрительного образа букв Ш и Ж.

— А теперь скажите, какой буквой обозначается звук Ш? (БУКВОЙ Ш). Выставляется карточка с изображением буквы Ш.

— На что похожа эта буква? (НА  ЗАБОР, РАСЧЕСКУ, ВИЛЫ, ШПАЛЫ).

— Правильно.

Посмотри на букву Ш –

Буква очень хороша,

Потому что из неё

Можно сделать Е и Ё.

— Какой буквой обозначается звук Ж? (БУКВОЙ Ж). Выставляется карточка с изображением буквы Ж.

— На что похожа эта буква? (НА ЖУКА ИЛИ ОСЬМИНОГА, У КОТОРОГО МНОГО НОЖЕК). Правильно.

Эта буква широка

И похожа на жука.

И при этом точно жук

Издаёт жужжащий звук:

Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж!

2.Узнавание букв с закрытыми глазами  на ощупь. Развитие графо-моторных навыков и тактильного восприятия .

Работа с карточками (буквы,  вырезанные из бархатной бумаги и наклеенные на белую бумагу).

— Следующее задание: Я вам раздаю карточки. Вы должны будете прочитать их пальчиками с закрытыми глазами. И молча записать на листочке то, что прочитали.

— Положите руки на карточку. Внимательно слушайте и выполняйте команды:

— «Закройте глаза».

— «Переверните карточку».

— «Проведите пальчиками по карточке».

— «Переверните обратно карточку».

— «Откройте глаза».

— Запишите  на листочке бумаги те буквы, которые вы прочитали пальчиками.

—  Закончили работу, проверка. Что у вас получилось? (Ш, Ж). Молодцы!

— Что мы сейчас делали? (УЧИЛИСЬ РАЗЛИЧАТЬ  БУКВЫ Ш-Ж).

3.Анализ элементов прописных букв Ш и Ж. Работа в тетради.

— Запишем эти буквы. Откройте тетради, возьмите ручки, отступите 2 строчки и запишите сегодняшнюю дату.  На следующей строчке слева напишем  букву Ш заглавную. Из каких элементов она состоит? (ИЗ ТРЕХ НАКЛОННЫХ ЛИНИЙ С ЗАКРУГЛЕНИЕМ СПРАВА).

— Правильно.  Ниже, на следующей строчке — строчную букву ш.  Положили ручки. Взяли простой карандаш. Рисуем квадратные скобки. В  скобках показываем, что буква Ш обозначает звук Ш. Рисуем звук  синим карандашом. Вспомните, почему  синим? (ЗВУК Ш ВСЕГДА ТВЁРДЫЙ).

— Снова вяли ручки. В правой части страницы напишем  букву Ж заглавную. Из каких элементов она состоит? (ПОЛУОВАЛ, СОЕДИНИТЕЛЬНЫЙ ШТРИХ, НАКЛОННАЯ ЛИНИЯ И СНОВА СОЕДИНИТЕЛЬНЫЙ ШТРИХ И СНОВА ПОЛУОВАЛ). 

— Ниже, на следующей строчке пишем строчную букву ж.  Квадратные скобки рисуем простым карандашом. В скобках показываем, что буква Ж обозначает звук Ж. Рисуем звук  синим карандашом. Почему  синим? (ЗВУК Ж ВСЕГДА ТВЁРДЫЙ). Дети  записывают буквы и транскрипцию в тетрадь.

  1. Закрепление правила. Работа в тетради.

— Вспомните, какое правило связано с этими буквами? (ЖИ И ШИ ПИШИ С БУКВОЙ И). — Правильно. Слышится Ы, но пишем букву  И, потому что есть такое правило.

— Взяли ручки, запишем это правило. Под буквой Ш пишем ШИ и рисуем вокруг облачко синим карандашом. Под буквой Ж пишем ЖИ и рисуем облачко тоже синим карандашом. (Дети пишут правило и рисуют синим карандашом  облака).

— Что мы сейчас делали? (РАССМАТРИВАЛИ  БУКВЫ. НАШЛИ ИХ СХОДСТВО С НЕКОТОРЫМИ ПРЕДМЕТАМИ. УЧИЛИСЬ ПРАВИЛЬНО ОБОЗНАЧАТЬ ЗВУКИ Ш-Ж БУКВАМИ. ПОВТОРИЛИ ПРАВИЛО).

— Молодцы! Закрыли тетради. Убрали на край стола.

V.Дифференциация Ш-Ж в слогах (3 мин)

А.В произношении.

1.Чтение слоговых таблиц. Работа по карточкам.

—  Возьмите карточки. Задание 1. Прочитайте слоги, громко и чётко проговаривая звуки по цепочке Ж и Ш.

ЖА – ША  ЖА – ШО  ША – ЖО  АЖА– АША       ЖНА — ШНА      

ЖО – ШО  ЖА – ШУ  ША – ЖУ  ОЖО– ОШО       ЖНО – ШНО

ЖУ – ШУ  ЖА – ШЕ  ША – ЖЕ  УЖУ– УШУ        ЖНУ – ШНУ

ЖЕ – ШЕ   ЖА – ШИ  ША – ЖИ  ЭЖЕ– ЭШЕ        ЖНЫ – ШНЫ

ЖИ – ШИ                                       ЫЖИ– ЫШИ

АША — АЖА

ОША — ОЖА

УША — УЖА

ИША — ИЖА

— Что мы сейчас делали? (УЧИЛИСЬ ЧЁТКО ПРОИЗНОСИТЬ И РАЗЛИЧАТЬ ЗВУКИ Ж-Ш В СЛОГАХ).

Б. На слух.

2.Узнать звук на фоне слога (Поднять соответствующую букву Ж или Ш).

— Взяли сигнальные карточки. Прослушайте слоги и звукосочетания. Если услышите в слоге звук Ш – поднимите букву Ш. Если услышите Ж – поднимите букву Ж.

ЖУ, ШУ, ШО, ЖО, ЖЕ, ШЕ; ШТА, ШТУ, ЖДУ, ЖДЕ, ШЛО, ЖНЕ

— Что мы сейчас делали? (УЧИЛИСЬ РАЗЛИЧАТЬ ЗВУКИ Ж — Ш В СЛОГАХ). Правильно.  Молодцы!

VI.Дифференциация Ш-Ж в словах (на фоне уточнения звуковой структуры слова) (13 мин).

  1. В каждом слове находится один из дифференцируемых звуков. (демонстрируются ребусы)

Задание 1. «Составьте слово».

— Составьте из этих букв два слова: одно из больших, а другое – из маленьких (ЖИРАФ, КОШКА).

— Откройте тетради. Запишите эти слова в тетради  под буквами Ш или Ж.

 — Под какой буквой напишем слово ЖИРАФ? (ПОД буквой Ж). Правильно.

— Под какой буквой напишем слово КОШКА? (ПОД буквой Ш). Правильно.

— Подчеркните орфограмму.

Задание 2.«Прочитайте слова».

— Найдите закономерность, прочитайте зашифрованные слова.

— Запишите их под буквами Ш и Ж  (ФЛАЖОК, МАШИНА).  

— Под какой буквой напишем слово ФЛАЖОК? (ПОД буквой Ж). Правильно.

— Под какой буквой напишем слово МАШИНА? (ПОД буквой Ш).Правильно.

— Подчеркните орфограмму.

— Скажите, чему мы сейчас учились? (РАЗЛИЧАТЬ ЗВУКИ И БУКВЫ Ш И Ж В СЛОВАХ, РАЗГАДЫВАТЬ РЕБУСЫ, ОПРЕДЕЛЯЛИ КОЛИЧЕСТВО ЗВУКОВ В СЛОВАХ И МЕСТО ЗВУКОВ Ш И Ж )

2.Дифференциация Ш-Ж в словах, отличающихся одним звуком (квазиомонимы), где с  изменением звука меняется смысл слова.

Преобразование слов.

Выставляется картинка.

— Каким словом назвали этот предмет? (УШИ).

— Замените звук Ш на Ж (УЖИ). Выставляется картинка.

— УШИ – УЖИ. Похожи эти слова по звучанию? (ПОХОЖИ).

— Чем они отличаются? ( В СЛОВЕ УШИ ВТОРОЙ ЗВУК Ш, А В СЛОВЕ УЖИ ВТОРОЙ ЗВУК Ж. ОСТАЛЬНЫЕ ЗВУКИ ОДИНАКОВЫЕ).

— Правильно. Запишите в тетради эти слова, отступив 1 строчку.

— Посмотрите внимательно. Чем эти слова  отличаются по написанию? ( В СЛОВЕ УШИ ВТОРАЯ БУКВА Ш, А В СЛОВЕ УЖИ ВТОРАЯ БУКВА Ж. ОСТАЛЬНЫЕ БУКВЫ ОДИНАКОВЫЕ).

— Подчеркните букву Ж – оранжевым, Ш – простым карандашом.

-А по смыслу эти слова одинаковые или разные (РАЗНЫЕ).

— Правильно.

— Что такое УШИ? (ЭТО ЧАСТЬ ТЕЛА).

— А УЖИ? (ЭТО ЗМЕИ).

— Придумайте предложение со словом УШИ (У ЖИРАФА МАЛЕНЬКИЕ  УШИ).

Придумайте предложение со словом УЖИ (УЖИ ЕДЯТ ЛЯГУШЕК).

Физкультминутка. Игра «Наоборот».  Развитие общей моторики.

— А сейчас поиграем. Встали и вышли из-за парт. Я вам бросаю мяч и говорю слово со звуком «Ш», а вы должны заменить звук «Ш» на звук «Ж» так, чтобы получилось новое слово, и вернуть мяч обратно.  Затем наоборот, я говорю слово со звуком  «Ж», а вы — с «Ш».

ШИТЬ – ЖИТЬ                     ЖИТЬЁ — ШИТЬЁ
ШАЛЬ – ЖАЛЬ                     ЖИТО — ШИТО
ШАЛИТЬ – ЖАЛИТЬ          ЛЕЖА — ЛЕША
САША – САЖА                   МАЖУТ — МАШУТ

ШЕСТЬ — ЖЕСТЬ               НАЖИВКА — НАШИВКА   

КРУШИЛ — КРУЖИЛ                  ЖАР — ШАР

ТУШИЛ — ТУЖИЛ             ЛУЖА — ЛУША

— Сели на место. Скажите, ребята, одинаковы ли эти слова по смыслу? (РАЗНЫЕ).

— Похожи эти слова по звучанию? (ПОХОЖИ).

— Чем они отличаются? (ОНИ ОТЛИЧАЮТСЯ  ТОЛЬКО ОДНИМ ЗВУКОМ).

Уточнение значения слов.

— Объясните значение  слов: ЖИТО, САЖА.

— ЖИТО – это зерно. Так в старину называли  рожь, пшеницу, ячмень. Жито – от слова ЖИТЬ. Хлеб в то время служил мерилом жизни. Есть хлеб — и человек сыт и весел, нет хлеба и он умирает с голоду.

САЖА – это осадок дыма, копоть, нагар, налёт от неполного сгорания топлива. Это черное вещество, оседающее на внутренних частях печей, дымоходов.

— Что мы сейчас делали? (УЧИЛИСЬ РАЗЛИЧАТЬ  СЛОВА,  ОТЛИЧАЮЩИЕСЯ ОДНИМ ЗВУКОМ , ГДЕ С  ИЗМЕНЕНИЕМ ЗВУКА МЕНЯЕТСЯ СМЫСЛ СЛОВА).

  1. Дифференциация Ш-Ж в словах, где в одном слове оба дифференцируемых звука .

— Послушайте загадку:

Есть корень кривой и рогатый,

Целебною силой богатый,

И может два века он ждал человека

В чащобе лесной, под кедровой сосной. Выставляется предметная картинка (ЖЕНЬШЕНЬ).

Правильно. Это женьшень. Женьшень — очень ценная и редкая трава, корни которой используются в медицине.

Звукобуквенный анализ.

На доске – схемы слов. Задание такое: нужно подобрать к слову ЖЕНЬШЕНЬ схему,  соответствующую  количеству букв в слове, месту букв Ш, Ж в слове и расположить на доске под картинкой.

1 2 3 4 5 6
Ж     Ш    

 

1 2 3 4 5 6
Ш     Ж    

 

1 2 3 4 5 6 7
Ж     Ш      

 

1 2 3 4 5 6 7
Ш     Ж      

 

1 2 3 4 5 6 7
Ж       Ш    
1 2 3 4 5 6 7
Ш       Ж    

 

 

1 2 3 4 5 6 7 8
Ш       Ж      

 

1 2 3 4 5 6 7 8
Ж       Ш      

 

(В СЛОВЕ «ЖЕНЬШЕНЬ» 8 БУКВ. ПЕРВАЯ БУКВА Ж. БУКВА Ш НА ПЯТОМ МЕСТЕ).

— Правильно. Запишем это слово в тетради. Дети выполняют.

— Поставьте ударение (УДАРЕНИЕ СТАВИТСЯ НА 2-Й СЛОГ, НА БУКВУ Е — ЖЕНЬШЕ́НЬ).

 — В квадратных скобках напишите транскрипцию— [ЖЫН’ШЭН’].

— Запишите количество букв, звуков, гласных,  слогов (8 БУКВ, 6 ЗВУКОВ, 2 ГЛАСНЫХ, 2 СЛОГА)

— Подчеркните букву Ж – оранжевым, Ш – простым карандашом.

— Что мы сейчас делали? (УЧИЛИСЬ РАЗЛИЧАТЬ ЗВУКИ Ш-Ж В СЛОВАХ, ГДЕ В ОДНОМ СЛОВЕ ОБА  ЗВУКА. СДЕЛАЛИ АНАЛИЗ СЛОВА ЖЕНЬШЕНЬ). Правильно. Молодцы!

VII. Дифференциация в предложениях (5 мин).

— Послушайте скороговорку:

На крыше у Шуры живет журавль Жура.

—  Выучим эту скороговорку. Послушайте ее еще раз.

— Сейчас все вместе будем читать эту скороговорку одними губами.

— Теперь я говорю одними губами, а вы шепотом.

— А теперь я говорю шепотом, а вы вслух.

— Запишем скороговорку в тетради. Дети выполняют.

Подчеркните букву Ж – оранжевым, Ш – простым карандашом.

Проверка.

VIII. Итог занятия (2 мин).

— Чему мы сегодня учились (РАЗЛИЧАТЬ ЗВУКИ Ш И Ж И ПРАВИЛЬНО ОБОЗНАЧАТЬ ИХ БУКВАМИ НА ПИСЬМЕ)

— Чем они похожи?  (КОГДА МЫ ПРОИЗНОСИМ ЗВУКИ Ш И Ж,  ПОЛОЖЕНИЕ ГУБ, ЗУБОВ, КОНЧИКА ЯЗЫКА – ОДИНАКОВО.  ОБА ЗВУКА СОГЛАСНЫЕ, ПАРНЫЕ, ВСЕГДА ТВЁРДЫЕ).

— Чем отличаются? (ЗВУК Ш – ГЛУХОЙ,  Ж —  ЗВОНКИЙ).

— Ребята, мы сегодня выполнили очень  много заданий. Скажите, а вам понравилось занятие? Что понравилось больше всего? Какие задания вызвали затруднения? С каким настроением вы уходите с занятия?

(ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить отзыв