Вы здесь: Главная > Без рубрики > Гласные и согласные звуки. Обозначение их буквами

Гласные и согласные звуки. Обозначение их буквами

Лазарева Тамара Анатольевна,   Учитель-логопед  I квалификационная категория.

    ГБОУ «Набережночелнинская школа № 87 для детей с ОВЗ»

Цель: обобщение и систематизация знаний обучающихся о звуках и буквах русского языка.

Задачи:

Образовательная: совершенствовать умение выделять различия между звуками и буквами русского языка.

Развивающая: способствовать развитию устной речи обучающихся при составлении рассказа о звуках и буквах русского языка.

Воспитывающая: прививать интерес к чтению и умение соблюдать гигиенические требования при письме.

Планируемые результаты:

Предметные: совершенствовать знания алфавита.

Личностные: способствовать формированию положительного отношения к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание узнать больше нового.

Метапредметные:

  • Регулятивные:

1) Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2) Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

3) Уметь сравнивать действие и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от него.

4) Контролировать и оценивать результат своей деятельности.  

5) Контролировать готовность к уроку.

  • Познавательные:

1) Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

2) Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.

3) Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

  • Коммуникативные:

1) Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме.

2) Слушать и понимать речь других.

3) Уметь работать в паре.

4) Уметь работать в группе.

Оборудование: проектор, сенсорный интерактивный планшет, презентация, раздаточный материал, наглядный материал.

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
Организаци-онный момент Здравствуйте, ребята, меня зовут Тамара Анатольевна и мы начинаем наш урок. Садитесь. Здороваются.

 

 
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Ну, теперь проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте, 

Всё в порядке,

Ручка, книжка и тетрадки?

Все готовы к уроку?

— У вас на столах  должны лежать, тетрадь, квадратики зеленого и оранжевого цвета, карточки с тремя кругами.

Наш урок я хотела бы начать с высказывания русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева:

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, переданный нам нашими предшественниками» (слайд №1).

— Кто прочитает нам это высказывание с выражением?

— Как вы понимаете это высказывание?

—  Я с вами согласна и тоже считаю, что русский язык один из богатейших языков в мире, изучать его интересно каждый день, давайте же продолжим знакомиться с ним.

Проверяют, готовы ли к уроку.

 

 

 

Ответы детей.

Проверяют готовность к уроку.

 

 

 

 

 

 

 

 

Один ученик читает.

Ответы детей.

 

 

 

 

Р:

Контролировать готовность к уроку.

П:

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

К:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме.

Слушать и понимать речь других.

Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии — Ребята, давайте с вами вспомним, из чего образуются слова?

— С помощью чего мы изображаем звуки на письме?

— Чем звуки отличаются от букв?

 

 

 

— Молодцы, вы все правильно ответили.

Из звуков.

 

С помощью букв.

 

Звуки – мы слышим и произносим.

Буквы – видим и пишем.

П:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Постановка учебной задачи — Следующее задание вы будете выполнять в парах, кто мне напомнит правила работы в паре?

— Для того чтобы понять тему нашего урока отгадайте пару ребусов (слайд №2). Ваша задача в парах отгадать 2 ребуса и с помощью отгаданных слов подумать, как же может называться тема нашего урока. У вас на это 30 секунд.

 

— Какие слова у вас получились?

— Как вы думаете, какая тема урока?

— Верно, тема нашего сегодняшнего урока это «Звуки и буквы» (вывешиваю на доску).

— Какую цель мы поставим на урок? (вывешиваю на доску).

Ответы детей.

 

 

Выполняют задание в парах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Буквы. Звуки.

Ответы.

 

 

 

Закрепить знания о звуках и буквах.

 

 

 

 

К:

Уметь работать в паре.

 

 

 

 

 

К:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме.

Р:

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Обобщение и систематизация знаний — Я хочу вам рассказать историю двух друзей, а вы внимательно послушайте. Аня и Ваня, изучая тему «Звуки и буквы», решили создать карту удивительного города Звукобуквограда (слайд №3). Выполнив работу, они показали ее великому профессору, и тот очень удивился. На карте Ани был только Звукоград (слайд №3), а на карте Вани – только Буквоград (слайд №3). Профессор сказал ребятам, что в русском языке слова состоят из звуков и записываются с помощью букв, поэтому каждый звук и буква должны в Звукобуквограде иметь строго определенное место. Давайте рассмотрим, какие же карты получились у Ани и у Вани. Сначала посмотрим  карту Ани. (слайд №4).

— Сейчас мы вами поработаем в группах. 1 стол – 1 группа, 2 стол – 2 группа, 3 стол – 3 группа.

Итак, 1 стол должен будет рассказать все, что знает про проспект парных согласных (показываю на доске).

2 стол должен рассказать все, что знает про площадь гласных (показываю на доске).

3 стол расскажет нам все, что знает про улицы непарных согласных (показываю на доске).

Каждой группе я раздам карточку-помощницу, вам надо будет ответить на вопросы, которые написаны на карточке.

Также вам нужно будет выбрать 1 человека, который представит вашу команду. На выполнение задания я даю вам 3 минуты. Не забывайте правила работы в группе.

Время вышло, давайте начнем с 1 группы, что вы нам расскажите про проспект парных согласных.

Вопросы 1 группы:

1. Почему парные согласные звуки называют парными?

2. Какие согласные звуки имеют пары? Перечислите их.

3. Какие парные согласные звуки могут быть и мягкими и твердыми?

4. Какой парный согласный звук бывает только твердым и звонким?

5. Какой парный согласный звук бывает только твердым и глухим?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— Хорошо, все согласны? Может кто-то хочет что-то добавить?

— Молодцы, 1 стол вы справились с заданием.

— Теперь послушаем 2 группу про гласные звуки.

Вопросы 2 группы:

1. Сколько в русском языке существует гласных звуков?

2. Причислите все гласные звуки, которые бывают в русском языке.

3. Какие бывают гласные звуки?

 

— Хорошо, все согласны? Может кто-то хочет что-то добавить?

— Молодцы, 2 стол вы справились с заданием.

— Итак, 3 группа ваша очередь, мы все внимательно слушаем, что вы расскажите нам про улицу непарных согласных.

Вопросы 3 группы:

1. Почему непарные согласные звуки называют непарными?

2. Какие согласные звуки являются непарными? Перечислите их.

3. Какие непарные согласные звуки всегда звонкие?

4. Какие непарные согласные звуки всегда глухие?

5. Какие непарные согласные звуки могут быть и мягкими, и твердыми?

6. Какие непарные согласные звуки всегда мягкие?

7. Какой непарный согласный звук всегда твердый?

 

 

 

 

— Хорошо, все согласны? Может кто-то хочет что-то добавить?

— Молодцы, 3 группа вы справились с заданием.

— Кто мне напомнит, какие бывают гласные звуки?

— Какой парный согласный звук бывает только твердым и глухим?

— Какие непарные согласные звуки всегда мягкие? (работа на сенсорном  интерактивном планшете) слайд 5)

— Ребята, вы все молодцы, у вас на партах лежат вот такие карточки с 3 кругами, вы все можете ручкой поставить плюс внутри круга, потому что вы все справились с заданием в группе.

— Вот мы с вами и повторили все, что знаем про согласные и гласные звуки, теперь давайте вспомним, что мы знаем о буквах.

— Рассмотрим карту Вани.(слайд №6).

— На каких улицах в этом городе живут?

 

— Какие буквы не попали ни на одну улицу?

— Почему?

 

— Кто мне назовет буквы на улице гласных.

 

— Кто мне назовет буквы на улице согласных.

— Сколько букв в русском алфавите?

— Сколько из них гласных?

— Сколько из них согласных?

— Сколько знаков есть в алфавите?

— Ребята, мы с вами заговорили об алфавите. (смотрят на листочках)

— Скажите, вы знаете его наизусть?

— Я хочу проверить это, кто мне расскажет весь алфавит наизусть? Ребята, все слушайте внимательно, потому что я могу в любой момент остановить его и попросить продолжить алфавит кого-нибудь другого.

— Молодцы, давайте с вами немного отдохнем, все встали и повторяем за мной.

ФИЗМИНУТКА

С физминуткой я дружу,

Свою спину разогну.

Руки кверху подниму,

А потом их опущу,

А потом попрыгаю,

1,2,3.

Ножками подрыгаю,

1,2,3.

Ручками похлопаю,

1,2,3.

Ножками потопаю,

1,2,3.

ЗАРЯДКА ДЛЯ ГЛАЗ. (Пальминг)

— Ребята, алфавит помогает нам в жизни?

— А как он нам помогает?

— Действительно, благодаря ему можно быстро найти фамилию друга в записной книжке. А где еще нам может помочь алфавит?

Слушают историю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание в группах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бывают парные согласные звуки, это те согласные звуки, которые имеют пары по звонкости и глухости, такие как Б-П, Г-К, В-Ф, Д-Т, Ж-Ш, З-С.

Так же согласные звуки Б,П,Г,К,В,Ф, Д,Т,З,С могут быть мягкими и твердыми, а согласный звук Ж, бывает только твердым и звонким, а согласный звук Ш бывает только твердым и глухим.

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

В русском языке существует 6 гласных звуков: А, О,Э,Ы,И,У. Они бывают ударными и безударными.

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

Согласные звуки Л,М,Н,Й,Р,Х,Щ,Ч,Ц являются непарными согласными, потому что не имеют пары по звонкости и глухости.

Звуки М,Л,Н,Й,Р всегда звонкие, а звуки Х,Щ,Ч,Ц всегда глухие.

Звуки М,Л,Н,Р,Х бывают и мягкими и твердыми, а звуки Щ,Ч,Й всегда мягкие, а звук Ц всегда твердый.

Ответы детей.

 

 

 

Безударные и ударные.

Звук Ш.

 

Звуки Щ,Ч,Й.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гласные и согласные.

 

Твердый знак и мягкий знак.

Потому что не имеют звуков.

Называют гласные буквы.

Называют согласные буквы.

33 буквы.

10.

21.

2.Ответы.

Один ученик начинает, останавливаю его и прошу продолжить другого и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют физминутку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы.

Ответы.

В поликлинике, в журнале класса, в телефонной книге, на книжных полках, в словаре слова по алфавиту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р:

Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

К:

Уметь работать в группе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме.

Слушать и понимать речь других.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П:

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Р:

Контролировать и оценивать результат своей деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р:

Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

П:

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

К:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме.

Слушать и понимать речь других.

 

 

 

 

 

 

 

П:

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.

Контроль усвоения новых знаний (самостоятельная работа)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— Сейчас все открываем свои тетради и записываем число.

— Итак, давайте с вами выполним небольшую самостоятельную работу (слайд №7). Давайте с вами вместе прочитаем имена.

Борис, Елена, Анна, Виктор, Алла, Сергей, Егор.

— Ваша задача в тетради написать эти имена в строчку прописными буквами в алфавитном порядке по первой букве каждого имени. Но вы можете столкнуться с такой проблемой, что два имени могут начинаться на одинаковую букву, что же делать тогда?

— Правильно, тогда смотрим на вторую букву данного имени, а если и вторая буква будет одинаковая?

 

— У вас на это задание 3 минуты.

 

— Время вышло, сейчас поменялись тетрадями с соседом по парте и проверяем работу по образцу, который вы видите на доске (слайд №7).

— Если все выполнено правильно, поставьте на полях плюс, если нет восклицательный знак.

— Поменялись тетрадями обратно. Возьмите в руки свои карточки с кругами, у кого стоит плюс, во второй круг поставьте плюс, а у кого восклицательный знак, то поставьте минус.

 

 

 

 

 

Читают имена хором.

 

 

Алла, Анна, Борис, Виктор, Егор, Елена, Сергей.

 

 

 

Ответы детей.

 

 

Смотрим на третью букву имени.

Выполняют задание.

Выполняют взаимопроверку по эталону.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р:

Уметь сравнивать действие и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от него.

Контролировать и оценивать результат своей деятельности

Подведение итогов — Сейчас, ребята, я хочу проверить ваши знания, полученные на этом уроке, с помощью игры «Верю — не верю». Сейчас я буду говорить вам утверждения, если вы согласны, то поднимаете вверх зеленый квадратик, если не согласны, то показываете оранжевый квадратик.

1. Согласные звуки бывают парные и непарные.

2. Звук [М] в слове машина – согласный, твердый, звонкий.

3. В русском алфавите 35 букв.

А сколько?

4. Звук [О] в слове лошадь безударный.

А какой?

 

 

 

5. Буква А — последняя буква алфавита.

 

 

— А какая?

 

А какая последняя буква в алфавите?

 

Ребята, если вы на все вопросы ответили правильно, то в третий круг поставьте плюс, а у кого были ошибки, то поставьте минус.

— Ребята, какая была цель нашего урока?

 

— Мы с вами ее достигли?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Да

2.Да (ЗЕЛЕНЫЙ).

3. Нет 33. (ОРАНЖЕВЫЙ)

 4.Нет (ОРАНЖЕВЫЙ)

Звук [О] в слове лошадь находиться под ударением.

5. Нет (ОРАНЖЕВЫЙ)

Первая буква в алфавите.

Я.

 

Закрашивают.

 

 

 

Закрепить знания о буквах и звуках.

Ответы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р: Контролировать и оценивать результат своей деятельности

Рефлексия учебной деятельности — Ребята, посмотрите на ваши карточки с кругами, у кого во всех кругах стоит плюс вы большие молодцы, значит, вы все поняли на уроке, а у кого присутствует минус, вы не расстраиваетесь, значит, вам надо просто повторить тему урока еще раз.

— Я рада, что вы сегодня старались, особенно внимательно выслушивали ответы друг друга, размышляли и вели себя хорошо.

Выполняют рефлексию.

 

 

 

 

 

 

Прощаются с учителем.

Р: Контролировать и оценивать результат своей деятельности

 

 

 

 

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить отзыв