Вы здесь: Главная > Без рубрики > Проект «Здравствуй, дерево»

Проект «Здравствуй, дерево»

Филиппова Марина Геннадиевна воспитатель

МАДОУ №66 Г. Нижнекамск

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается и элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде.

Огромную роль в экологическом образовании детей младшего возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Как уже упоминалось, большинство современных детей, особенно жителей крупных городов, редко общается с природой.

А ведь экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни, в том числе и потому, что процесс обучения неэффективен без эмоционального восприятия деревьев, трав, закатов и рассветов. Нельзя изучать природу по картинкам и фотографиям даже самого лучшего качества.

Актуальность темы:   

Воспитание экологически грамотного человека одна из актуальных проблем нашего времени. Если мы не научим детей любить и беречь природу, во что может превратиться наш город, наша страна, наша планета. Осознание ценности растений (в данном случае дерева берёзы) для людей, для братьев наших меньших, для других растений, поможет подрастающему поколению избежать экологических кризисов в будущем.

   Причиной многих неблаговидных поступков, которые совершают люди по отношению к природе, является незнание. Если человек ничего не знает об окружающей природе, не интересуется ею, не видит ее красоты, то и относится к ней безразлично. В этом  случае взрослый должен помочь ребенку увидеть то, что он не заметил, помочь ему познать всю красоту природы, разобраться, в чем ее польза.

   Красавицей русских лесов называют березку, нет другого дерева в России, которому бы так повезло в фольклоре, музыке, живописи, стихах.

   Гуляя на участке, увидев на земле сережки от березы, Полина спросила, откуда это? Поэтому и возникла мысль создать проект с детьми о березе. Березу можно увидеть повсюду и в том числе на участке детского сада, что позволяет детям, не выходя за территорию детского сада, наблюдать за деревом в разное время года.

Проблема:

  • Деревья окружают нас постоянно. Однако дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Гораздо больший интерес они проявляют к животным и цветущим растениям. Кроме того, дети часто воспринимают растения, в том числе и деревья, как неживые объекты. Поскольку у них нет способов передвижения, аналогичным тем, которые есть у животных.
  • Дерево - прекрасный объект для наблюдений. Так деревья имеют ярко выраженные сезонные изменения. На их примере могут быть рассмотрены взаимосвязи растений с окружающей средой и другими живыми организмами.
  • Деревья играют важную роль в нашей жизни. Состояние этих растений, их внешний облик отражают экологическую обстановку, в которой они обитают.
  • Деревья – это крупные объекты. С ними ребенку проще общаться «на равных», легче представить его другом.
  • Ввести ребенка в природу, научить видеть, понимать и чувствовать ее красоту. Сделать это – значит, открыть путь к обогащению человеческой личности, ее эстетической, интеллектуальной и моральной сфер.

    Тип проекта: познавательно-исследовательский

    Продолжительность:  долгосрочный

    Участники проекта: дети, родители, педагоги ДОУ.

    Цель проекта:  сформировать исследовательские способности в процессе изучения;  укрепить здоровье, расширить двигательный опыт ребенка. Сформировать у детей представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности.

    Задачи:

    oОбучающие: формировать у детей представление  о деревьях;  формировать обобщенные способы умственной деятельности и средства построения собственной познавательной деятельности.

    o Развивающие:  развивать умственные операции сравнения и обобщения; развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать   новые знания из книг; любознательность, наблюдательность фантазию; приобретать детьми опыт исследовательской   деятельности, формировать умения реализовывать  интересы;  развивать способность к прогнозированию будущих изменений; развивать мотивацию на здоровый образ жизни.

    o Воспитательные:  воспитывать эмоциональное отношение к деревьям, общение с ними на равных;  воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее, охранять.

    Беседа о деревьях

    Цель: выяснить представления детей об этих растениях, их отношение к ним.

    -Чем деревья отличаются от других растений?

    -Какие деревья вы знаете?

    -Деревья живые или нет? Почему вы так считаете?

    -Много ли деревьев растёт нашего детского сада? Как они называются?

    -Много ли деревьев растёт около вашего дома? Как они называются?

    -Как вы думаете, кто сажает деревья в городе? Для чего?

    -Кто из вас видел деревья в лесу? А кто их там сажает?

    -Как вы думаете, где деревьям лучше живётся в городе или в лесу?

    — Помогали ли вам когда —  нибудь  деревья? А вы им?

    -Давайте представим, что деревья вдруг исчезли. Что произойдёт на всей Земле? Возле нашего детского сада? Изменится ли тогда что-нибудь в нашей жизни? А почему деревья могут исчезнуть? 

    Побеседовав с детьми, ребята предложили в качестве наблюдения берёзу, которая растёт на нашем участке. На подготовительном этапе стояли следующие задачи:

  • Выбрать дерево, которое нравится больше всего. Узнать, как оно называется.
  • Подумать, на что (или на кого )похоже дерево, и придумать подходящее для него имя.
  • Выяснить, растут ли такие деревья в наших лесах или это «пришелец» из других мест?
  • Задание детям: познакомиться со своим деревом – подойти к нему, шепнуть своё имя, сказать как его зовут, обнять, погладить кору, послушать, что оно прошелестит в ответ.
  • Сделать кормушку и повесить на своё дерево. К нему будут прилетать птицы, чтобы спасать от нашествия гусениц.
  • Заключение
  • От того, как ребенок научится мыслить, чувствовать мир природы, какие чувства будут управлять им, зависит то, как он будет действовать, какие поступки будет совершать в будущем.
  • В результате проделанной работы есть положительные результаты:

    – сформированы начала экологической культуры у детей;

    – сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

    – дети учатся практическим действиям по охране природы;

    – развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

     – у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

    Цель достигнута, но проект продолжается, ведь еще очень много интересных идей.

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить отзыв