Вы здесь: Главная > Без рубрики > ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ «АКАДЕМИЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ»

ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ «АКАДЕМИЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ»

 

Михеева Гульнара Акрамовна социальный педагог первой квалификационной категории

ГБОУ «Бугульминская кадетская школа-интернат» г.Бугульма

Чеканова Елена Николаевна педагог-психолог первой квалификационной категории

ГБОУ «Бугульминская кадетская школа-интернат» г.Бугульма

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

 

Полное наименование программы Программа   формирования профессиональных компетентностей   «Академия воспитателей»

 

Основания для разработки программы Ø  Федеральный закон от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании».

Ø  Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации от 4 февраля 2010 года № Пр-271.

Ø  Конституции РФ и РТ.

Ø  Закон РФ от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Ø  Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», ФЗ РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».

Ø  Семейный кодекс РФ.

Ø  Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Бугульминская кадетская школа-интернат» имени Героя Советского Союза Газинура Гафиатуллина (далее – ГБОУ «Бугульминская кадетская школа-интернат»).

Ø  Школьная воспитательная программа  ГБОУ «Бугульминская кадетская школа-интернат» «К истокам нравственности».

Ø  Стратегия воспитания в РФ и РТ на период до 2020 года.

Ø  Концепция  федеральной системы подготовки граждан РФ к военной службе на период до 2020 г, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России до 2020 г.

Заказчик  Программы Администрация  ГБОУ «Бугульминская кадетская школа-интернат»
Ф.И.О., должность автора Михеева Гульнара Акрамовна,  социальный педагог;

Чеканова Елена Николаевна, педагог-психолог

Целевые группы Программа ориентирована  на работу с педагогами-воспитателями школы-интерната.
Цель программы Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов-воспитателей.
Направление Организация работы по повышению квалификации педагогов-воспитателей. Совершенствование педагогической деятельности.
Вид программы Авторская
Сроки реализации   Программа  рассчитана на 3 года реализации.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Направление Организация работы по повышению квалификации педагогов-воспитателей. Совершенствование педагогической деятельности.
Новизна    Совершенствование уровня профессиональных компетентностей педагогов-воспитателей  происходит через становление  здравотворческой позиции педагога, посредством формирования его  готовности к здравотворческой деятельности, характеризующейся профессионально-педагогической направленностью и предполагающей:

Ø наличие эмпатийного отношения к детям;

Ø убежденность в необходимости сохранения и приумножения всех компонентов здоровья: физического, социального и психического;

Ø стремление к самореализации и здравосозидающей деятельности.

Актуальность,

целесообразность

 

   Каждый руководитель понимает, что для полноценного функционирования современного образовательного учреждения, прежде всего, необходимы работоспособные кадры, обладающие высоким уровнем профессионального мастерства и мотивационной направленностью на сохранение и воспроизводство собственного здоровья.

 В образовательном учреждении интернатского типа нередко приходят педагоги, не готовые к  сиюминутной качественной педагогической практике. Не все педагоги-воспитатели имеют специальную педагогическую подготовку, соответственно, хорошо зная свой предмет, они не всегда способны обучить детей, теряют уверенность в себе как в педагоге и бросают это занятие раз и навсегда. Учреждение «теряет» очередного сотрудника, дети — возможность научиться хорошим вещам.

   Реалии  жизни современного общества заставляют каждого педагога  постоянно учиться и овладевать новыми, порой достаточно сложными для них технологиями.  Организация на уровне учреждения непрерывного обучения  способна не только помочь педагогам-воспитателям усовершенствовать профессиональные компетенции, но и снизить уровень психоэмоционального напряжения, обусловленного необходимостью  повышать свои знания, умения, действия.  В конечном итоге, положительно скажется на состоянии здоровья и педагогов-воспитателей,  и качестве воспитательно-образовательного процесса.

Отличительные особенности    Программа «Академия воспитателя» рассчитана на 3 года реализации, апробирована в течение 3 лет. Первый вариант  программы разработан в 2015 г. и был ориентирован на работу с педагогами-воспитателями  ГБОУ «Бугульминская школа-интернат». Новая редакция программы   выполнена в 2018 году. Содержание  усовершенствовано  с учетом предложений педагогов  ГБОУ «Бугульминская кадетская школа-интернат».
Цели:

 

1.Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов-воспитателей.

2.Формирование динамического стереотипа поведения, основанного на истинных потребностях, способствующих здоровому образу жизни и определяющих бережное отношение к здоровью окружающих людей.

Задачи:

 

Ø активизировать деятельность педагогов-воспитателей по овладению современными образовательными технологиями, в том   числе,  ИКТ технологиями;

Ø активизировать участие педагогов-воспитателей в проектно-конкурсной деятельности;

Ø развивать стремление к самосовершенствованию профессионального мастерства воспитателей;

Ø повысить уровень знаний педагогов в области культуры здоровья и здорового образа жизни;

Ø развивать самоконтролируемую активность педагогов в созидании своего здоровья и здоровья

       воспитанников;

Ø способствовать становлению здравотворческой позиции педагогов ориентированной  на сбережение и 

       созидание потенциала здоровья детей.

Контингент    Педагогические сотрудники (воспитатели) ГБОУ «Бугульминская кадетская школа-интернат» вне зависимости от уровня специальной подготовки и возрастного ценза.
Организация образовательного процесса
Сроки реализации  Программа долгосрочная, рассчитана на 3 года реализации.
Режим занятий 2 раза в учебную четверть по 40 минут, время занятий может быть увеличено, в зависимости от заинтересованности педагогов и  сложности материала.
Первый год

 

1. Изучение актуальных документов нормативно-правовой базы. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

2. Формирование информационно-методической готовности педагога  к здравосберегающему обучению и здравотворческой деятельности в процессе работы с детьми. Сан.ПиН.2.4.4.1251-03

3. Практикум. Освоение информационно-коммуникационных технологий.

Второй год

 

1.Изучение актуальных документов нормативно-правовой базы. Смена приоритетов в современном российском образовании. Новые ФГОС второго поколения. 

2.Освоение здоровьесберегающих технологий и личностно-ориентированного подхода к работе с детьми.

3.Практикум. Формирование универсальных учебных знаний учащихся  в системе  воспитательной работы.

Третий год

 

1.Изучение актуальных документов нормативно-правовой базы. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761
«О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2022 годы».

2.Закрепление работы по становлению здравотворческой позиции педагога, ориентированной  на   сбережение и созидание потенциала здоровья воспитанников.

3. Практикум. Освоение технологий проектирования. Педагогические и социальные проекты.

Формы  занятий Школа методического обучения, включающая: лекции-беседы; практикум; ролевые  и деловые игры с элементами тимбилдинга; анализ; мастер-класс, открытые занятия.
 Ожидаемые результаты

 

Ø Повысится уровень знаний  нормативно-правовой базы у педагогов-воспитателей. 

Ø Сформируется мотивационная и  методическая готовность педагогов-воспитателей  к инновационной деятельности.

Ø Педагоги-воспитатели смогут осознанно и  эффективно применять здоровьесберегающие, проектные и ИКТ  технологии в организации воспитательно-образовательного процесса  и   в работе по самосовершенствованию.

Ø Воспитатели  осознают  зависимость физического здоровья и психического. Будут  стремиться к здавосозидающему индивидуальному поведению.

Ø Сформируется устойчивая здравотворческая позиция педагогов по отношению к своему здоровью и здоровью воспитанников.

Критерии и методы оценки результатов
Критерии эффективности реализации  проекта   

 

ü Наличие желания педагогов посещать занятия (визуальные наблюдения).

ü Наличие положительной динамики участия педагогов в  проектно-конкурсной деятельности.

ü Результаты защиты на квалификационную категорию.

ü Количество педагогов прошедших курсы повышения квалификации.

ü Наличие положительной динамики занятий педагогов инновационной деятельностью  с учетом полученных знаний.

ü Положительная динамика уровня комфортности в коллективе сотрудников.

Способы оценки эффективности проекта Ø Анкетирование педагогов.

Ø Анализ уровня педагогического мастерства педагогов (тематический и оперативный контроль).

Ø Анализ результативности и результатов воспитательно-образовательного процесса.

 

 

 

 

Учебно-тематический план на 1 год обучения

 

Раздел Тема, программное содержание. Общ  количество часов В том числе
теория практика
1.Изучение нормативно-правовой базы Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

 

1 1
2.Здоровье педагога и здоровьесберегающие технологии в работе с детьми 1.Философия здоровья. Всемирная организация Здравоохранения о здоровье. Здоровьесберегающие технологии в системе дополнительного образования Формы здравотворческой работы с детьми. СанПиН.2.4.4.1251-03 1 1
3.Практикум. Современные технологии.   Практикум. Освоение информационно-коммуникационных технологий. Создание электронных презентаций. Общение в социальных сетях. 2 1 1
4.Психологические особенности работы с учащимися в условиях интерната 1. Психологические особенности подростков;

2.Рекомендации по работе с девиантными детьми;

3.Рекомендации по работе с замкнутыми детьми;

4. Рекомендации по работе с агрессивными детьми;

5.Рекомендации по работе с родителями

 

4 2 2
 ИТОГО: 8 5 3

 

 

Учебно-тематический план на 2 год обучения

 

Раздел Тема, программное содержание. Общее количество часов В том числе
теория практика
1.Нормативно-правовая база Федеральный государственный стандарт основного общего образования (от 17 декабря 2010 года). 1 1
2.Здоровье педагога и здоровьесберегающие технологии в работе с детьми Понятие педагогической технологии. Здоровьесберегающие технологии и личностно-ориентированный подход в работе с детьми. Личностно-ориентированные технологии. Гуманно-личностные технологии. Технология сотрудничества. Технологии свободного воспитания.  Технология поддержки ребенка. Гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили. Аутогенные тренировки. Практикум  на тему: «Защитите себя от стресса» 2

 

1

 

1

 

3. Стили педагогического общения 1. Cтили педагогического общения с воспитанниками. Тест на выявление лидерства (диагностика). Консультация на тему: «Ответственность лиц за жестокое обращение с детьми»

2.Профилактика эмоционального выгорания воспитателей.

3.Педагогический конфликт: структура, сфера, динамика. Методы разрешения конфликта.

 

5 3 2
ИТОГО 8 5 3

 

Учебно-тематический план на 3 год обучения

 

Раздел Тема, программное содержание. Общее количество часов В том числе
теория практика
1.Нормативно-правовая база Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761
«О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы»
1 1
2. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми Становлению здравотворческой позиции педагога. Практическое освоение личностно-ориентированного подхода здоровьесберегающих технологий. Открытые занятия, мастер-классы. Причины суицидального поведения подростков. Аддиктивное поведение 3 2 1
3.Практикум. Современные технологии.   Освоение технологий проектирования. Педагогические и социальные проекты. Общие понятия о проектировании. Что такое проект,  для чего он нужен. Характеристики проекта. Фазы проектирования. Методы проектирования. Конструирование систем. Построение плана действий. Оформление проекта. Реализация проекта. 4 2 2
ИТОГО 8 5 3

 

 

Список литературы

 

Раздел 1. Нормативно-правовая база

 

  1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»04 февраля 2010 г. Пр-271.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2011 г.
  3. Обеспечение порядка введения  федерального государственного  образовательного  стандарта начального  общего  образования.

      Москва, 2010 г. Материалы Всероссийского семинара-совещания. руководителей органов, осуществляющих управление в сфере образования.

  1. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761″О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы»
  2. Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения) СанПин 2.4.4.1251-03

 

Раздел 2. Здоровье педагога и здоровьесберегающие технологии в работе с детьми

 

  1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Казань. 1996г.
  2. Алберти Л.В. Литвинова И.П., Лыба С.И. Семья принимает гостей. «Культура и традиции», М.,1995г.
  3. Апанасенко Г.П., Попова Л.А. Медицинская валеология, Ростов-на-Дону «Феникс», Киев «Здоровье», 2000г.
  4. Аведисова А.С. Стратегия овладения стрессом, //Здоровье, 1997, № 9, с63
  5. Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизни.- М., 1999г.
  6. Кораблева С.В., Корсакова О.Н., Фокеева Г.Г. Здравотворческая деятельность педагога — воспитателя. Материалы X Всероссийской научно-практической конференции. Духовность, здоровье и творчество в системе мониторинга качества образования. Мин.обр. РФ. Казань – Йошкар-Ола. Центр инновационных технологий, 2002г.
  7. Кораблева С.В., Корсакова О.Н., Фокеева Г.Г. Здравосозидающий аспект работы воспитателя. Материалы XI Всероссийской научно-практической конференции. Духовность, здоровье и творчество в системе мониторинга качества воспитания. Мин.обр. РФ. Казань – Йошкар-Ола. Центр инновационных технологий, 2003г.
  8. Люшер М. Сигналы личности, Воронеж, 1993г.
  9. Петленко В.П. Валеология .Человек, — КН. 1, Т. 1,2,3, КНГ2 Т.4,5, С-П,1998г
  10. Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология. Генезис, тенденция развития, — С-П, 1997г..

 

Личностно — ориентированные технологии

 

  1. Галагузова, Ю.Н. Совмещение специальностей социального профиля: интегративно-дифференцированный подход / Ю.Н. Галагузова, И.А. Ларионова //Педагогика.-208.-№2.-С.51-57.
  2. Калачихина, О.Д. Создание личностно-ориентированной образовательной среды на основе учебно-исследовательской деятельности учащихся/ О.Д. Калачихина //Школьные технологии.-2007.-№4.-С.112-115.
  3. Кирюшина, О.Н. Система эмпирических методов как инструмент реализации личностно-ориентированного образования/ О.Н. Кирюшина //Методист.- 2007.-№8.-С.38-46.
  4. Куклина Л.В. Моделирование личностно-ориентированных воспитательных технологий в условиях воспитательной системы школы: монография/Л.В.Куклина, Н.И. Абрамова. — Ульяновск: УЛГПУ,2006.- 166с.
  5. Левин, Э.А. Методика индивидуально-группового обучения: [практика индивидуально-группового обучения рассматривается под углом зрения решения проблемы самообразования школьников] / Э.А. Левин, О.И. Прокофьева.- М.: Сентябрь,2007. -112с.
  6. Лукьянова М.И. Личностно ориентированное обучение как ресурс здоровьесбережения //Психология обучения.-2008.-№5.-С.49-56.
  7. Пикан, В.В. Вариативное обучение (изучаем вместе, но по-разному)/ Пикан В.В. //Школьные технологии.-2008.-№1.-С.С.100-111.
  8. Н.К. Смирнов Здоровье сберегающие технологии в современной школе. М.; АПК ПРО,2002г.-с.62

 

Раздел 3.Практикум. Образовательные технологии. Современные требования к УВР.

 

  1. А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. М.: Просвещение, 2011 г.
  2. Д.В.Григорьев, П.В. Степанов, Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Издательство «Просвещение, 2011г.
  3. А.В. Даньшина. Формирование ключевых компетентностей учащихся. 2003—2010 Издательский дом «Первое сентября».
  4. М.М. Поташник. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2010. — 448 с.
  5. Е.В. Советова, Эффективные образовательные технологии. Ростов на Дону Феникс, 2007, 275с.

 

Метод проектов в обучении и воспитании

 

  1. Денисова, Н.А. Технология проектного обучения как средство успешного освоения детьми социокультурного опыта в системе дополнительного образования/Н.А Денисова//Дополнительное образование и воспитание.-2007.-№10.-С.14-22.
  2. Деревянко, И. От проекта к проекту – путем самостоятельного поиска знаний/ И. Деревянко //Директор школы.-2007.-№5.-С.69-75.
  3. Захарова С.А. Содержание и реализация музыкально-проектной деятельности учащихся в условиях интеграции базового и дополнительного образования/ С.А.Захарова//Методист.-2008.-№9.-С.37-40.
  4. Иванов, Д.И. Метод проектно-проблемного обучения/ Д.И. Иванов //Библиотека ж. «Директор школы».-2007.-№6.-С.97-103.
  5. А.М. Новиков, Д.А. Новиков. Образовательный проект (методология образовательной деятельности). Пособие для работников образования, участвующих в образовательной деятельности. Москва: «Эгвес», 2004.-120с.
  6. Проектный урок: сб. ст./Департамент образования г. Москвы, Моск. ин-т открытого образования; [ред.-сост. Н.Ю. Пахомова, И.В. Суволокина]. — М.:МИСО,2006.-119с.
  7. Романовская, М.Б. Метод проектов в учебном процессе (методическое пособие): [современные подходы к содержанию и организации проектной деятельности школьников в процессе модернизации системы образования] / М.Б. Романовская. — М.: Центр «Педагогический поиск»,2006.-160с.
  8. Управление проектами в социальной сфере: Методика разработки, выполнения и оценивания проектов: [рассматривается взаимосвязь плана, проекта, программы; описывается методика управления проектным циклом; приводятся примеры социальных проектов, успешно реализованных в образовательных учреждениях Нижегородской области] /Авт.-сост. Е.В.Орлов. — Н.Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии»,2007.-[60с.].
  9. Шаповалова, Н.Г. Метод проектов: практика применения / Н.Г. Шаповалова //Начальная школа плюс до и после.-2007.-№9.-С.3-9.
  10. Швецова О. «Звездочки обдумывания», или Введение проектную деятельность//Директор школы.-2008.-№9.-С.56-62.
  11. Яковлев, В.В. Метод проектов как способ реализации компетентностного подхода в современном учебно-воспитательном процессе/ В.В. Яковлев, С.Ф. Пачко //Образование в современной школе.- 2008.-№1.-С.15-22.

 

Информационные технологии

 

  1. Информационные технологии в российском образовании/сост.: И.Б. Шиян; автор идеи А.И. Адамский. — М.: Эврика,2003.-144с. — (Библиотека культурно-образовательных инициатив).
  2. Коротеева, О.С. Новые образовательные технологии в информационном пространстве/ О.С. Коротеева, Л.В. Хорева  //Образовательные технологии.-2008.-№2.-С.64-74.
  3. Новиков А.Е. Сетевые информационные технологии в образовании//Методист.-2008.-№9.-С.2-9.
  4. Цифровые образовательные ресурсы в школе: вопросы педагогического проектирования: сб. учеб.-методич. материалов для пед. вузов /Нац. Фонд подг. кадров. — М.: Унив. кн.,2008.-557с.-(Библиотека Системы Образования).
  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить отзыв