Вы здесь: Главная > Без рубрики > Развитие представлений о времени у дошкольников

Развитие представлений о времени у дошкольников

Ильдебенова Лариса Александровна

 Воспитатель первой квалификационной категории

     МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №29»   г. Лениногорск

 

Условия труда современности в процессе деятельности требуют от человека умений следить за течением времени, распределять ее во времени, реагировать на разные сигналы с определенной скоростью и через заданные временные интервалы, регулировать ускорение или замедление темпа своей деятельности, рационально использовать время.

В словаре В.И Даля понятие «время» имеет десяток значений. Это форма существования бесконечно развивающейся материи, её явлений и состояний. Так же время  это продолжительность и  длительность чего-либо, измеряемая секундами, минутами, часами; это и определённый момент, в который происходит какое либо событие  и др.

Меры времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век) представляют определенную систему временных эталонов, в которой каждая мера складывается из единиц предыдущей и служит основанием для построения последующей. Именно в связи с этим,  знакомство детей с единицами измерения времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности.

Важнейшими характеристиками времени являются минута, час, сутки, неделя, месяц и год. Человечество не может планомерно существовать без данных обозначений. Временные обозначения существуют издавна, и это указывает на несомненную важность данных обозначений в деятельности человеческого общества. Приобщение ребенка ко времени не возможно без знания вышеуказанных единиц времени .

Нет такой деятельности у человека, где не требуется ориентировка во времени, чувство времени. Во времени живет и ребенок.

Понятие времени является наиболее сложным для детей. Связано это с тем, что время они воспринимают опосредованно, через конкретные признаки, которые часто нестабильны, зависят от развития ребенка (например, его деятельность и способность анализировать и сравнивать), от времени года, состояния погоды и т.д. Кроме того, это зависит и от особенностей самых процессов времени-текучести, необратимости, невозможности  поменять местами прошлое, настоящее и будущее. Все это в целом усложняет процесс восприятия детьми явлений времени.

Процесс восприятия и отражения времени у детей образуется с трудом и характеризуется крайней неустойчивостью.

Восприятие детьми временных процессов значительно затруднено из-за отсутствия наглядных форм. Сложно для детей и понимание смысла слов, обозначающих временные отношения в силу их относительного характера.

На ранних этапах развития ребенок ориентируется во времени на основе вневременности, качественных признаков. Например, «спокойной ночи» говорят, когда ложатся спать, вечером уже темно и солнца нет.

 Характер представления детей дошкольного возраста о времени тесно связан с постепенным овладением временных понятий. А так же умением ориентироваться во время суток по природным явлениям, получением представления о пространственно-временных зависимостях ритмичных природных явлений, о продолжительности часа, минуты и т.п.

Время воспринимается ребенком опосредованно, через конкретизацию временных единиц и отношений в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности. Большей точностью отличаются представления детей о таких промежутках времени, навык различения, которых формируется на основе личного опыта .

Освоение временных понятий детьми протекает с разной скоростью и характеризуется крайней неустойчивостью. Восприятие текучести времени, его необратимость и периодичности затруднено из-за отсутствия наглядных форм. Сложно для детей и понимание смысла слов, обозначающих временные отношения. И хотя малыши с трудом овладевают специальными терминами, они по мере развития речи начинают правильно использовать формы глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени.

Систематически знакомство детей с временами года начинается в младших группах детского сада. В этот период важно, чтобы у детей шло накопление знаний, а именно конкретных представлений, об отдельных объектах природы: о природном материале и его свойствах. Они получают первые знания об отличительных признаках сезонов. Младшие дошкольники начинают понимать некоторые связи между явлениями природы, например: дует ветер — качаются деревья, светит солнце — становится теплее. Малыши приобретают способность наблюдения за объектами и явлениями природы .

Постепенно, с развитием возраста у дошкольников происходит конкретизация временных представлений: о днях, неделях, часах. Начинает, устанавливаться связь между повторяющимися явлениями и процессами с соответствующими показателями суток. По мере накопления опыта ориентировке во времени дети устанавливают более существенные показатели времени и более четко локализуют во времени события, которые обладают отличительными признаками. В этот период  дети начинают часто пользоваться временными наречиями. Дальнейшая дифференциация временных отношений зависит в значительной мере от умственного и речевого развития детей. Наряду с этим, дети учатся самостоятельно вычленять временную последовательность в рассматриваемых явлениях, действию.

Дети 4 — 5 лет относительно точно определяют небольшие промежутки времени, о содержании которых имеют представления на основе личного опыта, например, они знают, что после выходного дня бывает музыкальное занятие или занятие по математике .

Опыт обучения показывает, что в процессе организации педагогического воздействия в детском саду и в семье дети усваивают лишь некоторые из перечисленных временных представлений и умений ориентироваться во времени. Уровень этих знаний невысок. Разные по значению временные понятия часто совмещены. Например, дети не чувствуют разницы в словах рассвет и сумерки, обозначающих переходные периоды от ночной тьмы к дневному свету. Значения слов полночь и полдень не воспринимают как обозначение моментов равного деления дня и ночи. Дети смешивают понятия «день» и «сутки», не могут назвать всех частей суток, не знают, что день — это часть суток .

Большинство детей не замечают различий в окраске небосклона в разные периоды суток, не могут установить и последовательность частей суток. В их представлении сутки кончаются ночью, а утром начинаются. Таким образом, у некоторых детей имеются неправильные представления об обособленности каждых суток и их прерывности.  Часто дошкольники не знают названий дней недели, не могут определить их последовательность. В запоминании дней недели наблюдается неравномерность, лучше запоминаются дни, имеющие выраженную эмоциональную окраску для ребенка. Эта особенность проявляется и в запоминании детьми названий месяцев.

Особые затруднения дети испытывают при усвоении переходного времени. Событие, которое произошло сегодня, завтра, становится тем временем, которое называется уже словом вчера. То, что называлось словом завтра, на следующий день называется словом сегодня. Для уяснения значения слов вчера, сегодня, завтра необходимо понять, прежде всего, сменяемость суток. Дети при условии правильного руководства со стороны взрослых уже могут уяснить значение слова сутки, их состав (утро, день, вечер, ночь), длительность .

Знания и умения, которые непосредственно связаны с характеристикой временных интервалов, с усвоением точной концепцией эталонов времени, довольно сложные. Они, по  мнению А.П. Усовой, относятся к категории трудностей для дошкольников по классификации знаний. Освоение знаний о календарном времени подразумевает :

 — овладение дошкольником умением измерять время, применяя распространенные традиционные приборы измерения времени;

 — освоение знаний об эталонах времени, восприятием их продолжительности и  количественной характеристикой;

— понимание связи  среди отдельных звеньев  этой нелегкой  системы образцов времени.

Развитое чувство времени (умение определять временной интервал без часов) побуждает человека быть организованным, собранным, точным. Детям дошкольного возраста важно научиться, самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность, чтобы регулировать и планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости, от наличия времени.

В дошкольном возрасте возможно формирование чувства времени применительно к жизни ребенка, его разнообразной деятельности — занятия, игры, свободная деятельность .

При целенаправленном обучении, активном формировании представлений о времени, систематическом руководстве познавательной деятельностью детей они приобретают способность усвоения представлений о времени и ориентировке на время.

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить отзыв