Патриотическое воспитание кадет через вовлечение их во внеурочную деятельность
Валиев Ильназ Фанисович воспитатель,
Катермина Раушания Рифатовна учитель первой квалификационной категории,
ГБОУ «Бугульминская кадетская школа-интернат имени Героя Советского Союза Газинура Гафиатуллина»
г. Бугульма
Патриотизм – одна из важнейших черт всестороннего развития личности из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущим всем сферам жизни общества и государства. Он является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельной самореализации на благо Отечества. У учащихся должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека, зарождаясь из любви к своей «малой родине». Патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм-это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам, готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите [1, с. 25].
В условиях нашей кадетской школы патриотизм прививается в ходе работы с историческими материалами, раскрывающими традиции российского народа, героическую борьбу, подвиги, которые используются при проведении Уроков Мужества, классных часов, встреч с ветеранами боевых действий, при исследовательских и проектных работ.
У кадет начинает формироваться как бы начало патриотизма, но если его не направлять, не реализовать, то оно может остаться невостребованным и кадеты могут найти своё применение совершенно в другом. Поэтому в своей работе использую такие методы и приёмы по формированию патриотического воспитания, которые способствуют развитие в личности высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества.
В период учебного года учащиеся нашего класса под нашим руководством принимают активное участие в общественной, культурной жизни школы, военно-патриотической работе.
Для вовлечения учащихся в социально значимую деятельность, направленную на милосердие, благотворительность, развивать общественную активность организуются посещение, проведение акций, мероприятий и оказание помощи реабилитационному центру Возрождение.
Освещение проведенных мероприятий в социальной сети Вконтакте,
Развивая у учащихся лучших качеств патриота России, сохранение преемственности поколений на основе патриотической памяти, примерах героического прошлого народа, приобщение к традициям и богатейшей культуре страны проводится проектная исследовательская работа:
— Республиканская научно-практическая конференции «Чтения Ахмеда Гаделя», посвященная памяти известного татарского поэта, кинодраматурга, публициста, с исследовательской работой о прадедах – участниках Великой Отечественной войны, лауреат;
— Республиканский конкурс проектов «Служу Отечеству», лауреат;
— Республиканский конкурс для кадетских образовательных организаций «Они не ждали посмертной славы, они хотели со славой жить», победитель.
Освещение, поздравление с успешным выступлением в социальной сети Вконтакте, https://vk.com/kadetka2005
Формирование у подрастающего поколения чувства сопричастности к истории Отечества, её Вооруженных Сил способствовали такие проведенные мероприятия, как:
— урок Мужества с участниками Боевых Действий на Северном Кавказе и сотрудниками ОМВД по Бугульминскому району посвященный ко дню вывода войск из Афганистана;
— участие во Всероссийском IX слёте Военно-патриотических клубов «Юные друзья пограничников», 2-е место;
— военно-прикладных соревнованиях, посвященных Дню защитника Отечества, г. Лениногорск, 1-е место;
— военно-патриотический месячник на переходящий Кубок, 1-е место.
Очень важно, проводя работу по патриотическому воспитанию, учитывать, что в наши дни нельзя ребятам ничего навязывать. Это может вызвать у них протест, отчуждение, нужно стараться делать это ненавязчиво, заинтересовывая школьников возможностью проявить свои таланты и способности. Значимость изучения системы патриотического воспитания учащихся заключается в том, что именно в школе воспитание гражданина страны рассматривается как одно из главных средств национального возрождения [2, c. 138]. Мы считаем, что патриотическое воспитание должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в области воспитательной деятельности.
Патриотизм – нравственная категория. Надо помнить, что к нравственным поступкам человека побуждает его сознание и убеждение, которые являются мощными мотивами активности. Защита Отечества волнует меня, мое поколение. Если сравнить участие детей, когда только начинались проводиться мероприятия, участвовало 50% учащихся, то сейчас можно увидеть, что количество участвующих во внеурочных мероприятиях растёт, составляет 100% учащихся.
Хочется, чтобы дети не оставались равнодушными, они должны знать, что у каждого народа есть свои заветные имена, которые никогда не забываются. Дети должны знать, что Отечество — это «земля отцов». А каждый отец передает свои знания, опыт своим сыновьям, встает на защиту сынов и «земли отцов», и приходит время — и сыновья создают живой щит на пути врага. Наши дети должны помнить, что Земля русская создавалась веками. За её целостность и безопасность заплатили своими жизнями миллионы людей, её защитников. Они надеялись, что жить станет лучше и счастливее, если не детям, то внукам, не внукам, то правнукам — и их тяжкие труды не пропадут напрасно. Поэтому они завещали беречь землю русскую — нашу Родину.
Литература
1.Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе.- М., Айрис- пресс, 2002-224 с.
- Воронова Е.А. Воспитательная работа в современной школе: советы опытного педагога /Е.А.Воронова. -Ростов н /Д: Феникс, 2009.-404 с.