Коммуникативно– развивающее обучение младших школьников через различные формы уроков
Хабибуллина Гузалия Анваровна
учитель начальных классов 1 квалификационной категории
филиала МБОУ «Новонадыровская СОШ»
Альметьевского муниципального района Республики Татарстан
(Кама – Исмагиловский филиал)
Позиция взаимодействия с учениками как личностно значимая деятельность, способствует активизации у учащихся интереса к предметам, учёбе и к школе в целом.
Основными критериями учебной деятельности я считаю активность учащихся, направленная на саморазвитие и на самоизменение. Учитель- это помощник ребенку в его саморазвитии и самоизменении. Её задача – учить детей искусству приобретать знания с затруднениями. Творчески планирую систему уроков с учётом индивидуальных особенностей детей. Понятие «Обучение и воспитание» — единый процесс.
При подготовке к урокам учитываю психологические особенности учащихся, отбираю средства, формы, методы обучения, которые способствуют построению процесса обучения на развивающей среде. Умело организую самостоятельную деятельность учащихся при помощи компьютерных технологий.
В начале урока я стараюсь создать благоприятную эмоциальную среду для общения. При ознакомлении с новым материалом организую исследовательскую деятельность учащихся. Работаю над развитием речи — над её содержанием, последовательностью, обращаю внимание детей на правильное построение предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, на грамотное оформление мыслей. Организуя проблемно – поисковые формы работы, совершенствовую работу над устными и письменными высказываниями учащихся, их самостоятельной работой, а также над развитием мыслительно – познавательной деятельности учащихся.
Эффективность обучения часто зависит от качества использования речевых упражнений, они в большой степени и решают задачи общения. Поэтому обращаю внимание на умение оформить свою мысль в виде законченного высказывания, осуществлять учебно – познавательную деятельность не только по инструкции учителя, но и по своей инициативе.
Работа на протяжении нескольких лет по теме самообразования «Коммуникативно-развивающее обучение младших школьников через различные формы уроков » позволила накопить большой банк наглядных пособий, занимательных игр и заданий. Используя тесты, карточки с индивидуальными заданиями, дополнительную литературу, опережающие задания, активизирую познавательную деятельность учащихся.
В будущем используя коммуникативно – развивающее обучение, я думаю научить детей с татарским языком обучения говорить и писать уверенно и грамотно на русском и татарском языке.
Систематически прослеживаю материалы современной исследовательской и научно-методической литературы, изучаю нормативные документы, опыт коллег по организации различных форм уроков. Работаю с современными публикациями в области педагогики и психологии, успешно применяю знания в своей работе, постоянно повышая уровень педагогического мастерства.
Для формирования навыков и умений использую элементы таких современных технологий, как личностно-ориентированное обучение, проблемное обучение, технологии развивающего обучения, информационно-коммуникативные технологии.
Это позволяет добиваться стабильных результатов. Уровень обученности на протяжении нескольких лет составляет 100 %.
Показатели результативности, в косвенной мере, являются хорошими показателями уровня мотивированности обучающихся.
Я считаю добиться высоких учебных результатов помогает грамотная формулировка целей и задач педагогической деятельности. Цели и задачи занятий формулируются на основе, как нормативных требований, так и возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.
Формулируя цель, ставя перед учащимися задачу, предлагаю способы её достижения. Для достижения одной цели использую решение нескольких задач, и наоборот. Постановка задач на основе целей предполагает учёт реальных условий деятельности, возможностей обучающихся, реалий общественной жизни и формулирует перед детьми задачи так, что они обязательно приведут их к достижению запланированного результата.
На уроках я широко использую ситуация успеха для обучающихся с различным уровнем владения учебным материалом, использую индивидуальный подход к оцениванию ответов и работ учащихся.
Я постоянно в творческом поиске, систематически знакомлюсь с новейшими достижениями педагогической науки, апробирую и успешно использую их в своей работе. Применяя современные педагогические технологии; коллективные и индивидуальные способы обучения; проблемное обучение; элементы тренинговых технологий, эффективно использую систему обучения успехам, игровые моменты, развиваю творческие способности каждого ребенка, формирует гибкость и самостоятельность мышления, учу детей овладевать операциями анализа, синтеза, обобщения. Стабильность учебных достижений обучающихся подтверждается конечным результатом каждого учебного года, свидетельствующим о том, что ученики моего класса успешно осваивают государственный Федеральный компонент стандарта начального образования.
Изучение нового материала я провожу в результате решения поставленной перед учениками «проблемы». Дети не изучают знания в «готовом» виде, а добывают их сами, своим трудом, работой своего ума. Решая поставленную «проблему», каждый высказывает своё мнение, не всегда верное. Другие опровергают, выдвигая свои гипотезы. Так, вместе ученики приходят (под скрытым руководством учителя) к выводам, которые содержат, правила орфографии, алгоритмы решения примеров. Каждый раз, выполняя задания, данные в учебниках, дети рассуждают, доказывая верность своего решения, учатся рассуждать, прослеживают закономерности, развивая своё логическое мышление.
Мною ведётся диагностическая работа, которая отражается в портфолио учеников. По итогам контрольных работ, проверки техники чтения ведётся мониторинг обученности учащихся по отдельным предметам, который даёт возможность иметь исчерпывающую информацию об уровне подготовки класса и каждого отдельно взятого ученика на протяжении всего учебного года. В мониторингах проводится сравнительная характеристика результатов учеников класса и результатов возрастной группы. Проводится своевременный анализ контрольных работ и их корректировка. Имеется возможность объективно оценивать результаты своей и ученической деятельности, получает объективную и полную информацию о результатах написания классом всего цикла контрольных работ, включая диагностику успеваемости по всем проверяемым навыкам, сравнительный анализ результатов ученика, класса и возрастной группы, выявление общих пробелов и достижений класса в целом и каждого ребёнка в отдельности, а также динамику их развития в течение всего учебного года. Также детьми ведется «Дневник моего роста», в котором учащиеся оценивают сами себя.
На уроках осуществляю поиск оптимальных путей и способов развития познавательного интереса обучающихся, устанавливаю межпредметные связи, соблюдаю признаки преемственности. В своей работе использую задания развивающего характера, разнообразные приемы активизации мыслительной деятельности обучающихся: проблемные ситуации, карточки – задания для дифференцированной индивидуальной работы разного уровня сложности, что превращает урок в деловое сотрудничество учителя и обучающегося, в увлекательный творческий поиск новых открытий.,
Использую активные формы работы: уроки – путешествия, деловые игры, смотры знаний, тестирования, проектную деятельность. Создание проблемных ситуаций, поиск их решения являются стимулом для успешного обучения детей. Обучающиеся при этом выступают в роли исследователей, самостоятельно находят новые решения. Наиболее результативной является работа обучающихся в парах и группах, позволяющая осуществлять контроль и самоконтроль.
Учу детей рассуждать, анализировать, строить обобщения, спорить, доказывать, аргументировано отстаивать свое мнение. Обязательной частью урока является использование обобщающих памяток, эталонов, схем, раздаточного и иллюстративного материала. Дети работают увлеченно, активно, радуясь успехам каждого. Основываясь на методологии развивающего обучения, апробирую различные педагогические технологии: развивающее и проблемное обучение, исследовательские и проектные методы, информационно – коммуникативные и здоровьесберегающие технологии.
На протяжении всего периода обучения особое место занимает применение такой перспективной педагогической технологии, как метод проектов. Это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи – решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта. Он позволяет ученику приобретать знания, которые не достигаются при традиционных методах обучения.
Метод проектов позволяет наиболее полно раскрыть и развить творческий потенциал личности ребёнка в процессе обучения.
Современный проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определённых личностных качеств.
Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Под руководством учителя учащиеся ведут исследовательскую деятельность и создают проекты:
« Мой любимый кот», « Авылым табигате»,« История названия моей улицы» « Моя семья », « Береги природу ».