Вы здесь: Главная > Без рубрики > «Формирование метапредметных умений посредством решения проектных задач на уроках»

«Формирование метапредметных умений посредством решения проектных задач на уроках»

Маслова Г.М., учитель

МБОУ «Сюкеевская СОШ» Камско-Устьинского муниципального района РТ

Почему сегодня остаётся актуальной тема формирования универсальных учебных действий? Ведь мы об этом говорим уже с 2009 года, с введением ФГОС НОО. С чем это связано?

Во-первых, конструируя свой урок, или же анализируя открытые уроки коллег приходим к выводу, что на сегодняшний день на уроке западает аспект формирования метапредметных достижений, а именно формирование регулятивных универсальных учебных действий. Во-вторых, приоритетной становится деятельность исследовательского, поискового, творческого характера, так как современный ребёнок растёт в информационном веке, учителю приходится искать активные методы обучения, чтобы не потерять познавательный интерес обучающегося, прививать навыки делового партнёрства.

Одним из способов формирования универсальных учебных действий является проектная деятельность, когда учитель становится организатором учебно-познавательной деятельности.

Однако проектная деятельность в 1-6 классах непосильна обучающимся. Использование проектных технологий в этих классах приводит к тому, что часть проекта выполняет учитель, часть выполняют родители, так как в 1-6 классах закладывается только начало формирования поисковой активности обучающихся. Проектная деятельность своё центральное место занимает в основной школе. В 1-6 классах же могут возникнуть только её прообразы в виде творческих заданий или специально созданной системы проектных задач.

Я согласна с автором технологии проектных задач Воронцовым Алексеем Борисовичем, который утверждает, что полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников, прообразом проектной деятельности основной школы для младших школьников могут стать проектные задачи. Чтобы применять решение проектных задач на уроках, надо знать, чем же проектная задача отличается от проекта, насколько эффективен этот способ образовательной деятельности. Ценным руководством по конструированию проектных задач и решению является пособие для учителя под ред. А. Б. Воронцова «Проектные задачи в начальной школе».

ПРОЕКТНАЯ ЗАДАЧА – это система заданий (действий), направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального «продукта». Фактически проектная задача задаёт общий способ проектирования с целью получения нового (до этого неизвестного) результата (по Воронцову А.Б.).

Отличие проектной задачи от проекта:

Проект — нет определённых заданий, материалов, действий, проектировщики сами определяют весь набор необходимых средств.

Проектная задача – проектировщикам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (системы) заданий.

Как организовать решение проектной задачи на уроке?

Во-первых, это зависит на каком уроке будет организовано решение проектной задачи: на уроке «открытия» нового знания или на уроке комплексного применения знаний и умений (в новой ситуации). Исходя из этого учитель планирует решение проектной задачи на отдельном этапе урока или же весь урок, возможно объём проектной задачи большой, то нужно распределить на 2 урока.

Во-вторых, это создание учебного сообщества, научить обучающихся работать в группах. Третье – организация сотрудничест­ва группы совместно действующих детей с учителем. Групповая работа позволяет и детям, и учителю организовать эффективно учебный процесс.

И, наверное, самое главное — решение проектных задач должно указываться в рабочих программах учителя.

При составлении рабочей программы, учителя указывают учебник, по которому реализуется программа. И в тоже время, учителя часто задаются вопросом содержания урока?

Учитель-практик часто забывает, что, указывая в программе учебник, обязуется следовать замыслу авторов. Авторы учебников помогают учителям формировать универсальные учебные действия на уроке. Каждая тема, раздел начинается с обозначенной страницы –целеполагания. Эти страницы помогают спрогнозировать, спроектировать деятельность обучающихся. Преимущество вводных уроков – это формирование метапредметных достижений, идёт формирование умений работы с информацией: схемы, рисунки, опорные слова помогают учащимся соотнести свои знания и умения.

Авторы учебников помогают также спланировать действия учащихся на уроке. Например, в учебнике В.П. Канакиной «Русский язык» каждая тема вводится в форме вопроса (проблемы), который ведёт к мотивации учебной деятельности учащихся. Далее нужно выполнять учебные действия в определённой последовательности (имеются ряд упражнений заданий). Также имеется материал повышенной сложности (!) для формирования учебной самостоятельности как умений учиться.

Проекты в учебниках являются проектными задачами по определению, то есть, содержат общий алгоритм деятельности (конкретное задание) и возможность организовать групповую работу.

В чём эффективность применения проектных задач на уроке?

На таком уроке действия учителя направлены формирование метапредметных достижений обучающихся и оно достигается при продуктивных действиях: в сотрудничестве со взрослым, со сверстниками, с самим собой. Ребёнок учится мыслить по заданным заданиям, работать с предоставленной информацией, самостоятельно интерпретировать её, выдвигать гипотезы, отстаивать свою точку зрения. А на этапе «Рефлексия» применение проектных задач на уроке позволит оценить образовательный эффект работы обучающихся.

Таким образом проектная деятельность необходима в школе как способ достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ. Проекты реализуются во внеурочной деятельности, но и могут быть использованы на уроке. В 1 -6 классах для формирования универсальных учебных действий целесообразно использовать проектные задачи.

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить отзыв