Вы здесь: Главная > Без рубрики > Опыт работы «Проблема сценического самочувствия в классе баяна»

Опыт работы «Проблема сценического самочувствия в классе баяна»

Васильева Светлана Александровна

 Преподаватель класса  баяна  первой квалификационной категории   

   МБУ ДО «Детская школа искусств» г.Лаишево

Музыкальное воспитание и образование является неотъемлемой частью общего процесса, направленного на формирование и развитие человеческой личности. В современных условиях ДШИ является одной из основных баз широкого распространения музыкальной культуры. На своем опыте я убедилась, что школьники отлично занимающиеся  музыкой, успешно учатся и в общеобразовательной школе. И  все — таки я пришла к выводу, что серьезное музыкальное образование должны получать не только одаренные, но и средние дети. В детской среде за последние годы произошли изменения, вызванными новыми веяниями общественной жизни. У современных детей проявляется интерес к компьютерным играм, что негативно отражается на психике ребенка. Казалось бы, музыкальное воспитание может помочь  ребенку в процессе становления личности. Свободное время, как правило, занято. Деятельность педагога – баяниста приобретает общественно-воспитательное значение и должна быть направлена на овладение культурой музыкального звука на основе образовательной и воспитательной работы в классе.                                                                                                                              В своей работе я хотела бы затронуть некоторые проблемы, которые стоят и перед учеником, и перед преподавателем (проблема сценического самочувствия).                    

 За годы моей учебы и у меня присутствовало чрезмерное волнение, которое порой вынуждало отказываться от концертной деятельности. Вообще, детская психика направлена на выражение положительных эмоций. Как счастлив бывает ребенок, если его первая пьеса, которую он сыграл, понравилась взрослым. Ведь это событие в его жизни. Оно не должно быть не замеченным родителем, а самое главное педагогом. Заметить успех, даже самый незначительный;  стараюсь пояснить детям, что своей игрой на инструменте вы несете людям радость. Излишнее волнение может быть при редких выступлениях перед  слушателями, поэтому педагогу надо проводить большую подготовительную работу, либо исполнить ее перед близкой ему аудиторией. Если подготовительная работа проводилась верно, и произведения выучены хорошо, то уверенность во время выступления скажем, так «гарантирована». Педагог должен знать очень хорошо характер, склад психики своих воспитанников, их привычки, наклонности, чтобы быть наиболее точным в рекомендациях, как правильно подготовиться к выступлению. Психологическая готовность во время выступления должна служить тому, чтобы в моменты эмоционального напряжения сохранить полный контроль над своими действиями, сознательно управлять приобретенными навыками, максимально полно воссоздавая на сцене музыкальное произведение. И если происходит неудача, то страх проще говоря – следствие неготовности музыканта к выступлению. Также необходимо учитывать особенности ситуаций, вызывающих беспокойство, существенным влияющих на поведение человека. У одних исполнителей связано с тревожностью, как свойством личности, у других недостаточным уровнем подготовки, у третьих неблагоприятным физическим состоянием.                

 В ДШИ  отводится время для коллективного музицирования. Играя в ансамбле, т.е. выступает он не один, в нем появляется больше творческой смелости, желания общения с публикой, артистизм. Работая в современном веке, где актуальна проблема  информационных  технологий, в работе я стараюсь применять фонограммы, где учащийся играет «вроде как с оркестром».  Перенимаем  опыт  видных исполнителей как  П. Дранга, дуэт «Баян – Микс» и т.д., что особенно нравится публике,  в связи с этим у учеников возрастает интерес к концертным выступлениям. В нашей школе помимо академических концертов, экзаменов, зачетов проводятся конкурсы;  принимаем участие в  международных, всероссийских, республиканских конкурсах, а также в заочных видео — конкурсах различного уровня, что опять стимулирует учебный процесс.Участие в конкурсе вполне соответствует естественной детской потребности соревноваться. Детские конкурсы – не только испытания для детей, но возможно даже в первую очередь  и для преподавателей.                                             Приведу еще несколько факторов успешного выступления: в день концерта и особенно перед выходом на сцену надо стараться меньше разговаривать, не находится в шумной компании, не расстрачивать  понапрасну энергию. Чтобы излишне не увлечься своим драгоценным «я» и, чтобы волнение не перешло в панику, полезно отрешиться от ощущения ответственности. Противопоказаны мысли: «А что обо мне скажут, если я сыграю неудачно!? Наилучшие творческие достижения получаются тогда, когда исполнителю хочется на сцену. Творческое волнение помогает мобилизовать  психику, исполнительский аппарат.         

Также факторами   музыканта-исполнителя являются: настойчивость, упорство, самостоятельность, выдержка, смелость и решительность. Педагог должен знать очень хорошо характер,склад психики своих воспитанников,их привычки,наклонности,чтобы быть наиболее точным в рекомендациях, как правильнее готовиться к выступлению.                                  

   И в заключении, хотелось бы отметить, что основное состояние, которое должно сопутствовать артисту после каждого выступления – это ощущение неуспокоенности, жажда последующих занятий, потребность в разучивании новых произведений, стремление к постижению новых вершин.  

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить отзыв