Вы здесь: Главная > Без рубрики > Рабочая программа кружка «До-ми-солька»

Рабочая программа кружка «До-ми-солька»

Охотникова Юлия Павловна Учитель музыки первой квалификационной категории

МБОУ «Гимназия №32» г.Нижнекамск

 Пояснительная записка

Рабочая программа по кружку «До-ми-солька»   для 5-6 классов разработана на основе следующих нормативных документов:

— Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования,    утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17 декабря 2010 г.

  Цель: выявление и реализация творческих исполнительских возможностей ребёнка во взаимосвязи с духовно-нравственным развитием через вхождение в мир музыкального искусства.

 Задачи:

— привить любовь к музыкальному искусству, помочь в формировании художественного вкуса;

 -развить музыкальные способности учащихся, певческий голос, формирование правильной манеры пения, красивого естественного звучания, расширение диапазона;

-развивать музыкальный слух — мелодический, гармонический, ритмический, динамический, темповой;

 -осуществление художественного познания мира, через собственную созидательную деятельность;

-максимально выявлять и развивать творческие возможности детей, их артистизм и эмоциональность;

— привить навыки общения в творческом коллективе;

— способствовать общекультурному и эстетическому развитию учащихся.

Актуальность программы связана с ростом числа детских коллективов, расширением их концертно-исполнительской деятельности, стилем сочинений, которые пишутся с расчетом на голосовые возможности детей. В певческой деятельности творческое самовыражение обучающихся формируется в ансамблевом

пении, сольном пении, одноголосном и двухголосном исполнении образцов вокальной классической музыки , народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения, в обогащении опыта вокальной импровизации.                                                                                                                                          

Личностные, метапредметные и предметные  результаты освоения курса

Личностные результаты

 — формирование эстетических потребностей, ценностей;

 — развитие эстетических чувств и художественного вкуса;

 — развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства;

 — бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и искусству родного края,  нации, этнической общности.

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

— умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальном произведении) в

устной форме;

— осуществление элементов синтеза как составление целого из частей;

— умение формулировать собственное мнение и позицию;

— умение целостно представлять истоки возникновения музыкального искусства.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

— самостоятельно включаться в творческую деятельность;

-осознанно и произвольно строить музыкальную деятельность в разных жанрах;

— подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится: 

 -учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

-адекватно использовать музыкальные средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач;

— формирование умения слушать и слышать музыкальный текст;

формирование умения выражать свои мысли, чувства через песню;

Предметные результаты:

 Обучающийся научится:                                                                                                                                          

-строение артикуляционного аппарата;

— особенности и возможности певческого голоса;

— гигиену певческого голоса;

— понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;

Обучающийся получит возможность научится:

— правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;

— петь короткие, затем длинные фразы на одном дыхании;

— в подвижных песнях делать быстрый вдох;

— петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;

— петь легким звуком, без напряжения;

— петь чисто и слаженно в унисон;

— дать критическую оценку своему исполнению;

— принимать активное участие в творческой жизни вокальной студии.

                                                 Общая характеристика

Рабочая программа по кружку «До-ми-солька» разработана для занятий с  учащимися  5-6 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС средней ступени общего образования второго поколения.  

Человек наделён от природы особым даром – голосом. Именно голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребёнка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребёнок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением или без него. Занятия пением является весьма действенным методом для развития певческих данных, способствуют формированию эстетического вкуса.

        Дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, речь, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства, что способствует их дальнейшему обучению и успешной социализации. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению — это путь через игру,фантазирование.

       Программа « До-ми-солька»» — приобщает детей к музыкальному искусству через пение, самый доступный для всех детей, активный вид музыкальной деятельности. Нет сомнений, что наряду с эстетической важностью и художественной ценностью, пение является одним из факторов психического, физического и духовного исцеления детей, а значит, помогает решить задачу охраны здоровья детей.

    В кружок вокального пения приглашаются дети  старшего школьного возраста. Группы формируются с учетом возрастных особенностей детей. Различием в работе со старшими детьми будет более взрослый песенный материал по содержанию, но не по своему музыкальному языку.  

Постановка голоса заключается в выявлении его природы и приобретении правильных технических приемов пения.

   В  программе кружка вокального пения – индивидуальная и групповая работа с музыкально одаренными детьми, развитие их певческих, голосовых  данных.

      Работа кружка направлена, прежде всего, на подготовку солистов-исполнителей.  Номера художественной самодеятельности в исполнении кружковцев готовятся для районных, школьных конкурсов сольного и ансамблевого пения,  для  других мероприятий.

Программа включает в себя лекции, тематические вечера, концерты.

                                                      Содержание программы                                                   

Название раздела, темы Содержание темы Форма занятия Информационное сопровождение
1

2,3

Введение.

Ладовое многообразие

 

Знакомство с артикуляционным аппаратом и его особенностями. Прослушивание голосов.

Понятие лад. Его значение в музыке.

Путешествие

 

Фонограммы детских песен

Примеры мажорных и минорных произведений

4,5

 

 

 

6,7

Темп- яркая интонационная особенность музыкального произведения

Динамика.

 

Понятие-темп. Его разновидность. Определение темпа и лада на примере вокальных произведений

Динамические оттенки в музыке. Способность голоса. Работа над динамикой при исполнении распевок

Беседа

 

Запись произведений с различными темпами.

Запись произведений с яркими динамическими оттенками

8,9  Музыкальная форма. Формы: 1-, 2-, 3-хчастные.

 

Понятие жанр,  песня, танец, марш. Особенности муз.жанров. Слушание.

Понятие музыкальная форма. Схематическое изображение 1,2,3-х частных форм в музыке. Слушание

Беседа

 

Запись танцевальной, маршевой и песенной музыки

Записи. 1,2,3частные музыкальные произведения

10,11 Части жанра песни: запев, куплет, припев, кода

Урок слушания и анализа

 

Жанр песня. Его особенности. Исполнение ансамблевое, сольное

Закрепление теоретического материала. Слушание, анализ музыкальных произведений.

Практическое занятие Песни в ансамблевом исполнении.

Произведения для интонационного анализа

12,13

 

 

 

 Нотная грамота

 

 

 

 

 Повторение нотного стана, знакомство с басовым ключом. Практическое занятие

 

Вокальные произведения

 

 

14,15 Типы дыхания Дыхание. Дыхательная гимнастика.  Вокальная работа Фонограммы ансамблевых песен
16,17 Формирование певческих навыков. Роль распевки Понятие певческие навыки. Знакомство с распевками. Вокальная работа. Практическое занятие.

 

Нотные записи вокальных упражнений для работы.
18,19 Развитие слуха. Слух- регулятор голоса.

Развитие музыкальной памяти.  

Интонирование. Вокальные упражнения для развития слуха исполнителя. Практическое занятие.

Вокальная работа

Нотные записи вокальных упражнений для развития слуха
20  Работа над вокальной артикуляцией, дыханием. Разучивание упражнений для артикуляционного аппарата.

 

Упражнения на дыхание. Дыхательная гимнастика.

Практическое занятие.

 

 

 

Вокальная работа

Нотные записи вокальных упражнений для работы над артикуляцией.

Упражнения для развития дыхания.

21,22 Жанровое разнообразие музыки.

 

Беседа о многообразии жанров в музыке, их особенностях и взаимодействиях. Беседа

 

Запись различных музыкальных жанров

 

23,24 Роль песни в переломные моменты истории.

 

Беседа о значении песни в разные исторические моменты. Примеры революционных песен. Беседа Примеры революционных песен
25,26 Единство художественного образа и исполнительства Понятие художественный, музыкальный образ. Вокальная работа- передача образа  при помощи средств музыкальной выразительности Занятие-постановка, репетиция

 

Запись «+» и «-» для сольного исполнения
27,28 Работа над тембровой окраской Понятие тембр. Смена тембра голоса. Вокальная работа Занятие-постановка, репетиция

 

Запись «+» и «-» для сольного исполнения
29,30 Звуковедение. Развитие чувства ритма. Разучивание произведений с различными ритмами (колыбельная, речитатив) Занятие-постановка, репетиция

 

Запись «+» и «-» для сольного исполнения
31,32 Отработка сценической постановки художественного номера. Работа с солистами Образ исполнителя на сцене. Вокальная работа Занятие-постановка, репетиция

 

Запись «+» и «-» для сольного исполнения
33,34 Развитие певческого диапазона. Унисонное пение. Распевка для развития голосового диапазона. Понятие унисон Занятие-постановка, репетиция

 

Запись «+» и «-» для сольного исполнения
35,36 Пение фальцетом. Понятие пение фальцетом. Постановка голоса. Занятие-постановка, репетиция

 

 
37,38 Пение речитативом. Дикция Ритмические особенности сольного произведения Занятие-постановка, репетиция

 

 
39,40 Освоение придыхательного пения. Ансамблевое пение. Понятие придыхательного пения. Практическая отработка. Занятие-постановка, репетиция

 

 
41,42 Работа над музыкальным и сценическим образом. Работа с микрофоном. Сольное исполнение номера. Занятие-постановка, репетиция

 

Запись «+» и «-» для сольного исполнения
43,44 Песня в жизни человека.

 

 

Беседа о влиянии песни на каждого человека, ее значение в нашей жизни. Беседа

 

 Запись слов песни

« Музыка».

45,46 История гимнов России.

 

Беседа о главной песни России.  Как она менялась и почему? Вокальная работа Запись гимнов.
47,48 Бардовская песня. Знакомство с творчеством композиторов бардов: Визбор, Высоцкий, Окуджава… Беседа, вокальная работа Бардовская песня.
49,50 Современная музыка – что это?

 

Беседа о значимости современной музыки, ее особенностях и музыкальном языке

 

Беседа Образцы современной музыки.

 

51,52 Творчество современных композиторов-песенников

Народное музыкальное творчество.

Творческий путь Владимира Шаинского.

Особенности народной музыки. 

Беседа Песни Шаинского

Запись фольклорных произведений.

53,54 Владение своим голосовым аппаратом.

Использование певческих навыков.

Выбор музыкального произведения для сольного исполнения.

Разучивание сольных произведений.

Практическое занятие Примеры сольных произведений.

Фонограмма и оригинал сольного произведения вокалиста.

55,56 Работа над собственной манерой вокального исполнения.

Освоение исполнения бэк-вокал.

Понятие манера исполнения. Вокальная работа

Пение под минус 1. вокальная работа

Занятие-постановка, репетиция

 

Фонограмма и оригинал сольного произведения вокалиста.
57,58 Вокально-хоровая работа. Творчество и импровизация.

Движения под музыку.

Вокально-хоровая работа. Творчество и импровизация.

Движения под музыку.

Занятие-постановка, репетиция

 

Фонограмма и оригинал сольного произведения вокалиста.
59,60 Знакомство с великими вокалистами прошлого и настоящего. Творчество Беседа Записи вокальных произведений великих певцов современности и прошлого.
61,62 Беседа о гигиене певческого голоса

 

Как беречь свой голосовой аппарат при простудных заболеваниях.

 

Беседа Примеры известных музыкантов.
63,64 Народное творчество. Особенности народной манеры исполнения. Слушание фольклорных произведений Беседа Народные песни
65,66 Песня на войне.

 

Показать значение песен во время Великой Отечественной войны. Примеры подвигов, свершившихся с песней. Беседа Военные песни.

 

67,68 Работа исполнителя-вокалиста

Концерт

Закрепление изученного. Практическое занятие Записи разученных песен

Материально- техническое обеспечение

№ п/п Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения количество
1 1 .Библиотечный фонд  
2 Хрестоматия с нотным материалом 6
3 Сборники песен и хоров 5
4 Методические пособия 1
5 Книги о музыке и музыкантах. 3
6 Справочные пособия, энциклопедии 1
7 2.Печатные пособия  
8 Портреты композиторов и исполнителей 1
9 Таблицы: нотные примеры, признаки характера звучания 5
10 3.Учебно-практическое оборудование  
11 Музыкальные инструменты: электронное пианино,

Микрофоны

Компьютер

Мультемедийный проэктор

Электронные носители с фонограммами (+ и -)

 

1

1

1

1

1

 

 

Учебно-тематическое планирование

             Класс: 5,6

Учитель: Охотникова Юлия Павловна

Количество часов

Всего:68 часов; в неделю: 2 часа.

Раздел Название раздела Кол-во часов
Раздел 1 Музыкально-теоретические дисциплины 22

 

Раздел 2

 

 

Вокальная работа    21
Раздел 3

 

Музыкально-образовательные беседы и слушание музыки 10
Раздел 4

 

Работа с солистами 10
Раздел 5

 

Теоретико-аналитическая работа 5

Календарно- тематическое планирование

 

 

Тема урока

 

 

Кол-во

часов

 

 

Дата
План

 

Факт

 

   1 Введение.

 

1

 

04.09

 

 

 

2,3

 

Ладовое многообразие 2 06.09

11.09

 
4,5

 

Темп- яркая интонационная особенность музыкального произведения 2 13.09

18.09

 
6,7 Динамика.

 

2 20.09

25.09

 
8,9  Музыкальная форма. Формы: 1-, 2-, 3-хчастные.

 

2 27.09

02.10

 
10,11 Части жанра песни: запев, куплет, припев, кода

 

2 04.10

09.10

 
12,13  Нотная грамота 2 11.10

16.10

 
14,15 Типы дыхания. 2 18.10

23.10

 
16,17 Формирование певческих навыков. Роль распевки 2 25.10

30.10

 
18,19

 

 

20

Развитие слуха. Слух- регулятор голоса.

Развитие музыкальной памяти.  

 

Работа над вокальной артикуляцией, дыханием.

2

 

 

1

 

08.11

13.11

 

15.11

20.11

 

 

 

 

 

 

21,22 Жанровое разнообразие музыки.

 

2 22.11

27.11

 
23,24 Роль песни в переломные моменты истории.

 

2 29.11

04.12

 
25,26 Единство художественного образа и исполнительства 2 06.12

11.12

 
27,28 Работа над тембровой окраской 2 13.12

18.12

 
29,30 Звуковедение. Развитие чувства ритма. 2 20.12

25.12

 
31,32 Отработка сценической постановки художественного номера. Работа с солистами 2 10.01

15.01

 
 33,34 Развитие певческого диапазона. Унисонное пение. 2 17.01

22.01

 
 35,36 Пение фальцетом. 2 24.01

19.01

 
 37,38 Пение речитативом. Дикция 2 29.01

31.01

 
 39,40 Освоение придыхательного пения. Ансамблевое пение. 2 28.01

05.02

 
 41,42 Работа над музыкальным и сценическим образом. 2 07.02

12.02

 
 43,44 Песня в жизни человека.

 

2 14.02

19.02

 
 45,46 История гимнов России.

 

2 21.02

26.02

 
 47,48 Бардовская песня. 2 28.02

05.03

 
 49,50 Современная музыка – что это?

 

2 07.03

12.03

 
 51,52 Творчество современных композиторов-песенников

Народное музыкальное творчество.

2 14.03

19.03

 
 53,54 Владение своим голосовым аппаратом.

Использование певческих навыков.

2 21.03

02.04

 
 55,56 Работа над собственной манерой вокального исполнения.

Освоение исполнения бэк-вокал.

2 04.04

09.04

 
 57,58 Вокально-хоровая работа. Творчество и импровизация.

Движения под музыку.

2 11.04

16.04

 
 59,60 Знакомство с великими вокалистами прошлого и настоящего. 2 18.04

23.04

 
 61,62 Беседа о гигиене певческого голоса

 

2 25.04

30.04

 
 63,64 Народное творчество. 2 02.05

07.05

 
 65,66 Песня на войне.

 

2 14.07

16.05

 
 67,68 Работа исполнителя-вокалиста

Концерт

2 21.05

23.05

 

  Литература

Для учителя

  1. Волков С.Ю. Детям о музыке. – Омега, 1998г.
  2. Дьяченко Н. Музыкальные картинки. – М., 1992г.
  3. Кленов А.С. Я познаю мир. – М., 1997г.
  4. Дюнн М. Все о детской вечеринке. – М., 1996г.
  5. Михалева И.В. От улыбки станет всем светлей. – С-Петербург., 1996г.
  6. Михайлова М.А. Детские праздники. – Ярославль., 1997.
  7. Орлова Т.М. Учите детей петь. – М., 1987г.
  8. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль., 1997г.
  9. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. – М., 1984г.

 10.Медведь Э.И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования. – М.,2002г.

11.Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности. – М., 2001г.

   Литература для детей. Словари и справочники

  1. Должанский А.Н. Краткий музыкальный словарь.- М., 1966г.
  2. Кочнева И.С., Яковлева А.С. Вокальный словарь – Л., 1988г.
  3. Михеева Л.В. Музыкальный словарь в рассказах – М, 1986г.
  4. Юцевич Ю.Е. Словарь музыкальных терминов – Киев., 1988г.
  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить отзыв