Вы здесь: Главная > Без рубрики > Проект «Кормушки для пернатых друзей»

Проект «Кормушки для пернатых друзей»

Качалова Алия Данияровна педагог дополнительного образования

МБОУ  ДОД «Центр дополнительного образования детей «Заречье» Кировского района г.Казани

Актуальность проекта

Мы находимся в критическом моменте истории нашей планеты. Мировое сообщество столкнулось с политическим, социальным, экономическим и экологическим кризисами. Именно сейчас нам предстоит выбрать свое будущее, будущее наших детей. Каким оно будет? Вселяющим надежды или пугающим своей жестокостью? Решать только нам. Для счастливого и безопасного будущего человечество должно осознать, что все живое, существующее на Земле – одна большая семья, несмотря на огромное разнообразие форм жизни, традиций и культур. Для этого люди всей планеты должны объединиться и попытаться создать устойчивое глобальное общество, основанное на уважении к природе, правам человека, экономической справедливости и культуре мира. Согласно Хартии Земли «в этом стремлении крайне необходимо, чтобы мы, народы Земли, провозгласили нашу ответственность друг перед другом, перед великим сообществом всего живого, и перед будущими поколениями».

Массовое производство и потребление сегодня приводят к истощению окружающей среды, сокращению ресурсов, исчезновению видов животных и растений. Решение экологических проблем невозможно обеспечить усилиями одних только специалистов — экологов, управленцев, юристов, инженеров, законодателей — или же властными институтами общества. Для эффективного достижения цели — повышения экологической безопасности — необходимо активное участие всех людей вне зависимости от их социального или культурного статуса.

Будущее нашей планеты, всего живого, жизни на Земле в наших руках. Будущее в наших детях!  Именно поэтому необходимо обратить внимание на экологическое воспитание подрастающего поколения. Ничего не изменится в лучшую сторону на нашей Земле, пока мы не вложим в душу наших детей любовь и заботу о природе.

У детей младшего школьного возраста очень развит познавательный интерес, в частности, к природе. Только заботясь о братьях наших меньших, оказывая им посильную помощь, ребенок сможет почувствовать себя частью природы.

Создавая социальные проекты по защите окружающей среды, мы делаем первый шаг к познанию того, что находится вокруг ребенка, а работа в группах и творческих делах позволяет понять, зачем нам нужна природа и, что только сообща мы можем сохранить ее для будущего. Поэтому с самого начала создания проектов по защите природы мы должны помнить, что экологическое воспитание должно быть знанием с большой буквы пронизанным любовью и гуманизмом.

Данный проект «Кормушки для пернатых друзей» первый шаг к приобретению обучающимися знаний о природе, которая окружает их, развитию практических умений и навыков, необходимых для ответственного отношения к природе. В процессе работы над проектом ребята учатся работать в одной команде, развивать творческие и технические способности. В проекте «Кормушки для пернатых друзей» предлагается творческое решение задачи подготовки детей к пониманию экологических проблем на основе духовно-нравственного отношения к природе.

Забота о птицах учит бережному отношению к живой природе, расширяет и углубляет представления о доброте и милосердии, человек начинает осознавать значимость сопереживания о ближних людях, формируются нравственные понятия и представления.

Цели и задачи проекта

         Цель проекта – привлечение учащихся и родителей к практическому решению проблем сохранения видового разнообразия и мест обитания птиц, формирование экологических знаний школьников о зимующих птицах и ответственное, бережное отношения к ним.

Для достижения вышеуказанной цели проект ставит и последовательно решает следующие задачи:

  • формирование экологической культуры у школьников;
  • уточнение и расширение знаний детей о зимующих птицах;
  • научить школьников правильной подкормке зимующих птиц
  • формирование умений и навыков наблюдения за ними;
  • учить устанавливать связь между средой обитания и образом жизни птиц;
  • воспитывать доброжелательное отношение к птицам, помогать зимующим птицам в трудное время.
  • формирование бережного отношения к природе у детей и родителей;
  • формирование активной природоохранной позиции у школьников;

Место проведения проекта – МБОУ СОШ №151 Кировского района г.Казани.

 Участники проекта – учащиеся начальных классов, их родители, педагоги образовательного учреждения МБОУ СОШ №151 г.Казани.

Сроки реализации – проект «Кормушки для пернатых друзей» является продолжительным, рассчитан на 3 месяца (ноябрь-январь).

Тип проекта – практико-ориентированный,  экологический, творческий.

По количеству участников – групповой проект.

Ожидаемые результаты:

  • Расширение кругозора детей о зимующих птицах;
  • Использование нашего опыта в своей деятельности ребятами из других классов;
  • Совместное изготовление кормушек с родителями из разного подручного материала;
  • Формирование знаний о видах кормов и способах подкармливания птиц;
  • Создание кормушек для зимующих птиц из разного материала;
  • Воспитание бережного отношения к окружающей природе и её обитателям.

Этапы проекта

1 этап: Организационный

  1. Определение темы и актуальности проекта.
  2. Определение цели и задач проекта.
  3. Координация деятельности.

2 этап: Планирование деятельности по выполнению проекта

  1. Составление, уточнение плана мероприятий.
  2. Определение последовательности работы.

3 этап: Реализация проекта

  1. Проведение запланированных мероприятий, акций в рамках проекта.

4 этап: Подведение итогов

  1. Оценка проведения мероприятий.
  2. Анализ-обсуждение результатов деятельности.
  3. Определение перспективы развития данного проекта.

План мероприятий

№ п/п Название мероприятия Форма проведения, краткое описание

 

Сроки проведения
1 «Модель кормушки» Конкурс поделок из пластилина на лучшую модель будущей кормушки для птиц ноябрь
2 «Домик для пернатых друзей» Изготовление кормушек совместно с родителями из вторичного сырья декабрь
3 «Покормите птиц зимой!» Выставка рисунков на заданную тему, выполненных в любой технике. декабрь
4 «Помощь нашим пернатым друзьям» Развешивание кормушек на пришкольной территории, наполнение кормушек кормом для птиц. январь
5 «Вместе мы сможем больше!», Выступление агитбригад по привлечению внимания учащихся других классов к необходимости оказания помощи зимующим птицам. Раздача листовок с перечнем возможного варианта корма для птиц. январь

Подведение итогов проведения проекта

Анализируя результаты деятельности учащихся моего класса можно сказать, что цель и задачи проекта были достигнуты. В проекте приняли участие все ученики класса, а также их родители. (см. фотоотчет – приложение 1, презентация)

Во время экскурсии по пришкольной территории в рамках урока окружающего мира, наблюдая за птицами, мы с учениками отметили, что птиц стало меньше,  и они ведут себя беспокойно.  Мы  сделали выводы: с наступлением холодов исчезли все насекомые, семена растений замело снегом и поэтому  птицам нечего есть. Так было принято решение помочь пережить наступающие холода зимующим птицам нашего поселка. В классе мы обсудили   основные направления деятельности  в проекте, определили цели и задачи, предполагаемый результат, выяснили возможности, определили средства.

 Активное участие в мероприятиях проекта «Кормушки для пернатых друзей» приняли родители учащихся, особенно на этапе создания кормушек из различных подручных материалов, было заметно, что многие из родителей учащихся творчески подошли к решению данной задачи. Также ученики с родителями самостоятельно изучали информацию в интернете о птицах, населяющий наш регион, их образе жизни, искали информацию о том, чем можно подкармливать  птиц в зимний период и как изготовить кормушки, которая расширила кругозор родителей и учащихся, способствовала организации природоохранной деятельности. Мы с детьми обсудили,  какие кормушки прослужат дольше, куда и как  их надо  укрепить, чтобы не повредить деревья. С ребятами мы тщательно   изучили  территорию пришкольного участка и решили большую часть кормушек закрепить на деревьях, остальные кормушки — расположить около входа  в школу.

 Перед тем, как повесить кормушку, дети  заботливо насыпали в нее корм. Мы с детьми заранее обсуждали, каким кормом необходимо кормить птиц. Учащиеся  узнали, что нельзя оставлять в кормушке чёрный хлеб, солёное сало, жареные семечки – вместо помощи это может нанести  птицам вред.

После того как мы повесили кормушки, мы заметили что птиц на территории школы стало больше. В холодную погоду на кормушки прилетает больше пернатых гостей, чем в тёплую, поэтому обязательно нужно подкармливать птиц, чтобы их прилетало ещё больше и следить за наполняемостью кормушек. Мы заметили, что на территорию школы прилетают снегири,  воробьи, синицы,  сороки. Больше всего на кормушки прилетало воробьёв. При анализе наблюдений мы выяснили, что синицы прилетали в те кормушки, в которые  мы клали кусочки сала, мяса и семечки, а воробьи в любую кормушку, снегирь же прилетал в удалённые кормушки с семенами и ягодами рябины.

В классе была оформлена выставка рисунков на тему «Покормите птиц зимой», которую могли посетить все желающие нашей школы.

В ходе реализации проекта мои ученики стали задаваться вопросом о том, заботятся ли другие о птицах в зимний период. Мы вместе  обсудили этот вопрос и решили выйти за пределы класса и привлечь других учащихся начальной школы к подкормке птиц. Для этого мы провели серию агитбригад, в ходе которых раздавали памятки о необходимости помощи птицам зимой и возможных видах кормов для зимующих птиц.

В ходе реализации проекта выявились активные участники. Они каждый день из дома приносили различный корм. Некоторые ученики нашего класса решили развесить кормушки и возле своих домов. Впоследствии они самостоятельно с родителями подкармливали  птиц, наблюдали за их поведением и рассказывали одноклассникам о том,  какие птицы прилетали на кормушки.

Таким образом, я уверена,  что у моих учеников успешно формируется гуманно — ценностное отношение к природе и ко всему живому, активная природоохранная позиция.

В ходе реализации проекта ребята не только расширили и систематизировали свои представления о видах птиц, но и в практической деятельности узнали,  какие корма предпочитают птицы и какие разнообразные кормушки можно сделать своими руками, используя разный материал. Они также научились организовывать природоохранную деятельность, взаимодействовать с социумом и получать удовольствие от результатов своего труда.

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить отзыв