Проект «Кормушки для пернатых друзей»
Качалова Алия Данияровна педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей «Заречье» Кировского района г.Казани
Актуальность проекта
Мы находимся в критическом моменте истории нашей планеты. Мировое сообщество столкнулось с политическим, социальным, экономическим и экологическим кризисами. Именно сейчас нам предстоит выбрать свое будущее, будущее наших детей. Каким оно будет? Вселяющим надежды или пугающим своей жестокостью? Решать только нам. Для счастливого и безопасного будущего человечество должно осознать, что все живое, существующее на Земле – одна большая семья, несмотря на огромное разнообразие форм жизни, традиций и культур. Для этого люди всей планеты должны объединиться и попытаться создать устойчивое глобальное общество, основанное на уважении к природе, правам человека, экономической справедливости и культуре мира. Согласно Хартии Земли «в этом стремлении крайне необходимо, чтобы мы, народы Земли, провозгласили нашу ответственность друг перед другом, перед великим сообществом всего живого, и перед будущими поколениями».
Массовое производство и потребление сегодня приводят к истощению окружающей среды, сокращению ресурсов, исчезновению видов животных и растений. Решение экологических проблем невозможно обеспечить усилиями одних только специалистов — экологов, управленцев, юристов, инженеров, законодателей — или же властными институтами общества. Для эффективного достижения цели — повышения экологической безопасности — необходимо активное участие всех людей вне зависимости от их социального или культурного статуса.
Будущее нашей планеты, всего живого, жизни на Земле в наших руках. Будущее в наших детях! Именно поэтому необходимо обратить внимание на экологическое воспитание подрастающего поколения. Ничего не изменится в лучшую сторону на нашей Земле, пока мы не вложим в душу наших детей любовь и заботу о природе.
У детей младшего школьного возраста очень развит познавательный интерес, в частности, к природе. Только заботясь о братьях наших меньших, оказывая им посильную помощь, ребенок сможет почувствовать себя частью природы.
Создавая социальные проекты по защите окружающей среды, мы делаем первый шаг к познанию того, что находится вокруг ребенка, а работа в группах и творческих делах позволяет понять, зачем нам нужна природа и, что только сообща мы можем сохранить ее для будущего. Поэтому с самого начала создания проектов по защите природы мы должны помнить, что экологическое воспитание должно быть знанием с большой буквы пронизанным любовью и гуманизмом.
Данный проект «Кормушки для пернатых друзей» первый шаг к приобретению обучающимися знаний о природе, которая окружает их, развитию практических умений и навыков, необходимых для ответственного отношения к природе. В процессе работы над проектом ребята учатся работать в одной команде, развивать творческие и технические способности. В проекте «Кормушки для пернатых друзей» предлагается творческое решение задачи подготовки детей к пониманию экологических проблем на основе духовно-нравственного отношения к природе.
Забота о птицах учит бережному отношению к живой природе, расширяет и углубляет представления о доброте и милосердии, человек начинает осознавать значимость сопереживания о ближних людях, формируются нравственные понятия и представления.
Цели и задачи проекта
Цель проекта – привлечение учащихся и родителей к практическому решению проблем сохранения видового разнообразия и мест обитания птиц, формирование экологических знаний школьников о зимующих птицах и ответственное, бережное отношения к ним.
Для достижения вышеуказанной цели проект ставит и последовательно решает следующие задачи:
- формирование экологической культуры у школьников;
- уточнение и расширение знаний детей о зимующих птицах;
- научить школьников правильной подкормке зимующих птиц
- формирование умений и навыков наблюдения за ними;
- учить устанавливать связь между средой обитания и образом жизни птиц;
- воспитывать доброжелательное отношение к птицам, помогать зимующим птицам в трудное время.
- формирование бережного отношения к природе у детей и родителей;
- формирование активной природоохранной позиции у школьников;
Место проведения проекта – МБОУ СОШ №151 Кировского района г.Казани.
Участники проекта – учащиеся начальных классов, их родители, педагоги образовательного учреждения МБОУ СОШ №151 г.Казани.
Сроки реализации – проект «Кормушки для пернатых друзей» является продолжительным, рассчитан на 3 месяца (ноябрь-январь).
Тип проекта – практико-ориентированный, экологический, творческий.
По количеству участников – групповой проект.
Ожидаемые результаты:
- Расширение кругозора детей о зимующих птицах;
- Использование нашего опыта в своей деятельности ребятами из других классов;
- Совместное изготовление кормушек с родителями из разного подручного материала;
- Формирование знаний о видах кормов и способах подкармливания птиц;
- Создание кормушек для зимующих птиц из разного материала;
- Воспитание бережного отношения к окружающей природе и её обитателям.
Этапы проекта
1 этап: Организационный
- Определение темы и актуальности проекта.
- Определение цели и задач проекта.
- Координация деятельности.
2 этап: Планирование деятельности по выполнению проекта
- Составление, уточнение плана мероприятий.
- Определение последовательности работы.
3 этап: Реализация проекта
- Проведение запланированных мероприятий, акций в рамках проекта.
4 этап: Подведение итогов
- Оценка проведения мероприятий.
- Анализ-обсуждение результатов деятельности.
- Определение перспективы развития данного проекта.
План мероприятий
№ п/п | Название мероприятия | Форма проведения, краткое описание
|
Сроки проведения |
1 | «Модель кормушки» | Конкурс поделок из пластилина на лучшую модель будущей кормушки для птиц | ноябрь |
2 | «Домик для пернатых друзей» | Изготовление кормушек совместно с родителями из вторичного сырья | декабрь |
3 | «Покормите птиц зимой!» | Выставка рисунков на заданную тему, выполненных в любой технике. | декабрь |
4 | «Помощь нашим пернатым друзьям» | Развешивание кормушек на пришкольной территории, наполнение кормушек кормом для птиц. | январь |
5 | «Вместе мы сможем больше!», | Выступление агитбригад по привлечению внимания учащихся других классов к необходимости оказания помощи зимующим птицам. Раздача листовок с перечнем возможного варианта корма для птиц. | январь |
Подведение итогов проведения проекта
Анализируя результаты деятельности учащихся моего класса можно сказать, что цель и задачи проекта были достигнуты. В проекте приняли участие все ученики класса, а также их родители. (см. фотоотчет – приложение 1, презентация)
Во время экскурсии по пришкольной территории в рамках урока окружающего мира, наблюдая за птицами, мы с учениками отметили, что птиц стало меньше, и они ведут себя беспокойно. Мы сделали выводы: с наступлением холодов исчезли все насекомые, семена растений замело снегом и поэтому птицам нечего есть. Так было принято решение помочь пережить наступающие холода зимующим птицам нашего поселка. В классе мы обсудили основные направления деятельности в проекте, определили цели и задачи, предполагаемый результат, выяснили возможности, определили средства.
Активное участие в мероприятиях проекта «Кормушки для пернатых друзей» приняли родители учащихся, особенно на этапе создания кормушек из различных подручных материалов, было заметно, что многие из родителей учащихся творчески подошли к решению данной задачи. Также ученики с родителями самостоятельно изучали информацию в интернете о птицах, населяющий наш регион, их образе жизни, искали информацию о том, чем можно подкармливать птиц в зимний период и как изготовить кормушки, которая расширила кругозор родителей и учащихся, способствовала организации природоохранной деятельности. Мы с детьми обсудили, какие кормушки прослужат дольше, куда и как их надо укрепить, чтобы не повредить деревья. С ребятами мы тщательно изучили территорию пришкольного участка и решили большую часть кормушек закрепить на деревьях, остальные кормушки — расположить около входа в школу.
Перед тем, как повесить кормушку, дети заботливо насыпали в нее корм. Мы с детьми заранее обсуждали, каким кормом необходимо кормить птиц. Учащиеся узнали, что нельзя оставлять в кормушке чёрный хлеб, солёное сало, жареные семечки – вместо помощи это может нанести птицам вред.
После того как мы повесили кормушки, мы заметили что птиц на территории школы стало больше. В холодную погоду на кормушки прилетает больше пернатых гостей, чем в тёплую, поэтому обязательно нужно подкармливать птиц, чтобы их прилетало ещё больше и следить за наполняемостью кормушек. Мы заметили, что на территорию школы прилетают снегири, воробьи, синицы, сороки. Больше всего на кормушки прилетало воробьёв. При анализе наблюдений мы выяснили, что синицы прилетали в те кормушки, в которые мы клали кусочки сала, мяса и семечки, а воробьи в любую кормушку, снегирь же прилетал в удалённые кормушки с семенами и ягодами рябины.
В классе была оформлена выставка рисунков на тему «Покормите птиц зимой», которую могли посетить все желающие нашей школы.
В ходе реализации проекта мои ученики стали задаваться вопросом о том, заботятся ли другие о птицах в зимний период. Мы вместе обсудили этот вопрос и решили выйти за пределы класса и привлечь других учащихся начальной школы к подкормке птиц. Для этого мы провели серию агитбригад, в ходе которых раздавали памятки о необходимости помощи птицам зимой и возможных видах кормов для зимующих птиц.
В ходе реализации проекта выявились активные участники. Они каждый день из дома приносили различный корм. Некоторые ученики нашего класса решили развесить кормушки и возле своих домов. Впоследствии они самостоятельно с родителями подкармливали птиц, наблюдали за их поведением и рассказывали одноклассникам о том, какие птицы прилетали на кормушки.
Таким образом, я уверена, что у моих учеников успешно формируется гуманно — ценностное отношение к природе и ко всему живому, активная природоохранная позиция.
В ходе реализации проекта ребята не только расширили и систематизировали свои представления о видах птиц, но и в практической деятельности узнали, какие корма предпочитают птицы и какие разнообразные кормушки можно сделать своими руками, используя разный материал. Они также научились организовывать природоохранную деятельность, взаимодействовать с социумом и получать удовольствие от результатов своего труда.