«Свобода тела»
Хаматшина Надежда Владимировна методист
Хисамутдинов Руслан Фагитович педагог дополнительного образования
МБУДО «ЦДОД «Заречье» Кировского района г. Казани
Место проведения: МБУДО «ЦДОД «Заречье» Кировского района г. Казани каб. 3
Участники: педагоги дополнительного образования, слушатели курсов повышения квалификации.
Цель: обобщение и распространение педагогического опыта работы по образовательной программе дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности «Восточные единоборства. Карате».
Задачи:
— продемонстрировать педагогам дополнительного образования эффективные приёмы работы с подростками;
— прокомментировать эффективность применения приёмов;
— отработать приёмы в деятельностно-имитационном режиме.
Оборудование:
— проектор, экран;
— макивары или лапы;
— воздушные шарики;
— стулья;
— презентационный материал.
Дидактический материал:
— 10 конспектов мастер-класса для участников семинара.
Основные этапы мастер-класса:
— организационный (приветствие, введение в тему мастер-класса);
— демонстрационный (демонстрация наиболее эффективных приёмов работы, комментарии, отработка приёмов в деятельностном режиме);
— заключительный (подведение итогов, рефлексия).
Организационный этап
(приветствие, введение в тему мастер-класса)
— Добрый день, уважаемые коллеги!
— Уважаемые участники мастер-класса, уважаемые зрители, уважаемые члены жюри, вспомните, у кого из вас чаще одного раза в неделю болит голова, у кого более одного раза в месяц бывает депрессивное состояние или очень плохое настроение, кто из вас часто испытывает чувство усталости, кто в конце дня бывает раздражительным?
— Поднимите руку те, кому знаком хотя бы один из перечисленных симптомов?
Комментарий:
Организационный этап мастер-класса направлен на погружение в проблему, освещаемую на мастер-классе (противостоянию стрессу).
Цель: эмоциональный настрой на работу.
Демонстрационный материал (демонстрация эффективных приёмов работы, комментарий, отработка приёмов в деятельностном режиме).
— Ни ты, ни я, никто на свете не бьёт так сильно как жизнь.
— Современная жизнь наполнена стрессовыми ситуациями. Профессию педагога, по эмоциональному напряжению можно сравнить только с профессией лётчика-испытателя. Нам часто приходится сдерживать и подавлять свои эмоции. Что приводит к различным заболеваниям. Виной всему стресс. Стресс это одна из причин педагогического выгорания.
— Само понятие «стресс» появилось в 1936 году «с лёгкой руки» учёного, лауреата Нобелевской премии Ганса Селье.
— Определение вы видите на экране.
(Стресс – это неспецифическая защитная реакции организма в ответ на неблагоприятные изменения окружающей среды)
— Стресс врывается в нашу жизнь с самого утра, вместе со звонком будильника.
— Но можно в состоянии постоянного стресса неправильно. Поэтому надо уметь противостоять ему.
— Существует немало способов, с помощью которых мы можем дать выход отрицательным эмоциям. Многие из них несколько экзотичны и необычны.
Например:
— Адмирал Нельсон во время приступов гнева, которые случались у него регулярно, топтал свой берет;
— на Западе на многих предприятиях есть «доски эмоций»;
— А в Японии установлены манекены боссов.
— Самый приятный, самый простой и самый доступный способ борьбы со стрессом – физические упражнения.
— В рамках мастер-класса я продемонстрирую вам эффективные приёмы, которые помогут вам справиться со стрессовыми ситуациями, с плохим настроением, с раздражительностью.
— Вашему вниманию предлагается приём «Бой с тенью», где мы в имитационном режиме под весёлую динамичную музыку выполним некоторые движения карате.
— Прошу встать в шахматном порядке и повторять за мной:
I движение – “Нырок». Повторяем 4 раза.
II движение – “Ударное движение коленом». Выполняем по 2 движения каждой ногой.
III движение – “Выпад в сторону, поворачиваясь вокруг себя». Делаем выпад правой ногой против часовой стрелки, теперь левой против часовой стрелки.
IV движение – “Подъём колена и кик ногой вперёд». Выполняем комбинацию из 2-х движений по 2 раза каждой ногой.
— Прошу всех присесть.
Комментарий:
Приём «Бой с тенью» я обычно использую в основной части своего занятия в процессе отработки тактических приёмов. Но есть такие периоды в тренировочном процессе, когда у обучающихся накапливается напряжение, усталость и необходимо разрядить обстановку, улучшить настроение. Данный приём в режиме танцевальной разминки способствует достижению этой цели.
— Следующий приём, который хочу продемонстрировать – это приём наращивания мощности удара. Главное назначение приёма – совершенствование технико-тактических навыков каратистов. Но я учитываю и важность приёма для эмоциональной разгрузки.
— Прошу построиться в шахматном порядке.
— Сейчас, используя метод обучения посредством расчленения движений, мы разучим прямой удар рукой (объяснение техники удара).
— Попробуйте повторить.
— Выполним удар, используя целостный метод освоения движения (на один счёт). Сейчас вы выполнили удар бесконтактно, в воздух.
— А теперь мы выполним этот удар на снаряде – макиваре (или лапе). (Показ снаряда).
— Разбейтесь, пожалуйста, по парам, примерно одной весовой категории. Ваша задача – научиться в движении с небольшим применением силы выполнить правильно прямой удар рукой по снаряду. Первый номер держит макевару (лапу), второй номер наносит удары. (По команде партнёры меняются ролями).
— Этот удар был по цели, вы его ощущали.
— Следующие упражнение позволяет усилить мощность удара и соответственно усилить ощущения.
— Каждый возьмите воздушный шарик. Постройтесь в шеренгу боком к зрителям. Ваша цель – сильно ударить шарик рукой по технике прямого удара. Чей удар сильнее, у того шарик отлетит дальше. Попробуйте ещё раз.
Комментарий:
Приём наращивания мощности удара хорошо демонстрирует постепенность увеличения нагрузки и усложнения техники выполнения. Игровой приём с применением воздушного шарика позволил добиться максимальной силы удара, не подвергая окружающих опасности.
К тому же приём способствует выбросу отрицательной энергии.
— Сейчас я продемонстрирую вам метод статических силовых напряжений. Статические упражнения – это упражнения, при которых мышцы напрягаются, но движения в суставах не происходит.
— Прошу поставить свои стулья в шахматном порядке и посмотреть выполнение упражнения.
— I упражнение – удержание позы «Планка», в упоре на предплечья (показ).
— Могут быть следующие ошибки: либо сильный прогиб в пояснице, либо приподнятый таз.
— Сейчас, вы примите это положение и будете удерживать до тех пор, пока я не скажу достаточно. Ваша цель – сохранить положение тела, преодолевая сильное напряжение. Пожалуйста, примите положение.
— Вас будет трясти, у вас будет желание сдаться, не поддавайтесь слабости, старайтесь выполнить упражнение до конца. Помните, что физические возможности человеческого организма безграничны.
Комментарий:
Цель этого упражнения – формирование волевых качеств бойца. Но помимо этого, преодолевая экстремальную физическую нагрузку, организм освобождается от эмоционального напряжения.
— Закончил упражнение.
— II упражнение – удержание параллельной позиции (показ). Цель та же – сохранить положение, преодолевая сильное напряжение.
Пожалуйста, примите положение.
— Закончили упражнение.
Заключительный этап (подведение итогов, рефлексия)
— Скажите, пожалуйста, какие упражнения вам понравились.