Создание позитивно настроенной команды: «Позитив – прежде всего»
Исмагилова Венера Нурулловна Педагог дополнительного образования
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детско-юношеского туризма и экскурсий «Юлдаш» Елабужского муниципального района
Наш девиз:
«Наш весёлый коллектив излучает позитив.
Позитив идет вперёд и никогда не отстаёт.
Даже если проиграем — позитив не потеряем!!!»
Наши задачи:
— развивать таланты всесторонне;
— принимать активное участие в творчестве и спорте;
— путешествовать, ходить в походы и на экскурсии;
— защищать природу и экологию;
— вести здоровый образ жизни;
— помогать тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации;
— заботиться о животных и многое другое.
Творческая, молодёжная группа «Позитив»
руководитель — педагог дополнительного образования:
Венера Нурулловна Исмагилова.
Наша группа «Позитив» была создана на базе Центра туризма «Юлдаш». Возрастная категория ребят с 9 до 16 лет (3- 11 классы).
Началась активная работа и в плане туризма и экскурсий, по защите природы, в театральном творчестве, в волонтерском движении и в благотворительном направлении, а также работа с особыми детьми и ребятами.
Необходимо работать именно так разнопланово в самом центре, на базе школ и за их пределами. На сегодняшний день – наша команда наиболее творческая среди всех школ и центров дополнительного образования города. Мы принимаем участие в творческой жизни школ, в Муниципальных и Республиканских конкурсах. За проработанный, пусть ещё небольшой период, мы уже сделали много интересных мероприятий не только в школах, но и в других организациях, так же мы являемся частыми гостями в «Планете Добра», в «Комнате «Мир детства и мам», направленный на объединение семей, мам детей с особенностями и мам с особенностями, так же мы планируем очень хороший концерт для людей инвалидов по зрению, в клубе ООО «УкупрПласт», далее в коррекционной школе №7. Может возникнуть вопрос, почему именно в таких организациях? – наш ответ таков – все эти направления, в которых я работала ранее, где нас всегда очень ждут и уважают, ждут так же и моих новых учеников.
Как говорилось выше, мы уже несколько раз проводили мероприятия и праздники для особых деток, для моих бывших учеников, зная специфику поведения и психологически особенности, физическое здоровье, психо — эмоциональное состояние практически каждого гостя праздника, учитывая возрастные и национальные предпочтения и культуру, религию – подходить нужно ко всему утонченно и продуманно. Ошибка многих аниматоров и организаторов, приходящих со стороны или новых педагогов, что зачастую забывается, что это особенные дети и ребята. Они всё понимают, всё очень чувствуют — к новым людям привыкают не сразу и не быстро. Здесь необходим индивидуальный подход к каждому из них. Ошибкой бывает либо забывание про физические недуги, когда допустим для детей — колясочников в программе идёт эстафета спортивного направления, где нужно именно движение ногами, либо сложные задачки- головоломки на логику для ребят аутистов, ещё не лучше мастер – классы на вырезание мелких деталей для ребят с диагнозом ДЦП ну и т.д.
Необходимо отметить, что каждому новому особому ребёнку, вливаясь в коллектив, где тоже есть особые дети, как и он сам — всё равно сложно очень, да если ещё там другие возраста и диагнозы, чтобы облегчить этот период, как некогда – в такой важный и очень ранимый для очень чувствительной души ребенка — нужна мама или другой родной и близкий человек.
Прежде чем отправится в организацию, где есть особые дети и ребята необходимо не только тщательно подготовится к данному мероприятию, но стоит задача и важного и серьезного разговора, и беседы с нашими артистами, особенно с новыми учащимися, кто недавно пришел в наш коллектив. Ребят необходимо проинформировать, что их ожидает, к кому мы собираемся, какие есть особенности, как нужно правильно себя вести, новичкам нужно напоминать, что нельзя смеяться над недугами особых ребят: заиканием, необычным голосом, неуклюжим движениям, на часто задаваемые вопросы или выкрики одних и тех же реплик детей, на очки с толстыми стеклами или совсем закрытыми глазами незрячих, на жестовый язык, на звуки, как мычание, это может быть, всё, что угодно.
Что говорить, даже не каждый взрослый человек готов правильно и рационально воспринять особых детей или взрослых. Мне часто задавали и до сих пор задают вопросы, как Вы с ними справляетесь, как Вы их всех понимаете и другие подобные вопросы. Во-первых, большой, огромный опыт, терпение, солидарность, специальное образование и не одно, постоянное стремление совершенствовать свои знания в этом направлении и многое другое — дают ей возможность правильно вести себя в той или иной ситуации. Сейчас мы описываем своими словами из жизненного опыта, в которых нет дежурных и модных фраз из просторов интернета. Нами были проведены с особыми ребятами так же и экологические акции такие как: изготовление кормушек и развешивание их в «Гуляй-парке», экологическая уборка территорий в парках от мусора.
Организовывали театральные представления и юмористические сценки, красивые песни, современные, молодёжные флешмобы, один из которых наши новые ребята в совершенстве знают – песня «Планета детства» в жестовой форме исполнения для слабослышащих зрителей, благотворительном мероприятии «Марафон добра», посвященном «Декаде инвалидов».
Было организовано выступление с кукольным театром по русской народной сказке «Колобок», куклы изготовили совместно с особыми ребятами.
С каким бы мероприятием мы не пришли к особым юным зрителям, у нас всегда есть интересные игры, которые очень нравятся детям и ребятам, каждый раз мы приходим с новым подбором конкурс и игр. Многие, из которых я как руководитель сочиняю сама с нашими ребятами из команды «Позитив».
Каждое наше выступление – мы стараемся быть в сказочных костюмах и яркими персонажами. На мероприятиях, где есть детки с мамами, в первую очередь подходим к мамам, чтобы они помогли нам далее в диалоге с ребенком.
Мы используем так же и переодевание зрителей в сказочные персонажи с помощью всевозможных масок, шляп и костюмов, чтобы детям и ребятам было легче входить в нужную роль и больше раскрыться в творчестве.
Все декорации к сказкам, театральным постановкам – изготавливаем сами, рисуем, мастерим, рукодельничаем, делаем подбор необходимой музыкальной фонограммы, снимаем видео и с помощью специальных программ монтируем видео, ставим современные флешмобы и сказки на современный лад, для театральных постановок берем совершенно разные временные периоды, начиная с юрского периода и заканчивая фантастически будущим. Занимаемся и изготовлением необходимых костюмов, реквизитов к каждому мероприятию.
В нашей команде – ребята работают сплоченно, к мнению каждого прислушиваются все. Ребята всегда готовы придти на помощь друг к другу в случае грустного настроения или болезни, совершенно разного возраста и увлечений – они становятся единой командой.
Хорошо, что родителям действительно нравится, чем занимаются их дети в нашей команде — они всегда готовы поддержать нас в случае
надобности транспортом и добрыми словами. Причем родители не только нынешних учеников, но и с бывших работ моих.
В нашей группе в ВК – у нас очень часто можно встретить и на стене группы, и в комментариях добрые и приятные слова благодарности, отзывы родителей, зрителей наших выступлений и праздников, педагогов и завучей школ, что, конечно же, даёт хорошее настроение и ребятам, и конечно же мне для новых творческих идей и задумок.
Мы очень любим прогулки и экскурсии по нашему историческому городу, по достопримечательным местам, музеям, памятникам, любим ходить на пикники и в походы. Красоты природы в каждое время сезона – волшебно притягивает к себе сказочными и яркими красками, это на столько красиво и впечатляет, мы стараемся не пропустить такие кадры. С помощью ярких фотографий мы далее монтируем красивые видеоролики о нашем направлении.
Каждый раз я стараюсь разнообразить наши занятия, подключая и занятия по песочной анимации в подростковом клубе, иппотерапию на ипподроме где можно поухаживать за лошадками и пони, посещение «Живого уголка» и «Зеленого сада» в детском Эколого — биологическом центре, а так же всевозможные мастер-классы, оформление тематических и праздничных фотозон, оформление стен-газет, плакатов, листовок с призывами, изучение правил дорожного движения, походы в кинотеатр, в кафе, все это на столько делает ярким и насыщенным, что ребят становится всё больше и больше. Мы, педагоги, кто застал времена пионерии и 80-е годы, держим в памяти яркие события нашего детства и нам действительно есть что рассказать и передать нашим ученикам. Сбор макулатуры, участие в военно-патриотическом направлении и детских движениях, работа с ветеранами ВОВ тыла.
Но вернемся о нашей работе с особыми детьми и ребятами, хочется конкретно из нашего примера поделиться опытом.
Рассмотрим интересные игры для особых зрителей, которые наиболее любимые ими:
1). Игра «Знакомство» — так что в нашей команде бывает прибавление новичков, что в организациях приходят новые особые детки и ребята и для сплочения наших команд в одну – всегда необходимо знакомство, которое снижает стеснительность и замкнутость. Начиная с имени ведущего, далее игрок, кто следующий в круге – повторяет первое имя и добавляет своё, третий участник — повторяет первое имя, далее имя второго игрока и уже только потом своё, обычно уже на 4-5 имени — становится сложнее вспомнить все предыдущие имена и начинают путаться, забывать, теряться и тут команда спешит на помощь, что даёт возможность запомнить имена как можно большого количества игроков и другим участникам, кто был первым на очереди.
Психологический главный приём — обязательное обращение по имени к особому ребенку, это даёт возможность расположить к себе и будет необходимый контакт в игре и ответная реакция.
2). Игра «С» и «Т» — перед зрителями на доске мелом или же у ведущих в руках яркие буквы «С» и «Т» (при желании можно заменить, конечно же, другими буквами). Задача игроков в количестве 2 –х человек или двух команд (если ребят очень много) отвечать быстро на вопросы ведущего, желательно не ошибаясь и ответы должны быть именно начинаться на заданную букву, даже само название команды, если это командная игра — должны быть на нужные буквы, мамы особых деток или педагоги помогают.
Итак, посмотрим на примере: команда на букву «С» — например «Снежинки» (если зимняя тема) отвечают на вопрос вместе с капитаном.
— Как вас зовут? вместо своего настоящего имени – называют на букву «С» — Светлана (Сергей), так же вторая команда — свое название на букву «Т» придумывает бегом свои ответы.
— Как Ваша Фамилия? – Светляков (а),
— Откуда Вы приехали? – Севастополь,
— Сколько Вам лет? – Семнадцать (семь, сто и т.д.),
— Ваше любимое хобби – стирка,
— Ваш любимый фрукт? — слива, в случае замешательства в ответе – на помощь идут ответом команда и группа поддержки из мам или педагогов (воспитателей), а также можно ставить первым словом прилагательное – например сладкий лимон и т.д.
— Ваше любимое блюдо? – сосиски и т.д. – есть вопросы, на которые приходят много вариантов ответов, а есть где бывают паузы и возникает сложность, но тут приходит на помощь команда.
— Кем Вы хотите стать по профессии? – стоматологом,
— Сколько хотите получать зарплату? – сто тысяч рублей,
— Куда хотите отправиться путешествовать? – Скадинавию,
— Ваш любимый фильм? – «Сумерки».
— Три слова пожелания от вас всем нашим зрителям и участникам всех команд – Счастья, Силы и Стараний.
Параллельно отвечает и другая команда на свою букву «Т».
За каждую ошибку каждая команда выполняет фант — например:
— изобразить кошку,
— стихотворение рассказать небольшое,
— прокукарекать или прохрюкать, т.к. по гороскопу 2019 год — Год Свиньи,
— спеть песенку и т.д.
3). Игра на внимание «Два прихлопа» — все ребята должны повторить за ведущим, проявляя скорость, артистичность, подражание звука, фантазию и внимательность, чья команда громче будет отвечать, та команда и победила:
Ребята, а сегодня здесь в зале кого у нас больше? Мальчиков? Девочек или мам? (звучат ответы)
А вот с помощью игры — мы сейчас и узнаем, повторяйте за нами!!:
(у каждого движения – свои жесты, мимика и действия)
Два прихлопа, два притопа, ёжики – ёжики,
наковали — наковали ножницы — ножницы,
бег на месте, бег на месте, зайчики – зайчики,
ну — ка дружно, ну — ка вместе:
мальчики кричат – «мальчики»,
девочки кричат «девочки»,
мамы кричат – «мамы»
Ведущий: хорошо, а сейчас немного усложним игру и узнаем, как разговаривают ещё и животные, повторяем за нами:
Два прихлопа, два притопа, ёжики – ёжики,
наковали — наковали ножницы — ножницы,
бег на месте, бег на месте, зайчики – зайчики,
ну — ка дружно, ну — ка вместе:
мальчики кричат – «мальчики»,
девочки кричат «девочки»,
мамы кричат – «мамы»,
а теперь продолжите фразы звуками животных:
курицы кудахчут — …. (ко-ко — ко),
рыбки в аквариуме — …. (буль-буль),
важный петух гуляет по двору — ….( ку-ка-ре-ку),
барашки кричат из сарайки — … (бе-бе-бе),
кот мяукает у двери — ….. (мяу-мяу),
собака гафкает около будки — … (гаф-гаф-гаф),
мышки пищит из норки — …. (пи-пи-пи),
лошадь громко кричит — …..(иго-го-иго-го),
лягушка с болота поёт -…. (ква-ква-ква),
коза на поле хозяйку зовёт — … (ме-ме-ме),
кто ребяткам молоко даёт — ……(му-му-му).
4) «Нарисуй свинку — Символ года» Участники делятся на две команды. Каждой команде дают ватман и фломастер. Участники по очереди рисуют с завязанными глазами свинку. Первый участник рисует голову и пятачок, второй туловище, третий хвостик, четвёртый ноги.
Как только рисунок готов, выбирается команда победителей.
5) «Перебрось шарик» Ребята делятся на две команды. Между командами натянута лента на высоте лица играющих. С одной и с другой стороны лежит по 5-10 шариков. Задачей игроков является перебросить все свои шарики на сторону противника. Запрещается перебрасывать шарики на чужую сторону под лентой. По команде ведущего «Стоп» дети должны замереть и убрать руки за спину. Ведущий приступает к подсчёту шаров. На чьей стороне шаров окажется меньше, тот и выиграл. Игра очень весёлая, динамичная, вызывает бурю эмоций, с которыми дети порой не могут справиться. Поэтому ведущий должен предупредить, если после команды «Стоп» дети будут продолжать перебрасывать шарики руками или проталкивать их ногами, команда-нарушительница будет считаться проигравшей.
Во время игры шарики часто нещадно лопаются, на это не надо обращать внимания. Главное — конечный результат.
6). Сказочный персонаж «Зима»- провела конкурс:
- Какая у вас елка красавица, а что на ней навешано – то, не вижу.
Помогите-ка мне разглядеть. Я спрашиваю, а вы ребята хором отвечаете:Есть ли на ёлке…
— Раскладушки и кроватки?
• — Мармеладки, шоколадки?
• — Шарики стеклянные?
• — Стулья деревянные?
• — Плюшевые мишки?
• — Буквари и книжки?
• — Бусы разноцветные?
• — А гирлянды светлые? - — Снег из ваты белой?
- — Ранцы и портфели?
• — Туфли и сапожки?
• — Чашки, вилки, ложки?
• — Конфеты блестящие? - — зайцы настоящие?
• — Шишки золотистые?
• — Звездочки лучистые?
7). Игра на внимание — Дай, дружок, ты мне ответ.
Со мной согласен или нет? Согласен – хлопаем, а не согласны – топаем.
- В снежки играем мы с друзьями? — Да
- Грибы по лесу собираем сами? — Нет
- С горки на санках катаемся? — Да
- В деревне на речке купаемся? — Нет
- По лесу на лыжах бродим? — Да
- И много цветов находим? — Нет
- А если руки замёрзнут?
Дети: Мы похлопаем! (хлопают)
Зима : А если ноги замёрзнут?
Дети: Мы потопаем! (топают)
Зима: Чтобы было нам теплей,
Выходи плясать скорей!
Далее был флешмоб, очень любимый ребятами и детьми под названием «Клап-снап».
8). Ведущая праздника провела игру «Какие бывают елочки?»
— Ребята, посмотрите, какая нарядная у нас елочка: вся в красивых игрушках и гирляндах. А вы знаете, где растут елочки? Конечно, в лесу! Елочки бывают разные: широкие и тонкие, высокие и низкие.
Далее ведущий должен объяснить правила игры:
— Ребята, становитесь в кружок и возьмите друг друга за руки, а я
буду говорить, какими бывают елочки. Если я скажу: «Высокие», вы должны поднять руки вверх, а если услышите: «Низкие», нужно присесть и опустить руки. Если я упомяну про широкие елочки, нужно сделать круг шире. А если я скажу: «Тонкие», вы должны сделать круг уже. Всем понятно? Раз-два-три, начали!
9). Звучит музыка, выходит учёный кот.
Кот: Мур-мяу, здравствуйте, ребята! Я — кот учёный и очень рад, что вы меня позвали на ваш новогодний праздник с играми, песнями и танцами, а то я сплю на сундуке и сказки смотрю. Давайте поиграем, ведь я знаю много интересных игр. Может, начнём с этой. Нет, нет, она стара, как мир…Тогда в эту. И она не лучше – уже надоела… Вот игра – что надо, я её очень люблю – «Новогодняя путаница». Я задаю вопросы, а вы будьте внимательны и отвечаете независимо от рифмы «да» или «нет».
- Огоньков на ёлке свет нужен нам? Конечно…+
- Ёлка – это ерунда, мы поставим кактус?..-
- Зал улыбками согрет, значит будет праздник? +
- Дед Мороз пошёл в буфет, станем ждать его мы? +
- Вот вернётся он, тогда, отругаем деда? +
- Мы Снегурку без труда отличить сумеем? +
- Будем праздновать тогда, скажем скуке дружно? –
10) Игра «Действие»:
Ведущий: Какие умные дети, сразу видно – школу посещаете. А какие вы ловкие и быстрые я тоже хочу посмотреть. Умеете на лыжах кататься? тогда поехали.
— Ребята изображают движения — как катаются на лыжах,
— потом изображают, как замерзли ручки и надо их согреть, и согреть соседу руки,
— как крутят обруч,
— включают с помощью пульта телевизор,
— как разговаривают по телефону,
— откусили яблоко, а оно кислое! – показывают помощью мимики,
— как рисуют портрет мамы,
— как открывают холодильник в поиске чего-нибудь вкусненького (эмоцию вкусненько — тоже нужно показать!),
— старательно гладят бельё,
— грызут семечки и нечаянно рассыпали мусор,
— а потом пылесосят палас,
— едут за рулем в машине и т.д.
Задача игры состоит в том, чтобы выполнив первое действие и переходя к другому — нужно сначала повторить первое действие и только потом второе, далее — прежде чем сделать задание, следующее по очереди — повторяем 1 и 2 действие сначала и только потом следующее.
11). Игра «Художники» — каждой команде вручается листок в виде таблицы из двух граф, состоящей из 10 клеток (2 ряда по 5 клеточек) – игроки с помощью капитана — начинают внимательно слушать слова, которые говорятся каждой команде отдельно, у каждой команды своё индивидуальное слово, на задание дается 10 секунд для каждой клеточки. В каждой такой клеточке – игроки должны без букв и цифр с помощью рисунка быстро изобразить то, что сказал ведущий, далее во второй клеточке – рисует уже 2-й игрок и т.д., так же и у другой команды.
После выполнения всех заданий — капитаны выходят на видное место с таблицей в руках. Как правило, на таких рисунках смешные картинки и всем
становится смешно и самое главное — теперь по этим забавным картинкам нужно вспомнить, что они рисовали. Команде — назвавшей правильные ответы своих рисунков – дается по 5 баллов, в случае же ошибок – команды выполняют фанты- задания.
Слова для примера, их можно приурочить к любому празднику или теме, например,
1). Первая команда — Торт, вторая команда – снег,
2). Мышка, автобус,
3). Студент, холодец,
4). Веер, корова,
5). Телевизор, арбуз,
6). Мороженое, такси,
7). Аквариум, календарь,
8). Телефон сотовый, картофельное пюре,
9). Кукурузные палочки, музыка,
10). Родственники, космодром.
12) «Весёлая фантазия» — особые дети очень любят рисовать и фантазировать, пусть рисунки временами из — за слабые ручки и слабой моторики пальцев получаются совсем другими, как обычно было бы от обычных деток, но нам самое главное, чтобы ребята проявляли как можно больше фантазии и смогли потом при ответах дополнять свои ответы мыслями, которые приходят в процессе ответа с помощью наводящих наших вопросов.
Двум командам каждой по отдельности на большом листке выдается рисунок. Причем это нестандартная геометрическая фигура, даже что-то вроде непонятной фигуры. Командам дается задание за то время, которая звучит весёлая мелодия необходимо покрутить — повертеть листок до тех пор, пока не возникнет идея, куда будет лучше дорисовать хвост к заданной фигуре, или куда расположить лапки, где-то нужен нос, а в центре глазки и т.д. Получается необычный пришелец с другой планеты, которому нужно придумать:
— имя;
— название планеты, с которой он прилетел;
— придумать чем он питается;
— с какой целью он прилетел на Землю;
— чему он может научить ребят – пока гостит здесь у нас на планете.
Вот здесь точно раскрываются фантазии ребят, команды сплачиваются в дружный коллектив.
Обычно после мероприятия мы приглашаем ребят к столу, чтобы угостить их чаем, дальше во время чаепития продолжается общение, а иногда бывает и детская дискотека.
В наших планах: помимо организаций концертов и программ в организациях, где я работала, побывать и в Школе для слабослышащих – куда нас уже пригласили с просьбой выступить с нашими яркими номерами, флэш-мобами, игровыми конкурсами, ждут нас так же в садиках, в планах сходить и в Дом — интернат для престарелых к пожилым людям, ведь в нашем репертуаре есть и военная тематика – красивый военные вальсы, стихи, песни и театральные постановки, а также сказки.
Планов у нас очень много и хотелось бы конечно – все их осуществить.
Куда бы мы ни пошли – мы всегда идем с хорошим настроением, гостинцами к чаю и, конечно же, настраиваемся на Позитив, чтобы дарить людям и детям радость!!!