Вы здесь: Главная > Без рубрики > Проектирование в системе художественного воспитания

Проектирование в системе художественного воспитания

Каримова Альбина Агзамовна

МАУДО «Центр детского творчества №16 «Огниво» г. Набережные Челны

На современном этапе развития системы образования, в условиях модернизации организаций дополнительного образования наиболее актуальным становится освоение детьми и подростками современных технологий, обеспечивающих их личностное и профессиональное самоопределение в изменяющемся мире, а также включение в созидание новых форм организации социальной жизни.

Одним из эффективных способов реализации данной задачи, а также обеспечения интеграции воспитания, развития и обучения является технология проектирования. Проектирование как деятельность всегда сопряжена с личной инициативой учащегося, поиском нестандартных решений, выбором, персональной ответственностью перед группой сверстников.

По мнению А.П., Маркова Г.М.Бирженюк  проектирование — это специфическая технология, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельности), разработке путей и средств достижения поставленных целей.

Сегодня все больше и больше востребованы проекты различной направленности, участие в конкурсах проектов дает шанс нам педагогам получить гранд на развитие коллектива. Так в октябре-ноябре каждого года в Республике Татарстан организуется конкурс антинаркотических проектов. Объединения художественной направленности могут с успехом принять участие в данном конкурсе. В Центре детского творчества таким явился Создание арт — группы «Гармония» для пропаганды ценностей здорового образа жизни, получивший гранд Министерства образования и науки. Проект разработан группой педагогов, входящих в проблемную группу «Социальное проектирование  в системе художественно-эстетического воспитания».

 Социальные проекты Центра представлены на: общероссийский конкурс профилактических программ в сфере охраны психического здоровья детей и подростков  «Здоровое поколение» (проект «Преемственность поколений: vmeste.ry»- лауреат конкурса); республиканский конкурс  антинаркотических профилактических проектов среди образовательных организаций дополнительного образования «Парад идей» (проект «Стратегия успеха» -1 место); республиканский конкурс реализованных социально-педагогических проектов (Проект досуговой площадки «Огнивичок»-1 место);   республиканский конкурс- акция «Экологический марафон» (проект «Экополис»- 1 место) и др.

Участие в разработке данных проектов для педагогов Центра является хорошей школой для создания собственных проектов, которые по содержанию являются творческими.

 Грамотно разработанный творческий проект поможет избежать многих ошибок при его реализации, обойти «подводные камни» в  современном мире конкуренции, поможет найти ответы на многие вопросы его разработки и реализации. В нем гибко сочетаются творческие, технические, финансовые  ры­ночные аспекты.

Во-первых, проект служит основанием предполагаемой творческой работы и дает оценку результатам деятельности за определенный период. Так на основе анализа существующих проблем в развитии хореографических коллективов в условиях дополнительного образования, а именно в многопрофильном УДО, когда отсутствует аккомпаниатор, практически невозможно реализовать комплексные программы, нами обсуждалась идея создания новой модульной программы, которая станет новым проектом- результатом работы нашей проблемной группы. 

Во-вторых, проект становится документом, который определяет курс действий и формы управления ими, он выполняет как стратегические цели планирования предстоящей работы, так и тактические.

В-третьих, проект в большинстве случаев может быть использован как средство для получения необходимых инвестиций и может служить мощ­ным инструментом нахождения путей финансирования. Множество конкурсов   проектов дают нам шансы получить гранды различного объема.

В-четвертых, проект обязательно рассматривается как документ, от­крытый для различного рода нововведений (организационных, информа­ционных, технических, технологических, экономических и т.п.). Учитывая необходимость организации инновационной деятельности, экспериментальной работы с учащимися, творческие проекты будут востребованы, особенно теми педагогами, которым предстоит подтверждать свою категорию или претендовать на более высокую.

В-пятых, проект может служить хорошей рекламой для предполагае­мой деятельности  и в то же время стать своеобразной визитной кар­точкой объединения, поэтому мы понимаем, что  он должен быть компактным, красиво оформленным, информационно насыщенным.

В-шестых, проект демонстрирует нашу готовность  идти на риск и является развернутым документом, страхующим от неудач.

В седьмых, проект является инструментом самообучения, поскольку его разработка являет собой непрерывный процесс познания и самопозна­ния.

Хореография таит в себе уникальные возможности для всестороннего развития личности. Однако, методика преподавания искусства танца достаточно традиционна и мало восприимчива к нововведениям, так как, учитывая специфику деятельности, педагоги выстраивают учебно-воспитательный процесс на основе научных знаний психо-физического и физиологического развития детей. Организуя экспериментальную, инновационную деятельность, перед педагогами по хореографии встает серьёзная проблема: как на занятиях, где каждый этап рассчитан поминутно (построение, поклон-приветствие, разминка и т. д.), найти ресурсы (временные, информационные, организационные) и какие использовать средства для формирования творческого мышления, исследовательских компетенций, социальной активности обучающихся. Наиболее интересным для решения поставленной проблемы становится технология   проектирования.

  Так, в начале каждого учебного года учащиеся старшей группы хореографического ансамбля «Кабриоль» привлекаются к обсуждению репертуара на год, к выбору тематики номеров. Такие обсуждения позволяют определить темы для организации проектной деятельности. При подготовке больших мероприятий, таких как день рождения коллектива, новогодний праздник, праздник Великой Победы в нашем объединении организуется работа над коллективным проектом. Разработка проектного задания:

  • осмысление проблемы;
  • выбор темы и подтем;
  • формирование творческих групп;
  • формулировка вопросов заданий;
  • отбор информации;
  • определение форм выражения итогов работы — «продукта».
  1. Непосредственная разработка проекта. Поисковая деятельность
  2. Оформление результатов.
  3. Презентация проекта.
  4. Рефлексия проектной деятельности.

Посредством вовлечения учащихся в проектирование, мы формируем у них стратегическое, проектное мышление, чувство социальной ответственности, осознания собственной причастности к общественным и политическим процессам. Это является залогом успешной подготовки поколения компетентных и успешных людей, способных в дальнейшем эффективно осуществлять свои профессиональные функции, работая в государственных, муниципальных структурах или в частном бизнесе, и быть востребованными на рынке труда.

Мы считаем, что для активных, инициативных учащихся социальное проектирование – именно та воспитательная технология, которая научит их мыслить широко, видеть проблемы не только у себя в семье, школе и дворе, но и в обществе, и доступными средствами пытаться преобразить окружающую среду.

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить отзыв