Вы здесь: Главная > Без рубрики > Сценарий интегрированного мероприятия с народными играми: «Бер, ике, өч – бездә бөтен көч»

Сценарий интегрированного мероприятия с народными играми: «Бер, ике, өч – бездә бөтен көч»

Муртазина Айназ Рафисовна Воспитатель по обучению татарскому и русскому языкам

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №47» г.Нижнекамск

Цели:

— формирование заинтересованного  и уважительного отношения к культуре родной страны, создать эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности к Родине.

Задачи:

— формировать творчески развитую, активную личность, сочетающую в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство;

— приобщать к истокам игрового  фольклора;

— предоставить детям возможность разрядки негативных эмоций и статичности ребенка, а также способствовать оздоровлению  его организма;

— способствовать сплочению детей в коллективе, а также возможности раскрытия всем детям: замкнутым стать более раскованными, а очень коммуникабельным – получить широкое поле для реализации своих способностей и возможностей;

— развитие физических (ловкость, быстрота реакции, координационная способность) и психических (воля, целеустремленность, самоконтроль) качеств;

(под музыку дети приглашаются в зал )

Выходит Скоморох Шаянкай.

Шаянкай:

Исәнмесез, диеп, башлыйк әле

Хәр очрашу шулай башлана

Исәнмесез, дип башланса ул,

Куңелләрдэ ныграк саклана.

Исәнмесез, балалар! Хәлләрегез ничек?

(балаларның җаваплары)

Шаянкай:

Ребята, давайте же знакомиться. Мин шаян-наян кыз. Исемем минем Шаянкай. Сезнең белән очрашуга мин бик шатмын.

 

Балалар, ә мин сезнең янга күңелле уеннар уйнарга килдем. Уйныйбызмы бергәләп?

Уеннарга тотынганчы сораулар бирим әле үзегезгә. Искә төшереп үтик әле, безнең илебез ничек дип атала? Ә республикабыз?

 (балаларның җаваплары)

Шаянкай:

Наше государство многонациональное.

Без күп милләтле илдә, республикада яшибез. А какие вы знаете национальности?

(балаларның җаваплары)

Шаянкай:

Вот как много национальностей вы знаете, молодцы. У каждого народа есть свои народные подвижные игры, ребята. И мы сегодня с вами будем вспоминать старину и даже сами поиграем в народные игры, в которые играли наши бабушки и дедушки. Играли, наверно даже ваши мамы и папы.

А название наших сегодняшних состязаний такое: Бер, ике, өч – бездә бөтен көч! (показывает движениями). Сегодня мы познакомимся с русскими, татарскими, башкирскими, удмуртскими народными играми.

Ну что, вы готовы к спортивным состязаниям? Тогда начинаем.

Шаянкай:

Начинаем наши состязания с русской народной игры. Моның өчен зур круг ясап басыйк әле. (дети встают в круг)

  1. «Не задень лапоть» — «Чабатага элләкмә».

(инвентарь: лапти)

В древние времена самой распространенной обувью на Руси были лапти. Лапти на самом деле носили и зимой и летом. Одно плохо – лапти быстро снашивались. Летом лапти снашивались быстрее потому, что люди много работали, и приходилось им далеко ходить. А плели лапти из коры деревьев.

Для этого состязания, встаем в круг, в центре круга — водящий с лаптем на веревке. Это буду я. Водящий крутит лапоть, стараясь задеть ноги детей. Дети подпрыгивают. Кого лапоть заденет — тот выходит из игры.

 (во время игры звучит русская народная музыка)

  1. Русская народная игра «Мышеловка» — «Капкан».

(инвентарь: маски мышей)

Шаянкай:

Балалар, әйтегез әле миңа тычкан нәрсәдән курка? (песидән) Дөрес, ә тагын нәрсәдән бик курка икән? (капканнан). Бик дөрес. Менә хәзер безгә тычкан һәм капкан рольләрен уйнарга туры килә. Чөнке алдагы уен, нәкъ шулай атала да.

А теперь встаем все в круг. И делимся на 2 группы: мышей и капканов. (1 ребенок с помощью татарской считалки выбирает, кто будет в роли мыши). Кто в роли капкана, вы образуете круг. А мыши, вы вне круга. 

Играющие, изображающие мышеловку, берутся за руки и начинают ходить по кругу приговаривая:

Ах, как мыши надоели,

Все погрызли, все поели.

Берегитесь же, плутовки,

Доберемся мы до вас.

Вот поставим мышеловки,

Переловим всех за раз!

По окончании стихотворения вы должны остановиться и поднять сцепленные руки вверх. Мыши должны вбегать в мышеловку, т.е. в круг и тут же выбегать с другой стороны. По моему слову «Хлоп!» вы, стоящие по кругу, должны опустить руки и должны присесть – мышеловка считается захлопнутой. Играющие, не успевшие выбежать из круга (мышеловки, считаются пойманными).

Пойманные мыши переходят в круг и увеличивают тем самым размер мышеловки. Когда большая часть мышей поймана, дети меняются ролями, и игра возобновляется.

(во время игры звучит русская народная музыка)

 

 

  1. 3. Татарская народная игра «Утраулар» — «Островки».

(инвентарь: квадратные платки, для обозначения островков)

Шаянкай:

Ә хәзер, татар халык уены уйнап алыйк.

На полу размещены островки, их на одного меньше, чем игроков. Заиграет музыка и мы под музыку будем танцевать татарский танец . А когда музыка остановится, каждый встает на свой остравок. Кто не успел встать на островок, тот и выбывает. В течении игры остравки уменьшаются.

(во время игры звучит татарская плясовая музыка)

 

  1. 4. Удмуртская народная игра «Ворота» — «Капка».

Шаянкай:

Следующая игра удмуртского народа.

Так же, взявшись за руки, парами образуете круг. Одна пара встает в середине круга. Включается плясовая мелодия. Пара, оставшаяся в середине круга, под музыку пробегает под другими «воротами». А та пара, которая изображала ворота, бежит к другим «воротам». Таким образом, вы бегаете до остановки музыки. Пара, оставшаяся в середине круга, пляшет. Далее все начинается сначала.

Правило игры: как только останавливается музыка, ворота закрываются.

(во время игры звучит удмуртская музыка)

 

  1. 5. Башкирская народная игра

«Конное состязание» — «Атлар ярышы»

Шаянкай:

Ну а теперь пришло время поиграть в башкирскую народную игру.

Игроки встают парами друг за другом на одной линии. Игрок “конь” вытягивает руки назад – вниз и берет за руки “наездника”. После свистка, пары бегут до указатела, обегают его и бегут обратно. Затем стартует следующая пара. Кто быстрее и соблюдая все правила выполнит этот конкурс и побеждает.

Кемнәр оста атта йөрүчеләр булыр икә, карап карыйк эле. Бу уенны төркемнәргә буленеп уйнарбыз.

(балалар командаларга бүленеп басалар)

(во время игры звучит башкирская музыка)

Шаянкай:

Булдырдыгыз, балалар. Әфарин!

6.Алдагы рус халык уены «Палки» — «Таяклар» дип атала.

(инвентарь: две деревянные палки)

Шаянкай:

Ребята, слышали о такой игре? Я о ней узнала от своей бабушки. Она рассказывала, что когда она была маленькой, то жилось им трудно, еда не всегда была в доме, что уж говорить про игрушки. Поэтому они и играли на улице в палки.

Әйдәгез, без дә шушы уенны уйнап карыйк әле. Хәзер уенның кагыйдәләре белән дә таныштырам.

     После свистка, первый игрок команды берет палку и кладет ее на свою ладонь. И таким образом,  держа эту палку на ладони, должен добежать до указателя, оббежать ее и вернутся обратно к своей команде и передать эстафету следующему игроку.

Кто быстрее выполнит это задание и не потеряет палку, та команда и победила.

(во время игры звучит русская народная музыка)

Шаянкай:

Какие же вы спортивные, быстрые ребята. Молодцы. Ну а наши народные игры продолжаются.

Ә хәзер татар халык уены уйнарбыз.

  1. Татар халык уены«Тюбетейка» — «Түбәтәй»

Шаянкай:

Һәр командага татар халык баш киеме түбәтәй бирелә.

Тубәтәй в руках первого игрока. После свистка первый игрок команды одевает на голову тубәтәй, затем снимает ее и быстрее передает следующему участнику и таким образом тубәтәй поочередно передается каждому участнику команды. После того, как түбәтәй окажется у последнего участника команды он заново передает ее предыдущему игроку. И тем самым тубәтәй в конце игры должен оказаться на голове первого участника, который громко должен сказать “Түбәтәй миндә!”.

Кто первее выполнит это задание и побеждает.

(во время игры звучит татарская плясовая музыка)

 

Шаянкай:

Булдырдыгыз, балалар. Бар да яхшы үтәлде. Балалар, сезгә халык уеннары ошадымы? (балаларның җаваплары).

Ребята, вы все отлично справились с нашими спортивными конкурсами. И конечно же сегодня в соревнованиях победила дружба!

Дуслык җиңде буген, минем дусларым. Алга таба да спорт белән дус булыгыз , әби-бабаларыбызның гореф-гадәтләрен онытмыйча, аларны хөрмәт итеп яшәгез. Миңа сезнең белән бик тә күңелле булды.

Но вот настал момент прощания. Пора и мне домой уходить. До свидания, до новых встреч! Сау булыгыз, минем дусларым, киләсе очрашуларга кадәр.

(Шаянкай уходит. После чего под музыку выходят из зала и дети)

 

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить отзыв