Вы здесь: Главная > Без рубрики > Сборник статей из личного опыта педагога объединения «Кружевница»

Сборник статей из личного опыта педагога объединения «Кружевница»

Мухаметшина Гульнара Ильясовна Педагог дополнительного образования

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей «Заречье» Кировского района г. Казани Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №4» Кировского района г. Казани

Эссе «Единственное счастье в жизни – это постоянное стремление вперёд»

 

Счастье! Что такое счастье? Существует достаточно много определений, трактовок понятия счастья и большинство из них достаточно субъективны. То, что является счастьем для одного, может не быть таковым для другого и наоборот. Для каждого человека «счастье» — это понятие сугубо индивидуально. Для кого-то – это сбывшиеся мечты о карьерном росте, для другого – это взаимная, или даже невзаимная любовь – сама любовь, по сути – это чудо! Для некоторых – это успешное завершение большой работы, или просто хорошо выполненная работа.

Универсальных рецептов простого человеческого счастья, пожалуй, не существует. Хочется преуспеть на работе, достичь самых высоких вершин, сделать карьеру, создать семью, воспитать детей. Семья – это важное и ценное, в жизни любого человека, «кристалл», который нужно беречь! Не обязательное, но желательное условие для счастливого будущего. Семья – это родные люди, дом, где тебя понимают, любят и ждут – крепкий «тыл».  Каждый человек на планете хочет быть счастливым, независимо от пола, возраста и семейного положения.

Каждодневное, кратковременное счастье складывается из маленьких мелочей. Счастливые моменты – это то малое, что составляет счастье в жизни человека.

А в чём же заключается счастье учителя? Насколько богат внутренний мир учителя, настолько и разнообразно ощущение счастья. Не это ли счастье, когда работа приносит удовлетворение, когда есть любимое дело, которому хочется посвятить всю свою  жизнь, когда есть мечта, цель, ради которой стоит потрудиться и добиться успеха. Для меня быть учителем – это уже счастье! Я люблю детей – своих учеников. Люблю их восторженные глаза, когда мы вместе узнаем что-то новое, готовимся к конференциям, участвуем в конкурсах, добиваемся результатов. Тепло детских сердец заряжает меня энергией, мое сердце бьется сильнее и дарит им любовь. Счастье учителя – в учениках.

Счастье человека в том, к чему он стремится – это постоянное движение вперёд. Движение – это жизнь! Эта фраза известна всем, но не многие вчитываются в её смысл. А суть всего лишь в том, что движется, все, что нас окружает: вода, земля, воздух, космос, солнце – всё живое. Интересней жить в мире, где все живое! А живое – это порождение планеты Земля, её скрытого огня, ставшего камнем, камня, ставшего почвой, питающей флору, фауну и, конечно же, мы – люди, живущие на планете.

Все люди куда-то спешат, что-то делают, идут на работу, в школу, совершают действия, поступки, занимаются спортом, уезжают на отдых – это все – движение к цели, которую хотим достичь. Движение я пониманию как призыв к активной жизни для поддержания здоровья и духа, постоянному самосовершенствованию, покорению вершин, исполнению сокровенных желаний, поиску своего пути и своего счастья, повышение работоспособности, умственных и физических качеств, отличного настроения. При всём при этом не забывая о других, а в моей профессии – о моих учениках. В процессе обучения необходимо дать детям знания, умения, вложить в них всю душу, относиться как к личности, находя индивидуальный подход к каждому, чтобы они могли правильно использовать приобретенные знания, умения, навыки и реализоваться в жизни.

На протяжении всей нашей жизни мы постоянно стремимся к чему-то. На своем жизненном пути детям приходится преодолевать трудности, терпеть неудачи, если они случились; работать над самим собой, помогать друг другу. Я считаю, что моя задача помочь учащимся стать сильнее, и тогда жизнь счастливого человека обретёт смысл. А смысл жизни в том, что мы должны служить другим и делать добро! И поэтому необходимо находиться в постоянном поиске – в постоянном движении вперёд, к счастью!

Воспитание детей средствами декоративно-прикладного искусства

 

Дополнительное образование детей — необходимое звено в воспитании многогранной личности, в ее образовании, в ранней профессиональной ориентации, а так же оно многообразно, разнонаправленно. Ценность дополнительного образования детей в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает ребятам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте. О необходимости дополнительного образования нет смысла никого убеждать. Чем больше ребенок сможет усвоить дополнительных знаний, навыков, тем легче ему будет определиться в жизни, в профессии, тем менее он будет уязвим в наше время – время постоянных перемен.

Главное преимущество образования дополнительного перед обязательным – его добровольность, т.е. посещение объединений УДО детьми по собственному желанию и выбору. Именно эта добрая воля способствует более качественному, эффективному результату творческого саморазвития детей, их самореализации. Длительное, тесное общение педагога и ребенка во время занятий, совпадение их интересов, устремлений приводят к сотрудничеству, сотворчеству, равноправным межличностным отношениям. Творческое объединение «Кружевница» МБУДО «ЦДОД «Заречье», за год своего существования, привлек внимание многих учащихся, стало именно светлым, добрым домом, где чтят традиции и приветствуют новации.

В основе концепции образовательной деятельности коллективов декоративно-прикладного искусства лежит возрождение духовного наследия народа, сохранение и развитие художественных традиций. Художественные же промыслы и древние ремесла рассматриваются как часть материальной и духовной культуры народа.

В настоящее время декоративно-прикладное искусство, особенно художественные промыслы, переживают трудный период не востребованности и незаслуженного забвения, что способствует утрате многих уникальных и самобытных видов народного искусства, получивших широкое признание, как в стране, так и за рубежом.

Современному подростку трудно ориентироваться в мире искусства и отличить настоящую красоту от ложной «красивости».

Воздействие народного и декоративно-прикладного искусства на растущего ребенка многопланово; оно выступает как школа воспитания чувства прекрасного, стимулирует творческий потенциал, способствует взаимопониманию в детском коллективе.

Программа дополнительного образования художественной направленности «Кружевница» разработана в 2016 году. За год работы в программу внесены незначительные изменения и дополнения. Программа рассчитана на два года обучения, детей в возрасте от 11 до 16 лет.

Народная ручная художественная вышивка — яркое и неповторимое явление национальной культуры, изучение которой обогащает, доставляет радость общения с настоящим искусством.

По итогам прохождения программы широко и многосторонне раскрывается художественный образ вещи, слова, основы ручного художественного вышивания, символика орнамента, связь народной художественной культуры с обычаями и традициями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.

Программа призвана помочь учащимся, имеющим склонность к декоративно-прикладному искусству, реализовать свои природные задатки в одном из популярных его направлений – художественной обработки материалов. Занятия этим видом творчества будут способствовать осознанному выбору ими профессии и более успешной адаптации на современном рынке труда.

Особое значение уделяется наглядному материалу. Собрана библиотека методической и периодической литературы, изготовлены учебные пособия, демонстрационный и дидактический материал: коллекции образцов узоров, коллекция ниток и тканей, схем узоров, раздаточный материал, карточки для самостоятельной работы.

На занятиях необходимо стимулировать обучающихся к выразительности решения, развивать у них умение самостоятельно выбирать формат, пользоваться различными материалами, применять соответствующую технику исполнения. Одним из важных аспектов занятия является умение анализировать свои работы, критически оценивать их на основе постоянного сравнения. В итоге дети умеют вести работу последовательно, приобщаются к художественному рукоделию, развивают свой эстетический вкус, формируют восприимчивость к миру прекрасного, желание глубже изучить прошлое своего народа, а значит, не прервется нить преемственности культурных и творческих традиций, оставленных нам предыдущими поколениями.

В целях развития детского творчества, поддержки и выявления талантливых обучающихся, повышения их мастерства в объединении проводятся персональные выставки работ, конкурсы, защита проектов, ведутся индивидуальные творческие дневники, в которых учитываются все работы выполненные ребенком в течение периода обучения в объединении.

Любить свою Родину, культурное наследие, народное творчество, насильно заставить нельзя, да и не надо. Моя задача, как педагога, состоит в создании атмосферы, условий, использования таких технологий, при которых дети сами с интересом и желанием захотят узнать о своей стране и ее культуре. Однако, даже при таких условиях, нереально рассчитывать на то, что все дети объединения в последствие станут ярыми пропагандистами и поклонниками народного творчества, но знакомство, изучение и приобщение к национальным корням произойдет обязательно.

 

 

«Основные принципы здоровьесберегающих технологий в детском объединении «Кружевница» (возраст обучающихся 11-16 лет)

 

Проблемы сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальны сегодня. Все чаще вспоминаются слова классика о том, что «здоровье – это не все, но без здоровья все – ничто».

Здоровье лежит в основе благополучия любого человека. Только здоровый человек может в полной мере стать творцом своей судьбы, добиться определенных успехов в карьере и личной жизни, продуктивно проводить свой досуг, быть созидателем в окружающем его мире.

Сегодня нет необходимости доказывать, что педагог и правильно построенный в условиях здоровьесбережения процесс обучения способны сохранить и укрепить здоровье учащихся. Дополнительные образовательные учреждения являются важнейшим звеном социализации детей — здесь среди прочих ценностей усваивается ценность здоровья.

Существует много факторов, разрушающих здоровье учащихся. Это и недостаток витаминов, неправильный режим дня, пьющие родители, деформирующие детскую психику, рост числа курильщиков среди учащихся, потребление пива, чрезмерное увлечение телевизором и компьютером; в школе – учебные перегрузки, уменьшение двигательной активности, приводящей к гиподинамии и нарушении осанки.

Активное вовлечение учащихся в учреждения дополнительного образования способствует решению проблемы сохранения здоровья учащихся. На занятиях дополнительного образования создаются все условия для здоровьеориентированной среды.

Я считаю, что эффективность работы современного педагога во многом определяется наличием ряда составляющих этой здоровьеориентированной среды:  

— соблюдение санитарно-гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), правил техники безопасности;

— четкая организация учебного труда;

— строгая дозировка учебной нагрузки;

— смена видов деятельности;

— обучение с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.);

— место и длительность применения ТСО;

— включение технологических приемов и методов, способствующих самопознанию, самооценке учащихся;

— построение занятия с учетом работоспособности учащихся;

— индивидуальный подход к обучающимся с учетом личностных возможностей;

— благоприятный психологический климат, ситуации успеха и эмоциональные разрядки;

— профилактика стрессов:

— проведение физкультминуток и динамических пауз на занятиях;

— целенаправленная рефлексия в течение всего занятия и в его итоговой части.

На своих занятиях в объединении «Кружевница» провожу физ.минутки, организовываем паузы для чаепития, временами тихо звучит музыка (классическая, спокойная, веселая – по желанию обучающихся). Обучающиеся, при необходимости могу пересесть на любое удобное место. В процессе выполнения работы обсуждаем проблемные вопросы, которые волнуют детей. Время занятия летит не заметно, как для обучающихся, так и для меня. 

Применение здоровьесберегающих технологий помогает сохранению и укрепление здоровья школьников, предупреждение переутомления обучающихся на занятиях; улучшение психологического климата в детских коллективах; повышение концентрации внимания; снижение показателей заболеваемости детей, уровня тревожности.

Здоровьеориентированная среда решение проблемы сохранения здоровья учащихся.

«Дополнительное образование в условиях инклюзивного образования»

 

В настоящее время в России увеличилось число детей с отклонениями в развитии и поведении. Поэтому стало уделяться большое внимание актуальной проблеме обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Дети с ограниченными возможностями здоровья одна из наиболее уязвимых категорий детей. Круг общения таких детей невелик. Только система дополнительного образования может предоставить им возможность реализовать свой потенциал.

В образовании применяются три подхода в обучении детей с особыми образовательными потребностями:

— дифференцированное обучение детей с нарушениями физического и ментального развития в специальных (коррекционных) учреждениях I-VIII видов;

— интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях;

— инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми.

Я хотела бы остановиться на инклюзивном образовании.

Инклюзивное образование предполагает принятие учеников с ограниченными возможностями здоровья как любых других детей в классе, включение их в одинаковые виды деятельности, вовлечение в коллективные формы обучения и групповое решение задач, использование стратегии коллективного участия – игры, совместные проекты, лабораторные исследования и т. д.

Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении.

Внедрение инклюзивного образования в системе дополнительного образования проходит намного спокойней, чем в образовательных учреждениях. Система дополнительного образования имеет больше возможностей для реализации инклюзивного образования: обладает значительным ресурсом для формирования мотивации и компетенций для образования в течение всей жизни, предоставляет ребёнку максимум возможности для развития его потенциальных творческих способностей с учётом интересов и желаний, получения допрофессионального образования, фактически готовит детей к выстраиванию успешных индивидуальных траекторий. Так же позволяет гибко и эффективно реагировать на современные вызовы к способностям и возможностям человека, предоставляя альтернативные возможности для проявления образовательных и социальных достижений детей, в том числе, для детей оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Для многих детей – это основная, а иногда и единственная возможность для того, чтоб получить жизненно важные практические навыки.

 

 

 

Дети с ОВЗ на занятиях дополнительного образования

 

В последнее время актуальным вопросом является увеличение учащихся с ОВЗ в системе общего образования и в частности на моих занятиях в объединение «Кружевница» МБУДО «ЦДОД «Заречье».  Увеличение детей с ОВЗ накладывает на педагога большую ответственность, а так же необходимость особых знаний для подготовки программ, построения занятия с учетом особенностей детей с ОВЗ.

В 2011 году прошла курсы в рамках программы «Доступная среда», на которых начали говорить о доступности образовательной среды для каждого ребенка независимо от ограничений и возможностей. На тот момент разговоры шли о дистанционном обучении, которое помогало включать детей с ОВЗ в образовательный процесс, но лишало возможность полностью окунуться в процесс обучения и самим участвовать в деятельности, выполнять различные операции, находится среди сверстников. И такая возможность появилась с появлением программы инклюзивного образования.

Структура и содержание образования для детей с ОВЗ имеет свои особенности, а характер усвоения учебного материала данной категорией учащихся несколько отличается от познавательных возможностей обычных школьников. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении.

Моя программа «Кружевница» для детей с ОВЗ рассчитана на 1 год обучения группы до 10 человек. Программой предусмотрено обучение детей из различных социальных категорий, детей с отклонениями по состоянию здоровья. Группа занимается 2 часа в неделю (каждые 30 минут физминутки).

За весь период моей профессиональной деятельности, у меня был опыт работы с детьми имеющими особые возможности здоровья, в основном это были дети с нарушениями зрения и опорно-двигательного аппарата.

По классификации, предложенной В.А.Лапшиным и Б.П.Пузановым, к основным категориям аномальных детей относятся: дети с нарушением слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, умственной отсталостью, задержкой психического развития и другими комплексными нарушениями психофизического развития. Для каждой категории детей должно быть продумано проведение занятия, времени проведения работы и отдыха, нагрузка и конечно индивидуальные требования к результатам деятельности. Все эти особенности вызывают тревогу и страх среди педагогов, так как это большая ответственность. При всех этих особенностях хотелось отметить, что большое место занимает отношение, внимание и манера общения с такими детьми.

 Рекомендации педагогу дополнительного образования при проведении занятий с детьми имеющие с ограниченными возможностями здоровья:

1.Относится к ребенку спокойно и доброжелательно, так же как к другим детям.

2.Учитывать индивидуальные возможности и особенности ребенка при выборе форм, методов, приемов работы на занятии.

3.Сравнивать ребенка с ним самим, а не с другими детьми.

4.Создавать у ребенка субъективное переживание успеха.

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить отзыв