Вы здесь: Главная > Без рубрики > Мастер-класс по обучению русскоязычных детей татарскому языку в подготовительной группе по проекту “Без инде хәзер зурлар – мәктәпкә илтә юллар” с использованием УМК на тему: “Мәктәп” (“Школа”)

Мастер-класс по обучению русскоязычных детей татарскому языку в подготовительной группе по проекту “Без инде хәзер зурлар – мәктәпкә илтә юллар” с использованием УМК на тему: “Мәктәп” (“Школа”)

Габидуллина Миляуша Ильдаровна воспитатель

Сармановский район, поселок Джалиль МБДОУ №6 «Теремок»

Тема: Мәктәп

Цель:

Научить детей понимать и общаться на татарском языке.

Задачи:

  1. Образовательные:

— закреплять знания пройденного материала;

-учить детей применять свои знания в общении.

  1. Развивающие:

— совершенствовать умение отвечать на простые вопросы и поддерживать разговор.

  1. Воспитательные:

— воспитывать интерес к татарскому языку.

Оборудование: шары, картины, портфель, проектор, ноутбук, мольберт, түбәтәй,

                           Ход НОД:

Вводная часть: (Под музыку дети заходят и садятся на стульчики. Музыка «Хэерле кон»)

Воспитатель: Исәнмесез балалар!

Дети: Исәнмесез!

Воспитатель: Хәлләрегез ничек?.

Дети:  Әйбәт, яхшы.

Воспитатель: Сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся и с нашими гостями!

Дети: Исәнмесез.

Воспитатель: Булдырдыгыз, балалар. С друг другом и гостями поздоровились, а сейчас, ребята, поздороваемся с нашими частями тела. Хәзер үз-үзебез белән исәнләшик.

 

Исәнмесез күзләр, сез уяндыгызмы?(поглаживая глаза)

Исәнмесез битләр, сез уяндыгызмы?

(поглаживая щечки)

Исәнмесез колаклар, сез уяндыгызмы?

(поглаживая ушки)

Исәнмесез куллар, сез уяндыгызмы?

(поглаживая руки)

Исәнмесез аяклар, сез уяндыгызмы?

(поглаживаем ноги и тихонечко топаем)

Күзләр-карый!(Глазки-смотрят)

Колаклар-тыңлый!(Ушки-слушают)

Куллар-чәбәкли!(Ручки-хлопают)

Аяклар-тыпырдый.(Ножки-топают)

Исәнмесез,  без уяндык.

(протягивая руки вперед).

 

Воспитатель: Молодцы. Ребята, вы любите путешествовать?

Дети: Да

Вопитатель:  Сейчас мы с вами поедим волшебную страну которое называется «Школа – Мэктэп». Знаете такую страну? Что такое школа? Что там делают?

Дети: (Ответы детей)

Воспитатель:

Дети занимайте свои места,  наш автобус отправляется в волшебную страну. Пока мы будем ехать, будем играть в игру «Син кем?» («Ты кто?»). Задавая друг другу вопрос «Синең исемең ничек?», «Сина ничә яшь?» будем знакомиться на татарском языке.

Дети рассказывают про себя на татарском языке.

Ответы детей: Мин Алсу. Миңа 6 яшь.

 

 

          Основная часть:

Воспитатель: Вот и приехали на волшебную страну. У нас впереди что стоит? Бу нәрсә , балалар? (Слайд «Школа»)

Дети: Мәктәп

Воспитатель: Дөрес, бу — мэктэп. Мэктэп нинди?

Дети: Зур, матур, иркен, биек.

Воспитатель: Вы сегодня  будете школьниками, будете сидеть на уроках, будем заниматься. (Звонок)

 

 А вот  прозвенел звонок, зачинается урок.

   Первый урок — математика.

Воспитатель: (Держит на руках шары) Дети, у меня что на руке?

Дети: Шары.

Воспитатель: правильно, а на татарском?

Дети: Шар

Уен «Ничэ шар»

Воспитатаель: Сейчас их надо посчитать на татарском.(дети посчитают и говорят ответ)

-Молодцы. А теперь  просите у меня шары. Уен ситуациясе «Шар бир эле»

Нэрсэ кирэк?

-Шар кирэк.

Нинди шаркирэк?

-Кызыл шар.

Мэ, кызыл шар. ( Каждый ребенок подходить и спрашивает) (Звонок)

 

Перемена

Воспитатель: во время перемены поиграем с вами пальчиковую игру. Хэзер бармак уены уйнап алабыз.

 

Минем гаилэм

Бу бармак бабай

Бу бармак эби,

Бу бармак эти,

Бу бармак эни,

Бу бармак мин булам,

Мин гаилэмне яратам.

Молодцы, балалар, булдырдыгыз. Хэзер икенче дэресебезне башлыйбыз.

 

Второй урок у нас  ознакомление с окружающий миром(Звонок)

 Все смотрим на  экран.

Дидактическая игра: «Бу нэрсэ? Нишли?»

В волшебном лесу живет разные животные? Нужно задать вопрос о животном и отвечать по  картинкам на татарском.

-Бу нэрсэ?

-Бу толке.

-Толке нишли?

-Төлке бии.  (Куян сикерә. Песи сөт эчә. Эт ботка ашый. Аю йоклый.Тычкан чана шуа.Бүре йогерэ) (Презентация)

 

Перемена (Звонок)

Ардыгызмы ,эйдэгез эзрэк ял итеп, гимнастика  ясап алабыз.

 

      

   Күрсәт әле, үскәнем, (покажи-ка мне, дружок)

Күрсәт әле, үскәнем, (покажи-ка мне, дружок,)

Ничек җилләр исәләр? (как дует ветер)

Менә шулай, менә шулай, (вот так, вот так)

Шулай җилләр исәләр. (вот так дует ветер)

Курсәт әле ,үскәнем,

Ничек яфрак коела? (как листья падают)

Менә шулай, менә шулай,

Шулай яфрак коела.

Күрсәт әле, үскәнем,

Ничек кошлар очалар? (как летают птицы)

Менә шулай, менә шулай,

Шулай кошлар очалар!

Күрсәт эле, үскәнем,

Ничек куян сикерә?

Менә шулай, менә шулай,

Шулай куян сикерә!

(Звонок)

 

3 занятие развитие речи.

Стихотворение :

        В татарстане мы живём,

      Учим все татарский.

      Чтобы все могли дружить  

      И умели говорить!

                    Татарча да яхшы бел,

                    Урысча да яхшы бел,

                    Икесе дэ безнен очен,

                    Ин кирэкле затлы тел.

      Будем вместе мы стараться, 

      Будем крепко мы дружить,

      По татарски и по русски,

      Будем все мы говорить!

Дидактическая игра: » Портфельдэ нэрсэ бар?»

Воспитатель: Каждое утро чтобы в школу идти, что нам надо?

Дети: Портфель.

 Воспитатель: Правильно, А портфеле что должно быть, мы сейчас узнаем через игру которое нызывается «Портфельдэ нэрсэ бар?,»В портфеле что есть»

 У меня на столе лежать вещи,  их нужно разложить  в портфель, ну все ли вещи, которые лежат здесь нужно в школу?

_Нэрсэ сайладын?

-Китап. (Портфельгэ сала)

(хэрбер бала кирэкле предметны сайлап ала)

Перемена (звонок)

 

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами хорошо занимались, сейчас поиграем игру «Тубэтэй». Хэзер сезнен белэн «Тубэтэй» уены уйнап алабыз.

 

«Тубэтэй» уены. Балалар тугэрэклэнеп басалар. Тэрбияченен кулында тубэтэй. Ул тубэтэйне бер балага тапшырып, музыка уйната. Музыка барышында балалар тубэтэйне бер-берсенэ бирэлэр. Музыка туктаганда тубэтэй кемдэ кала, шуна « жэза» бирелэ (жырлый, бии, шигырь сойли, этэч булып кычкыра һ.б). Уен шулай дэвам итэ

 

На это наше уроки закончились, вот примерно так и пройдут ваши дни, когда пойдете в школу.

         Ребята, вам понравилась наше путешествие. Какая игра вызвала у вас затруднение?

а теперь попращаемся с нашими гостями.

 -сау булыгыз.

_сау булыгыз.

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить отзыв