Вы здесь: Главная > Без рубрики > Общепедагогическое и другие средства и методы в спортивной тренировке

Общепедагогическое и другие средства и методы в спортивной тренировке

Ефимов Вадим Анатольвич ПДО

Г.Казань, ЦВР Авиастроительного района

Спортивная тренировка в самом общем виде можно определить как основной компонент и основную форму ( способ осуществления) подготовки спортсмена. Важнейшие черты спортивной тренировки заключаются в ее типичной и наиболее эффективной форме представляет собой  педагогически организованный процесс, который характеризуется всеми основными признаками строго направленного процесса обучения, воспитания и самовоспитания ( направляющая роль педагога- тренера, выражающаяся в его непосредственном управлении либо в общем руководстве деятельностью спортсмена, организация занятий в  соответствии с общими и специальными принципами педагогического характера. Методическую основу спортивной тренировки составляет система методов упражнения, построенная таким образом, чтобы достигался наибольший развивающий  эффект в условиях возможно полного управления процессом спортивного совершенствования.

Понятие «Спортивная тренировка» и «Подготовка спортсмена» во многом совпадают, но они не тождественны. Второе понятие шире как по объему, так и по содержанию и потому может служить одним из отправных пунктов при определении понятия «Спортивная тренировка». Спортивная тренировка составляет часть более широкого явления- спорта.

Спорт – это средство организации досуга и укрепления здоровья. Занимаясь систематическими мышечными тренировками, люди постепенно начинают чувствовать мышечную радость. Поэтому они с удовольствием и радостью идут в спортзал, в бассейн, на лыжню. У людей, занимающихся спортом, не остается времени на безделье, на вредные привычки, которые, как известно, вредят здоровью.

В комплексе с системой упражнений, составляющей специфическую основу тренировочного процесса, в спортивной тренировке используются многие общепедагогические и специальные средства и методы, включенные в систему подготовки спортсмена. Они применяются тренером, самим спортсменом и кроме факторов, относящихся к содержанию тренировки, включают некоторые дополнительные факторы, содействующие ее эффективности.

          Средства и методы словесного, наглядного и сенсорно- коррекционного воздействия. Как и во всяком педагогическом процессе, ведущая роль в спортивной тренировке принадлежит педагогу-тренеру.

Тренировка — это педагогический процесс всестороннего физического воспитания, направленный на достижение высоких результатов.

Тренеру приходится использовать ряд методов ,чередуя их в каждом конкретном случае в зависимости от задач,  контингента занимающихся  и других факторов.

Методы тренировки тоже могут оказывать разное влияние на развитие физических качеств. Одна и та же тренировка может по- разному влиять на повышение спортивного результата.

Выделяют четыре варианта тренируемости.

Высокая быстрая тренируемость, нарастающая максимально в начальном периоде спортивных тренировок, а в дальнейшем изменяющаяся незначительно.

Высокая медленная тренируемость, нарастающая постепенно, но медленными темпами.

Низкая быстрая тренируемость, нарастающая быстро, но при этом имеющая небольшие тренировочные эффекты.

Под обучением понимается совместная деятельность педагога и обучаемого, направленная на вооружение последнего системой знаний,

умений и навыков, на развитие их двигательных и морально-волевых качеств.

Методика обучения физическим упражнениям есть система воздействия на организм обучающихся с целью преобразования их двигательной деятельности. Как итог воздействия на организм системы методов и методических приемов обучения получается  результат морфологических и функциональных изменений. Методика включает ряд методов обучения и методических приемов, а также способов организации.

          Метод обучения двигательным действиям есть такой способ воздействия на организм, при котором решается широкий круг задач образования по физической культуре и физического воспитания.

Классификация методов обучения

                        Методы обучения и тренировки

 

Словесные Демонстрации Упражнения Игровой Соревновательный

 

     К группе словесных методов относятся рассказ, беседа, обсуждение,

используемые главным образом для создания определенного представления

об изучаемом движении и выявления деталей, связанных с индивидуальными

особенностями учащихся.

— Методы демонстрации включает натуральный показ т.е. показ изучаемого движения тренером, демонстрацию наглядных пособий ( рисунков ,кинопрограмм, видеозаписей).

-Метод упражнений подразделяется на целостный и расчлененный. В спорте используется в основном целостный метод, т.е. движения выполняются в целом без разделения их на части. Поскольку большинство движений непродолжительный по времени и выполняются с высокой скоростью, разделять их не целесообразно. Однако при изучении сложных технических приемов или тактических действий можно первоначально осваивать их по частям, а затем объединить в единое целое.

Выбор методов использования слова зависит от логики и специфических особенностей тренировочного процесса.

Метод обучения — это путь или способ организации процесса обучения физическим упражнениям. Методические приемы — это способы воздействия на организм, когда решаются более конкретные задачи процесса обучения. У одного и того же метода может быть множество методических приемов. Методический прием предполагает также акцентированное обучение отдельным частям техники.

В процессе использования того или иного метода обучения каждый творчески работающий учитель вносит свое «Я». П.Ф.Лесгафт говорил: « Метод- это Я !». Все методы хороши, но  только -каскад их  обеспечивает успешное решение педагогической задачи.

-Игровой метод широко применяют в учебно-тренировочном процессе. Его эффективность связана с повышением интереса занимающихся и эмоционального фона занятий. Кроме того, при этом совершенствуются технико-тактические  приемы игры в условиях, приближенных к соревновательным, где одновременно развиваются оперативное мышление, внимание, периферическое зрение и другие важные качества.

— Соревновательный метод – характеризуется возможностью сопоставления сил отдельных хоккеистов или групп в условиях острого соперничества, что позволяет значительно увеличивать физическое и волевое напряжение и способствует повышению функциональных возможностей.

Физическая подготовка давно уже для спортсменов  не только полезное дело, но и абсолютная необходимость. Чтобы создать конкурентоспособную команду, тренер должен изучить и знать, как физически необходимо

сфокусировать свои усилия когда именно надо делать это. Разумеется, хоккеисты тоже должны брать на себя груз определенных обязанностей.

«Даже самые искусные игроки  могут извлечь пользу из физической подготовки. Когда спортсмен физически хорошо подготовлен к игре, вероятность получения им повреждения или травмы уменьшается. Хорошая физическая подготовка способствует также продолжительности спортивной карьеры».

У спортсменов должна быть хорошая общая физическая подготовка и выносливость. Тренировки  по улучшению физических кондиций спортсменов должны включать в себя упражнения, направленные в первую очередь на развитие анаэробной выносливости. При этом особое внимание следует обращать на скорость и быстроту спортсменов.

         Чем упорнее тренируется спортсмен, тем больше упорства проявляется в игре. Формирование физических кондиций игровой подготовке оказывает   большое влияние на качество игры. Если спортсмен физически подготовлен, чем упорнее и дольше тренируется, становится лучшим игроком , что в конечном итоге влияет на положительный результат команды.

Практические методы обучения физическим упражнениям подразделяются:

—  метод строго регламентированного обучения двигательным действиям;

при этом регламентируются формы движения, динамические и кинетические характеристики движений, нормы нагрузки, условия выполнения нагрузки,

метод строго регламентированного обучения физическим упражнениям встречается в двух формах:

— Метод разучивания физического упражнения по частям. Данный метод обучения физическим упражнениям схематично обосновал еще

 П.Ф.Лесгафт, давая определение физическому образованию: «…изолировать отдельные движения, сравнивать их между собой, сознательно управлять ими…». При этом необходимо помнить, что расчленение физических упражнений на составные части – движения, является не самоцелью, а способом оптимизации процесса обучения. Не следует уделять особое внимание изучению отдельных частей, ибо главное правильно выполнить данное двигательное действие в целостном виде.

—  Метод частично регламентированного обучения физическим упражнениям,

 игровой метод обучения физическим упражнениям во многом напоминает игру. Однако игровой метод отличается тем, что здесь решаются образовательные задачи: ознакомление, разучивание, совершенствование двигательного действия. Игра при этом носит сюжетный характер. Игровой метод обучения физическим упражнениям не ограничивается только использованием подвижных и спортивных игр для целенаправленного обучения двигательным действиям. Иногда игровой метод обучения физическим упражнениям реализуется в виде сюжетной игры на протяжении всего занятия.

Систематические занятия физическими упражнениями влияют на физическое и умственное развитие, формируют двигательные способности, резистентность организма к факторам окружающей среды. Для достижения любых результатов необходимо учитывать принцип непрерывности   преемственности, который должен соблюдаться в течении всей жизни человека. В детском и юношеском возрасте происходит бурный рост и физическое развитие организма. В этот период  отмечается повышенная чувствительность, как к ограничению двигательной активности, так и к ее избыточности. Недостаток необходимого объема двигательной активности в последующие годы восполнить трудно и даже невозможно. Для увеличения двигательной активности рекомендуется в учебные планы включать предметы двигательно-активного характера: хореография, ритмика, современные и бальные танцы, обучение традиционным спортивным играм.

При занятии физическими  упражнениями используются различные средства, методы, которые направлены на развитие основных двигательных качеств и применяются одновременно. Каждое из средств  оказывает специфическое влияние на организм и здоровье человека.

Важным фактором, определяющим развитие массового спорта, является совершенствование спортивных соревнований. Они не только способствую всестороннему физическому воспитанию подрастающего поколения, но также являются важным средством вовлечения широких масс в организованные занятия физической культурой и спортом.

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить отзыв