Вы здесь: Главная > Без рубрики > Конспект урока преподавателя сольфеджио Кадыровой Р.А. с учащимися 1 класса на тему: «Игровые методы и способы закрепления учебного материала на уроке сольфеджио»

Конспект урока преподавателя сольфеджио Кадыровой Р.А. с учащимися 1 класса на тему: «Игровые методы и способы закрепления учебного материала на уроке сольфеджио»

Кадырова Раушания Асхатовна преподаватель сольфеджио

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

Тема урока: «Игровые методы и способы закрепления учебного материала на уроке сольфеджио»

Тип урока: урок закрепления ранее изученного материала

Цель урока: Формирование и развитие мелодического и ритмического слуха, закрепление терминологий на основе практических форм работы.

Задачи урока:

образовательные:

— закрепление интонационных и слуховых навыков,

— закрепление навыков мелодической импровизации при пении, навыков сольфеджирования и дирижирования,

— закрепление теоретических знаний учащихся;

развивающие:

— развитие познавательных умений, внимания, логики мышления,

— развитие у учащихся синтеза зрительных, слуховых и творческих навыков,

— развитие чувства ритма, слуха, памяти, творческих способностей учащегося;

воспитательные:

— воспитание любви к сольфеджированию, сознательного отношения к музыкальному тексту,

— воспитание самостоятельности, работоспособности, усидчивости,

— воспитание умения слушать музыку.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, игровой, поисковый, активизация музыкального опыта учащихся, закрепление знаний, умений, навыков в разных видах деятельности.

Форма организации занятия: групповая, индивидуальная.

Методические материалы:

  1. Ефремова Л. Учиться интересно! Пособие по сольфеджио. — СПб., 2006
  2. Камозина О. Неправильное сольфеджио. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2009
  3. Варламова А., Семченко Л. Сольфеджио 1 класс. – Москва: ВЛАДОС, 2008
  4. Фролова Ю. Сольфеджио 1 класс. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2003
  5. Баева Н., Зебряк Т. Сольфеджио для 1-2 классов ДМШ. — М.: Кифара, 2006

Технические средства обучения: компьютер (ноутбук), широкоэкранный телевизор (подключен к компьютеру в качестве второго монитора).

Наглядные пособия: столбица, учебные карточки, ритмические таблицы.

Раздаточный материал: пособие «клавиатура», карточки со ступенями, ритмические карточки, интервальное лото — интервальные картинки, карточки-пазлы.

Оборудование урока: музыкальный инструмент «фортепиано».

 

Ход урока

  1. Организационный момент, настройка внимания учащихся.

Музыкальное приветствие: «Здравствуйте, ребята!»

Ученики: «Добрый день!»

Проверка наличия необходимых для урока материалов у учащихся.

  1. Актуализация опорных знаний.

Преподаватель: Ребята, давайте вспомним, что мы проходили на предыдущих занятиях. (Ученики отвечают).

— Совершенно верно! Мы уже с вами знаем несколько мажорных тональностей. Для начала давайте проверим домашнее задание: нужно рассказать правило «Строение мажорной гаммы», сыграть на инструменте гаммы: До, Соль, Ре и Фа мажор с ключевыми знаками, а затем исполнить № 88 (песню «Чудак»).

— Молодцы, ребята, все хорошо подготовились к уроку.

  1. Мотивация учебной деятельности.

Сейчас мы проведем необычную музыкальную разминку:

  • игра «Живое пианино».

— Каждому из вас я даю карточку со ступенькой, выстраиваемся в один ряд по порядку расположения ступеней в гамме. Учащиеся настраиваются в тональность, поют гамму До мажор, тоническое трезвучие. Каждый участник игры – «живая клавиша» пианино. Преподаватель исполняет на пианино знакомую песню («Песенка ребят»), «нажимает» на клавиши, т.е. показывает на участника игры, который пропевает свой звук.

— Ребята, вы уже наверно поняли, что все задания на уроке будут проводиться в форме игры.

  • Следующая игра – «Эстафета».

Задание (на экране телевизора): спеть мелодию с дирижированием по «цепочке».

— Посмотрите, ребята, какая тональность, сколько фраз в мелодии? (ответы детей). Правильно, До мажор, и мелодия состоит из 4-х фраз.

— Все внимательно следим по нотному тексту, чтоб, не отставать друг от друга.

Далее, настроившись в тональность До мажор, учащиеся поют по «цепочке» с дирижированием.

  • Игра «Раз – ступенька, два – ступенька, будет песенка».

Следующее задание – спеть указанные ступени в Ре мажоре: 

а) I– III–V–VI–V–VII–I; б) III–IV–III–I–II–VII–I; в) I–V–IV–VI–V–III–I. Настройка в тональности: пение гаммы Ре мажор, устойчивые и неустойчивые ступени, опевание устойчивых ступеней, Т53.

Преподаватель показывает ступени по столбице, учащиеся поют последовательность ступеней с названием нот.

  • Следующее задание: «Продолжи песенку».

На партах учащихся лежат карточки с заданием: продолжить песню, т.е. досочинить окончания фраз на заданный текст и ритм.

— Давайте для начала проанализируем мелодию: какая тональность, сколько музыкальных фраз, предложений в мелодии и как они будут заканчиваться в середине построения и в конце? (ответы учащихся).

Проговорить с учащимися слова в ритме и с хлопками.

Учащиеся все вместе поют начало первой и третьей фразы песни, а кто-то один из учеников продолжает исполнять свой вариант ответа со словами (2 и 4 фразы).

  1. Физкультминутка «Гамма»

В школьной непростой программе

Есть команда «Разомнись!»

Как по лесенке, по «гамме»

Будем прыгать «вверх» и «вниз» (сели на корточки)

«До-ре-ми», вот, например,

Это три ступеньки вверх (три небольших подъема вверх)

«Фа-соль-ля-си» — шаг стал шире

Это вверх ещё четыре (еще четыре подъема вверх и выпрямиться)

«Си-ля-соль» – мы вниз пошли (опускаемся вниз)

«Фа-ми-ре» – до «До» дошли (присели до конца)

А теперь, размяв коленки,

Побежим через ступеньки.

«До-ми-соль-си» – вверх опять (быстро встают)

«Ля-фа-ре» – вновь скачем вспять. (быстро садятся)

Поразмялись мы на славу,

Можем прыгнуть на октаву (подпрыгнуть высоко вверх)

  • Игра «Интервальное лото».

— Ну вот отдохнули, продолжаем дальше. Давайте разобьемся на 2 команды. Я играю интервалы, ваша задача определить их на слух и выложить на столе с помощью интервальных картинок (приложение №1). Дети слушают два раза и выстраивают карточки — картинки.

  • Игра «Собери мелодию».

Участники также делятся на две команды. На столах разложен диктант из карточек-пазлов. Преподаватель проигрывает мелодию 4-5 раз, нужно в правильной последовательности собрать диктант из пазлов. Учитывается время выполнения задания.

— Молодцы, ребята! Вы отлично справились и с этим заданием. Давайте все вместе споём этот диктант с тактированием.

  • Последняя игра: «Угадай ритм» (на партах учащихся лежат ритмические карточки).

Преподаватель проиграет на инструменте мелодию 1-2 раза, после прослушивания учащимся предлагается выбрать из предложенных ритмов правильный вариант, соответствующий данной мелодии:

Можно повторить задание, исполнив мелодию в другом размере. Затем учащиеся прохлопывают ритмы прозвучавших мелодий всем классом.

  1. Рефлексия (подведение итогов урока).

Преподаватель задает вопросы, учащиеся отвечают.

1) Что было самым интересным на уроке?

2) Что было самым трудным на уроке? Над чем еще необходимо поработать?

3) Оценить свое настроение от урока (рисуют «смайлики» в тетрадке)

  1. Домашнее задание: 1) петь все пройденные мажорные гаммы, неустойчивые ступени с разрешением в устойчивые; 2) диктант выучить наизусть; транспонировать его в тональность Соль мажор.

— Вот и подошел к концу наш урок. Ребята, вы все активно и дружно поработали на уроке, спасибо вам за работу. Я с вами прощаюсь до следующего урока. До свидания!

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить отзыв