Вы здесь: Главная > Речевое развитие > Технология использования центра речевой активности «Говоруша» для дошкольников с ОВЗ

Технология использования центра речевой активности «Говоруша» для дошкольников с ОВЗ

Содержание

 

Пояснительная записка

Технология использования центра речевой активности «Говоруша» в логопедической группе № 8

  1. Цели, задачи, принципы проектирования центра речевой активности
  2. Оборудование, дизайн, зонирование центра речевой активности 

«Говоруша»

  1. 3. Направления работы в  центре речевой активности «Говоруша»
  2. Размещение игрового и дидактического материала в центре речевой  

         активности

  1. Алгоритм работы воспитателей с игровым и дидактическим          

         материалом

  1. Цикличность размещения материалов
  2. Принципы отбора материала для повторения
  3. 8. Использование центра речевой активности  в течение дня
  4. Правила пользования речевым центром
  5. Роль педагогов
  6. Формы работы с детьми в центре речевой активности
  7. Методическое обеспечение центра речевой активности

Заключение

 Литература

Пояснительная записка

Современные изменения в системе дошкольного образования  требуют поиска новых подходов к   логопедической работе   с дошкольниками  с ОВЗ.   Это связано с необходимостью  своевременной коррекции речевых нарушений у детей данной категории. 

Одним из оптимальных путей решения названной проблемы  является организация речевой развивающей среды в каждой группе детского сада.     Особенно это актуально в работе  с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи в условиях логопедической группы.

         Согласно ФГОС ДО для развития речи дошкольников необходима организация  центров, как части предметно-развивающей среды в группе. Одним из главных центров в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ОВЗ является центр речевой активности, способствующий созданию благоприятных условий для речевого развития,  самостоятельной речевой деятельности детей с ОВЗ в  соответствии с  их индивидуальными  и возрастными особенностями, желаниями и потребностями.

           При этом важная роль отводится педагогам, конструирующим   многофункциональную речевую  коррекционно – развивающую среду. Только  внимательный и ответственный  подход   педагогов  к созданию центров речевой активности будет развивать естественное стремление ребенка к постоянному речевому общению,  способствуя развитие уверенной связной речи  и саморазвитие творческой активности дошкольников. 

          В данных методических рекомендациях   представлена технология использования центра речевой активности в логопедической группе,  разработанная и апробированная в  собственной  педагогической практике  в работе с детьми с ОВЗ (тяжелыми нарушениями речи).

    Особенностью, практической ценностью  материала  являются  разработка и описание модели организации центра речевой активности в логопедической группе с указанием целей, задач и    способов их реализации.

Новизна методических рекомендаций выражается в творческом опыте, авторском подходе к раскрытию технологии  использования центра речевой активности,  представленного на основе анализа собственного многолетнего опыта. 

 Материалы, обобщенные в данных методических рекомендациях, окажут методическую помощь педагогам-практикам (учителям-логопедам, учителям-дефектологам, воспитателям специальных (коррекционных) и общеобразовательных групп)  в организации центров речевой активности для дошкольников с ОВЗ, позволят  более обоснованно, грамотно и продуктивно организовать свою работу, а также осуществлять эффективное взаимодействие с родителями и   другими специалистами, включенными в процесс психолого-педагогического сопровождения    детей  с ОВЗ.

Технология использования центра речевой активности «Говоруша» в логопедической группе № 8.

Цели, задачи, принципы проектирования центра речевой активности

В   старшей  логопедической  группу  № 8  для детей с ТНР (с общим недоразвитием речи)  посещают 14 детей (2 год обучения). Из них по коллегиальному заключению ПМПК 4 ребенка с ОНР  I  уровня, 11 детей  — с ОНР II уровня.  По медицинскому заключению у 4 детей наблюдается «Алалия», у 10 – «Дизартрия». К  началу 2 года обучения вышел на 2 уровень речевого развития 1 ребенок, 14 детей развиваются по типу «ОНР (3 уровень)». По гендерному составу в группе 3 девочки, 12 мальчиков.

 Одним из основных аспектов  в работе логопеда   является  эффективное   взаимодействие  с воспитателями через организацию центров  речевой   активности, как части предметно-развивающей среды в логопедической группе.

В соответствии с реализуемой  «Адаптированной основной образовательной программой дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи»  в логопедической группе № 8 организован центр речевой активности.  Это речевая развивающая среда, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.

        Целью центра речевой активности является обеспечение условий для физического и психического развития, охраны и укрепления здоровья, коррекции недостатков развития детей с ТНР.

Задачи:

  1. Обогащение предметно-развивающей среды в группе
  2. Коррекция отклонений в развитии детей
  3. Обеспечение эффективного эмоционально-речевого общения со сверстниками и педагогами  в процессе активной речевой    деятельности, стимулирующей их  самостоятельность,    инициативность, развитие способностей.
  4. Обеспечение возможности для исследования и экспериментирования в языковой системе.
  5. Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Центр речевой активности обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную, воспитывающую, развивающую и мотивирующую функции,   обеспечивает возможность реализации разных видов детской активности в  соответствии с потребностями и возможностями каждого  ребенка,      с учетом его возможностей,  уровня активности и интересов, поддерживая формирование его  индивидуальной траектории развития.

При оформлении центра речевой активности необходимо руководствоваться принципами, определенными ФГОС ДО: «Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной». Применительно   к центру речевой активности можно говорить о следующем:

  • принцип насыщенности  и динамичности  предусматривает обеспечение игровой, познавательной, исследовательской, творческой, двигательной активности,   в том числе развитие общей и тонкой моторики детей с ТНР;    
  • принцип трансформируемости обеспечивает возможность изменений   в центре речевой активности в зависимости от образовательной ситуации,   меняющихся интересов,   и возможностей детей;
  • принцип полифункциональности   предполагает  возможность разнообразного использования  оборудования    в разных видах детской активности;
  • принцип  доступной  обеспечивает свободный доступ воспитанников     к играм, игрушкам, материалам, пособиям и т.д.
  • принцип  безопасности обеспечивает надежность и безопасность  детей в центре речевой активности.

 Также  развивающая образовательная среда в  центре речевой активности  должна обеспечивать   эмоциональное благополучие детей и комфортную работу педагогов.

         Центр речевой активности «Говоруша» предназначен для детей с тяжелыми нарушениями речи   (5-7 лет).

Оборудование, дизайн, зонирование  центра речевой активности «Говоруша»

 В группах для детей с ТНР развивающая среда должна быть построена таким образом, чтобы максимально способствовать развитию речи детей. В своей группе мы постарались организовать  центр речевой активности  так, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться, наблюдать, добиваться поставленной цели. 

         В  оборудование центра речевой активности входит экологически безопасная   мебель: рабочий стол и стульчики, шкаф с полками;  лампа дневного освещения, зеркало с жалюзийной решеткой для выполнения артикуляционных упражнений, ноутбук.

 Центр речевой активности «Говоруша»  представляет собой специально оборудованное пространство, которое включает:

  1. «Хозяйку» центра речевой активности, 
  2. Развивающий стол,
  3. Речевой домик,
  4. Мобильную логопедическую ширму,
  5. Напольную речевую дорожку

         «Хозяйка»  центра речевой активности – Королева речи Сова «Умняша».  Игрушка многофункциональна, сшита своими руками. Цветовая гамма ткани помогает легко запомнить основные цвета. Она прилетает на занятия, задает вопросы-«ловушки», придумывает интересные задания,  сюрпризы, приглашает к себе в гости, вызывает у детей живой интерес, побуждает к речевой активности.    Также коррекционная работа предполагает  непосредственное взаимодействие   ребёнка с  игрушкой-совой, обучение способам   выражения различных эмоций, чувств. У ведущей игрушки есть помощники – это совята.  Они располагаются в кармашке у Совы, также могут размещаться в самом центре речевой активности и групповой комнате.  Совенок  Шуня     следит за звукопроизношением детей, Лёля  помогает осваивать грамоту, обучает детей чтению и письму, Фифи помогает развивать мелкую моторику пальцев рук, графомоторные навыки. В зависимости от решаемых коррекционных задач функции совят-помощников могут меняться.

Центральное место в  центре речевой активности занимает развивающий стол, который    включает в себя зеркало с лампой дополнительного освещения.  По функциональному назначению можно выделить следующие рабочие зоны:

  1. Зона коррекции звукопроизношения и фонематического слуха,
  2. Игровая зона по обучению грамоте,
  3. Полки для игр   с материалом по обучению грамоте  и развитию мелкой моторики.

Также здесь расположен ноутбук с мультимедийными презентациями и видеороликами.

 Речевой  домик дополняет развивающий стол и включает  игровые  зоны преодоления ОНР, развития мелкой моторики, высших психических функций.

          Многофункциональная логопедическая ширма  представляет собой  паутинку,   веревочки     с прищепками, на которых располагается актуальный материал для родителей.  При необходимости ширму легко можно вынести в приемную для ознакомления родителей с изучаемым материалом.    

         Так  как  фиксированный список детей для индивидуальных занятий по заданию логопеда не всегда позволяют детям просто поиграть, мы расширили зону  центра речевой активности  и оформили напольную  речевую  дорожку (Монтессори-педагогика), которая  стимулирует речевую, игровую и двигательную активность детей.

Яркое, оригинальное оформление  центра речевой активности  вызывает у детей интерес, стремление к самостоятельной деятельности. Многофункциональное,   модульное оборудование,  гибкое зонирование пространства коррекционного уголка обеспечивает достаточный простор для всех видов игр и занятий, позволяет охватить одновременно всех детей группы.

Демонстрационное и игровое оборудование  центра речевой активности современное,   мобильное, набор и расположение материала варьируется педагогами в соответствии с разделами программы и решаемыми коррекционными задачами. Например: жалюзи (вместо шторок на настенном зеркале) превращаются в настенную книгу,  игровой  материал можно разместить в любом месте группового помещения: на столах, на ковре, на шкафу.

Такая многофункциональность и вариативность  центра речевой активности   создает  оптимальные условия для речевого личностного развития детей, стимулирует и провоцирует их речевую активность.

Направления работы в  центре речевой активности «Говоруша»

  1. Совершенствование артикуляционной, мелкой и общей моторики
  2. Закрепление произношения поставленных логопедом звуков
  3. Закрепление отработанной лексики
  4. Закрепление сформированных  грамматических  категорий
  5. Развитие связанной речи
  6. Обучение грамоте, закрепление навыков   звуко-слогового анализа и   синтеза
  7. Развитие ВПФ в играх и упражнениях
  8. Формирование навыков самостоятельной деятельности

Размещение игрового и дидактического материала в центре речевой активности

Дидактическое  оснащение центра речевой активности определяется
приоритетной линией речевого развития   каждого  ребенка в группе, соответствует структуре речевых нарушений детей, их индивидуальным и возрастным особенностям.

 В основу наполняемости  центра речевой активности положено тематическое планирование по лексическим темам. Подбор игрового и дидактического материала осуществляется на основе рекомендаций логопеда, что делает его взаимодействие с воспитателями не формальным, а очень тесным и плодотворным.     Подбор игрового и дидактического материала   направлен на индивидуальное развитие каждого ребенка, максимальное раскрытие его индивидуальных возможностей.

  Материал, содержащийся в  речевом центре интересен и привлекателен,  имеет многофункциональный характер,  расположен рационально, логично и удобно для детей, наполнен развивающим содержанием, динамично изменяющимся в соответствии с задачами воспитания и обучения, возрастными возможностями детей, интересами мальчиков и девочек.

Игры   подобраны в порядке нарастающей сложности,  с учетом разного уровня овладения детьми программным материалом и возможностей «зоны ближайшего развития». 

 Для удобства введены цветовые маркеры и специальные символы. Учителем-логопедом совместно с воспитателями разработан проект наполняемости  центра речевой активности.  В таблице предлагается наполняемость  центра речевой активности к лексической теме ”Перелетные птицы”. 

  Разделы программы Игровой и дидактический материал
1 Общие речевые навыки Игра ”Сдуй птицу”, дыхательные тренажеры, дидактическая игра ”Ветерок”
2 Фонематический слух Игры  на липучках ”Мы вас различаем”, ”Слоговые дорожки”
3 Звукопроизношение  Автоматизация звука Л в словах во всех позициях (3 ребенка): Театр картинок «Кукла Мила», «Почтальон».

Автоматизация звука Р в словах, рифмовках  и чистоговорках (5 детей): д/и «Найди тень»,   «Круги». Логопедические альбомы картинным материалом, скороговорки в картинках «Конфетка».

4 Обучение грамоте Д/и «Гараж», «Пчелки» (место звука в слове)
5 Лексико-грамматические категории Паспорта перелетных птиц, наглядно-демонстрационный материал «Перелетные птицы», карточки в ладошках «Перелетные птицы»,  тематический комплект для индивидуальной работы «Перелетные птицы», лэпбук «Перелетные птицы», дидактическое дерево «Времена года» (дифференциация перелетных и зимующих птиц), скворечники со скворцом из фетра, «озеро» из камушков марблс с водоплавающими перелетными птицами.

Д/и и пособия «Перелетные птицы» (части тела, образование притяжательных прилагательных), «Какие гнезда бывают?», «Весенний полет» (приставочные глаголы: влетел, вылетел, облете и т.д.), «Прятки» (употребление предлогов), грамматический семицветик (согласование числительных с существительными), «Половинки».

6 Связная речь Сюжетная картина «Грачи прилетели» Саврасова, схема описательного рассказа «Расскажи-ка», мнемотаблицы для составления описательного рассказа «Ласточка», «Грач», «Скворец». ССК (4) «Скворечник»
7 Мелкая моторика,  подготовка к письму Шнуровка «Перелетные птицы»,  сенсорная коробка с цветным рисом, д/и «Накорми птиц» (бусинки с пинцетами), «Выложи фигуру» из цветных счетных палочек, пальчиковый тренажер «Резинки», «Прищепки»,  трафареты для обводки и штриховки, раскраски с изображением перелетных птиц
8 ВПФ Лабиринт «Чей клюв?», математические пазлы с птицами, д/и «Скворцы прилетели» (счет до 10), д/и «Четвертый лишний», «Что перепутал художник?»

Алгоритм работы воспитателей с игровым и дидактическим материалом

Примерный план  подачи материала детям в течение недели учитель-логопед указывает в тетради взаимосвязи с воспитателями.

 Понедельник

  1. Беседа по картине «Грачи прилетели»
  2. Рассматривание предметных картин «Перелетные птицы»
  3. «Д/и «Части тела»,  «Один-много»
  4. Презентация новой игры на образование притяжательных прилагательных «Перелетные птицы»

  Вторник

  1. Д/и «Мой, моя, мое, мои»
  2. Словесные игры: «Скажи наоборот»,  «Нет кого?» (род. п. мн.ч.-скворцов, грачей и т.д. ), «Расскажи,  какая птица?» (словарь прилагательных)
  3. При проведении ОД по ФЭМП д/и «Математические пазлы», «Скворцы прилетели» (на счет до 10)
  4. Д/и «Грамматический семицветик» (один грач, два грача и т.д.)

  Среда

  1. Закрепление материала, который вызвал затруднения у детей
  2. Презентация новой игры «Весенний полет» (приставочные глаголы: влетел, вылетел, облетел и т.д.)

Четверг

  1. Закрепление материала, который вызвал затруднения у детей
  2. Д/и «Разложи правильно птиц» (дифференциация перелетных и зимующих птиц)
  3. Презентация новой игры « Прятки» ( на предлоги)

 Пятница

  1. Составление описательного рассказа о перелетных птицах с опорой на мнемотаблицу

Цикличность размещения материалов

  1. Материал в  центре речевой активности меняется еженедельно по понедельникам  в зависимости от лексической темы.
  2. Пополняется ежедневно в зависимости от усвоения программного материала детьми, выкладывается сразу после занятий.
  3. По мере снижения интереса детей игры убираются.

 

 

Принципы отбора материала для повторения

   Одновременно  в центре речевой активности  может находиться  материал по двум темам: закрепляемой и изучаемой.

Принципы отбора материала для повторения:

  1. Представление контрастных лексических тем (не более двух).
  2. Учет результатов диагностического обследования
  3. Учет интересов, предпочтений детей.

Любое повторение дает хороший результат, если оно проводится осмысленно и неоднообразно. Оригинальные приемы отбора материала для повторения:

  1. «Наши рассказы» – альбом, в котором записываются самые удачные и оригинальные рассказы детей и рисунки к ним.
  2. Карманные книжки-говоришки: «Звуковая книжка», «Сосчитай предметы» и др.   с  рисунками детей. Книжки можно взять на прогулку или забирать для закрепления домой.
  3. «Лотерея» — выбор скороговорки по картинкам.

Использование  центра речевой активности  в течение дня

  1. В утренние часы
  2. В любое свободное от занятий время
  3. Вечерний «коррекционный час»
  4. Свободная игровая деятельность в соответствии с желанием и настроением ребенка. Узнать предпочтения детей помогает «Дерево желаний» (экран выбора детьми самостоятельной деятельности).

Обязательным  в нашей группе является материал в  зеленой папке, который в течение дня должен быть отработан с каждым ребенком.

Правила пользования  речевым центром

По нашим наблюдениям в течение 2-3 недель дети адаптировались к расположению игрового и дидактического материала в  речевом центре    и свободно выбирали понравившуюся игру. Правила просты:

                     Мы друг другу не мешаем,   если просят – помогаем.

                     В нашей группе, как известно,    игры все кладем на место.

                     Если  след  на пути –  слово правильно назови.

Роль педагогов

 Центр речевой активности не может функционировать эффективно без активной позиции педагогов. Регулирующая роль педагогов необходима, когда дети затрудняются в выборе материала, а также при явных признаках расторможенности и гиперактивности детей.

Формы работы с детьми в  центре речевой активности

  1. Индивидуальная
  2. Работа в парах
  3. Подгрупповая (по 3-5 детей)
  4. Кратковременная (3-5 минут)

При этом особое внимание уделяется детям, нуждающимся в тщательной проработке тех или иных программных блоков.

Методическое обеспечение  центра речевой активности

В группе оформлены и постоянно пополняются накопительные папки «Наполняемость коррекционного уголка по лексическим темам», «Коррекционные задания воспитателям», «Консультативный материал», «Паспорт  центра речевой активности».

Содержание паспорта коррекционного уголка:

  1. Общая характеристика центра речевой активности, сведения о педагогах
  2. Зонирование пространства коррекционного уголка
  3. Направления работы в центре речевой активности
  4. Содержание центра речевой активности: наглядно-дидактические пособия, дидактические игры, картотеки и т.д.
  5. Методическая литература
  6. Перспективный план оборудования и оснащения центра речевой активности

Также составлены картотеки дидактических игр и речевого материала

 по всем разделам программы.

Заключение

Технология использования центра речевой активности в работе с дошкольниками с ОВЗ   обеспечивает  условия для физического и психического развития, охраны и укрепления здоровья, коррекции недостатков развития детей с ТНР,  обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную, воспитывающую, мотивирующую функции. 

 Центр речевой активности  ориентирован на уважение достоинства и личности, интересы и возможности каждого ребенка,    учитывает социальную ситуацию  в группе и соответствует  возрастным и индивидуальным особенностям,   предполагает  возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности.

Технология использования центра речевой активности включает  используемые в коррекционно-развивающей работе технологии адаптивного, личностно-ориентированного обучения, игровые, здоровьесберегающие технологии, элементы  технологии свободного обучения М. Монтессори, ИКТ-технологии.

 Создание индивидуального «авторского речевого пространства» каждого ребёнка    стимулирует у детей речевую деятельность, формирует речь, как средство общения.

          Созданная и апробированная   технология использования центра речевой активности в работе с дошкольниками с ОВЗ   позволяет  добиваться стабильных и устойчивых результатов в речевом, интеллектуальном и психическом развитии у детей с тяжелыми нарушениями речи, о чем свидетельствуют данные логопедического мониторинга.

       

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить отзыв