Нравственно — патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством творчества.
Кшипова Гульнар Миннефаизовна, Хакимова Наталья Степановна, Матюшина Лилия Вакиловна
Воспитатели
МБОУ НШДС №71 НМР РТ Нижнекамск
Патриотическое воспитание подрастающего поколения одно из важных направлений. Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордость за нее необходима всегда. Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Одной из таких задач является патриотическое воспитание подрастающего поколения.
В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально — психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
В современных условиях, когда происходят изменения в жизни общества, возникает необходимость вернуться к традициям нашего народа, к его корням. Дети страдают дефицитом знаний о родном городе, крае, стране, особенностях традиций своего народа, равнодушно относятся к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.
Наша задача, педагогов и родителей, как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут стать достойным гражданином общества.
Цель: Закладывание основ нравственной личности с активной жизненной позицией, и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Задачи:
- Способствовать общему развитию детей на основе любви и интересам к настоящему и прошлому своего народа.
- Приобщать детей к традициям и обычаям своего народа.
- Воспитывать нравственно-патриотические качества: гуманизм, гордость желание сохранить и приумножить богатство своей Родины.
- Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье.
Раскрытие творческого потенциала у детей происходит через совокупность педагогических средств и создаваемых условий. Поддерживание интереса детской любознательности. Обогащать знания детей с учетом индивидуальных особенностей. Стремление познавать новое через самостоятельную деятельность и организованную, совместную деятельность с педагогами и родителями. Побуждать детей к творческой деятельности, чтобы знания находили отражение в играх, рисовании, лепке, аппликации, чтении стихов, составлении рассказов, рассматривание книг, альбомов.
Перспективный план для детей старшего возраста 6-7лет
Сентябрь
Тема: «Моя родословная».
Задачи:
- Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи;
- Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, потребность к формированию семейных ценностей;
- Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с родителями, используя метод проектов.
Формы проведения:
Беседа «Что я знаю о своей семье», выставка детских рисунков «Моя семья»;
заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью, сочинение рассказов «Я расскажу вам о своей семье» (рассказ о предках на генеалогическом древе» о семье, семейный мини – проект: составление генеалогического древа «Моя родословная».
Октябрь
Тема: «Герб нашей семьи», «Родительский дом — начало начал» (семейные праздники и традиции), «Профессии моих родителей».
Задачи:
- Продолжать формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями, используя метод проектов;
- Продолжать работу по изучению своей семьи, придумать совместно с родителями герб своей семьи;
- Закрепить знания детей о профессиях родителях, их названии и роде деятельности;
Формы проведения:
Семейные мини – проекты: «Герб семьи», «Мозаика семейной истории» — проект по изучению семьи, выставка детских рисунков «Как мы отдыхаем»,
физкультурный досуг «Мама, папа, я – вместе дружная семья», изготовление поделок на день Матери, участие в субботнике по уборке территории детского сада, заседания в Детско-родительском клубе по теме: «Семейные традиции — связь поколений» (распространение положительного семейного опыта нравственно-патриотического воспитания), семейный праздник «Все вместе, так и душа на месте».
Ноябрь
Тема: «История и достопримечательности Нижнекамска», «Природа моего города».
Задачи:
- Вызвать интерес к истории возникновения Нижнекамска;
- Закрепить знания детей о достопримечательностях родного города;
- Дать детям знание о том, что такое архитектура, познакомить с некоторыми новыми для них архитектурными памятниками родного города;
- Воспитывать чувство восхищения красотой, любовь к родному городу, желание сделать его еще красивее;
- Формировать представления детей об улице, на которой они живут (почему так называется, что было раньше на этой улице, чем она знаменита);
- Расширять знания детей о природе родного края.
Формы проведения:
Презентации: «История и достопримечательности Нижнекамска», фотовыставка «Осень в нашем городе», привлечение родителей к обустройству участка детского сада, облагораживанию дворовых территорий, конструирование: «Улицы Нижнекамска». выставка рисунков: «Осенняя природа», семейный мини-проект: «Любимые места в городе»,
«О чем говорят названия улиц?» (поисковое задание совместно с родителями), конкурс рассказов «Биография моей улицы», беседа «Что такое парки», «На какой улице ты живешь?».
Декабрь
Тема: «Промышленность города Нижнекамска», «Спорт, культура и отдых в нашем городе».
Задачи:
- Дать знания детям о промышленных объектах, их вред и польза, экологическая ситуация в городе;
- Познакомить со спортивными учреждениями города;
- Повышать интерес родителей, путем привлечения к участию в оздоровительных мероприятиях вместе с детьми, обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач семьи и детского сада.
Формы проведения:
Промышленные предприятия города, самые главные профессии людей, занятых на производстве (устный рассказ), чтение художественной литературы: «Кем быть? » И. Карпова (серия книг о профессиях), «Чем пахнут ремесла? » Д. Родари, «Незнайка в солнечном городе» Н. Носов,
презентация: «Достопримечательности города Нижнекамска. Культура и отдых», экскурсия в музей детского сада, презентация: «Спорт в родном городе», спортивное мероприятие «В здоровом теле — здоровый дух», конкурс поделок и рисунков: «Дед Мороз и Снегурочка в спорте».
Январь
Тема: «Мой родной город Нижнекамск», «Архитектура моего города».
Задачи:
- Воспитывать любовь к родному городу, умение видеть прекрасное, гордиться им;
- Познакомить детей с символикой нашего города (флаг, герб, гимн);
- Закрепить знания детей об архитектуре родного города; воспитывать чувство восхищения красотой родного города, любовь к родному городу, желание сделать его еще красивее;
- Познакомить детей с рекой Кама и Зай; их расположением на карте.
Формы проведения:
Демонстрация видеофильма «Мой родной Нижнекамск»,выставка фотографий исторических зданий города Нижнекамска, беседа «Что такое парки», фото-викторина «Отгадай, где я нахожусь?», «Знай и люби свой город» (конкурс рисунков, сочинения, мини-доклады), конкурс чтецов «Мой родной Нижнекамск».
Февраль
Тема: «Памятные места родного города», «Люди, прославившие наш город», «Будущие защитники Нижнекамска». Познакомить детей с самыми известными памятниками г. Нижнекамска.
Задачи:
- Воспитывать чувство уважения профессиям и труду взрослых;
- Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город;
- Познакомить с творчеством художников, писателей, поэтов нашего города;
- Формировать чувство уважения к Российской армии, воспитывать в детях желание быть похожими на наших солдат и офицеров, желание служить в Российской армии;
- Способствовать формированию чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее своего города.
Формы проведения:
Презентация «Экскурсия к памятным местам города», «Если бы я был мэром города, что бы я сделал для Нижнекамска?», сценарий тематического вечера-досуга (для детей старшего дошкольного возраста), беседы « Что значит быть настоящим мужчиной?», календарные праздники: «День Защитника Отечества», фотоконкурс «Они защищали нашу Родину».
Март
Тема: «Мой край родной – частица нашей Родины» (знакомство с республикой Татарстан, «История нашего края».
Задачи:
- Расширять и уточнять знания детей о родном крае;
- Прививать бережное отношение к культурному и духовному наследию своей малой Родины;
- Формировать представления детей о разных населенных пунктах. Познакомить с народными прикладными промыслами области;
- Познакомить детей с картой Татарстана, обратить внимание на соседние города и области;
- Расширять знания детей об истории родного края.
Формы проведения:
Рассматривание иллюстраций о Республике Татарстан, работа с картой Татарстана (отметить вместе с детьми главные города республики), знакомство с художественными промыслами (хохлома, городецкая роспись, богородская игрушка), рисование на тарелке из папье — маше «Подарок маме» (по мотивам городецкой росписи), календарные праздники: «8 марта- женский праздник», просмотр видеофильмов о Татарстане, изготовление альбома о Татарстане, консультация: «Как знакомить детей с историческим прошлым Татарстана.
Апрель
Тема: «Люди земли Татарстана», «Природные богатства земли Татарстана»
Задачи:
- Расширить представления о труде людей родного края: познакомиться с профессиями и деятельностью тружеников области;
- Познакомить детей с известными людьми, прославившими родной край;
- Воспитывать у детей интерес, бережное и созидательное отношение к природе родного края;
- Развивать способность чувствовать красоту природы и эмоционально откликаться на неё;
- Расширять и систематизировать знания детей о водоемах родного края;
- Углубить знания о растительном и животном мире края, среде обитания, обычаях и приспособлении к жизни.
Формы проведения:
Презентация: «Известные люди Татарстана», семейный проект: «Мы – таланты Родного края», сюжетно-ролевые, дидактические игры:
«Кому что нужно для работы», «Угадай профессию», «Кем быть?». подготовка сообщений о растениях и животных лесов, полей, лугов родного края. отгадывание загадок и ребусов о животных области, дид. игра «Кто где живет?», лепка животных и птиц области, «Конкурс знатоков флоры и фауны Татарстана» (совместно с родителями), изготовление гербария лекарственных растений, подготовка мини-сообщений о пользе лекарственных растений, изучение Иллюстрированного справочника по лекарственным растениям, КВН «Знатоки родного края».
Май
Тема: «Знаю. Помню. Горжусь.», «Мы эко- воины земли татарстанской».
Задачи:
- Выяснить знают ли дети о своих близких, воевавших в годы войны;
- Расширять знания детей о ВОВ, воспитывать чувство гордости за своих земляков, защищавших нашу страну;
- Расширять знания детей о природе родного края, экологическом состоянии природы;
- Совершенствовать знания о нормах и правилах поведения в природе;
- Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в мероприятий по охране окружающей среды.
Формы проведения:
Рассказ о детях-героях войны, рассказ о тех, кто защищал родной край в годы войны, календарные праздники: «9 мая –День Победы», рассказ о детях-героях войны, рассказ о тех, кто защищал родной край в годы войны, литературно-музыкальная гостиная «Знаю. Помню. Горжусь», конкурс рисунков: « Деревья в нашем парке», видео-презентация «Интересные факты о деревьях», «Виртуальное путешествие по лесам родного края».