Вы здесь: Главная > Без рубрики > МОГУ ЛИ Я ПОМОЧЬ ИЗБЕЖАТЬ ТРАГЕДИИ, СЛУЧИВШЕЙСЯ С МОЕЙ СТРАНОЙ?

МОГУ ЛИ Я ПОМОЧЬ ИЗБЕЖАТЬ ТРАГЕДИИ, СЛУЧИВШЕЙСЯ С МОЕЙ СТРАНОЙ?

Ильина Венера Фархатовна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2», г. Нижнекамск

    Будучи гражданкой Украины (г. Донецк), я не понаслышке знаю о том, что происходит с народом, потерявшим свою память, свои корни, предавшим своих предков. Такой народ  обречён, ибо нет будущего у тех, кто не знает своих устоев, обычаев, культуры…

А происходит все это вследствие системного и целенаправленного «расчеловечивания» молодого поколения, стирания исторической памяти, формирования в нем исключительно потребительского отношения к жизни, вытравливания чувства любви к своей родине, чувства ПАТРИОТИЗМА.                                        

 Шестой год я живу в России, третий год работаю в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2». Так случилось, что работаю больше с детьми старшего школьного возраста.  Я преподаю математику, но, безусловно, больной вопрос для меня не предмет математики, а личностные качества моих учеников, система их моральных ценностей. С одной стороны, в школы  приходят учиться разные дети, их мировоззрение зависит, безусловно, от взглядов их родителей на жизнь, политическую ситуацию и т.д., а с другой – наши дети к 14-15 годам пытаются  «с чистого листа» сформировать мнение о себе, о своих личностных качествах, заявить о лидерстве. И в каждом отдельном коллективе (классе) начинают формироваться те ценностные ориентации, которые присущи большинству в классе или группе лидеров. Именно в этот момент педагогу нужно очень плотно взаимодействовать с коллективом, чтобы лидерами не стали обучающиеся, неверно выбравшие своё место среди категорий добра и зла.

 Из возрастной психологии нам известно, что именно в юности возникает проблема выбора жизненных ценностей, самоосознания себя, как личности. Многие молодые люди, приходя к возрасту 14-15 лет, тяготеют к лидерским качествам, стремятся оказывать влияние на сверстников. При этом одни, созидая свою личность, стремятся к какому-то своему идеалу, испытывая свой ум и душу в диапазоне прекрасного, а другие — выбирают для подражания антигероя, доводя развитие своей личности до самого ужасного, низменного и злого.                       

 Итак, что же мы имеем:

  1. Юношеский возраст очень благоприятен для формирования ценностных ориентаций.
  2. Молодые люди готовы к самопознанию себя, своих возможностей и способностей, к выбору своего пути.
  3. Старшеклассники подвержены влиянию ровесников (не всегда позитивному), которое обусловливает единообразие вкусов, стиля поведения и одежды, норм морали.
  4. Наконец, в этом возрасте они открыты к общению (но только, если это общение на равных).

Какие возможности это открывает?

Наша задача попытаться потребности старших школьников, их интересы, субкультуру увязать с формированием ценностных ориентаций, информировать молодых людей о системе ценностей, указывать пути их достижения, побуждать к апробированию путей реализации ценностей активными действиями и созданию новых ценностей. Только делать это нужно так, чтобы они чувствовали, что это их инициатива и их убеждения. Если говорить обучающимся, что они должны стать, в первую очередь, патриотами своей Родины (желательно, менторским тоном), боюсь, можно добиться, исключительно, обратного эффекта. Может лучше задать им вопрос: «Почему граждане Германии 30-х годов допустили приход к власти Гитлера, почему они притворялись, что не знают о концентрационных лагерях и массовом истреблении людей в их стране, и возможно ли повторение всего этого сейчас, но только уже в нашей стране? Почему люди становятся фашистами или террористами, если каждая мама учит своего ребёнка только хорошему?»

С этого вопроса я начала, когда решила подготовить мероприятие, посвященное 73-летию Победы в Великой Отечественной Войне. Ребята нашли абсолютно реальную историю, которая произошла в 1967 году в Калифорнии. Учитель истории Рон Джонс провёл психологический эксперимент: «Как стать нацистом за неделю?», который продемонстрировал, как легко юношеская аудитория (и не только!),       будучи информированной о фашизме, пошла на поводу у небольшой группы, отказавшись от собственных убеждений, приняв большую ложь, ради собственного превосходства. Также учащимися были найдены и зачитаны «Дневники детей блокадного Ленинграда», большое количество историй более позднего времени о том, как детей превращали в закоренелых убийц, так как именно из детей получаются самые бесстрашные и жестокие солдаты. Были приведены высказывания детей Донбасса, пострадавших от миномётных обстрелов, раненых или потерявших близких людей. Ребята были знакомы каждый со своей частью материала, но когда всё было объединено в одном мероприятии, впечатление было очень сильным,  многие плакали…

И вывод, как ответ на мой вопрос — ВСЁ МОЖЕТ СЛУЧИТЬСЯ, но нужно приложить максимум усилий, чтобы фашизм не прокрался, ни под какой личиной! Нельзя предавать свои убеждения, своих друзей, а значит и Родину! Это и есть чувство патриотизма? — Безусловно, ДА!

 Но говорить о войне постоянно невозможно, да и не нужно. Другой пример. Общаюсь со старшеклассником. Откровенно говоря, думаю, что взрослый человек, имеющий такое, как у него  мировоззрение и моральные принципы, находился бы, скорее всего, в «местах не столь отдалённых». Так вот, от этого юноши, узнавшего  (от меня же, к сожалению), что я приехала из Донецка, города — миллионника, богатого красивыми архитектурными сооружениями, интересным ландшафтным дизайном, парками отдыха и развлечений, с удивлением услышала вопрос:

— Ну и как Вам наша помойка?

 -Ты о чём? — недоумеваю я.

 – О Нижнекамске, конечно! — отвечает. (Хочу сразу отметить: яркий, ухоженный город, отзывчивые люди!)

— Почему ты так его называешь, ты здесь родился, здесь живут твои родители, твои друзья, ты здесь учишься? Наверное, планируешь здесь же работать, создать свою семью?  

 -Ну, если моя мать — «курица», то я при чём? А жить я здесь не буду!  

-Город – «помойка», мать — «курица», про друзей можешь не отвечать. А где видишь своё будущее? 

-Я бы в Европу свалил!

Продолжать разговор не стала. Возникло, чувство бессмысленности диалога! Человек абсолютно уверен в том, что ему в этой жизни все должны и сильно недодали. Он не верит никому, но убеждён в своём превосходстве над окружающими. Боюсь, что в этом случае мы, как педагоги, сильно опоздали, и исправлять что-либо поздно! А вот фраза «мать-курица» породила желание пообщаться с адекватными ребятами (их, к счастью, большинство) и узнать, насколько сильно они привязаны к родителям, друзьям, городу. Возникла идея проведения «круглого стола» о семейных ценностях.

Мы размышляли о современной семье с её принципами, обычаями и традициями. Добрались до вопроса, почему семьи раньше были большими и многодетными, а теперь нет, и ребята, исследуя этот вопрос, кроме социально-экономических причин нашли информацию о любопытной книге 16 века «Домострой». Проводили аналогии в семейных традициях, проследили путь их развития, акцентировались на главных семейных ценностях. Делаем вывод: что бы ни происходило в обществе, семья создает среду и условия. И какие ценности мы проповедуем сейчас, такие ценности и будут культивироваться в наших будущих семьях. Как я отношусь к родителям, семье, так и мои дети будут относиться ко мне. Наши семейные ценности должны передаваться из поколения в поколение, так как именно они являются основой самобытности  нашего народа. Если ты уважаешь себя, то ты уважаешь своих близких, своих друзей, свой народ, свою Родину. Это и есть чувство патриотизма? – Безусловно, ДА!             

Еще один пример. На базе нашей школы должна была проводиться конференция республиканского масштаба. Готовим открытый урок «Толерантность и математика». Изначально планирую рассмотреть понятие толерантности в различных сферах нашей жизни: медицине, политике, обществе, социологии, философии и т.д., ну  и в математике соответственно. Естественно, вижу в этом понятии исключительно позитив, как вдруг один из студентов задаёт вопрос: «Что хорошего в толерантности организма к вводимому антигену, если это провоцирует привыкание к психотропным веществам и люди становятся наркоманами?» Я в ступоре! А ведь, и правда, ничего хорошего! Предлагаю поискать ещё недостатки. Самой интересно! Мы готовы быть толерантными по отношению к сексуальным меньшинствам, но не желаем «чудных» европейских гей — парадов в нашей стране. Кстати, кто придумал это название и для чего, не подмена ли это понятий? Вспоминаем возмущение «просвещенной» Европы по поводу Российской интолерантности из-за запрета пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних. И своё возмущение толерантным отношением Запада к проявлениям фашизма на Украине, факельным шествиям в Чехии и странах Прибалтики, расчленениям при детях трупов животных в зоопарках Дании, якобы, в образовательных целях. Нас это возмущает, мы не желаем быть к этому толерантными! Находим фильм на YouTube «Толерантный урок математики»! Первая реакция-шок! Почему всё с ног на голову, почему белое стало чёрным и наоборот? И, наконец, добираемся до концепции Овертона, подробно с ней знакомимся. Изучаем статью Евгения Хавренко. В пример привожу, опять же, ситуацию на Украине, когда  циничных нацистов Бандеру и Шухевича за 5 лет превратили в героев нации, им воздвигают памятники, их именами называют улицы. Итак, «Окно Овертона» работает! Вопрос: как этому противостоять? Думаем, размышляем, даже не спорим, все едины, скорее развиваем мысль.

  1. Всегда называть вещи своим именами (не антропофилия, а каннибализм!).
  2. Не предавать своих убеждений.
  3. Понятие толерантность использовать как терпимость, не позволять диктовать и навязывать себе чужое мнение и взгляды.
  4. Крепко держаться за традиции и уважать культуру, нравы, обычаи и устои своего народа, а, значит, и своей Родины. Это и есть чувство патриотизма? – Безусловно, ДА!

Чтобы участвовать в процессе формирования ценностных ориентаций у школьников  не надо быть их классным руководителем. Нужна живая беседа, диалог, который будет интересен и полезен и позволит нам задать те вопросы, поиск ответов на которые и будет формировать моральные ценности ребят. Вопросы много времени не отнимают, а вот, поставлены они должны быть так, чтобы им было интересно найти ответ, тем более что этим, каждый из школьников тоже зарабатывает свой авторитет в коллективе. Сегодня, благодаря внешней политике России, вставшей с колен и переставшей прогибаться под Запад, у наших детей есть все основания гордиться своей страной, а нашей задачей является просто поддерживать их интерес к жизни народа и политике страны, и помогать анализировать те явления, которые происходят в мире.

Последними событиями, достойными внимания, являются несанкционированные митинги в Москве. Не буду много рассуждать на эту тему.  Проблемы с незарегистрированными кандидатами касаются почти исключительно центральных районов Москвы и юго-западного протуберанца – тех самых мест, где живёт самая состоятельная публика. На митинги в столице ходят представители так называемого среднего класса, а также часть молодёжи. У них сформировалась определённая мировоззренческая установка – что их обманывают, их позицию не хотят учитывать. А то, что порождает протест в Сибири и на Дальнем Востоке, имеет совершенно иные причины и иные формы проявления, иную мотивацию. Если перефразировать, то получится, что протест в Москве делают не голодные люди, протест делают сытые, которых один раз невкусно покормили. Но тема для разговора в начинающемся учебном году есть!

Вербовщики в экстремистские организации проходят очень серьезную подготовку. С ними работают психологи, социологи, политологи и т. д.  и наши учащиеся являются для них «лакомым куском», за который они поборются. И для того, чтобы наши дети не попадали в  ловушки экстремистов, мы должны привить им навыки критического мышления, которые вырабатываются, только, когда они сами ищут ответы на волнующие их вопросы.

Нашей задачей является активизация их мыслительной деятельности, возбуждение интереса к окружающему, к жизни общества. И это легко достижимо, если каждый педагог будет уделять 5-10 минут урока на обсуждение событий, происходящих в мире, в стране, и просто вокруг нас.

На Украине не первый год происходит уничтожение государственности. И одним из главных механизмов уничтожения является подмена моральных ценностей. Для большей части сегодняшней молодежи Украины наиболее престижными видами деятельности стали бандитизм, проституция и торговля наркотиками, так как это приносит выгоду. Во главу угла поставлены материальные ценности. Добавим сюда некачественное образование, незнание собственной истории и неумение анализировать происходящее и получим поколение, которое должно сейчас строить и развивать страну. Перед глазами россиян реальный образец того, как быть НЕ ДОЛЖНО! Делайте выводы!

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить отзыв