«Вовка в Шахматной стране»
Городилова Елена Викторовна,
учитель высшей квалификационной категории
МБОУ «Гимназия №22»
г. Нижнекамск
(сценарий театрализованного представления собственного сочинения)
На сцену под музыку выходят пятеро детей.
— Добрый день! Мы очень рады
Дорогих гостей встречать!
(Из-за кулис раздаётся недовольный голос)
— Если гости, значит, надо
Их угощать и развлекать!
(Дети, недоумевая, оглядываются, затем продолжают)
— В шахматы играть мы любим,
Развиваем интеллект.
(Вновь недовольный голос из-за кулис)
— Да устройте праздник людям!
Песни, танцы, фейерверк!
(Не найдя источник голоса, ребята вновь продолжают)
— Вам стихи сейчас прочтём
Мы о шахматных сраженьях.
— Песню звонкую споём
О фигур передвиженьях.
(На сцену, возмущаясь, выходит герой мультфильма «Вовка в Тридевятом царстве»)
— Нет, друзья, так не пойдёт!
От скуки зритель [щас] уснёт!
— Ты вообще-то кто такой?
— (удивлённо) Как кто??? Сказочный герой!
Я же Вовка! Из мультфильма!
Изменился, видно, сильно.
Выступленье ваше, честно,
Смотреть ничуть не интересно!
— А как надо? Нам подскажешь?
— (Вовка кивает) И приму участье даже.
[Щас] я подберу слова…(задумывается)
Начинаем! Дубль 2!
Уважаемый учитель!
Для фона музыку включите. (Мелодия «В гостях у сказки»)
Сказку вам сейчас расскажем.
О любви и дружбе там.
(Дети хором подсказывают)
— Не о любви! Про шахматы!
(Вовка смущается, но находит выход):
— Так любовь-то к шахматам!
ЗдОрово! Ты просто гений!
( Вовка тихо) — Я ж про шахматы не знал…
— Тогда начнём без промедлений.
( Вовка тихо) — Я, по-моему, попал!
— Гулять по Шахматной стране
Мы отправляемся с друзьями.
— Извините, стыдно мне.
Не могу пойти я с вами.
— Вовка! Вовка! Ты чего?!
Стоишь, волнуешься, бледнея.
— Ой, ребята… я того…
Я в шахматы ведь не умею.
— Неожиданно… Ну что же?
Мы тогда тебе поможем!
Ведь шахматы – игра крутая!
Все-все-все об этом знают.
— Я один лишь не играю?!
Научите! Умоляю!
— Не будем время зря терять.
Начинаем обучать.
(Один из детей вручает Вовке тетрадь и ручку)
— Слушай всё и понимай.
Записывай. Запоминай.
Вовка: Посмотрите! Кто-то там
Дружно марширует к нам.
(Выход пешек под музыку «Солдатушки, бравы ребятушки…»)
(Вовка смеясь) Ой, какие головешки!
— Познакомься: это пешки.
(Выходят шахматные кони и слоны)
— Боже мой! Какое чудо!
Эй, лошадки, вы откуда?
— Не лошадки мы, а кони!
Не знаком ты с нами что ли?
Мы красивы и стройны.
( Вовка, увидев слонов) — Ой, а это кто?
— Слоны.
— Как слоны? А хобот где же?
— Вовка! Ты совсем невежда!
— Продолжаем. Погляди:
К нам сюда идут ладьи.
Вовка: — А вот это кто шагает
Гордой поступью сюда?
— Это ферзь. Его все знают.
(Вовка удивленно) — Что ли он суперзвезда?
— Самый сильный я и быстрый.
Я как шахматный министр!
Вовка с гордостью: — Догадался даже я:
Не хватает короля!
Король сзади тихо подходит к Вовке и говорит: Король давно уже пришёл.
(Вовка испуганно) — Это очень хорошо.
— Фигуры надо расставлять
И сраженье начинать.
(Вовка расстроенно): Я ведь это не умею!
Помогите мне скорее!
— Вот эту книгу почитай (один из детей вручает Вовке книгу И.Г.Сухина «Шахматы»)
И все правила узнай.
(Вовка берёт книгу, читает)
— Сначала строим первый ряд:
По краям ладьи стоят.
Рядом ставлю я коней,
Нет фигуры их хитрей.
Меж коней заключены
Наши храбрые слоны.
И еще два поля есть,
А на них король и ферзь.
По мере чтения фигуры занимают соответствующие правилам игры места.
А теперь без спешки
Идут на место пешки.
Таааак…
Изучим, как фигуры ходят…(листает книгу)
Знаю всё теперь я вроде!
Великим шахматистом стану!…
Кстати, что у нас по плану? (дети ему шепчут на ушко)
У нас без лишних процедур
Танец шахматных фигур!
Фигуры начинают танцевать под музыку «Учат в школе», Вовка их останавливает.
Танец никуда не годный.
Он какой-то старомодный.
Музыку сейчас изменим,
Танец наш осовременим.
Вот эта музыка крутая! (достаёт флешку)
Энергичная такая!
Чтоб нескучно было людям,
Под эту танцевать мы будем!
Я ж не стану вам мешать
Пойду в шахматы играть!
С этой книгой, точно знаю,
Всех теперь я обыграю. (уходит)
(из-за кулис) Не забудьте: первые
Начинают белые.
Фигуры танцуют под современную музыку.
(Вовка возвращается, громко ревёт)
— Вовка, ты чего не рад?
Почему так горько плачешь?
— Пять раз поставили мне мат!
И детский мат ещё в придачу!!!
— И не удивляйся даже.
Ты ж — начинающий игрок,
А соперники со стажем,
Ходят в шахматный кружок.
— Получается тогда
Я обречён на пораженье…
— Вовка, что за ерунда?
Тебе поможет обученье.
Невозможно очень быстро
Стать хорошим шахматистом.
Твою проблему, извини,
Решить ни капельки не сложно.
На кружок к нам приходи.
— А можно мне???
(дети хором) Конечно можно!
— Коль хочешь в шахматы играть,
В субботу. В 10. Будем ждать.
Вот визитка. Здесь всё ясно.
— Замечательно! Прекрасно!
Теперь я счастлив в полной мере!
Душа ликует и поёт!
А кстати, песню мы не пели.
Финальной песни зритель ждёт.
Финальная песня (на мелодию «Зажигай!»)
Где-то в Индии далёкой
Аж две [тыщи] лет назад
Родилась игра крутая,
Не игра, а просто клад.
И с тех пор завоевали
Шахматы сердца людей.
И по сей день удивляют
Популярностью своей!
Шахматы не просто игрушка для детей!
Личностного роста добьётся каждый с ней!
Припев. Шахматы – это образ жизни.
Шахматы помогают мыслить.
Шахматы – воля, ум и сила!
В шахматы играет вся Россия!