Методическая разработка сценария конкурса профессионального мастерства педагогов дополнительного образования художественной направленности (декоративно-прикладное творчество) «Современный педагог»
Абдуллова Аниса Камилевна
методист I квалификационной категории
МБУДО «Центр детского творчества
Ново-Савиновского района
г. Казани
Цель: повышение профессионального и личностного роста педагогов отдела декоративно-прикладного творчества.
Задачи:
- стимулировать профессиональный рост педагогических кадров;
- мотивировать педагогов к поиску новых творческих идей, самореализации, самосовершенствованию;
- популяризировать достижений талантливых педагогов;
- формировать позитивный имидж учреждения;
- обмен педагогическими находками и опытом деятельности.
Место проведения: г. Казань, Амирхана, 107. Центр детского творчества Ново-Савиновского района г.Казани
Оформление: на сцене цветы, трибуна для ведущего, эмблема конкурса, гирлянды шаров. Плакаты у болельщиков.
На сцене 5 столов для участников конкурса.
В зале стол для жюри, критерии оценок, протоколы. (Приложение 1,2).
Музыкальное оформление:
Веселая музыка для конкурсов: https://eee.fm/s
Кому адресовано мероприятие: педагогам дополнительного образования отдела декоративно-прикладного творчества учреждений дополнительного образования.
Ход мероприятия:
Жеребьевка до начала конкурса.
Все конкурсанты сидят в зале.
Фанфары, выходит ведущий.
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые педагоги, участники и зрители конкурса! Мы начинаем конкурс педагогов дополнительного образования отдела декоративно-прикладного творчества.
Нам повезло, что мы живем в России
Во времена свершений и побед.
За будущее наших поколений
Нам, педагогам, свой держать ответ!
Наш конкурс проходит в два этапа. Первый этап конкурса уже прошел. В нем приняли участие все педагоги отдела прикладного творчества. На первом этапе конкурса жюри оценивало открытые занятия и внеклассные мероприятия. По результатам первого этапа в финал вышли следующие педагоги дополнительного образования. Приветствуем наших конкурсантов:
Под музыку участники поднимаются на сцену
Участник № 1-
Участник № 2-
Участник № 3-
Участник № 4 –
Участник №5-
Мы рады приветствовать вас на конкурсе «Современный педагог». Это настоящий праздник профессионального мастерства. Праздник, посвященный Педагогам.
Педагоги, собравшиеся сегодня в этом зале, люди необыкновенные во всем – они фанаты своего дела, энтузиасты, фантазеры, творческие личности.
Слово предоставляется заведующей отделом декоративно-прикладного творчества ____________.
Вступительное слово зав. отделом.
Ведущий: Любой конкурс – это работа, работа творческая, напряженная не только для участников, но и для жюри. Уважаемые гости, разрешите представить вам наше профессиональное, компетентное жюри:
Председатель жюри – заместитель директора по УВР ______________
Члены жюри:
Зав. методическим отделом ________________
Зав. отделом декоративно-прикладного творчества _________________
Методист ________________________________
Педагог высшей кв. категории _______________________
Конкурсантов просим занять свои места (под музыку).
Ведущий: Конкурс 1. Самопрезентация «У меня есть я!»
Любая встреча людей друг с другом начинается со знакомства. Чтобы сформировать первое представление о человеке достаточно на него взглянуть. А чтобы узнать его ближе, нет лучшего способа, чем беседа, разговор. Мудро сказал когда-то Сократ: «Заговори, чтобы я тебя увидел».
Поэтому мы предлагаем нашим участницам начать знакомство с рассказа о себе. За 5 минут вам необходимо убедить нас, что вы – единственные и неповторимые, уникальные и удивительные, отличающиеся от окружающих, и в тоже время объединенные общими интересами, сплоченные единой целью служения миру Детства, готовые к сегодняшним состязаниям!
Итак, первый конкурс «Самопрезентация «У меня есть Я», оценивается по 10 бальной системе.
Выступление участников.
Ведущий: Спасибо всем участникам. По итогам 1 конкурса слово предоставляется жюри.
Жюри подводит итоги 1 конкурса.
Ведущий: И мы начинаем второй конкурс «Разминка». Каждому участнику будет задано по три вопроса (разной направленности). За каждый правильный ответ 1 балл (вопросы по очереди).
Первый вопрос связан непосредственно с вашей работой, с декоративно-прикладным творчеством.
- К какому виду декоративно-прикладного искусства относятся эти приемы и способы работы – плосковыемчатая, геометрическая, контурная, объемная, скобчатая? (Резьба по дереву)
- К какому виду декоративно-прикладного искусства относятся – терракота, майолика, фаянс, каменная масса, фарфор? (Керамика, гончарное ремесло)
- Что такое берегиня? Что вы можете о ней рассказать? (Берегиня – пример обереговой куклы – символа женского начала. Берегиню нельзя колоть иглой (сшивая лоскуты между собой), нельзя рисовать лицо. Если оберег предназначен для маленького ребёнка, то ткань не режется ножницами, а рвётся руками. Уникальность изготовления Берегини заключается в том, что лоскуты, из которых она состоит, соединяются между собой с помощью узелков и нитей).
- В каком виде декоративно-прикладного искусства традиционным декором является синяя подглазурная роспись на белом фоне с золотыми отводками? (Гжельская керамика).
- Какие наиболее известные виды росписи вы знаете? (Хохломская, городецкая, полхов-майданская).
Ведущий: Отличительной особенностью учреждений дополнительного образования является комфортность условий для творческого и индивидуального развития, что создает особые и благоприятные условия для внедрения современных педагогических технологий.
Поэтому второй вопрос – это современные инновационные технологии в учреждении дополнительного образования.
Технология личностно-ориентированного обучения предполагает, что центр всей образовательной системы – это … | индивидуальность детской личности |
Технология проблемного обучения предполагает … | создание проблемных ситуаций и активную деятельность учащихся по их разрешению |
В основе какой технологии лежат следующие организационные принципы: социально-полезная направленность деятельности детей и взрослых; сотрудничество детей и взрослых; творчество и романтизм? | технология коллективной творческой деятельности |
Как расшифровывается технология «ТРИЗ»? | Теория Решения Изобретательских Задач |
К какой технологии относятся следующие принципы деятельности: природо- и культуросообразность; умение моделировать, драматизировать; свобода деятельности; эмоциональная приподнятость и равноправие? | игровая |
Ведущий: Дети – народ очень любознательный. В течение дня у них множество вопросов – почему. И педагог всегда должен быстро и правильно ответить на детский вопрос. Каждому педагогу задается по 3 вопроса. За каждый правильный ответ -1балл. Максимальное количество баллов – 3. Итак, вопросы:
- Как найти прошлогодний снег? (Выйти на улицу сразу после начала нового года).
- Ни рыба, ни мясо – о чем эта русская поговорка была первоначально? (О раке).
- Назовите язык, являющийся родным для наибольшего количества людей. (Китайский).
- Какие насекомые одомашнены человеком? (Пчелы).
- Что теряет в полете любой космонавт? (Вес).
Наша разминка подошла к концу. Все участники успешно ответили на вопросы разминки.
По итогам 2 конкурса слово предоставляется жюри.
Жюри подводит итоги конкурса «Разминка».
Ведущий: Переходим к третьему конкурсу — Обмен опытом «Научу за пять минут».
Каждый участник должен выбрать себе любого из присутствующих в зале и в течении 10 минут научить его чему-либо, чем сам владеет в совершенстве. Максимальное количество баллов за этот конкурс – 10.
Конкурсантки приступают к выполнению задания.
Ведущий: Чтоб наши гости и болельщики не скучали, проведем с вами небольшой блеф-клуб.
На вопросы вам нужно отвечать на полном серьезе.
Верите ли вы, что:
* В Японии ученики на доске пишут кисточкой с цветными чернилами. (ДА)
* В Австралии практикуется применение одноразовых школьных досок. (НЕТ)
* Авторучка была изобретена в Древнем Египте. (ДА)
* Шариковая ручка сначала применялась только военными летчиками. (ДА)
* Для пространного письма нужно было 2-3 гусиных пера. (ДА)
* В Африке выпускаются витамизированные карандаши для детей. (ДА)
* В некоторые виды цветных карандашей добавляется экстракт моркови для большей прочности грифеля. (НЕТ)
* При Петре 1 в ходу была «картузная» бумага, применяли для изготовления картузов. (НЕТ в нее поковали артиллерийские снаряды)
* Госпожа Тэтчер и госпожа Голубкова имеют в чем-то сходство? (ДА, имя)
* Из озера Лаче не вытекает ни одна река. (НЕТ)
* Ньютон – великий французский ученый. (НЕТ. Он англичанин)
* Арбуз – это ягода. (ДА)
* Английское слово «фэйс» и русское слово «улица» — родственники. (ДА. «фэйс» — лицо, «улица» — «у лица дома»)
* Инфузория – туфелька – итальянская модельная обувь. (НЕТ)
* Мельхиор – это сплав меди с никелем. (ДА)
Молодцы! Отлично!
Ведущий: Для вас поет ______________.
Номер художественной самодеятельности.
Ведущий: Слово предоставляется участникам конкурса.
Выступления конкурсанток.
Ведущий: Поблагодарим наших конкурсанток аплодисментами.
Звучит музыка.
Ведущий: По итогам третьего конкурса слово предоставляется жюри.
Жюри подводит итоги конкурса «Обмен опытом «Научу за пять минут».
Ведущий: Следующий конкурс – Блиц-турнир «Терминологический марафон».
В ходе нашего следующего конкурсного задания мы с вами выясним, насколько вы владеете понятиями, употребляемыми в современной педагогической практике.
Перед вами карточка-таблица, содержащая 2 столбца. В правом из них – произвольный перечень 10 терминов, часто используемых в педагогической литературе. В левом столбце – определения этих терминов, также расположенные в произвольном порядке.
Ваша задача – определить, какому термину соответствует данное определение, соединив их одной линией между собой. На выполнение задания – 5 минут.
Максимальная оценка за этот конкурс – 5 баллов.
1 | Организация педагогом разных видов деятельности воспитанников во внеурочное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребёнка. | Рефлексия |
2 | Единство теоретической и практической готовности педагога к осуществлению своей профессиональной деятельности. | Социальная адаптация |
3 | Сформированное, автоматически осуществляемое движение, не требующее сознательного контроля и специальных волевых усилий для его выполнения. | Социализация |
4 | Способность сознания человека сосредоточиться на самом себе. | Развитие личности |
5 | Процесс и результат усвоения ребенком социального опыта. В результате социализации ребенок становится культурным, образованным и воспитанным человеком. | Педагогическая компетенция |
6 | Подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполняемым быстро, точно, сознательно, на основе усвоенных знаний и жизненного опыта. | Методы педагогического исследования |
7 | Гибкое приспособление индивида к условиям социума. | Внеучебная деятельность |
8 | Совокупность способов и приемов познания объективных закономерностей обучения, воспитания и развития. | Умение |
9 | Процесс закономерного изменения личности в результате ее индивидуальной деятельности по освоению окружающего мира. | Мониторинг качества образования |
10 | Механизм контроля и слежения за качеством образования, позволяющий выявить тенденции в развитии системы образования, а также последствия принятых в этой области решений. | Навык |
Ответы:
- Внеучебная деятельность
- Педагогическая компетенция
- Навык
- Рефлексия
- Социализация
- Умение
- Социальная адаптация
- Методы педагогического исследования
- Развитие личности
- Мониторинг качества образования
Ведущий: Пока наши участники выполняют очередное задание, перед вами выступит __________
Номер художественной самодеятельности.
Конкурсантки сдают листочки жюри с выполненным заданием.
Ведущий: Творчество – это не просто всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний, умений, а эмоции – сопровождают творчество, одухотворяют деятельность человека. А детское творчество – это чудесная и загадочная страна, помочь ребенку войти в нее и научиться чувствовать себя там, как дома, значит, сделать жизнь маленького человека интереснее и насыщеннее. А новые технологии позволяют существенно усилить этот эффект.
Последний наш конкурс называется «Знатоки техники декоративно-прикладного творчества».
На экран каждому из Вас будут прецироваться по 2 детские работы. А вы должны определить в какой технике была выполнена эта работа. Выполнение задания оценивается в 6 баллов.
Идет показ детских работ.
Стилизованный витраж
Лоскутная пластика
Квиллинг
Канзаши
Плетение из пайеток
Оригами модульное
Ганутель
Скрапбукинг
Фильдцевание
Объемная вышивка
Ведущий: Для подведения итогов двух последних конкурсов слово предоставляется жюри.
Подведение итогов последних двух конкурсов.
Ведущий: Наш конкурс «Современный педагог» подходит к концу.
Дорогие конкурсантки, сегодня – ваш звездный час. Мы еще раз убедились в том, что каждая из вас уникальна, каждая излучает особое тепло и свет. Поэтому жюри определило для каждой из вас номинацию, т.е. ту особенность, которая у вас ярче всего проявилась на конкурсе. Для награждения участников конкурса в номинациях слово предоставляется председателю жюри.
Вручение грамот участницам конкурса.
Номинации:
Творчество
Оригинальность
Мастер золотые руки
Педагог-новатор
Гран-при Педагог года
Награждение участников конкурса, фанфары.
Ведущий: На этом наш конкурс закончен, спасибо за внимание.
Литература и интернет ресурсы:
Альшуллер Г.С. Найти идею. Введение в ТРИЗ – Теорию Решения Изобретательских Задач. – М.:Альпина Бизнес Букс, 2007. – 400 с.
Кавера В.А. / В.А. Кавера // Труды / Под ред. О.Б. Кох, М.А. Ариарский, В.И. Еременко, сост. М.Э. Вильчинская-Бутенко. Современные педагогические технологии в системе дополнительного образования детей. – Санкт-Петербург: СПбГУКИ, 2013.
Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М.: Сентябрь, 2014. – 110 с.
http://igrateshka.ru/index.php/scenarios/
Приложение 1
Критерии оценок конкурсов
Название конкурса | Критерии оценок |
Самопрезентация «У меня есть я!» | Полнота характеристики, творчество, самокритичность, оригинальность |
Разминка | Полный и правильный ответ |
Обмен опытом «Научу за пять минут» | Творчество, аккуратность, новизна, неординарность |
Блиц-турнир «Терминологический марафон» | Знание педагогических терминов |
«Знатоки техники декоративно-прикладного творчества» | Умение определить вид техники декоративно-прикладного искусства и раскрытие его сущности |
Приложение 2
Протокол
Номер участника | Название конкурса | Максимальный балл | Оценка | Примечание |
1 | Самопрезентация «У меня есть я!» | 10 | ||
2 | Разминка | 3 | ||
3 | Обмен опытом «Научу за пять минут» | 10 | ||
4 | Блиц-турнир «Терминологический марафон» | 5 | ||
5 | «Знатоки техники декоративно-прикладного творчества» | 6 |