Мастер- класс на тему: Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством опытно — экспериментальной деятельности «Волшебница соль»
Нургалеева Раиля Каримулловна,
Кашипова Екатерина Викторовна
воспитатели первой квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №53»
г. Нижнекамск
Мастер- класс на тему:
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством опытно — экспериментальной деятельности «Волшебница соль».
Актуальность темы: современная наука стремится познать новое, заглянуть за пределы Вселенной, разгадать тайны микромира. Но за великими целями забывается то, что находится рядом, без чего мы не можем обойтись, и используем каждый день.
Например, зубная щетка, спички, ложка, вода, сахар…Без таких, казалось бы, простых вещей, люди не смогут «удобно» жить. К этим же вещам можно отнести и соль. Человек приправляет свою пищу солью и без этого обходиться не может. Соль всегда имела для человека огромное значение и ценилась очень дорого. И даже сегодня, в век технического прогресса, люди не смогли бы обойтись без нее.
Нас заинтересовал вопрос исследования соли. Соль, которая есть на каждом столе, в каждом доме, известная и знакомая, непознаваемая и таинственная. Соль всегда имела для человека огромное значение и ценилась очень дорого.
А где же ещё можно применить соль, кроме пищи?
Целью нашего мастер-класса является трансляция собственного опыта работы по развитию творческих способностей дошкольников в исследовательской деятельности. На конкретном примере мы покажем вам работу с детьми на тему «Волшебница соль».
Создалась проблемная ситуация, на обед принесли недосоленый суп. Несколько детей сразу же сказали, что в суп не вкусный. Все попробовав суп, поняли, что там не хватает соли. Детям было предложено подсыпать соли в суп и попробовать вновь. Дети заметили, что вкус супа тут же изменился, он стал вкусным. Таким образом, мы с детьми решили узнать побольше о соли, о её свойствах и значении. Вот так возникла тема нашей исследовательской деятельности.
Выдвинули гипотезу: если мы проведем исследования, то будем знать о свойствах соли, пользе и вреде соли и будем правильно её использовать. И так мы начинаем наши опыты.
Опыт № 2: «свойства соли».
С детьми рассматриваем, трогаем, нюхаем, пробуем соль на вкус.
Вывод: соль это кристалл, она бывает мелкая и крупная, имеет белый цвет, не имеет запаха. Соль в больших количествах осушает слизистую оболочку организма, поэтому употреблять ее нужно в умеренных количествах.
Опыт № 2: «на растворимость».
Для эксперимента понадобится: два стаканчика с водой. Один стакан с холодной и другой с тёплой водой. Соль можно взять крупную или мелкую. Ложки для засыпания и перемешивания соли.
Сначала добавить соль в холодную воду и посмотреть как быстро или не очень она растворится в воде. Затем тоже самое нужно проделать со стаканом тёплой воды.
Вывод: Соль очень хорошо растворяется в воде и не изменяет прозрачность воды. В теплой воде соль растворяется гораздо быстрее, чем в холодной.
Опыт № 3: «плавающее яйцо».
Для эксперимента понадобится: два стаканчика с водой, соль, два сырых яйца, ложка.
В первый стакан с водой опустить яйцо с помощью ложки. Яйцо тонет.
В другой стакан с водой засыпать 2 ложки соли, размешать до полного растворения. Опустить яйцо, яйцо будет плавать, где то посередине стакана. Затем вынуть яйцо и добавить ещё 2 ложки соли, перемешать и снова опустить яйцо. Яйцо будет плавать на поверхности воды.
Вывод: в пресной воде яйцо тонет, так как оно плотнее, чем вода. В соленой воде яйцо плавает, так как солёная вода за счет содержания соли плотнее, чем яйцо. Соль повышает плотность воды, чем больше соли в воде тем выше плавает яйцо.
Опыт № 4: «лавовая лампа».
Для эксперимента понадобится: соль, вода, стакан растительного масла, пищевой краситель, большой прозрачный стакан.
Стакан на 2/3 наполнить водой, вылить в воду растительное масло. Масло будет плавать на поверхности. Добавить пищевой краситель к воде и маслу. Потом медленно всыпаем 1 чайную ложку соли.
Вывод: масло легче воды, поэтому плавает на поверхности, но соль тяжелее масла, поэтому, когда добавляем соль в стакан, масло вместе с солью начинает опускаться на дно. Когда соль распадается, она отпускает частицы масла и те поднимаются на поверхность.
Соль впитывает в себя жиры, расщепляя их. Таким образом, можно избавиться от жирных пятен на одежде.
Опыт № 5: « выращивание кристаллов».
Для эксперимента понадобится: 0,5 л. банка горячей воды; 18 ст.л. соли; 3 зубочистки и шерстяная нитка; карандаш.
Эксперимент ведется несколько дней в группе. Добавить в воду соль, перемешать. Связать ниткой зубочистки между собой , так чтобы получилась снежинка, привязать другой конец нитки в карандашу и опустить снежинку в солевой раствор. В течении каждого дня наблюдать и следить за изменениями происходящими в банке, уже через 5 дней на снежинке появятся первые кристаллы соли.
Вывод: с остыванием воды растворимость соли понижается, и она начинает выпадать в осадок и оседать на стенках сосуда и на вашей снежинке, образовывая кристаллы.
Опыт № 6: « соль и перец».
Для эксперимента понадобится: бумажное полотенце, 1 ч.л. соли, 1ч.л. молотого перца, ложка, воздушный шарик, шерстяная варежка.
Расстелить на столе полотенце, насыпать на него соль и перец, перемешать. Надуть воздушный шар, натереть его как следует шерстяной варежкой, поднести поближе шарик к смеси перца и соли. Перец прилипнет к шарику, а соль останется на столе.
Вывод: Если поднести шарик к смеси перца с солью, перец начнёт притягиваться к нему. Это происходит потому, что электроны в перечных пылинках стремятся переместится как можно дальше от шарика. Перец прилипает к шарику.
Соль не притягивается к шарику, так как в этом веществе электроны перемещаются плохо.
Опыт № 7: « окрашивание соли».
Для эксперимента понадобится: Соль мелкая и крупная, два подноса, гуашь, мелки, ложки.
В центр горки с солью наливаем немного жидкой гуаши и перемешиваем соль ложкой.
Насыпаем соль в поднос и водим мелками по соли в разных направлениях, соль окрашивается.
Вывод: любую соль, как крупную, так и мелкую можно покрасить в любой цвет без вредных красителей и без вреда для здоровья. Соль хорошо окрашивается как гуашью, так и цветными мелками. Окрашенную соль можно использовать в творческой деятельности.
Опыт № 8: « солёное тесто».
Для эксперимента понадобится: железная миска; 1стакан воды; 0,5 стакана мелкой соли; 1 ст. лимонной кислоты; 1ст.л. растительного масла; довести до кипения ;1 стакан муки.
Этот рецепт солёного теста мы раздали детям домой и они вместе с родителями сделали поделки и принесли на выставку в детский сад. И дети смогли убедиться, насколько много поделок можно сделать из солёного теста.
Вывод: из соли можно сделать солёное тесто и использовать его для лепки. Соленое тесто можно окрасить с помощью гуаши или пищевых красителей.
Вывод: нас заинтересовала очень простая на вид поваренная соль, но оказалось, что о ней можно узнать много интересного и познавательного.
Благодаря исследовательской деятельности мы выяснили некоторые свойства соли: соль это кристалл; она растворяется в воде и не меняет её прозрачности; в соленой воде увеличивается плотность, из за этого предметы в ней не тонут; соль впитывает жиры и расщепляет их; соль выпадает в осадок при испарении и образует на предметах кристаллы; в соли плохо перемещаются электроны; соль хорошо окрашивается и является интересным материалом для творчества; из него можно сделать солёное тесто; соль обладает полезными свойствами и необходим для жизни человека.
Спасибо за внимание!