Вы здесь: Главная > Дошкольное образование, Музыкальное воспитание, Проекты > Проект «Давайте слушать вместе»

Проект «Давайте слушать вместе»


Маматова Лилия Аркадьевна

Музыкальный руководитель 1квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад №9 «Ёлочка» г. Нурлат РТ


Актуальность

Современное музыкальное воспитание дошкольников ставит целью не только развитие музыкальных способностей, сколько развитие эмоциональной восприимчивости музыки, что по утверждению академика Б.Асафьева является основой музыкальности ребенка. Огромную роль наряду с другими видами музыкальной деятельности в воспитании музыкально – эстетического чувства играет восприятие музыки. В старшем дошкольном возрасте дети любят слушать классическую музыку разных направлений и национальностей. Учитывая, что в своей работе необходимо использовать национально – региональный компонент, появилась необходимость знакомства детей с татарской классической музыкой и ее композиторами. Знакомство детей с композиторами и их творчеством позволяет постепенно приобщать их к основам татарской музыкальной культуры.

Описание проекта

Участники: Дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели и узкие специалисты ДОУ, социальные партнеры (ДШИ, МАДОУ «Камыр – Батыр»)

Вид проекта: Открытый.

Длительность проекта: Долгосрочный

Образовательная область проекта: Художественно – эстетическое развитие.

Области интеграции: Развитие речи, социально – коммуникативное развитие,

познавательное развитие.

Цель проекта

Приобщение всех участников проекта к татарской классической музыке, формирование начал музыкально – художественной культуры, а так же творческих личностей участников проекта посредством слушания татарской классической музыки.

Задачи проекта

1.Расширять знания участников проекта о татарской классической музыке, развивать восприятие музыкальных произведений татарских композиторов.

2.Развивать музыкальные способности, эстетический вкус, умение проявлять эмоциональную отзывчивость на музыку, развивать творчество участников.

3. Способствовать формированию единого детско-взрослого коллектива.

Практическая значимость

Данный проект будет полезен в работе музыкальных руководителей, воспитателей ДОУ, для расширения музыкального кругозора, а так же привития любви к татарской классической музыке.

Этапы развития проекта

Организационный (сентябрь). Определение целей и задач проекта. Изучение возможностей социокультурного пространства с целью привлечение их к сотрудничеству. Разработка перспективного плана реализации проекта, анкет, консультаций, конспектов занятий.

Практический (октябрь – апрель). Проведение работы с участниками проекта согласно составленному плану.

Заключительный (май). Презентация проекта в рамках ДОУ (выступление на педсовете и родительском собрании). Ознакомление с проектом в рамках МО музыкальных руководителей. Размещение проекта в СМИ.

Ожидаемые результаты

Дети

Более увлеченно слушают татарскую классическую музыку. Значительно изменяются особенности музыкального восприятия. Высказывания детей становятся более содержательными и эмоциональными, активный словарь пополняется новыми словами. Различают на слух и дают название татарским музыкальным произведениям, татарским народным инструментам, называют татарских композиторов. Принимают активное участие в инсценировках, музыкальных гостиных.

Родители

Становятся активными и заинтересованными участниками педагогического процесса. Происходит значительное повышение общей и музыкальной культуры. Родители имеют представление о татарских композиторах и их творчестве. Активно слушают произведения татарской классической музыки привлекая к этому своих детей. Посещают музыкальные театры, концерты.

Воспитатели

Происходит расширение и повышение музыкального уровня развития педагогов. Активно используют произведения татарских композиторов в своей деятельности.

Риски

Недостаточная активность родителей и других участников проекта.

Введение в ДОУ карантинного режима (по болезням детей)

Проведение незапланированных мероприятий.

Перспективный план работы по проекту «Давайте слушать вместе…»

сроки мероприятия
  дети родители воспитатели
октябрь Знакомство с татарскими народными инструментами (история возникновения)

Знакомство с творчеством татарского композитора Ф.Яруллина

Изучение уровня знаний и приоритетов родителей по татарской музыке

(анкетирование)

Изучение уровня знаний и приоритетов педагогов по татарской классической музыке

(индивидуальные беседы)

«Татарская музыка в нашей группе» (оформление музыкальных уголков)

«Музыкальные минутки»

(восприятие татарской музыки)

Ноябрь Познакомить детей с понятием «балет».

Просмотр отдельных фрагментов балета «Шурале».

Прослушивание музыкальных отрывков к этому балету.

Иллюстрирование татарских народных инструментов.

(выставка детских рисунков)

Помощь в организации выставки детских работ «Татарские народные инструменты»

Изучение потребностей родителей желающих обучать детей в ДШИ

(индивидуальные беседы)

Авторские разработки конспектов занятий с использованием татарской классической музыки.

(просмотр презентационных материалов)

«Музыкальные минутки»

(восприятие татарской музыки)

Декабрь Слушание «Детского альбома» Н.Жиганова

Иллюстрирование музыкального материала по восприятию прослушанной музыки.

(выставка детских работ)

Составление методических рекомендаций по слушанию татарской классической музыки

(буклет)

«Восприятие татарской музыки в домашних условиях»

(консультация)

Помощь в организации выставки детских работ «Детский альбом» Н.Жиганова.

Оказание помощи детям в иллюстрировании «Детского альбома» Н.Жиганова.

«Музыкальные минутки»

(восприятие татарской музыки)

Январь Постановка сказки «Шурале» (Г.Тукай, муз.сопровождение на усмотрение муз.руководителя)

Знакомство с альбомом «Татарские композиторы»

Просмотр в домашних условиях сказки «Шурале»

Оказание помощи при постановке сказки в ДОУ (пошив костюмов, изготовление декораций)

Сотрудничество с родителями при оказании помощи в постановке сказки «Шурале»

Тематические беседы о татарских композиторах.

Февраль «Картинки с выставки» Р.Яхин

(музыкальная беседа)

«Вечер татарской музыки»

(тематическое мероприятие совместно с родителями)

«Слушаем дома татарские колыбельные»

(консультация)

«Вечер татарской музыки» (участие с детьми в тематическом мероприятии)

«Времена года в татарской музыке» (составление вместе с музыкальным руководителем цикла интегрированных занятий)

«Вечер татарской музыки» (оказание помощи при подготовке и проведении тематического мероприятия)

Март «Весна в музыке татарских композиторов»

(тематическая беседа)

Прослушивание музыкальных произведений:

Р.Ахьярова «Капельки»

Р.Еникеев «Весенние капельки»

«Любимые герои татарских музыкальных произведений» (конкурс) «Использование татарской классической музыки в ООД»

(консультация)

«Угадай – ка»

(музыкальная викторина)

Апрель «Природа в музыке татарских композиторов»

(музыкальная гостиная)

«Природа в музыке татарских композиторов»

(оказание помощи и участие в музыкальной гостиной)

«Природа в музыке татарских композиторов» (подготовка к проведению музыкальной гостиной)
Май Использование татарской классической музыки в досуговой деятельности детей.

Посещение ДШИ и МАДОУ «Камыр – Батыр»

Посещение с детьми театров, концертов в ДШИ Посещение с детьми ДШИ и МАДОУ «Камыр – Батыр»

Заключение

Целью проекта было приобщение всех его участников к татарской классической музыке, формированию начал музыкально – художественной культуры, а так же творческих личностей участников проекта. В ходе реализации проекта было отмечено увлечение детьми восприятия татарской классической музыкой, произошло развитие слуха, появилось желание в выражении своих впечатлений от восприятия в самостоятельной творческой деятельности и в совместной деятельности с родителями и другим участниками проекта.

Список используемой литературы:

1.Саитова И. Музыка татарских композиторов в детском саду – Казань, 2004.

2.Исхакова И.Г, Ишниязова З.Л. Хрестоматия для музыкальных занятий в детском саду — Магариф. Казань, 1999.

3.Жиганов.Н. Альбом пьес для детей, Москва, Композитор 1998.

4.Шайморданова Ф.М. Музыка в детском саду, Казань 2015.

Материалы и оборудование:

Музыкальный центр, диски с записями татарской классической музыки, проектор, экран, компьютер, иллюстративный материал, портреты татарских композиторов, наглядный материал для участников.

П р и л о ж е н и я

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №9 «Ёлочка» г.Нурлат РТ

«Вечер татарской классической музыки»

(конспект совместного тематического мероприятия для детей старшего дошкольного возраста вместе с родителями)

(дети с родителями под музыку входят в музыкальный зал и рассаживаются за столы)

Муз.рук: Добрый вечер мои дорогие гости. Сегодня мы с вами собрались в нашем зале, чтобы поговорить с вами о татарской классической музыке. Старинная татарская пословица гласит: «Кто гостей не любит звать – тому радости не знать». Давайте с вами поздороваемся!

Все участники: Здравствуйте! Исенмесез!  
Муз.рук: Сегодня наш вечер посвящен классической музыке татарских композиторов. В нашей республике жили и сочиняли музыку такие композиторы как Рустем Яхин, Салих Сайдашев, Назиб Жиганов, Мансур Музафаров, Фарид Яруллин и др. Некоторых из них вы уже знаете, с другими познакомитесь сегодня.

Начнем с того, что в Татарстане, как в любой другой стране или республике есть свой гимн. Гимн – это главная песня страны. Ее слушают, стоя, мужчины снимают головные уборы. Гимн Татарстана написал композитор Рустем Яхин (показ слайда). Давайте все встанем и послушаем «Государственный гимн Республики Татарстан».

(звучит «Государственный гимн Республики Татарстан» Р.Яхина. После прослушивания все садятся на свои места)

Муз.рук: Рустем Яхин написал очень много песен на слова известных татарских поэтов, в том числе Габдулы Тукая и Мусы Джалиля. Кроме того, что Рустем Яхин был композитором, он был еще и блестящим пианистом и выступал как пианист в сольных концертах. За свою творческую деятельность Рустем Яхин был награжден орденами и медалями.

Вспомним еще одного композитора (показывает слайд с изображением С.Сайдашева). Чей это портрет?

(ответы детей).

Его вы уже хорошо знаете. Какие произведения этого композитора мы с вами слушали?

(ответы детей.)

Совершенно верно. «Марш Советской Армии» — это легендарное произведение. Оно вдохновляло на подвиги уходящих на фронт воинов, под этот марш  советские воины проходили по Красной площади в день Победы. Давайте его послушаем сегодня еще раз.

(слушание «Марш Советской Армии» С.Сайдашева)

Муз.рук: У меня вопрос к родителям. Скажите в исполнении, какого оркестра прозвучал этот марш?

Родители: Симфонического.

Муз.рук: Правильно. А сейчас девочки под «Вальс» Салиха Сайдашева потанцуют с ленточками.

(«Танец с ленточками» под музыку «Вальс» С.Сайдашева)

Муз.рук:. Давайте, ребята, вспомним, что вы знаете о Салихе Сайдашеве? (ответы детей).

У меня вопрос родителям. Какое учебное заведение в г.Казани носит его имя?

(ответы родителей)

Как и Рустем Яхин, Салих Сайдашев написал много песен. Одну из них мы сегодня послушаем. Называется песня «Соловей», написана она на стихи Ахмеда Файзи. Но давайте вначале послушаем это стихотворение.

(родители читают стихотворение, затем звучит песня С.Сайдашева на стихи А.Файзи «Соловей»)

Муз.рук: А сейчас нам родители прочитают отрывок из поэмы, а вы догадайтесь, о ком идет речь.

Родители (поочередно) 

            Чу! Какой-то крик ужасный раздается вдалеке.

  И топор остановился в замахнувшейся руке.

  И застыл от изумленья наш проворный дровосек.

  Смотрит – и глазам не верит. Кто же это? Человек?

  Джинн, разбойник или призрак этот скрюченный урод?

  До чего он безобразен, поневоле страх берет.

  Нос изогнут наподобье рыболовного крючка,

  Руки, ноги – точно сучья, устрашат и смельчака.

  Злобно вспыхивают очи, в черных впадинах горят.

  Даже днем, не то что ночью, испугает этот взгляд.

  Он похож на человека, очень тонкий и нагой,

  Узкий лоб украшен рогом в палец наш величиной.

  У него же в пол-аршина пальцы на руках кривых, —

  Десять пальцев безобразных, острых, длинных и прямых.

Муз.рук: Это строчки из поэмы Тукая «Шурале». А вот татарский композитор Фарид Яруллин (показ слайда) написал по мотивам этой сказки балет, который тоже называется «Шурале». Это был первый татарский балет. До Фарида Яруллина никто из татарских композиторов балеты не писал. А что такое, ребята, балет? (Ответы детей). Давайте послушаем отрывок из балета «Шурале» Фарида Яруллина.

(звучит отрывок из балета «Шурале» Ф.Яруллина («Выход Шурале»)

Муз.рук: Дети, сейчас я вам расскажу еще об одном татарском композиторе.

(показ слайда)

Это Назиб Жиганов. Он по праву считается основоположником татарской профессиональной музыки.  Шаг за шагом он  создавал основу современного татарского музыкального искусства. Деятельность Назиба Жиганова  велика и многообразна. Он написал 8 опер, 3 балета, 17 симфоний, очень много вокальных и инструментальных произведений, а также песен и романсов. С его участием и руководством связано открытие и деятельность таких музыкальных учреждений и организаций как: Казанская государственная консерватория, Татарский государственный оперный театр им. М.Джалиля, Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан, Союз композиторов Республики Татарстан. Скажите мне, а какие произведения мы с вами слушали на занятиях)

(ответы детей)

Муз.рук: Правильно. А все эти произведения входят в состав, какого альбома?

Дети: Детского.

Муз.рук: Уважаемые мои гости. Сегодня я вам сыграю одну из пьес Назиба Жиганова «Экият». Как переводится с татарского это слово?

(ответы детей.)

Когда будет звучать музыка, закройте глаза и постарайтесь нарисовать в своем воображении  какую-нибудь картинку на сказочную тему, а потом всем нам расскажите, что вы представили.

(слушание пьесы Н.Жиганова «Экият» в исполнении музыкального руководителя)

Муз.рук: А сейчас послушаем ваши рассказы.

(рассказы детей.)

Спасибо, ребята, за ваши увлекательные рассказы. И в завершении нашего тематического вечера прошу Вас вместе с родителями зарисовать прослушанную музыку.

(дети вместе с родителями иллюстрируют прослушанное музыкальное произведение. После все покидают зал)

Анкетирование для родителей на тему:

«Вы и татарская музыка в вашей жизни»

1.Каких татарских композиторов Вы знаете?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

2.Назовите известные Вам татарские народные инструменты?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Часто ли Вы дома слушаете татарскую музыку? С какой целью?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Как Вы считаете, необходимо ли в ДОУ проводить слушание (восприятие) татарской музыки? Если да – укажите цель, если нет – укажите причину?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Какое направление татарской музыки Вы использовали бы в воспитании свое предпочтение?

— народное

— классическое

— современное

6.Какие татарские праздники присутствуют в жизни Вашей семьи?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Справка

по результатам анкетирования родителей

на тему «Вы и татарская музыка»

В соответствии с планом работы по проекту «Давайте слушать вместе…» было проведено анкетирование родителей на тему «Вы и татарская музыка». В анкетировании приняло участие 37 родителей воспитанников 2 подготовительных групп.

Анкетирование проводилось с целью выяснения популяризации татарской музыки в семьях воспитанников ДОУ.

По результатам анкетирования можно отметить следующее:

1.Знания родителей о татарских композиторах составило:

72,9% — родители знают татарских комозиторов (С.Сайдашев, Ф.Яруллин, Р.Яхин)

27% — родители не знают татарских композиторов.

2.Знания родителей татарских музыкальных инструментов:

89,1% — родители знают татарские народные инструменты (курай, мандолина, тальянка)

10,8%- родители не знают данные инструменты

3.Слушание татарской музыки дома:

43,2% — слушают

16,2% — не слушают

56,7% — слушают иногда

4.По четвертому вопросу родители ответили так:

56,7% — необходимо слушание музыки с детьми в ДОУ

10,8% — считают что слушание не нужно

32,4% — воздержались от ответа

5.По направлениям ответы родителей были следующими:

32,4% — народная музыка

27% — классическая музыка

32,4% — современная музыка

8,1% — родители вообще не слушают музыку

6.Татарские праздники:

97,3% — присутствуют в семьях

2,7% — отсутствуют в семьях

По итогам анкетирования можно сделать вывод: Татарская музыка не в достаточном объеме присутствует в семьях. Основная часть родителей знаем композиторов и татарские народные инструменты. Слушание татарской музыки в домашних условиях проводится не регулярно. В связи с этим большая часть родителей считает, что восприятие татарской музыки необходимо проводить в ДОУ. В семьях воспитанников присутствуют праздники (Сабантуй, Ураза Бэйрэм).

Изучив ответы родителей мною был составлен план работы, который был включен в практический этап проекта «Давайте слушать вместе…)

Справку подготовила:

Музыкальный руководитель________________Л.А.Маматова

Положение о конкурсе

«Любимые герои татарских музыкальных произведений»

в МБДОУ «Детский сад №9 «Ёлочка»

1.Общие положения.

Совместная продуктивная деятельность родителей и детей играет большую роль в развитии ребенка дошкольного возраста. Конкурс «Любимые герои татарских музыкальных произведений» направлен на развитие совместного творчества, воображения и фантазии, а так же привития любви к татарской музыке.

2.Цели и задачи конкурса.

Цель: Расширение знаний детей и родителей о татарской литературе и музыке, посредством совместной деятельности.

Задачи: Приобщение детей и родителей к совместной творческой деятельности.

Развитие эстетического восприятия, творческого воображения.

Укрепление семейных отношений.

3. Участники конкурса.

В конкурсе принимают участие родители и дети старшего дошкольного возраста.

4.Сроки проведения: с 15 марта по 24 марта 2016 года.

5.Содержание работ:

Рисунки должны быть нарисованы своими руками, а поделки сделаны с использованием любого материала.

6.Требования к работам:

— работы должны иметь этикетку (авторы, группа)

— работы должны быть эстетично оформлены.

7.Условия конкурса:

Все работы будут представлены на общей выставке в музыкальном зале МБДОУ.

8.Подведение итогов конкурса:

Победители будут выбираться единым голосованием, которое пройдет 25 марта по 2 номинациям:

«Лучший рисунок»

«Лучшая поделка»

Все участники конкурса будут поощрены благодарственными письмами, а победители – грамотами.

 

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить отзыв