Вы здесь: Главная > Дошкольное образование, Экологическое воспитание > Формы работы по экологическому воспитанию дошкольников

Формы работы по экологическому воспитанию дошкольников

                                                   


Самсонова Наталья Николаевна

Воспитатель  первой квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №40 «Колосок»

 г. Набережные Челны


    Актуальность

В современных условиях, когда происходит воздействие общества на природную среду и не всегда в пользу природы, возникает необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека.                                                                                             Экологическое воспитание – важный компонент общего образования современного человека.  Дошкольные учреждения являются начальным элементом   системы экологического воспитания. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься.

                               

                                                  Цель экологического воспитания

Целью экологического воспитания для дошкольников выступает оформление комплекса практических и научных знаний о мире животных и растений, природных явлениях. У ребенка формируется ответственное отношение к уникальному миру природы, установка на сбережение природных богатств.

                               

Как мы видим форм очень много,  и сегодня,  я хотела бы рассказать о некоторых,  наиболее интересных и новых. Эти формы  я использую  в своей работе.

Учитывая современные требования к качеству образования, мы педагоги, встаем перед необходимостью выбора более эффективных средств и методов обучения. Одним из методов наиболее эффективным в работе с детьми по экологии является метод проектов.

 Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы. Данный метод дает возможность развивать индивидуальную и коллективную деятельность детей, расширять их опыт общения, дает возможность осуществлять педагогу личностно-ориентированный подход к каждому ребенку.

Специфика метода проектов заключается в следующем:

— он открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром;

— является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей;

-один из методов, выводящий педагогический процесс из стен детского сада в окружающий мир, природную и социальную среду.

По продолжительности экологические проекты разделяются на:

  • Краткосрочные – период их реализации может длиться от трех дней до недели.
  • Среднесрочные – рассчитанные на срок от одного месяца до трех.
  • Долгосрочные – укладывающиеся по продолжительности в один год.

 Основные требования к использованию метода проектов:

  1. В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск.
  2. Проект-это игра в серьез, результаты которой значимы для детей и взрослых.
  3. Обязательные составляющие проекта — детская самостоятельность (при поддержке педагога, сотворчество ребят и взрослых), развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков, применение полученных знаний на практике.

  Какие экологические проекты можно реализовать в детском саду?

Тематика проектов разнообразна: от изучения ярких представителей флоры и фауны до самостоятельного выращивания растений и планомерного наблюдения за их ростом.

Нами реализованы следующие проекты:

                                       

 

 Следующая форма работы, которая используется педагогами  уже давно это экологическая тропа.

 У детей первых семи лет жизни мышление наглядно-действенное и наглядно-образное. Следовательно, в работе должны использоваться такие методы обучения, которые базируются на наблюдениях, экспериментах и собственной продуктивной деятельности детей.

 Усвоение экологических понятий происходит значительно легче и быстрее, если дети видят проявление биологических закономерностей в реальности, в своем ближайшем окружении. Экологическая тропа позволяет систематизировать знания, показывает живые организмы в единстве со средой их обитания.

 Экологическая тропа – обустроенные и особо охраняемые прогулочно-познавательные маршруты, создаваемые с целью экологического просвещения детей  через установленные по маршруту информационные стенды.          

                     

  Основные критерии выбора маршрута и объектов экологической тропинки – включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов, их доступность для дошкольников.

В качестве объектов экологической тропинки выбираются различные виды как дикорастущих, так и культурных растений , деревья, кустарники, травы, мхи, грибы на живых и мертвых деревьях, старые пни, муравейники, гнезда птиц на деревьях, микроландшафты разных природных сообществ (луг, лес), клумбы, отдельно цветущие растения, места регулярного скопления насекомых, небольшие водоемы, огороды, отдельные камни, альпийская горка и т.п.

                 

     Создание  экологических троп способствует повышению научного уровня дошкольного образования. Знания, которые  дети  получают на тропе, тесно связаны с программным материалом; они помогают расширять и углублять знания, полученные на  занятиях. Главное же состоит в том, что дети овладевают умениями применять на практике знания из разных предметов в комплексе, постигая неразрывное единство природной среды и человека.

  Одной из интереснейших  форм организации образовательной деятельности, которая охватывает все образовательные области в соответствии с ФГОС ДО и способствует достижению поставленных целей путем объединения совместных усилий, является лэпбук.

Лэпбук (lapbook) в дословном переводе с английского языка значит » наколенная книга», которая представляет собой тематическую папку с кармашками, блокнотами и окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению.

                             

Лэпбук универсален при изучении любой темы экологической направленности, способен отразить, как общеизвестные факты, так и исследовательскую и поисковую деятельность детей. 

Лэпбук может быть посвящен определенной экологической теме. Она может быть конкретизирована, например, «Домашние животные»,»Дикие животные», «Кому нужна вода?», «Редкие животные», либо отражать тему более широко. Например: «Экология», «Времена года» которая может охватывать несколько тем.

Лэпбук представляет собой систему общеизвестных знаний, которые станут новыми для дошкольников. Экологические представления, имеющиеся у ребенка, будут уточнены, дополнены новыми интересными фактами. Наполняя папку материалом экологического содержания,не следует забывать о возрастном принципе.

  Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде:

  • информативен;
  • полифункционален: способствует развитию творчества, воображения. Пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);
  • обладает дидактическими свойствами;
  • является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства; вариативной (есть несколько вариантов использования каждой его части); его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста;

Лэпбук, как методическое пособие, выполняет следующие задачи:

  • развитие воображения, творческой инициативы, в том числе речевой;
  • возможность выбора детьми материалов, видов работы, участников совместной деятельности и общения;
  • создание условий для участия родителей в образовательной деятельности
  • возможность для ребенка научиться самостоятельно собирать и организовывать информацию

 Следующая интересная форма работы по экологическому воспитанию  это экологические макеты.  Согласно требованиям ФГОС предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала. Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность. Такими материалами являются макеты.

                          

 

Макет это  уменьшенная модель объекта (лес, горы, поле, озеро, вулкан, солнечная система и т.д.).

В процессе работы по развитию игры с макетами решаются следующие задачи:

-создаются условия для обогащения представлений у детей о природе и условии для жизни растительного и животного мира;

-развивается познавательный интерес к живой природе, эмоциональная отзывчивость и любознательность;

-формируются навыки правильного поведения в природе;

-воспитывается доброжелательность, отзывчивость к миру природы, бережное отношение к ней.

В младшем дошкольном возрасте у детей только начинают формироваться представления о живой природе. Простые макеты и модели,  созданные руками педагогов формируют первоначальные представления о природных объектах. Но формирует это  не наличие макета, а возможность общения с ним, игра. С младшими дошкольниками работа заключается в рассматривании готовой продукции, манипулировании с ней. Беседа о природе или объекте природы, который изображает макет.

В жизни старших дошкольников большое место занимает режиссёрская игра с мелкими игрушками, когда ребёнок создаёт воображаемую ситуацию, придумывает событие с персонажами, отождествляя себя с ними, выполняя одну из нескольких ролей, моделирует реальные социальные отношения в игровой форме.

 Еще одна интереснейшая  форма работы это квест — игра одна из наиболее новых форм и в последнее время все больше набирающая популярность.

Квест (англ. quest,) — это приключенческая игра (англ. adventuregame) — один из основных жанров компьютерных игр, в которых игроку необходимо искать различные предметы, находить им применение, разговаривать с различными персонажами в игре, решать головоломки и т. д.

                  

 Квест-игра с дошкольниками имеет свои принципы организации это:

  • все игры и задания должны быть безопасными,
  • Соответствовать возрасту и индивидуальным особенностям участников квеста;
  • Обязательно должно соблюдаться уважение достоинства ребёнка;
  • Чёткая постановка цели, распределение ролей;
  • Предполагается постоянная смена деятельности;
  • Связность, последовательность и логичность заданий;
  • Должна присутствовать эмоциональная окраска игры (декорации, музыкальное сопровождение, карты, схемы, костюмы); ринты; спортивные эстафеты.

                                   

 

                                 

В литературе квест – игры классифицируют по разным принципам:

-по числу участников:

  1. Одиночные
  2. Групповые

-по продолжительности:

  1. Кратковременные, которые можно провести в режимные моменты

(Пример: посадка лука для себя в день здоровья).

  1. Долговременные, которые проводятся во время непосредственной образовательной деятельности, возможно с продолжением на улице.

-по содержанию:

  1. Сюжетные.
  2. Несюжетные

 В работе с детьми можно использовать три структурные формы квест-игры:

                                

Следующая форма работы это мини — музеи.

                            

Музейная работа — это новое направление работы учреждений дошкольного образования. Экологические музеи играют огромную познавательную и воспитательную роль. Они могут создаваться коллективом детей, родителей и педагогов. Музеи могут играть большую роль в сотрудничестве учреждений дошкольного образования и семьи. Для музея может быть выделено отдельное помещение или отдельные участки рекреационных холлов и групп. В музее могут быть представлены постоянные и временные экспозиции.

Экспозиция — это выставка материалов по определенной системе. Например, в постоянной экспозиции может быть три отдела: «Природа нашего края», «Экзотические природные явления», «Природоохранная деятельность детского сада». Временные экспозиции могут быть связаны с темами экологических занятий. Например, тема «Вода в природе и жизни человека». Для изучения этой темы можно оформить соответствующие настенные панно: «Где в природе есть вода», «Кому нужна вода», «Вода в природных явлениях», «Как человек использует воду», «Как вода работает на человека», «Кто в море живет», «Кто на болоте живет», «Где воды мало и кто может подолгу обходиться без воды».

При формировании музея необходимо строго соблюдать правило «Не навреди природе!». Здесь не должно быть специально пойманных жуков, бабочек, сорванных красивых цветов, листьев, коры и т.д. Это очень важный воспитательный момент, на который следует обращать внимание и родителей. Один из критериев деятельности музеев — это разнообразие форм работы.

В музее могут проводиться занятия, экскурсии, работа кружков, тематические вечера, выставки, конкурсы, праздники и развлечения, театрализованная деятельность, беседы о нашем крае.

Задачи  мини-музея: 

  • Реализация направления «Музейная педагогика». 
  • Обогащение предметно-развивающей среды в группе. 
  • Формирование у дошкольников представления о музее. 
  • Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
  • Знакомство детей со свойствами природных компонентов; их значении для жизни человека, растений и животных.
  • Обогащение и активизация словаря.

                     

  Это некоторые из форм работ, о которых я хотела сегодня рассказать.  Благодаря использованию разных, интересных, активных форм работ в экологическом воспитании детей,  мы педагоги, сделаем образовательный процесс в ДОУ интересным и воспитаем поколение с «новым экологическим мышлением», направленным на сохранение природы и природных ресурсов.

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить отзыв