Формы работы по экологическому воспитанию дошкольников
Самсонова Наталья Николаевна
Воспитатель первой квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №40 «Колосок»
г. Набережные Челны
Актуальность
В современных условиях, когда происходит воздействие общества на природную среду и не всегда в пользу природы, возникает необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека. Экологическое воспитание – важный компонент общего образования современного человека. Дошкольные учреждения являются начальным элементом системы экологического воспитания. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься.
Цель экологического воспитания
Целью экологического воспитания для дошкольников выступает оформление комплекса практических и научных знаний о мире животных и растений, природных явлениях. У ребенка формируется ответственное отношение к уникальному миру природы, установка на сбережение природных богатств.
Как мы видим форм очень много, и сегодня, я хотела бы рассказать о некоторых, наиболее интересных и новых. Эти формы я использую в своей работе.
Учитывая современные требования к качеству образования, мы педагоги, встаем перед необходимостью выбора более эффективных средств и методов обучения. Одним из методов наиболее эффективным в работе с детьми по экологии является метод проектов.
Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы. Данный метод дает возможность развивать индивидуальную и коллективную деятельность детей, расширять их опыт общения, дает возможность осуществлять педагогу личностно-ориентированный подход к каждому ребенку.
Специфика метода проектов заключается в следующем:
— он открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром;
— является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей;
-один из методов, выводящий педагогический процесс из стен детского сада в окружающий мир, природную и социальную среду.
По продолжительности экологические проекты разделяются на:
- Краткосрочные – период их реализации может длиться от трех дней до недели.
- Среднесрочные – рассчитанные на срок от одного месяца до трех.
- Долгосрочные – укладывающиеся по продолжительности в один год.
Основные требования к использованию метода проектов:
- В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск.
- Проект-это игра в серьез, результаты которой значимы для детей и взрослых.
- Обязательные составляющие проекта — детская самостоятельность (при поддержке педагога, сотворчество ребят и взрослых), развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков, применение полученных знаний на практике.
Какие экологические проекты можно реализовать в детском саду?
Тематика проектов разнообразна: от изучения ярких представителей флоры и фауны до самостоятельного выращивания растений и планомерного наблюдения за их ростом.
Нами реализованы следующие проекты:
Следующая форма работы, которая используется педагогами уже давно это экологическая тропа.
У детей первых семи лет жизни мышление наглядно-действенное и наглядно-образное. Следовательно, в работе должны использоваться такие методы обучения, которые базируются на наблюдениях, экспериментах и собственной продуктивной деятельности детей.
Усвоение экологических понятий происходит значительно легче и быстрее, если дети видят проявление биологических закономерностей в реальности, в своем ближайшем окружении. Экологическая тропа позволяет систематизировать знания, показывает живые организмы в единстве со средой их обитания.
Экологическая тропа – обустроенные и особо охраняемые прогулочно-познавательные маршруты, создаваемые с целью экологического просвещения детей через установленные по маршруту информационные стенды.
Основные критерии выбора маршрута и объектов экологической тропинки – включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов, их доступность для дошкольников.
В качестве объектов экологической тропинки выбираются различные виды как дикорастущих, так и культурных растений , деревья, кустарники, травы, мхи, грибы на живых и мертвых деревьях, старые пни, муравейники, гнезда птиц на деревьях, микроландшафты разных природных сообществ (луг, лес), клумбы, отдельно цветущие растения, места регулярного скопления насекомых, небольшие водоемы, огороды, отдельные камни, альпийская горка и т.п.
Создание экологических троп способствует повышению научного уровня дошкольного образования. Знания, которые дети получают на тропе, тесно связаны с программным материалом; они помогают расширять и углублять знания, полученные на занятиях. Главное же состоит в том, что дети овладевают умениями применять на практике знания из разных предметов в комплексе, постигая неразрывное единство природной среды и человека.
Одной из интереснейших форм организации образовательной деятельности, которая охватывает все образовательные области в соответствии с ФГОС ДО и способствует достижению поставленных целей путем объединения совместных усилий, является лэпбук.
Лэпбук (lapbook) в дословном переводе с английского языка значит » наколенная книга», которая представляет собой тематическую папку с кармашками, блокнотами и окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению.
Лэпбук универсален при изучении любой темы экологической направленности, способен отразить, как общеизвестные факты, так и исследовательскую и поисковую деятельность детей.
Лэпбук может быть посвящен определенной экологической теме. Она может быть конкретизирована, например, «Домашние животные»,»Дикие животные», «Кому нужна вода?», «Редкие животные», либо отражать тему более широко. Например: «Экология», «Времена года» которая может охватывать несколько тем.
Лэпбук представляет собой систему общеизвестных знаний, которые станут новыми для дошкольников. Экологические представления, имеющиеся у ребенка, будут уточнены, дополнены новыми интересными фактами. Наполняя папку материалом экологического содержания,не следует забывать о возрастном принципе.
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде:
- информативен;
- полифункционален: способствует развитию творчества, воображения. Пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);
- обладает дидактическими свойствами;
- является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства; вариативной (есть несколько вариантов использования каждой его части); его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста;
Лэпбук, как методическое пособие, выполняет следующие задачи:
- развитие воображения, творческой инициативы, в том числе речевой;
- возможность выбора детьми материалов, видов работы, участников совместной деятельности и общения;
- создание условий для участия родителей в образовательной деятельности
- возможность для ребенка научиться самостоятельно собирать и организовывать информацию
Следующая интересная форма работы по экологическому воспитанию это экологические макеты. Согласно требованиям ФГОС предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала. Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность. Такими материалами являются макеты.
Макет это уменьшенная модель объекта (лес, горы, поле, озеро, вулкан, солнечная система и т.д.).
В процессе работы по развитию игры с макетами решаются следующие задачи:
-создаются условия для обогащения представлений у детей о природе и условии для жизни растительного и животного мира;
-развивается познавательный интерес к живой природе, эмоциональная отзывчивость и любознательность;
-формируются навыки правильного поведения в природе;
-воспитывается доброжелательность, отзывчивость к миру природы, бережное отношение к ней.
В младшем дошкольном возрасте у детей только начинают формироваться представления о живой природе. Простые макеты и модели, созданные руками педагогов формируют первоначальные представления о природных объектах. Но формирует это не наличие макета, а возможность общения с ним, игра. С младшими дошкольниками работа заключается в рассматривании готовой продукции, манипулировании с ней. Беседа о природе или объекте природы, который изображает макет.
В жизни старших дошкольников большое место занимает режиссёрская игра с мелкими игрушками, когда ребёнок создаёт воображаемую ситуацию, придумывает событие с персонажами, отождествляя себя с ними, выполняя одну из нескольких ролей, моделирует реальные социальные отношения в игровой форме.
Еще одна интереснейшая форма работы это квест — игра одна из наиболее новых форм и в последнее время все больше набирающая популярность.
Квест (англ. quest,) — это приключенческая игра (англ. adventuregame) — один из основных жанров компьютерных игр, в которых игроку необходимо искать различные предметы, находить им применение, разговаривать с различными персонажами в игре, решать головоломки и т. д.
Квест-игра с дошкольниками имеет свои принципы организации это:
- все игры и задания должны быть безопасными,
- Соответствовать возрасту и индивидуальным особенностям участников квеста;
- Обязательно должно соблюдаться уважение достоинства ребёнка;
- Чёткая постановка цели, распределение ролей;
- Предполагается постоянная смена деятельности;
- Связность, последовательность и логичность заданий;
- Должна присутствовать эмоциональная окраска игры (декорации, музыкальное сопровождение, карты, схемы, костюмы); ринты; спортивные эстафеты.
В литературе квест – игры классифицируют по разным принципам:
-по числу участников:
- Одиночные
- Групповые
-по продолжительности:
- Кратковременные, которые можно провести в режимные моменты
(Пример: посадка лука для себя в день здоровья).
- Долговременные, которые проводятся во время непосредственной образовательной деятельности, возможно с продолжением на улице.
-по содержанию:
- Сюжетные.
- Несюжетные
В работе с детьми можно использовать три структурные формы квест-игры:
Следующая форма работы это мини — музеи.
Музейная работа — это новое направление работы учреждений дошкольного образования. Экологические музеи играют огромную познавательную и воспитательную роль. Они могут создаваться коллективом детей, родителей и педагогов. Музеи могут играть большую роль в сотрудничестве учреждений дошкольного образования и семьи. Для музея может быть выделено отдельное помещение или отдельные участки рекреационных холлов и групп. В музее могут быть представлены постоянные и временные экспозиции.
Экспозиция — это выставка материалов по определенной системе. Например, в постоянной экспозиции может быть три отдела: «Природа нашего края», «Экзотические природные явления», «Природоохранная деятельность детского сада». Временные экспозиции могут быть связаны с темами экологических занятий. Например, тема «Вода в природе и жизни человека». Для изучения этой темы можно оформить соответствующие настенные панно: «Где в природе есть вода», «Кому нужна вода», «Вода в природных явлениях», «Как человек использует воду», «Как вода работает на человека», «Кто в море живет», «Кто на болоте живет», «Где воды мало и кто может подолгу обходиться без воды».
При формировании музея необходимо строго соблюдать правило «Не навреди природе!». Здесь не должно быть специально пойманных жуков, бабочек, сорванных красивых цветов, листьев, коры и т.д. Это очень важный воспитательный момент, на который следует обращать внимание и родителей. Один из критериев деятельности музеев — это разнообразие форм работы.
В музее могут проводиться занятия, экскурсии, работа кружков, тематические вечера, выставки, конкурсы, праздники и развлечения, театрализованная деятельность, беседы о нашем крае.
Задачи мини-музея:
- Реализация направления «Музейная педагогика».
- Обогащение предметно-развивающей среды в группе.
- Формирование у дошкольников представления о музее.
- Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
- Знакомство детей со свойствами природных компонентов; их значении для жизни человека, растений и животных.
- Обогащение и активизация словаря.
Это некоторые из форм работ, о которых я хотела сегодня рассказать. Благодаря использованию разных, интересных, активных форм работ в экологическом воспитании детей, мы педагоги, сделаем образовательный процесс в ДОУ интересным и воспитаем поколение с «новым экологическим мышлением», направленным на сохранение природы и природных ресурсов.