«Эколята»
Шафикова Альмира Мирасовна, Сабирзянова Ландыш Анваровна Воспитатель
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 93 «Эллюки» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
Цель: ознакомление дошкольников с явлениями природы и взаимодействия человека с окружающей средой, формирование начал экологической культуры.
Задачи:
- уточнение и углубление знаний о растениях, животных и природных явлениях;
- формирование знаний о жизненно необходимых условиях для человека, животных и растений (питание, рост, развитие);
- формирование элементарных представлений о причинно-следственных связях внутри природного комплекса;
- развитие гуманного эмоционально-доброжелательного и бережного отношения к окружающему миру;
- формирование потребности заботиться о чистоте и порядке в своей группе;
- ознакомление с природными факторами, влияющими на здоровье человека;
- формирование привычки рационально использовать воду;
- выработка умений правильно взаимодействовать с окружающим миром (элементарные правила поведения в природе);
- формирование эстетического отношения к окружающему миру.
Подружиться с Природой, понять и полюбить её помогут весёлые сказочные герои “Эколята” – друзья и защитники Природы
Оснащение центра «Эколята»
1 зона – Экологическая лаборатория
С детьми дошкольного возраста проводим несложные опыты с различными объектами живой и неживой природы. Имеются папки «Картотека опытов и экспериментов», алгоритмы проведения опытов.
Задачи лаборатории: развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет. В мини – лаборатории хранятся оборудование и материалы, необходимые для проведения опытов, материалы, с помощью которых дети опытным путём познают тайны живой и неживой природы:
-Специальная посуда (разнообразные ёмкости, мерные ложки, стаканчики, трубочки, тарелки, ситечки);
-Природный материал (камешки, песок, семена, ракушки, шишки и т. п.);
-Утилизированный материал (пенопласт, пробки, нитки и др.);
-Приборы – помощники (лупы, зеркала и др.);
-Медицинский материал (шприцы без иголок, пипетки, ватные палочки, колбочки);
-Мир материалов (виды бумаги, пластмассовые предметы, деревянные предметы, металлические предметы);
-Технический материал (гвозди, шурупы, болты и т. д., магниты.
—«Волшебница-вода» (пищевые и непищевые красители, соль, сахар, мука, крахмал т. е. материалы для изучения свойств воды);
—«Невидимка – воздух» (трубочки, мыльные пузыри, воздушные шары, вертушки и т. д., т. е. материалы для изучения свойств воздуха);
-«Свет и цвет» (зеркала, цветные стеклышки (вырезанные из пластиковых бутылок) ,т. е. материалы для изучения свойств света, цвета);
-«Звук» колокольчики, дудочки, трещотки, т. е. материалы для изучения свойств звука);
—«Магнетизм» (разные магниты, скрепки, металлические предметы, т. е. материалы для изучения свойств магнита.
Находятся: — Коллекции круп.
-Гербарий.
-Коллекция ракушек.
-Коллекция камней.
Модели :-календарь природы (времена года, дни недели;)
макеты (выставляются соответственно темам):
-кто живет в жарких странах (набор животных имеется);
-пустыня;
-животные наших лесов (набор животных имеется);
-пресмыкающиеся (набор имеется);
-насекомые;
В уголке природы есть фартуки для дежурных, лейки, опрыскиватель, кисточки, тряпочки, лопатка и рыхлитель.
2 Зона — Наша игротека
В игротеке находятся экологические игры, лото, разнообразные пазлы. Создана картотека игр:
«Дикие и домашние животные», «Четвёртый лишний: животный и растительный мир», «Чьи детки?», «Вершки-корешки»,
« Грибы-ягоды», « Назови часть растения», « Кто Я», «Узнаем живой мир», «В лесу», «Времена года», «Кто, где живет?», «Овощи и фрукты».
Демонстрационный материал: «Беседа по рисункам,»Осень», «Зима»»Весна», «Лето», «Птицы», «Высоко в горах», « Листья плоды», «Мамы и детки», «Насекомые», «Животные средней полосы», «Домашние животные в картинках», « «Овощи в картинках», «Дикие животные в картинках», «Мир в картинках: деревья и листья», «Мир растений и грибов: цветы и деревья», «Мир растений и грибов: фрукты и овощи»,
Интеллектуальные карты, папка «Стихи загадки», Лэпбук «Зимующие птицы»
Раздаточный материал: лотки, сигнальные карточки.
В играх дети закрепляют те знания, которые получают опытным путём.
3 зона – календарь природы.
Наглядный иллюстрационный материал («Времена года», «Животные», «Растения», карточки — схемы для отмечания погоды сегодняшнего дня.)
4 зона — «Огород на окне».
На окне каждый год весной обустраивается огород.
Посадки: овес, лук, петуния, бархатцы, салат, укроп.
Огород позволяет организовать длительные наблюдения за процессом роста растений, условиями роста растений. Весной проводим посадку в открытый грунт.
Воспитанники являются активными участниками акции «Покормите птиц зимой». Нашими помощниками акций являются, конечно же, наши любимые родители.
В своей работе стараемся грамотно сочетать материалы и оборудование в уголке экспериментирования, тем самым способствуем овладению детьми средствами познавательного опыта. Поощряем детскую любознательность, утоляем жажду познания маленьких «почемучек» и направляем их активную деятельность к познанию, стараемся способствовать развитию детских способностей в процессе экспериментирования. У нас много интересных поделок из природного материала.